Решение по делу № 2-611/2017 от 21.09.2017

                              Дело № 2-611/2017г.

    Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 ноября 2017 года                                                                                              с.Ивановка

Ивановский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи                Конфедератовой В.Г.,

при секретаре                                            Мартель О.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Правовосточного сельсовета Ивановского района Амурской области к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области о признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю,

у с т а н о в и л:

Администрация Правовосточного сельсовета Ивановского района Амурской области в лице представителя Вандышева И.А., действующего на основании доверенности от 01.09.2017 года, обратилась в суд с исковым заявлением к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области о признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю. В обоснование исковых требований указала, что во исполнение Постановления Правительства РФ №86 от 29.12.1991г. «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Постановления Правительства РФ №708 от 04.09.1992г. «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», Указа Президента РФ от 27.12.1991г. №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», Указа Президента РФ от 27.10.1993г. №1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» и в соответствии с порядком оформления и выдачи свидетельства на право собственности на землю, утвержденного «Роскомземом» от 15.02.1994г., Главой Администрации Ивановского района вынесено постановление №436 от 04.07.1994г., в соответствии с которым в долевую собственность членам ТОО «Андреевское» предоставлено 4400,6 га земель сельскохозяйственного назначения. И согласно прилагаемым спискам собственников земельной доли были выданы свидетельства на право собственности на землю. Решением общего собрания трудового коллектива реорганизуемого хозяйства был утверждён список лиц, наделяемых земельными долями, всего 305 человек, с определением размера доли каждого собственника 12,8 га. Земельный участок с кадастровым №28:14:000000:39 площадью 4400,6 га, находящийся в общей долевой собственности, расположен на территории муниципального образования Правовосточный сельсовет Ивановского района Амурской области. Ранее, до реорганизации, спорный земельный участок находился на территории муниципального образования Андреевский сельсовет Ивановского района Амурской области. Решением Сельского совета народных депутатов от 25.09.2015 №8 «О преобразовании муниципальных образований путем объединения Правовосточного и Андреевского сельсоветов в Ивановском районе во вновь образованное муниципальное образование Правовосточный сельсовет» Андреевский сельсовет реорганизован, территории, относившиеся к Андреевскому сельсовету перешли в ведение вновь образованного Правовосточного сельсовета. В соответствии ч.ч.3 и 4 ст.1 Закона Амурской области от 07.05.2015 года №540-ОЗ «Об объединении Правовосточного и Андреевского сельсоветов в Ивановском районе и внесении изменений в Закон Амурской области «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Ивановского района и муниципальных образований в его составе» в состав территории вновь образованного Правовосточного сельсовета входят территории объединяемых Правовосточного и Андреевского сельсоветов, Андреевский сельсовет утрачивает статус муниципального образования и исключается из учетных данных. Таким образом, правопреемником Андреевского сельсовета является вновь образованный Правовосточный сельсовет.

В соответствии с п.3 ст.12.1. ФЗ от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» администрацией Андреевского сельсовета составлены списки земельных долей указанных в пунктах 1,2 данного Закона.

На основании п.4 ст.12.1. ФЗ от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» администрация Андреевского сельсовета опубликовала список невостребованных земельных долей в газете «Амурская правда» от 09.07.2011 года №123, а так же размещены на информационных стендах расположенных на территории сельсовета в селе Андреевка Ивановского района Амурской области. В этом же номере газеты «Амурская правда» было опубликовано сообщение о проведении общего собрания участников долевой собственности на землю бывшего ТОО «Андреевское» Ивановского района с повесткой дня: «Об утверждении списка лиц, земельные доли которые могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными» а так же размещены на информационных стендах, расположенных на территории сельсовета в селе Андреевка. В период с 09 июля 2011 года по 25 октября 2011 года в орган местного самоуправления возражений о необоснованности включения в список невостребованных земельных долей не поступило. Общим собранием участников долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 28:14:000000:39, проведенным в соответствии с опубликованном в газете «Амурская правда» №123 от 09.07.2011 года сообщением, 25 октября 2011 года в помещении администрации Андреевского сельсовета решение об утверждении списка лиц, земельные доли которые могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, принято не было в связи с отсутствием необходимого для принятия решения кворума. Список невостребованных земельных долей утвержден в соответствии со ст.12.1 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в редакции Федерального закона от 29.12.2010 №435-ФЗ) постановлением главы Андреевского сельсовета Ивановского района Амурской области от 01.01.2012 №3.

В соответствии с пунктом 8 ст.12.1. ФЗ от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в редакции Федерального закона от 29.12.2010 №435-ФЗ), орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными. Родственники умерших собственников земельных паев (долей) с письменными возражениями о необоснованности включения долей в список невостребованных долей в администрацию Андреевского (а после 2015 года - Правовосточного) сельсовета не обращались. Так как собственники земельной доли являются умершими, ответчиком по делу должно выступать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, в связи с тем, что является уполномоченным органом по управлению и принятию в собственность Российской Федерации вымороченного имущества, в соответствии с п.3 ст.1151 ГК РФ и п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 №9 «О судебной практике по делам о наследовании. На основании вышеизложенного, просит суд признать право собственности Правовосточного сельсовета Ивановского района Амурской области на невостребованную земельную долю в праве общей долевой собственности на земельном участке с кадастровым номером 28:14:000000:39 бывшего ТОО «Андреевское», принадлежащую ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на основании свидетельства РФ – VIII 523010, регистрационная запись №3160 от 22.08.1994, размером 12,8 га, согласно списка: земельные доли, собственники которых умерли и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

Ответчиком – Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области на исковое заявление представлен письменный отзыв (исх.№06-13/4089 от 12.10.2017г.), в котором указывается следующее. Согласно п.1 ст.1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным. В соответствии с п.2 ст.1151 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 №223-ФЗ) в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. Вместе с тем, истцом не представлено доказательств, подтверждающих выморочный статус спорного имущества: сведений об отсутствии наследников. До настоящего времени ТУ Росимущества в Амурской области не осуществлялось оформление прав на указанное имущество, его принятие. На основании изложенного, полагает, что ТУ Росимущества в Амурской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.

В силу ч.3 и ч.5 ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствии надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания: истца – администрации Правовосточного сельсовета Ивановского района Амурской области, о причинах неявки не сообщившей, о рассмотрении дела в отсутствие представителя не просившей; ответчика – ТУ Росимущества в Амурской области, просившего о рассмотрении дела в отсутствие представителя; а также третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,– Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области, о причинах неявки суду не сообщившего, о рассмотрении дела в отсутствии представителя не просившего.

Суд, изучив материалы дела, приняв во внимание позицию ответчика – ТУ Росимущества в Амурской области, приходит к следующему.

В соответствии с п.5 ст.79 Земельного кодекса Российской Федерации использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Согласно ст.1 Федерального закона от 24.07.2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» данный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

Действие настоящего Федерального закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные, дачные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.

Правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствие со ст.15 Федерального закона от 24.07.2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Во исполнение Указа Президента РФ от 27.10.1993г. №1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», на основании постановления главы администрации Ивановского района от 04.07.1994г. №436 ФИО2, ДД.ММ.ГГГГр., приобрел право общей долевой собственности на земельную долю общей площадью 12,8 га, в том числе пашни – 10 га, для сельскохозяйственного назначения, расположенную на землях ТОО «Андреевское» Ивановского района, что подтверждается Свидетельством на право собственности на землю серии РФ-VIII АМО-14-01 №523010, выданным Комземресурсами Ивановского района 24.08.1994 года, регистрационная запись №3160 от 22.08.1994 года.

Статьей 18 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" определено, что Свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно кадастрового паспорта земельного участка от 18.02.2014 года №28/14-30609, выданного филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Амурской области, ФИО2 является одним из правообладателей доли размером 12,8 га в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 28:14:000000:39, площадью 43750000 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: земли сельскохозяйственного использования, местоположением: Амурская область, Ивановский район, земельный участок расположен вблизи с.Андреевка, ТОО «Андреевское».

Сведения, предоставленные филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Амурской области от 06.10.2017г., также содержат данные о том, что ФИО2 является одним из правообладателей земельной доли в праве общей долевой собственности на земельном участке с кадастровым номером 28:14:000000:39.

Собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст.8 Федерального закона от 16.07.1998г. №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (в редакции от 05.04.2016г.)).

Таким образом, на собственников земельных долей возложена обязанность использовать земельный участок рационально, по его целевому назначению, в соответствии с разрешенным режимом его использования.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 12.1 Федерального закона от 24.07.2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в редакции от 03.07.2016г.) невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте (п.1). Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (п.2).

ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> края (запись акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ), что подтверждается информацией, предоставленной Отделом ЗАГС <адрес> Администрации <адрес> от 13.10.2017г. , и Комитетом по делам ЗАГС и архивов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Наследственное дело к имуществу ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, не заводилось, никто из наследников с заявлением о принятии наследства к нотариусу не обращался (ответ врио. нотариуса Ивановского нотариального округа Амурской области Шабунина В.П. с исх. от 04.10.2017г.).

Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости №28/101/910/2017-2562 от 06.10.2017г., право собственности на указанную земельную долю не зарегистрировано, земельный участок не выделен, его границы не установлены, сведений о распоряжении земельным участком умершим или его правопреемниками нет.

В силу ст.12.1 Федерального закона от 24.07.2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в редакции от 03.07.2016г.), орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей) (п.3). Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования (п.4). Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности (п.5). Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей (п.6). С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно (п.7).

Согласно ст.14.1 Федерального закона от 24.07.2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», общее собрание считается правомочным в случае присутствия на нем участников долевой собственности, составляющих не менее чем 20 процентов их общего числа или, если способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на земельный участок, владеющих более чем 50 процентами таких долей (п.5). В случае, если количества участников долевой собственности на земельный участок, не включенных в утвержденный список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, недостаточно для обеспечения правомочности общего собрания в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, общее собрание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее чем 50 процентов общего числа участников долевой собственности на этот земельный участок, не включенных в указанный список (п.6).

Статьёй 8 Закона Амурской области от 11.12.2003г. за №278-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Амурской области» предусмотрено, что информационные сообщения, извещения, списки, предусмотренные Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", подлежат опубликованию в газете "Амурская правда".

09 июля 2011 года в газете «Амурская правда» было опубликовано информационное сообщение администрации Андреевского сельсовета Ивановского района о земельных долях, собственники которых умерли и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследство, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, в числе которых указан собственник земельной доли ФИО2.

Кроме того, администрацией Андреевского сельсовета Ивановского района были предприняты меры по созыву общего собрания собственников земельных долей, предоставленных в общую долевую собственность на основании постановления главы Ивановского района от 04.07.1994 года №436 (бывшего ТОО «Андреевское») с повесткой дня об утверждении списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными. В связи с отсутствием кворума общее собрание от 25.10.2011 года было признано несостоявшимся (протокол собрания участников долевой собственности на земельный участок с кадастровым №28:14:000000:0039 от 25.10.2011 года).

С учетом данных обстоятельств, в силу п.7 ст.12.1 Федерального закона от 24.07.2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», постановлением администрации Андреевского сельсовета Ивановского района Амурской области №3 от 01.01.2012 года был утвержден список невостребованных земельных долей в земельном участке с кадастровым №28:14:000000:39, расположенном на территории Андреевского сельсовета Ивановского района Амурской области (бывшего ТОО «Андреевское») предоставленном в общую долевую собственность на основании постановления главы администрации Ивановского района от 04.07.1994 года №436, в который включена, в том числе и земельная доля умершего ФИО2.

Согласно п.2 ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным. В порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.

В силу п.3 ст.1151 ГК РФ, порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.

На момент разрешения спора по существу такой закон на территории Российской Федерации не принят. Вместе с тем орган, уполномоченный на принятие в собственность Российской Федерации выморочного имущества, нормами федерального законодательства определен.

В силу п.1 ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года №9 «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что на основании пункта 3 статьи 1151 ГК РФ, а также статьи 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года №147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года №432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно пункту 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года №9 «О судебной практике по делам о наследовании» выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт - Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.

Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.

Анализируя изложенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что, согласно действующего законодательства, все функции по осуществлению работы с выморочным имуществом - невостребованными земельными долями возложены на Росимущество в лице его территориальных органов, к каковым так же относится ответчик - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области, поскольку указанное выморочное имущество, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации со дня открытия наследства, без акта принятия наследства, вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации, а свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, в лице Росимущества, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.

Поскольку предметом спора выступает выморочное имущество в виде земельной доли, которая не востребована ни её собственником, ни его наследниками, ни государством, принимая во внимание приведенные положения законодательства, установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу о признании права муниципальной собственности на выморочное имущество в виде невостребованных земельных долей является территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом - ТУ Росимущества в Амурской области, а доводы ТУ Росимущество в Амурской области об обратном признаёт несостоятельными.

При этом суд считает, что привлечение истцом Территориального Управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области к участию в деле в качестве ответчика его прав не нарушает.

В силу ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим, гражданские права и обязанности возникают, в том числе, в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.

Статья 129 ГК РФ предусматривает, что объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица), либо иным способом, если они не ограничены в обороте (п.1). При этом земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах (п.2).

Согласно п.3 ст.218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Федеральный закон от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не содержит запрета на признание за муниципальным образованием права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшихся невостребованными государством.

ТУ Росимущества в Амурской области при соблюдении истцом процедуры признания спорной земельной доли невостребованной по правилам статьи 12.1 Федерального закона №101-ФЗ, не заявило права собственника на указанную земельную долю, спорное имущество до настоящего времени в реестре федерального имущества не учтено, свидетельство о праве на выморочное имущество налоговым органом не получено, следовательно, Российская Федерация не приняла данное имущество в собственность в установленном законом порядке по правилам, установленным для выморочного имущества.

В соответствии с п.8 ст.12.1 Федерального закона от 24.07.2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.

Как указано в п.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010г. №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (ред. от 23.06.2015г.), в силу статьи 55 Конституции Российской Федерации и пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ, гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона. В соответствии с частью 2 статьи 9 Гражданского кодекса РФ, отказ граждан от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Таким образом, Федеральным законом от 24.07.2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», предусмотрен самостоятельный, более того, единственный порядок прекращения права собственности лица по настоящему делу на невостребованные земельные доли.

На основании части 1 статьи 49 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Согласно ст.1 Закона Амурской области от 07.05.2015 года №540-ОЗ «Об объединении Правовосточного и Андреевского сельсоветов в Ивановском районе и внесении изменений в Закон Амурской области "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Ивановского района и муниципальных образований в его составе", вступившего в законную силу 12.05.2015 года, Правовосточный и Андреевский сельсоветы в Ивановском районе преобразованы во вновь образованное сельское поселение – Правовосточный сельсовет (п.1). В состав вновь образованного Правовосточного сельсовета входят сельские населенные пункты: села Правовосточное, Садовое, Некрасовка, Андреевка, Богословка (п.2). В состав территории вновь образованного Правовосточного сельсовета входят территории объединяемых Правовосточного и Андреевского сельсоветов (п.3). Андреевский сельсовет утрачивает статус муниципального образования и исключается из учетных данных (п.4). Днем образования Правовосточного сельсовета является день вступления в силу настоящего Закона (п.5).

В связи с изложенным, правопреемником Андреевского сельсовета является вновь образованный Правовосточный сельсовет.

Устав Правовосточного сельсовета Ивановского района Амурской области, содержит положения о наделении администрации Правовосточного сельсовета (как исполнительно – распорядительного органа) полномочиями по решению вопросов местного значения, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Амурской области.

С учетом изложенного, принимая во внимание системное толкование приведенных норм права, суд приходит к выводу, что администрацией Андреевского сельсовета Ивановского района Амурской области, правопреемником которой является истец администрация Правовосточного сельсовета Ивановского района Амурской области, соблюдён установленный законом порядок признания земельных долей невостребованными, собственник земельной доли ФИО2 - умер, его наследники, не вступившие в наследство и не оформившие своих прав собственности на земельный участок в установленном законом порядке, не обратились к истцу с заявлением и необходимыми документами, кроме того, Российская Федерация не приняла данное имущество в собственность в установленном законом порядке по правилам, установленным для выморочного имущества, в связи с чем исковые требования администрации Правовосточного сельсовета Ивановского района Амурской области обоснованы и подлежат удовлетворению.

В силу п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области, как ответчик по делу, от уплаты государственной пошлины освобождено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд

    р е ш и л:

Исковые требования администрации Правовосточного сельсовета Ивановского района Амурской области к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области о признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю,- удовлетворить.

Признать за муниципальным образованием Правовосточный сельсовет Ивановского района Амурской области право собственности на невостребованную земельную долю, площадью 12,8 га, в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 28:14:000000:39, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, местоположение: Амурская область, Ивановский район, вблизи с.Андреевка, ТОО «Андреевское», ранее принадлежавшую на основании Свидетельства на право собственности на землю серии РФ – VIII АМО – 14 – 01 №523010, регистрационная запись №3160 от 22.08.1994 года, ФИО2, умершему ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ивановский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 14.11.2017 года.

Судья

Ивановского районного суда                                                            В.Г.Конфедератова.

2-611/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация Правовосточного сельсовета
Ответчики
Сушков С.И.
Другие
Территориальное Управление Росимущества в Амурской области
Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области (Управление Росрее
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Амурской области
Суд
Ивановский районный суд Амурской области
Дело на странице суда
ivanovskiy.amr.sudrf.ru
21.09.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.09.2017Передача материалов судье
25.09.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.09.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.09.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.11.2017Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее