№ 2-2893/2022
24RS0002-01-2022-003400-56
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 ноября 2022 года г. Ачинск Красноярского края
Ачинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Рахматулина И.А.,
при секретаре Рублевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Красноярскому краю к Волошиной Т. А. о взыскании незаконно полученной пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ОПФР по Красноярскому краю обратилось в суд с исковым заявлением к Волошиной Т.А. с исковыми требованиями о взыскании незаконно полученной пенсии в размере 76299,78 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Требования мотивированы тем, что Волошина Т.А. является получателем страховой пенсии по старости. При переходе с досрочной трудовой пенсии по старости на трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ необоснованно установился размер пенсии с повышенным размером фиксированной выплаты с учетом факта нахождения на иждивении Волошина А.А., выявлен факт излишне выплаченной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 76299,78 рублей. Предприняты меры к добровольному урегулированию спора, ответчику направлено уведомление о погашении суммы переплаты, однако сумма переплаты до настоящего времени не возмещена. В связи с чем, истец просит, на основании ст. 1102 ГК РФ, взыскать данную сумму с ответчика в принудительном порядке (л.д.3).
Представитель истца - ОПФР по Красноярскому краю, надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, в том числе посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», судебное заседание не явился, при подаче искового заявления ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя ОПФР по Красноярскому краю (л.д.3, 34, 44).
Ответчик - Волошина Т.А. о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом (л.д.42), ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, предоставила заявление, в котором по исковым требованиям возражала, ссылалась на пропуск срок исковой давности (л.д.37).
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в частности, в рамках правоотношений, связанных с реализацией прав граждан на пенсионное обеспечение.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон № 400-ФЗ) и ст. 13 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон №167-ФЗ) назначение, перерасчет и выплата трудовых пенсий, а также контроль за правильностью представления и достоверностью сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Статьей 29 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлен порядок возмещения суммы пенсии, выплаченной неправомерно: в виде удержания переплаты из выплаченной пенсионеру пенсии, либо в судебном порядке.
Основания и порядок выплаты социальной пенсии установлены Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", которым к одному из видов социальной пенсии, назначаемой по государственному пенсионному обеспечению, отнесена социальная пенсия (п.5 ч.1 ст.5).
Пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ определено, что необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Иные необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями в электронной форме, за исключением случаев, если соответствующие документы могут быть представлены на бумажных носителях. Заявитель может представить необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы в полном объеме по собственной инициативе.
Выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) прекращается в том числе в случае утраты пенсионером права на назначенную ему трудовую пенсию (часть трудовой пенсии по старости) вследствие обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные выше обстоятельства или документы (подпункт 3 пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.
В Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившем в силу с 1 января 2015 г., закреплены аналогичные положения, определяющие порядок истребования у обратившегося за назначением пенсии гражданина документов для назначения страховой пенсии, а также устанавливающие обязанность пенсионера предоставлять достоверные сведения при обращении с заявлением о назначении страховой пенсии и сообщать о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера страховой пенсии и прекращение выплаты страховой пенсии по причине утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (пункт 3 части 1 статьи 25, часть 7 статьи 21, часть 5 статьи 26 названного закона).
Порядок обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости, долей страховой части трудовой пенсии по старости) и за пенсией по государственному пенсионному обеспечению, рассмотрения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации этих обращений был урегулирован Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденными постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 17/19пб (далее также - Правила). Эти правила действовали до 1 января 2015 г. и были признаны утратившими силу в связи с изданием приказа от 11 декабря 2014 г. Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 1027н, Пенсионного фонда Российской Федерации N 494п "О признании утратившими силу некоторых нормативных актов Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 6 Правил граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.
Граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя. Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию (пункт 7 Правил).
При приеме заявления об установлении пенсии и необходимых документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе регистрирует заявления граждан и выдает расписку-уведомление, в которой указывается дата приема заявления, перечень недостающих документов и сроки их представления; истребует от юридических и физических лиц документы, необходимые для назначения пенсии, перерасчета размера пенсии, перевода с одной пенсии на другую и выплаты пенсии (подпункты 4, 5 пункта 11 Правил).
При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: дает оценку содержащимся в них сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи и соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности представленных документов; приостанавливает или прекращает выплату пенсии в установленных законом случаях (пункт 12 Правил).
Пунктом 13 Правил было предусмотрено, что решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Волошина Т.А. обратилась с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии (л.д.6-7).
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ ГУ – УПФР РФ в г. Ачинске Красноярского края Волошиной Т.А. с ДД.ММ.ГГГГ была назначена выплата по досрочной трудовой пенсии и пенсии родителю инвалида с детства (л.д.8-12).
Решением о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) от ДД.ММ.ГГГГ Волошиной Т.А. назначена пенсия по старости в размере 11 699,23 руб. (л.д.13).
На основании протокола УПФР в г. Ачинске Красноярского края № от ДД.ММ.ГГГГ, выявлен факт переплаты пенсионных выплат в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Волошиной Т.А. в общей сумме 76299,78 руб. (л.д.17), что подтверждается представленным расчетом по пенсионному делу № Волошиной Т.А. (л.д.14-16).
Согласно указанному протоколу, в связи с неправильным применением норм действующего законодательства: Волошина Т.А. обратилась с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ № о переводе с досрочной трудовой пенсии (по категории родителя инвалида с детства) в соответствии с пп.1.1 ст.28 № ФЗ на трудовую пенсию по старости в соответствии со ст.7 №173-ФЗ, в котором сведения о нахождении на иждивении нетрудоспособных членов семьи отсутствуют. При переводе с ДД.ММ.ГГГГ специалистами управления необоснованно установлен размер пенсии с повышенным размером фиксированной выплаты с учетом факта нахождения на иждивении Волошина А.А.
ДД.ММ.ГГГГ Волошиной Т.А. направлено уведомление о возмещении суммы переплаты в добровольном порядке до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18-19).
С ДД.ММ.ГГГГ деятельность ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ачинске Красноярского края (межрайонное) прекращена путем присоединения к ГУ- Отделение Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю.
В добровольном порядке сумма ущерба ответчиком до настоящего времени не возвращена, в связи с чем, истец обратился в уд с иском.
Излишне выплаченные Волошиной Т.А. суммы пенсии по старости и единовременных выплат в силу положений пункта 1 статьи 1102 и пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возвращены получателем в случае установления недобросовестности с его стороны, в данном случае недобросовестности Волошиной Т.А. - лица, которому эта пенсия по старости была назначена, или счетной ошибки.
Следовательно, по данному делу юридически значимым с учетом исковых требований и регулирующих спорные отношения норм материального права является установление недобросовестности в действиях Волошиной Т.А. при получении ею сумм пенсии по старости и единовременных выплат в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку добросовестность гражданина (в данном случае Волошиной Т.А.) по требованиям о взыскании сумм пенсии по старости и единовременных выплат презюмируется, бремя доказывания недобросовестности Волошиной Т.А. при получении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумм пенсии по старости и единовременных выплат возлагается на пенсионный орган, требующий их возврата, то есть на истца.
Между тем, как усматривается из материалов дела, согласно протоколу УПФР в г.Ачинске Красноярского края о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии и иных социальных выплат, при переводе с ДД.ММ.ГГГГ специалистами управления необоснованно установлен размер пенсии с повышенным размером фиксированной выплаты с учетом факта нахождения на иждивении Волошина А.А. При этом указано, что Волошина Т.А. обратилась с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ № о переводе с досрочной трудовой пенсии (по категории родителя инвалида с детства) в соответствии с пп.1.1 ст.28 № ФЗ на трудовую пенсию по старости в соответствии со ст.7 №173-ФЗ, в котором сведения о нахождении на иждивении нетрудоспособных членов семьи отсутствуют.
Доказательств недобросовестности в действиях Волошиной Т.А. при получении ею сумм пенсии по старости и единовременных выплат в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ стороной истца не представлено, напротив, факт излишней выплаты ответчику сумм пенсии произошел вследствие неправильного применения норм действующего законодательства истцом при назначении пенсии ответчику.
В связи с чем, требования ОПФР по Красноярскому краю о взыскании с Волошиной Т.А. незаконно полученной пенсии удовлетворению не подлежат.
Кроме того, ответчиком в ходе рассмотрения дела по существу заявлено ходатайство о пропуске срока исковой давности.
Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного кодекса.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно положениям пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации для установления начала течения срока исковой давности должны приниматься во внимание не только день, когда истцу стало известно о нарушении своего права, но и день, когда истец в силу своих компетенции и полномочий должен был об этом узнать.
Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1 (далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), предусмотрено, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства Пенсионного фонда Российской Федерации не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат (пункт 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает в том числе контроль за правильным и рациональным расходованием его средств (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Исходя из приведенных норм Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации на Пенсионный фонд Российской Федерации возложена функция контроля за правильным и рациональным расходованием его средств.
Как видно из материалов дела, со стороны ОПФР по Красноярскому краю не осуществлялся контроль при выплате пенсии по старости Волошиной Т.А. на протяжении длительного периода - с ДД.ММ.ГГГГ (дата принятия пенсионным органом решения о выплате Волошиной Т.А. трудовой пенсии по старости) по ДД.ММ.ГГГГ (дата протокола о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии и иных социальных выплат).
При этом, исходя из содержания указанного протокола, излишняя выплата пенсии ответчику производилась по ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, можно сделать вывод, что пенсионному органу стало известно об излишней выплате пенсии ДД.ММ.ГГГГ, поскольку после указанной даты начисления не производились. Следовательно, срок исковой давности по заявленным требованиям истекает ДД.ММ.ГГГГ.
С исковым заявлением ОПФР по Красноярскому краю обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском срока исковой давности.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Красноярскому краю к Волошиной Т. А. о взыскании незаконно полученной пенсии – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Ачинский городской суд.
Судья И.А. Рахматулина
Мотивированное решение составлено 05 декабря 2022 года
Копия верна
Судья Ачинского городского суда И.А. Рахматулина