Дело №2-777/2022
Апелл. дело №33-2993/2022
Судья Архипова Е.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 ноября 2022 года город Салехард
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Шошиной А.Н.,
судей коллегии: Нех Т.М., Старовойтова Р.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Харламповой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам истца Широковой Оксаны Александровны и ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 июля 2022 года, которым постановлено:
возложить на Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу обязанность предоставить Широковой Оксане Александровне копии приказов о премировании за 2019-2020 годы; копии приказов о премировании по ежемесячным, ежеквартальным, годовой премий, премировании за особо важные и сложные задания за 2021 год.
Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу в пользу Широковой Оксаны Александровны компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
В удовлетворении исковых требований к Управлению федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу отказать.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Шошиной А.Н., судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа
УСТАНОВИЛА:
Широкова О.А. (с учетом заявления об уточнении и увеличении исковых требований (том 1, л.д.211-229) обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу, Управлению Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу о взыскании недоначисленного и невыплаченного денежного содержания за декабрь 2020 года, март 2021 года, апрель 2021 года, май 2021 года в размере 507 359 руб. 75 коп., недоначисленных и невыплаченных сумм ежемесячных ежеквартальных и годовых премий за выполнение особо важных и сложных заданий в размере 543 831 руб. 27 коп., признании незаконными действий по начислению квартальной премии за выполнение особо важных и сложных заданий за I квартал 2021 года и премий за особо важные и сложные задания пропорционально фактически отработанному в марте и апреле 2021 года времени фиксированной суммой, включающей районный коэффициент и процентную надбавку за стаж работы в районах Крайнего Севера; взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 руб., процентов за задержку выплаты заработной платы в размере 88 175 руб. 77 коп., недоначисленной оплаты денежного содержания в период ее нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в мае и октябре 2021 года в размере 109882 руб. 98 коп., взыскании суммы районного коэффициента, начисленного на сумму недовыплаченных премий в 2021 году в размере 271 915 руб. 63 коп., взыскании процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера, примененной к расчету недоначисленных и не выплаченных премий в 2021 году в размере 435 065 руб. 01 коп.; возложении обязанности по предоставлению информации о характере и назначении выплаченных премий в 2019 и 2020 году, копий приказов о премировании за 2019-2020 годы.
В обоснование исковых требований указала, что с 18 июня 2014 года проходит федеральную государственную гражданскую службу в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу в должности начальника отдела защиты прав потребителей. Работодателем не выплачиваются квартальные и годовые премии за особо важные и сложные задания в связи с распространением COVID-19 в 2021 году, во II-IV квартале за 2021 год не в полном размере выплачено денежное содержание в виде квартальных премий за особо важные и сложные задания пропорционально фактически отработанному времени, а также по итогам работы за год, однако фиксированный размер премий установлен. На недоначисленную и невыплаченную сумму премий подлежат начислению районный коэффициент и северная надбавка. В результате выплаты денежного вознаграждения не в полном размере неверно произведен расчет отпускных за май 2021 года и октябрь 2021 года. Не верно исчислено и выплачено денежное содержание за март, апрель, май, 2021 года и декабрь 2020 года, поскольку при осуществлении расчета районный коэффициент 1,5 и северная надбавка 1,8 в нарушение пункта 4 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года №562 не были начислены на все составляющие денежного содержания гражданского служащего. За нарушение установленного срока выплаты денежного содержания с ответчиков подлежит взысканию компенсация, предусмотренная статьей 236 ТК РФ.
В представленных в суд возражениях на исковое заявление представитель ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу просила в удовлетворении исковых требований Широковой О.А. отказать. Указала, что задолженность по выплате денежного вознаграждения государственного служащего у Управления отсутствует, что подтверждается расчетными листками за 2019-2021 годы; представленный истцом расчет заявленных ко взысканию выплат основан на неправильном применении законодательства и Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия федеральной государственной гражданской службы, премирования, оказания материальной помощи, выплаты единовременного поощрения за безупречную и эффективную гражданскую службу и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска», утвержденного приказом Роспотребнадзора от 23 марта 2009 года №298. Ссылалась на пропуск истцом срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, а также, что УФК по Ямало-Ненецкому автономному округу с 2021 года осуществляет начисление и выплату денежного содержания сотрудникам Управления. Указала, что ежемесячное денежное содержание Широковой О.А. составляет 49928 руб.; размеры премий, указанные в расчетных листках, включают в себя районный коэффициент и северную надбавку. Материальная помощь Широковой О.А. состоит из одного оклада месячного денежного содержания государственного служащего (должностного оклада и оклада за классный чин), следовательно ее размер составляет 8 176 руб. Единовременная выплата государственного служащего состоит из двух месячных окладов денежного содержания и составляет 16352 руб., исходя из следующего расчета: 8176 руб. х 2. Выплата премий за противодействие COVID-19 установлена специалистам, работающим в усиленном режиме в связи с принимаемыми мерами по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции, Широкова О.А. к работе в усиленном режиме не привлекалась в 2021 году, в связи с чем правовых оснований для выплаты ей данного вида премии не имелось.
В возражениях на исковое заявление представитель ответчика Управления Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу просил в удовлетворении исковых требований отказать. Указал, что в соответствии с пунктами 2.8, 2.9 Положения о премировании в период с января 2021 года по май 2021 года ежемесячная и квартальная премии гражданским служащим выплачивалась в соответствии с приказами Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу фиксированными суммами, включающими районный коэффициент и северную надбавку за работу в районах Крайнего Севера. Ежемесячное денежное вознаграждение начислено и выплачено истцу в соответствии с законодательством Российской Федерации и действующим в Управлении Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу локальным нормативным актам.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе истец Широкова О.А. с учетом дополнений ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного постановления об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Приводит доводы о несогласии с решением суда первой инстанции в части отказа во взыскании в ее пользу недоначисленного и невыплаченного денежного содержания за декабрь 2020 года в размере 146300 руб., за март 2021 года в размере 20800 руб., за апрель 2021 года в размере 254799 руб. 99 коп., за май 2021 года в размере 85458 руб. 91 коп., процентов за задержку выплат заработной платы, недоначисленных и невыплаченных сумм ежемесячных, ежеквартальных и годовой премии за выполнение особо важных и сложных заданий в общем размере 543 831 руб. 27 коп., сумм районного коэффициента и северной надбавки, начисленных на общую сумму невыплаченных премий; материальной помощи и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в мае 2021 года.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу ставит вопрос об изменении решения суда в части возложения обязанности предоставить истцу копии приказов о премировании за 2019-2021 годы и в части взыскания компенсации морального вреда. Приводит доводы о том, что приказы о премировании не являются документами, связанными с трудовой деятельностью истца; за выдачей копий документов в соответствии со статьей 62 ТК РФ истец не обращалась. Обращение с заявлениями и служебными записками с просьбой об ознакомлении с приказами о премировании не свидетельствуют о допущенном бездействии со стороны работодателя, поскольку приказов о премировании не издавались, правовые основания для выдачи истцу приказов о премировании всего коллектива за 2019-2021 года у работодателя отсутствовали.
В возражениях относительно апелляционной жалобы Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу Широкова О.А. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, полагая его законным в обжалованной части.
В возражениях относительно апелляционной жалобы Широковой О.А. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, полагая его законным в обжалованной части.
Управлением Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу представлены письменные возражения, в которых поставлен вопрос об изменении решения суда с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Истец Широкова О.А., а также третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции телефонограммой и по электронной почте (том 3, л.д. 22-26), а также посредством заблаговременного размещения информации на сайте Суда Ямало-Ненецкого автономного округа, в судебное заседание не явились, в связи с чем судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся участников процесса на основании статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав представителей ответчиков Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу Пестерникова Ю.Л., Управления Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу Шмидта А.А. и Заец О.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы и возражений, полагавших решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы истца Широковой О.А. и подлежащим изменению по доводам апелляционной жалобы Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Широкова О.А. замещала должность начальника отдела защиты прав потребителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу с 18 июня 2014 года, с ней был заключен служебный контракт с учетом дополнительного соглашения от 18 июня 2014 года №2 (том 1, л.д.20-24).
На основании приказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу от 18 июня 2014 года №112-л Широковой О.А. с 18 июня 2014 года был установлен должностной оклад в размере 5379 руб., сохранены ранее установленные надбавки к должностному окладу.
В соответствии с пунктом 9 служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации от 28 марта 2012 года с учетом дополнительного соглашения к служебному контракту от 18 июня 2014 года №2 гражданскому служащему Широковой О.А. установлено денежное содержание, которое состоит из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должность государственной гражданской службы в размере 5 379 руб.; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы (оклада за классный чин); ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Российской Федерации в размере 105 процентов этого оклада; премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя; ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера в зависимости от стажа работы гражданского служащего в соответствии с действующим законодательством; выплаты районного коэффициента 50 процентов; других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами; денежное содержание выплачивается государственному служащему не реже, чем каждые полмесяца, в дни, определенные служебным распорядком; денежное вознаграждение выплачивается путем перечисления на банковский счет служащего.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов (органов) отдельных федеральных государственных органов, аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов, управлений Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, территориальных органов - представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих»).
В соответствии с абзацем восьмым подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации поручено до 01 июня 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
По смыслу приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определен состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Частью 10 данной статьи предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. При этом в соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что фонд оплаты труда гражданских служащих формируется за счет средств для выплаты (в расчете на год) денежного содержания, состав которого определен статьей 50 названного Федерального закона, а также за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Учитывая положения статей 50, 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ«О государственной гражданской службе Российской Федерации», формирование фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа должно осуществляться с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года №238-7.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданское службе Российской Федерации» и на основании приказов Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу денежное содержание истца Широковой О.А. включает: должностной оклад государственного гражданского служащего в размере 6014 руб., месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы в размере 2162 руб., ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия гражданской службы (105%) - 6135 руб., ежемесячное денежное поощрение в размере одного оклада - 6014 руб., ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе (20%) - 1 203 руб.
Таким образом, размер месячного денежного содержания Широковой О.А. без учета районного коэффициента и северной надбавки за работу в районах Крайнего Севера составляет 21708 руб., исходя из следующего расчета: 6014 руб. +2162 руб. +6135 руб. +6014 руб. +1203 руб.
Районный коэффициент Широковой О.А., из расчета 50% составляет 10854 руб. (21708 руб. (месячное денежное содержание х50%). Процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Широковой О.А., из расчета 80% составляет 17366 руб. 40 коп. (21708 руб. (месячное денежное содержание х 80%).
Месячное денежное содержание с учетом районного коэффициента и северной надбавки за работу в районах Крайнего Севера составляет 49 928 руб. 40 коп., исходя из следующего расчета: 21708 руб. +10854 руб. +17366 руб. 40 коп.
В соответствии с пунктами 2.8, 2.9 Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия федеральной государственной гражданской службы, премирования, оказания материальной помощи, выплаты единовременного поощрения за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска федеральным государственным гражданским служащим Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного приказом Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу от 14 января 2021 года №5-п (далее - также Положение), в период с января 2021 года по май 2021 года ежемесячная и квартальная премия гражданским служащим выплачивалась на основании приказов Управления Роспотребнадзора фиксированными суммами. При этом данные суммы включали районный коэффициент и северную надбавку за работу в районах Крайнего Севера.
С учетом этого, расчет денежного содержания истца за фактически отработанное время в апреле 2021 года (12 рабочих дней) составил 223 233 руб. 66 коп., исходя из следующего расчета: оклад 3280 руб. 36 коп. (6014 руб. /22 дня х12 дней)+ классный чин 1179 руб. 27 коп. (2162 руб. /22 дн. х 12 дней) +ежемесячное денежное содержание 3280 руб. 36 коп. (6014 руб. /22 дн. х12 дней)+ надбавка за особые условия 3444 руб. 55 коп. (6315 руб. /22 дн.х12 дней)+ надбавка за выслугу лет 656 руб. 18 коп. (1203 руб. /22 дн. х12 дней). Итого 11840 руб. 72 коп. Районный коэффициент составил 5920 руб. 36 коп. (11840 руб. 72 коп. х50%); северная надбавка составила 9472 руб. 58 коп. (11840 руб. 72 коп. х80%). Размер премии за особо важные и сложные задания пропорционально фактически отработанному времени предыдущего месяца составил 61 000 руб. на основании приказа Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу от 26 апреля 2021 года №59-л. Премия за особо важные и сложные задания пропорционально фактически отработанному времени за предыдущий квартал составила 135 000 руб. на основании приказа Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу от 08 апреля 2021 года №68. Оплата дней служебной командировки составила 22 694 руб. 73 коп. Всего за апрель 2021 года выплачено 245 928 руб. 39 коп.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, размер выплаченного в апреле 2021 года районного коэффициента согласно расчетному листку составил 5920 руб. 36 коп., северной надбавки - 9472 руб. 58 коп. Начисление районного коэффициента и северной надбавки произведено на все составляющие денежного содержания. Премии за особо важные и сложные задания выплачены за фактически отработанное время предыдущего месяца в соответствии с пунктами 2.8, 2.9 Положения с учетом районного коэффициента и северной надбавки.
Из материалов дела следует, что денежное содержание истца Широковой О.А. за май 2021 года составило 79 767 руб. 77 коп., оплата ежегодного оплачиваемого отпуска составила 118 991 руб. 68 коп., всего 198 759 руб. 45 коп., исходя из следующего расчета: оклад 1266 руб. 11 коп. (6014 руб. /19 дней х4 дня)+ классный чин 455 руб. 16 коп. (2162 руб. /19 дней х4 дня)+ ежемесячное денежное поощрение 1266 руб. 11 коп. (6014 руб. /19 дней х4 дня)+надбавка за особые условия труда 1329 руб. 47 коп. (6135 руб. /19 дней х4 дня)+ надбавка за выслугу лет 253 руб. 26 коп. (1203 руб. /19 дней х4 дня)+8176 руб. (материальная помощь за счет фонда оплаты труда, оклад + классный чин (6014 руб. +2162 руб. на основании приказа Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу от 29 апреля 2021 года №96)+16352 руб. (единовременная выплата к отпуску государственного служащего (оклад + классный чин)х2 (6014 руб. +2162 руб. х 2) на основании приказа Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу от 29 апреля 2021 года №96. Всего 29 098 руб. 11 коп. Районный коэффициент составил 14549 руб. 06 коп. (29098 руб. 11 коп. х50%), северная надбавка составила 23278 руб. 49 коп. (29098 руб. 11 коп. х80%). Размер премии за особо важные и сложные задания за фактически отработанное время предыдущего месяца на основании приказа Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу от 25 мая 2021 года №78-л составил 12842 руб. 11 коп. Всего размер выплаченного содержания составил 79 767 руб. 77 коп., оплата ежегодного оплачиваемого отпуска составила 118991 руб. 68 коп.
Вопреки доводам апелляционной жалобы размер районного коэффициента и северной надбавки исчислен верно путем умножения всех составляющих денежного содержания, в том числе и премий на 50% и на 80% соответственно.
В соответствии с пунктом 11 статьи 46 Федерального законаот 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при предоставлении федеральному гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания.
Единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания начислена Широковой О.А. в соответствии с приведенным положением пункта 11 статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Поскольку в июне 2021 года месячный оклад денежного содержания составил 8176 руб., размер единовременной выплаты к отпуску исчислен верно и составил 163652 руб., исходя из следующего расчета: 8176 руб. (6014 руб. оклад+2162 оклад за классный чин) х 2.
Из представленного в материалы дела расчетного листка истца Широковой О.А. за декабрь 2020 года следует, что за фактически отработанное время в декабре 2020 года истцу начислен оклад в размере 2353 руб. 31 коп. за период с 13 декабря по 31 декабря 2020 года, оклад за классный чин в размере 846 руб., надбавка за выслугу лет в размере 470 руб. 66 коп. (20%), надбавка за особые условия государственной службы 105% - 2470 руб. 98 коп., ежемесячное денежное поощрение в размере 2353 руб. 30 коп., ежемесячная премия в размере 6260 руб. 87 коп., квартальная премия в размере 6769 руб., ежемесячная премия в размере 15652 руб., премия за особо важные и сложные задания, связанные с противодействием COVID-19 в размере 56 000 руб., премия по итогам работы за год в размере 55500 руб., оплата отпуска в размере 145198 руб. 60 коп., оплата листка нетрудоспособности за период с 15 по 17 декабря 2020 года, районный коэффициент 50% в размере 4247 руб. 13 коп. и северная надбавка 80% в размере 6795 руб. 40 коп. (том 1, л.д.108).
При этом вопреки доводам апелляционной жалобы, районный коэффициент и северная надбавка в декабре 2020 года начислены и выплачены истцу в размере 4247 руб. 13 коп. (районный коэффициент 50%), северная надбавка в размере 6795 руб. 40 коп. (северная надбавка 80%), исходя из следующего расчета: оклад 2353 руб. 31 коп.+ оклад за классный чин 846 руб. +надбавка за выслугу лет 470 руб. 66 коп. +надбавка за особые условия государственной службы 105% 2470 руб. 98 коп. +ежемесячное денежное содержание 2353 руб. 30 коп.=8494 руб. 25 коп.; 8494 руб. 25 коп. х50% = 4247 руб. 13 коп.; 8494 руб. 25 коп. х80%=6795 руб. 40 коп.
Районный коэффициент и северная надбавка начислена и выплачена на все составляющие денежного содержания государственного гражданского служащего. При этом в размер ежемесячной премии включен районный коэффициент и процентная набавка за работу в районах Крайнего Севера, что согласуется с пунктами 2.8, 2.9 Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия федеральной государственной гражданской службы, премирования, оказания материальной помощи, выплаты единовременного поощрения за безупречную и эффективную гражданскую службу Российской Федерации и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска федеральным государственным гражданским служащим Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу.
В соответствии с частью первой статьи 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной деятельности.
Премия за выполнение особо важных и сложных заданий устанавливается на основании Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия федеральной государственной гражданской службы, премирования, оказания материальной помощи, выплаты единовременного поощрения за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска федеральным государственным гражданским служащим Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного приказом Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу от 14 января 2021 года №5-п, принятого и разработанного в соответствии с пунктом 4 части 5, части 7, 8 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
До принятия названного Положения действовало Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы, премирования, оказания материальной помощи, выплаты единовременного поощрения за безупречную и эффективную гражданскую службу Российской Федерации и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска федеральным государственным гражданским служащим Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителе и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу, утвержденное приказом Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу от 13 января 2020 года №5-п.
Действующим в настоящее время Положением установлен порядок стимулирования профессиональной служебной деятельности гражданских служащих и работников Управления.
В частности, в пункте 2.1 Положения предусмотрено, что премирование производится за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с достижением установленных показателей, с учетом обеспечения задач и функций, возложенных на структурное подразделение, исполнения должностного регламента и оформляется приказом по Управлению. Премия не является гарантированной частью денежного содержания.
Выплата премий за выполнение особо важных и сложных заданий может производиться одновременно всем гражданским служащим и заместителю руководителя, либо гражданским служащим отдельных структурных подразделений, а также отдельным гражданским служащим (пункт 2.2 Положения).
Премия может выплачиваться в пределах установленного фонда оплаты труда гражданских служащих и заместителя руководителя с учетом экономии средств по фонду оплаты труда единовременно, ежемесячно, ежеквартально и по итогам работы за год (пункт 2.3 Положения).
В пункте 2.4 Положения установлено, что решение о ежемесячном премировании гражданских служащих за выполнение особо важных и сложных заданий принимается руководителем Управления на основании: - обоснованного предложения начальника территориального и структурного отдела Управления по премированию гражданских служащих, изложенного в служебной записке направленной на имя руководителя Управления - согласно Приложению №1.
При определении размера премии конкретному гражданскому служащему учитываются: личный вклад гражданского служащего в обеспечение выполнения задач, функций и реализации полномочий, возложенных на территориальный орган и Роспотребнадзор; степень сложности и важности выполнения гражданским служащим заданий, достигнутых результатов; оперативность и профессионализм гражданского служащего в решении вопросов, входящих в его компетенцию, в выполнении обязанностей, предусмотренных служебным контрактом, должностным регламентом, в подготовке документов, выполнении поручений руководителя территориального органа и Роспотребнадзора; исполнение и соблюдение гражданским служащим служебного распорядка Роспотребнадзора; проявленная инициатива при исполнении заданий, наличие предложений по совершенствованию деятельности Роспотребнадзора в установленной сфере деятельности; высокие исполнительская дисциплина и ответственность за результаты деятельности; профессионализм в решении вопросов, входящих в его компетенцию, внедрение новых форм и методов, позитивно отразившихся на результатах работ по выполнению особо важного и сложного задания; показатели результативности и эффективности осуществления контроля (надзора); с учетом фактического отработанного времени в период, за который производится премирование (пункт 2.6 Положения).
Пунктом 2.8 Положения предусмотрено, что размер ежемесячной премии в каждом конкретном случае устанавливается на усмотрение руководителя Управления и максимальным размером не ограничивается, не связано с предложениями начальников территориальных и структурных отделов Управления, и начисляется фиксированной суммой, включающей районный коэффициент и процентную надбавку за работу в районах Крайнего Севера.
Размер квартальной и годовой премии устанавливается руководителем Управления фиксированной суммой, включающей районный коэффициент и процентную надбавку за работу в районах Крайнего Севера гражданскому служащему и заместителю руководителя за выполнение конкретных задач по итогам работы за квартал и за год и максимальным размером не ограничивается (пункт 2.9 Положения).
Из представленных в материалы дела расчетных листков, приказов о премировании за январь 2021 года, февраль 2021 года, март 2021 года, 1 квартал 2021 года, апрель 2021 года, май 2021 года, июнь 2021 года, за 2 квартал 2021 года, за июль 2021 года, за август 2021 года, за сентябрь 2021 года, за 3 квартал 2021 года, октябрь 2021 года, ноябрь 2022 года, декабрь 2021 года, за 4 квартал 2021 года, по итогам работы за 2021 год (том 2, л.д.21-106, 110-151) следует, что истцу Широковой О.А. работодателем выплачивались ежемесячные премии, премии за особо важные и сложные задания, квартальные премии, премии по итогам работы за год (том 2, л.д.26-34).
Размер ежемесячной, ежеквартальной премии, а также премии за особо важные и сложные задания устанавливался приказами о премировании по Управлению Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу на основании действующего в учреждении Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы, премирования, оказания материальной помощи, выплаты единовременного поощрения за безупречную и эффективную гражданскую службу Российской Федерации и единовременный выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска федеральным государственным гражданским служащим Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу, утвержденного приказом руководителя Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу от 14 января 2021 года №5-п.
Размер премий устанавливался руководителем Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу в пределах предоставленных полномочий с учетом установленных Положением критериев оценки личного вклада гражданского служащего в обеспечение выполнения задач, функций и реализации полномочий, возложенных на территориальный орган и Роспотребнадзор.
Нарушений трудовых прав истца Широковой О.А. в данном случае не допущено. Вывод суда об отказе во взыскании недоначисленных и невыплаченных сумм ежемесячных, ежеквартальных, годовых премий за выполнение особо важных и сложных заданий является правомерным.
С учетом этого, размер фактически начисленного и выплаченного ежемесячного денежного содержания в декабре 2020 года, в марте 2021 года, в апреле 2021 года, в мае 2021 года установлен Управлением Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу и Управлением Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу на основании Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия федеральной государственной гражданской службы, премирования, оказания материальной помощи, выплаты единовременного поощрения за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска федеральным государственным гражданским служащим Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного приказом Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу от 14 января 2021 года №5-п (далее - также Положение) и является верным.
Доводы апелляционной жалобы истца об обратном основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон.
Из материалов дела следует, что приказами руководителя Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу от 20 октября 2021 года №158-л, от 17 ноября 2021 года №170-л, от 02 декабря 2021 года №177-л, 20 декабря 2021 года №196-л за выполнение особо важных и сложных заданий государственными гражданскими служащими Управления, непосредственно реализующими мероприятия по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции в Ямало-Ненецком автономном округе, постановлено премировать за счет средств, выделенных в рамках распоряжения Правительства Российской Федерации от 01 октября 2021 года №2757-р согласно утвержденным спискам (том 2, л.д. 82-84, 90-91, 98-101, 107-109).
Принимая во внимание, что доказательств привлечения истца Широковой О.А. к осуществлению деятельности в 2021 году, связанной с противодействием коронавирусной инфекции в материалы дела не представлено и судом не установлено, а выделенные бюджетные ассигнования имели целевое назначение и подлежали направлению на материальное стимулирование государственных служащих и работников, деятельность которых связана с противодействием коронавирусной инфекции, правовых оснований для выплаты одноименной премии у работодателя не имелось, на что правомерно указал суд в обжалуемом решении.
В соответствии с частью первой статьи 62 Трудового кодекса Российской Федерации по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику трудовую книжку (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом трудовая книжка на работника не ведется) в целях его обязательного социального страхования (обеспечения), копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом трудовая книжка на работника не ведется); справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.
В пункте 2 части первой статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определено, что гражданский служащий имеет право на ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста.
По смыслу приведенных положений Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» перечень документов, который выдается по требованию работника работодателем, не является исчерпывающим. Работодатель обязан выдать работнику документы, содержащие информацию о трудовой деятельности работника, направленные на реализацию прав работника.
С учетом этого, просьба истца об ознакомлении ее с приказами о премировании за 2019-2020 годы в части информации о премировании истца, является правомерной. Однако данная просьба не была удовлетворена, несмотря на то, что обращения истца Широковой О.А. с законным требованием 02 декабря 2021 года, 13 декабря 2021 года, 21 января 2022 года (том 1, л.д.53-54,55, 60-61) нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы ответчика Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу и Управления Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в данной части подлежат отклонению, как необоснованные.
Вывод суда о том, что предусмотренный частью второй статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации срок обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора истцом не пропущен, поскольку с информацией о размерах и порядке начисления ей причитающихся выплат истец ознакомлена не была основан на фактических обстоятельствах дела и оснований для иных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Учитывая характер допущенного нарушения трудовых прав истца Широковой О.А., длительность нарушения, степень понесенных истцом нравственных страданий, а также требования разумности и справедливости, суд пришел к правомерному выводу о взыскании с Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу компенсации морального вреда. Размер денежной компенсации морального вреда определен судом верно. Оснований для иной оценки собранных по делу доказательств в их совокупности у суда апелляционной инстанции не имеется.
По вышеприведенным мотивам решение суда является законным и обоснованным, отмене либо изменению по доводам апелляционных жалоб не подлежит.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Судья /подпись/ А.Н. Шошина