РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Яр-Сале 03 июля 2024 года
Ямальский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Петрова Д.В., при секретаре судебного заседания Пашковской М.Н., с участием помощника прокурора Ямальского района Колесникова Я.С., представителя ответчика - администрации Ямальского района Давиденко В.А., действующего на основании доверенности № 08 от 10 января 2024 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-249/2024 по исковому заявлению прокурора Ямальского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ямальского района и АО «Ямалкоммунэнерго» о возложении обязанности организации снабжения населения сёл Яр-Сале, Салемал, Панаевск, Новый Порт, Сеяха Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа питьевой водой соответствующей требованиям СанПиН,
установил:
Прокурор Ямальского района обратился в суд с указанным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что АО «Ямалкоммунэнерго» осуществляет мероприятия по обеспечению водоснабжения населенных пунктов Ямальского района, а именно сёл Яр-Сале, Салемал, Панаевск, Новый Порт, Сеяха. В соответствии с постановлением Администрации Ямальского района от 31.03.2022 года № 329 филиал АО «Ямалкоммунэнерго» в Ямальском районе является гарантирующим поставщиком централизованной системы холодного водоснабжения указанных населенных пунктов. Пробами лабораторных исследований филиала ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в ЯНАО в Ямальском районе» установлены многочисленные факты превышения допустимых показателей качества питьевой воды потребителям, вода по своим свойствам и составу стабильно не соответствует требованиям СанПиН 2.1.3684-21 и СанПиН 1.2.3685-21. Ссылается на нормы законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения просит возложить на администрацию Ямальского района и АО «Ямалкоммунэнерго» обязанность организовать снабжение населения сёл Яр-Сале, Салемал, Панаевск, Новый Порт, Сеяха питьевой водой соответствующей требованиям СанПиН 2.1.3684-21, утверждённым постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года № 3 и требованиям СанПиН 1.2.3685-21, утверждённым постановлением главного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года № 2 в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу, а также возложить на АО «Ямалкоммунэнерго» в силу п.п. 2, 10 «Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение», утверждённых постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 года № 641, в течение 6 месяцев разработать инвестиционную программу в части учёта мероприятий по приведению качества питьевой воды в указанных населенных пунктах, согласовать данную инвестиционную программу, в течение одного месяца после её разработки, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в указанных населенных пунктах, который согласовать с уполномоченными органами в течение 3 месяцев после согласования инвестиционной программы.
Определением Ямальского районного суда от 07.05.2024 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЯНАО.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации Ямальского района Давиденко В.А. в судебном заседании и в письменных возражениях, направленных в суд, с иском в части возложения обязанностей на администрацию не согласился. Указал, что в исковом заявлении прокурора не указаны конкретные требования в адрес администрации, то есть предмет искового требования не является конкретным, а следовательно исполнимым. Истцом не указано, в чём конкретно заключается обязанность Администрации Ямальского района по организации снабжения населения питьевой водой надлежащего качества и каким образом данная обязанность не исполнена. Со стороны администрации все меры приняты, полномочия органов местного самоуправления по организации водоснабжения и водоотведения, предусмотренные ст. 6 Федерального закона РФ от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», полностью реализованы. Согласно концессионного соглашения на АО «Ямалкоммунэнерго» в срок до конца 2029 года возложена обязанность по приведению качества питьевой воды в соответствие с нормами СанПиН. Уменьшение этого срока до требуемого в иске (1 года) приведёт к неисполнимости судебного решения, поскольку проведение всех мероприятий, запланированных концессионным соглашением, в указанный срок фактически невозможно. Указал, что до выполнения всех мероприятий по концессионному соглашению допускается несоответствие воды установленным требованиям. Доводы прокурора о бездействии необоснованны, поскольку со стороны Администрации Ямальского района концессионное соглашение выполняется, так же производится текущая замена сетей водоснабжения, в рамках Адресной инвестиционной программы ЯНАО, утверждённой распоряжением Правительства ЯНАО от 06.12.2023 года № 979-РП с 2020 года реализуется строительство водоочистных сооружений в с. Яр-Сале. Так же на территории Ямальского района реализуется «План мероприятий по повышению качества питьевого водоснабжения в Ямальском районе на 2023-2028 годы». В иске к администрации Ямальского района просил отказать.
Представитель ответчика АО «Ямалкоммунэнерго», извещённый надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Из представленного ранее отзыва ответчика АО «Ямалкоммунэнерго» на исковое заявление следует, что организация водоснабжения населения муниципального округа законом возложена на органы местного самоуправления, в связи с чем не может быть возложена на Общество. 12.10.2018 года заключено концессионное соглашение между Обществом и Администрацией района в отношении системы коммунальной инфраструктуры, в том числе объекты водоснабжения и отдельные объекты таких систем, находящиеся в собственности муниципального образования Ямальский район. Данным соглашением предусмотрены мероприятия и возложена обязанность на Общество осуществить создание и реконструкцию объектов имущества. Разработка инвестиционной программы и плана мероприятий не зависит только от Общества. Действующее законодательство и условия концессионного соглашения допускают снижение качества водоснабжения до реализации плана по улучшению качества питьевой воды. Требования иска в части срока исполнения являются необоснованными. Просят в иске отказать.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЯНАО, извещённый надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, ходатайств об отложении дела не заявлял.
Представитель третьего лица Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО, извещённый надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, ходатайств об отложении дела не заявлял, в ходатайстве об участии путём использования системы видеоконференцсвязи судом было отказано ввиду отсутствия технической возможности. При этом третьим лицом направлен письменный отзыв на исковое заявление с приложением поясняющих документов, из которого следует, что в соответствии с 2.9.4 Положения о департаменте, утвержденным постановлением Правительства автономного округа от 25.12.2013 года № 1081-П к полномочиям департамента относится, в том числе утверждение инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение. АО «Ямалкоммунэнерго» в Ямальском районе осуществляет деятельность в сфере водоснабжения на основании концессионного соглашения № 101-19/46 от 30.10.2018 года, срок действия соглашения до 31.12.2029 года. Первоначальной редакцией концессионного соглашения заданием предусматривалось выполнение мероприятия по реконструкции водоочистных сооружений ВОС-50 с. Яр-Сале с целью доведения качества воды до нормативных значений в объёме 1200 м куб/сутки. Предельный размер расходов на создание и/или реконструкцию объектов имущества в составе объектов соглашения, которые предполагается осуществить концессионером в течении всего срока действия соглашения, составлял – 21,160 млн. руб. В соответствии с п. 8 правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 года № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее - Правила), в случае если регулируемая организация владеет централизованными системами водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем на основании концессионного соглашения, заключённого в текущем году, такая регулируемая организация направляет проект производственной программы на утверждение в уполномоченный орган до 1 декабря текущего года. Пунктом 6 Правил предусмотрено, что проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации (далее - техническое задание). Техническое задание разрабатывает и утверждает орган местного самоуправления поселения (муниципального округа, городского округа). Техническое задание на разработку инвестиционной программы регулируемой организации, получившей права владения и пользования централизованными системами водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем на основании концессионного соглашения, предусматривающего обязательства указанной организации по созданию и (или) реконструкции централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем с приобретением на срок, установленный концессионным соглашением, права владения и пользования такими системами, объектами, должно соответствовать условиям концессионного соглашения. В соответствии с пунктом 10(2) Правил инвестиционная программа регулируемой организации, осуществляющей свою деятельность на основании концессионного соглашения, объектами которого являются централизованные системы водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, должна соответствовать предусмотренным концессионным соглашением мероприятиям по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и (или) модернизации, замене морально устаревшего и физически изношенного иного имущества, принадлежащего концеденту на праве собственности, образующего единое целое с объектом концессионного соглашения и (или) предназначенного для использования в целях создания условий для осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (далее - иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество), новым более производительным, иному улучшению характеристик и эксплуатационных свойств такого имущества. В период с 2018 по 2020 годы АО «Ямалкоммунэнерго» не обращалось в департамент по вопросу утверждения инвестиционной программы. Дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ к концессионному соглашению № 101-19/46 от 30.10.2018 года внесено ряд изменений, в том числе существенно изменено задание концессионера и увеличен предельный размер расходов на создание и/или реконструкцию объектов имущества в составе объектов соглашения, которые предполагается осуществить концессионером в течении всего срока действия соглашения составлял с 21 160 000 руб. до 101 119 580 руб. Согласно дополнительному соглашению концессионер должен выполнить следующие мероприятия:
- ввод объекта незавершенного строительства: Сооружение трубопроводного транспорта, степень готовности 34% (<адрес>), срок реализации мероприятия 2020 год;
- ввод объекта незавершенного строительства: Сооружение коммунального хозяйства, степень готовности 98% (<адрес>), срок реализации мероприятия 2020 год;
- ввод объекта незавершенного строительства: Сооружение трубопроводного транспорта, степень готовности 48% (<адрес>), срок реализации мероприятия 2020 год;
- ввод объекта незавершенного строительства: Сооружение коммунального хозяйства, степень готовности 98% (<адрес>), срок реализации мероприятия 2020 год;
- ввод объекта незавершенного строительства: Сооружение коммунального хозяйства, степень готовности 98% (<адрес>), срок реализации мероприятия 2020 год;
- ввод объекта незавершенного строительства: Сооружение коммунального хозяйства, степень готовности 98% (<адрес>), срок реализации мероприятия 2020 год;
- реконструкция объекта «Сети водоснабжения» участок сети ВС от школы на 300 мест с. Новый Порт в том числе ПИР, срок реализации мероприятия 2021 год;
- реконструкция объекта «Сети теплопроводные» (участок сети ВС по ул.Полярная ТК №8-ТК №20 с. Новый Порт, в том числе ПИР, срок реализации мероприятия 2021 год;
- реконструкция объекта «Теплотрасса» адрес: от магазина «Северный» до жилого <адрес>» (участок сети ВС по <адрес> ТК №-ТК № <адрес>), в том числе ПИР, срок реализации мероприятия 2021 год;
- реконструкция объекта «Теплотрасса» адрес: от здания бани до жилого <адрес>, (участок сети ВС по <адрес> ТК № - ТК № <адрес>), в том числе ПИР, срок реализации мероприятия 2022 год;
- водозаборная трасса (строительство объекта «Комплекс объектов строительства в сельском поселении <адрес>. Инженерные сети ТВС и К (1, 2 этапы). Степень готовности 89% (участок сети ВС от магистрали по <адрес> -<адрес> <адрес>, в том числе ПИР)), срок реализации мероприятия 2022 год;
- реконструкция объекта «Сети водопроводные» <адрес> (участок сети ВС от водозабора до водоочистных сооружений, <адрес>), в том числе ПИР, срок реализации мероприятия 2023 год;
- модернизация объекта «Здание: Водозабор» <адрес>), в том числе ПИР, срок реализации мероприятия 2027 год;
- модернизация объекта «Береговая насосная станция» <адрес>, в том числе ПИР, срок реализации мероприятия 2029 год.
Впервые за утверждением инвестиционной программы АО «Ямапкоммунэнерго» обратилось в департамент в 2021 году. По результатам рассмотрения представленных АО «Ямалкоммунэнерго» материалов департаментом отказано в утверждении инвестиционной программы по причине несоответствия требованиям Правил. В 2022 году АО «Ямалкоммунэнерго» неоднократно обращалось в департамент за утверждением инвестиционной программы. По результатам рассмотрения представленных материалов департаментом отказано в утверждении инвестиционной программы по причине не соответствия требованиям Правил. В 2023 году АО «Ямалкоммунэнерго» неоднократно обращалось в департамент за утверждением инвестиционной программы. Проект инвестиционной программ включал ряд мероприятий несоответствующих концессионному соглашению, в том числе мероприятие «Модернизация объекта «Здание водоочистных сооружений» в с. Панаевск» со сроком реализации 2024 год. По результатам рассмотрения представленных материалов департаментом отказано. Причиной отказа послужило несоответствие представленной программы требованиям Правил, техническому заданию и основным мероприятиям концессионного соглашения. Дополнительным соглашением № 3 от 12.12.2024 года к концессионному соглашению № 101-19/46 от 30.10.2018 года внесено ряд изменений, в том числе изменено задание концессионера. В перечень мероприятий включено мероприятие «Модернизация объекта «Здание водоочистных сооружений» в с. Панаевск» и «Модернизация объекта «Здание: Стационарные очистные сооружения» с. Салемал» со сроком реализации 2024-2025 годы. Согласно дополнительному соглашению концессионер должен выполнить следующие мероприятия:
- ввод объекта незавершенного строительства: Сооружение трубопроводного транспорта, степень готовности 34% (ЯНАО, <адрес>, с. Яр-Сале, <адрес>, ЗУт85-Уп74а. <адрес>), срок реализации мероприятия 2021 год;
- ввод объекта незавершенного строительства: Сооружение коммунального хозяйства, степень готовности 98% (ЯНАО, <адрес>, с. Яр-Сале, <адрес> - м.н. <адрес>, <адрес>), срок реализации мероприятия 2021 год;
- ввод объекта незавершенного строительства: Сооружение трубопроводного транспорта, степень готовности 48% (ЯНАО, <адрес>-2Ут20), срок реализации мероприятия 2021 год;
- ввод объекта незавершенного строительства: Сооружение коммунального хозяйства, степень готовности 98% (<адрес>); срок реализации мероприятия 2021 год;
- ввод объекта незавершенного строительства: Сооружение коммунального хозяйства, степень готовности 98% (ЯНАО, <адрес>), срок реализации мероприятия 2021 год;
- ввод объекта незавершенного строительства: Сооружение коммунального хозяйства, степень готовности 98% (<адрес>), срок реализации мероприятия 2021 год;
- модернизация объекта «Здание: Водозабор» в <адрес>, срок реализации мероприятия 2024-2025 годы;
- строительство сети водоснабжения от Здания: Береговой насосной станции до жилого дома по <адрес>, в том числе ПИР в <адрес>, срок реализации мероприятия 2024-2025 годы;
- модернизация объекта «Здание водоочистных сооружений» в <адрес>, срок реализации мероприятия 2024-2025 годы;
- модернизация объекта «Здание: Стационарные очистные сооружения» <адрес>, срок реализации мероприятия 2025-2026 годы.
В 2024 АО «Ямалкоммунэнерго» дважды обращалось в департамент за утверждением инвестиционной программы. Перечень мероприятий и сроки реализации соответствуют концессионному соглашению в редакции дополнительного соглашения №. Проектом инвестиционной программы запланировано мероприятие «Модернизация объекта «Здание водоочистных сооружений» в <адрес>» со сроком реализации 2024-2025 годы и «Модернизация объекта «Здание: Стационарные очистные сооружения» <адрес>» со сроком реализации 2025-2026 годы. По результатам рассмотрения инвестиционная программа направлена на доработку. Причиной направления на доработку послужило несоответствие представленной программы требованиям. Реализация мероприятий заявленных в проекте инвестиционной программы планируется в период с 2024 по 2026 годы. Согласно пункту 32 Правил уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает инвестиционную программу до 30 октября года, предшествующего началу реализации инвестиционной программы. Следовательно, утвердить инвестиционную программу на текущий год невозможно. В соответствии с пунктом 10 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» инвестиционная программа разрабатывается не менее чем на три года. На основании вышеизложенного АО «Ямалкоммунэнерго» необходимо разработать инвестиционную программу в соответствии с требованиями, что повлечет за собой перенос сроков реализации мероприятий, а следовательно и необходимость внесения изменений в концессионное соглашение.
В соответствии с Порядком предоставления и распределения субсидий из окружного бюджета бюджетам муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе по вопросам местного значения по организации теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, являющегося приложением № 2.1 к государственной программе «Развитие энергетики и жилищно-коммунального комплекса», утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 25.12.2013 года № 1144-П (далее-Порядок 2.1) предоставляется субсидия из окружного бюджета бюджетам муниципальных образований в 2022-2025 годы на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по вопросам местного значения по организации теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в целях проведения капитального ремонта сетей теплоснабжения, и (или) водоснабжения, и (или) водоотведения (далее - сети), а также иного оборудования, задействованного при обеспечении населения жилищно-коммунальными услугами (услуги теплоснабжения и (или) водоснабжения, и (или) водоотведения) (далее - оборудование), в рамках консолидированной субсидии в сфере жилищного, коммунального хозяйства и благоустройства. Согласно п. 1.2.2 Порядка 2.1 уполномоченным органом и главным распорядителем бюджетных средств, наделенным полномочиями по предоставлению субсидий является департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса автономного округа. В соответствии с положениями Порядка 2.1 муниципальное образование заключает с уполномоченным органом соглашение о предоставлении субсидии. Между Департаментом и муниципальным округом Ямальский район в 2023 году заключено Соглашение (в редакции от 25.12.2023 г.) о предоставлении субсидии из окружного бюджета бюджетам муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе по вопросам местного значения по организации теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения от 14.02.2023 года № 89-40/08-01-06/087 (в редакции от 25.12.2023 г.) на сумму 17 137 000,00 руб., в том числе софинансирование из окружного бюджета автономного округа в размере 16 108 000,00 руб. Согласно п. 6.3 Порядка 2.1 в целях получения субсидий на очередной месяц получатели субсидий представляют в уполномоченный орган не позднее 20 числа текущего месяца заявку под фактическую потребность в средствах на очередной месяц по форме, установленной соглашением. Последняя заявка в текущем финансовом году подается не позднее 20 декабря и формируется с учетом прогнозной оценки фактической потребности средств на предоставление субсидии исходя из ожидаемого объема выполненных работ (оказанных услуг) на конец текущего финансового года. Образование кредиторской задолженности по итогам финансового года не допускается. Согласно акту сверки взаимных расчетов за 2023 год между Департаментом и муниципальным образованием и департаментом коммунального хозяйства и транспорта Ямальского района и данным отчетности по состоянию на 31.12.2023 Департаментом тарифной политики автономного округа перечислена субсидия на софинансирование расходных обязательств муниципального округа Ямальский район в целях проведения капитального ремонта сетей теплоснабжения, и (или) водоснабжения, и (или) водоотведения (далее - сети), а также иного оборудования, задействованного при обеспечении населения жилищно-коммунальными услугами (услуги теплоснабжения и (или) водоснабжения, и (или) водоотведения) (далее - оборудование) в объеме 16 025 616, 04 руб., а муниципальным округом Ямальский район израсходована в полном объеме.
В 2023 году в с. Яр-Сале заменено 870 м. сетей водоснабжения.
На выше указанные цели в 2024 году между департаментом тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа и муниципальным округом Ямальский район заключено соглашение о предоставлении субсидии из окружного бюджета бюджету муниципального образования Ямальский район от 13.02.2024 года № 89-40/05-02-04/07 (в редакции от 16.05.2024 г.) в размере 49 438 000,00 руб., в том числе софинансирование из окружного бюджета в объёме 45 326 000,00 руб.
В 2024 году запланирован капитальный ремонт сетей водоснабжения в с. Яр-Сале и с. Сеяха общей протяженностью 1636 м. В соответствии с пунктом 1.2.5 Порядка 2.1 капитальный ремонт сетей водоснабжения предусматривает использование материалов, исключающих вторичное загрязнение воды.
В рамках Адресной инвестиционной программы Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 06.12.2023 г. № 979-РП с 2020 года реализуется мероприятие «Строительство водоочистных сооружений на 100 м3/час в с. Яр-Сале». Главным распорядителем бюджетных средств Адресной инвестиционной программы является департамент строительства и жилищной политики автономного округа. В соответствии с п. 31 Правил формирования и реализации Адресной инвестиционной программы Ямало-Ненецкого автономного округа на очередной финансовый год и на плановый период, утвержденными Постановлением Правительства автономного округа от 30.03.2015 года № 277-П Департамент строительства и жилищной политики автономного округа формирует сводный отчёт о ходе строительства объектов Адресной программы согласно приложению № 7 к настоящим Правилам и представляет его для информации членам Правительства автономного округа.
Согласно направленной информации департаментом строительства и жилищной политики автономного округа в адрес заместителя Губернатора автономного округа получено Разрешение на строительство № 89-03-005-2024 от 16.02.2024 года до 16.04.2025 года. Ведутся подготовительные мероприятия по передаче ПД и РД подрядчику и ГСН.
На территории Ямальского района реализуется «План мероприятий по повышению качества питьевого водоснабжения в Ямальском районе на 2023-2028 годы». План согласован с заместителем Главы муниципального округа Ямальского района, с Управлением Росприроднадзора по ЯНАО в Ямальском районе и утверждён АО «Ямалкоммунэнерго».
Каждые пол года муниципальным округом Ямальский район в адрес департамента направляется отчёт с пояснениями о реализации мероприятий.
Заслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на охрану здоровья и благополучную окружающую среду.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении) одним из направлений государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является достижение целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путём обеспечения бесперебойного, качественного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктом 3 ст. 1 Закона о водоснабжении предусмотрено, что требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Согласно пункту 1 статьи 39 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утверждённые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 3 утверждены санитарные правила СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Также Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 утверждены санитарные правила СанПиН 2.1.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
В соответствии с указанными санитарными правилами качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
В соответствии с пунктом 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих санитарных правил.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14, пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения, муниципального, городского округа относится организация в границах городского поселения, муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктами 2, 4, 5, 6 части 1 статьи 6 Закона о водоснабжении определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях помимо прочих относятся: определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, муниципального округа, городского округа гарантирующей организации, утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов, утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ, согласование инвестиционных программ.
Как следует из положений статьи 23 Закона о водоснабжении организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учётом особенностей, предусмотренных настоящей статьёй и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона (часть 1).
Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям (часть 2).
Судом установлено и следует из материалов гражданского дела, что прокуратурой Ямальского района организована проверка исполнения хозяйствующими субъектами законодательства при реализации полномочий в сфере водопользования и водоотведения.
Согласно лабораторных испытаний по с. Яр-Сале (протоколы испытаний за июнь - август 2022 год) проба воды из крана водоочистительных сооружений, по адресу: с<адрес>Б, кран из распределительной сети, <адрес>Б, кран котельной <адрес>-21 по показателям: железо, марганец, алюминий (том 6, л.д. 61-68, 71-76, 79-84, 87-97).
В <адрес> (протоколы испытаний от май-август 2022 год), проба воды из крана водоочистительных сооружений, по адресу: <адрес>, промзона, кран в котельной 5ВК, <адрес>, кран в административном здании, <адрес>Н ДД.ММ.ГГГГ-21 по показателям: железо, марганец, мутность, цветность (том 6, л.д. 85, том 7 л.д. 275, л.д. 295, 297).
В <адрес> (протоколы испытаний апрель-август 2022 год), проба воды из крана жилого дома по адресу: <адрес> не соответствовали требованиям СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 по показателям: железо, марганец, алюминий, цветность (том 7, л.д. 268, 281).
В <адрес> (протоколы испытаний за май-август 2022 год) проба воды из крана административного здания, <адрес>, из крана Сеяхинской участковой больницы, <адрес>. 17, Сеяхинская школа-интернат, <адрес>Н ДД.ММ.ГГГГ-21 по показателям: железо, марганец (том 7 л.д. 301-302, 318).
В <адрес> (протоколы испытаний за май-август 2022 год) проба воды из крана котельной № <адрес>, кран водоочистительных сооружений, <адрес>А, кран в жилом доме <адрес>, административное здание, <адрес>Н ДД.ММ.ГГГГ-21 по показателям: железо, марганец, цветность (том 7 л.д. 284-288, 322, 324, 327).
Несоответствие требованиям питьевой воды СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21, выявлены и в иные периоды за 2021 год (протоколы испытаний за 2021 год по всем населенным пунктам том 7), и за истекший период 2022 года (том 6, л.д. 100-337).
В судебном заседании прокурором дополнительно приобщён ответ ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в ЯНАО в <адрес>» с приложением протоколов испытаний проб воды за 2023 год - первое полугодие 2024 года (том 10, л.д. 7-171), из которого следует, что:
- в с. Яр-Сале в 2023 году взято 264 пробы питьевой воды, из них 46 не соответствуют требованиям СанПиН, что составляет 17,4 % от общего количества; в 1-ом полугодии 2024 года взято 100 проб питьевой воды, из них 17 не соответствуют требованиям СанПиН, что составляет ровно 17 %;
- в <адрес> в 2023 году взято 29 проб питьевой воды, из них 5 не соответствуют требованиям СанПиН, что составляет 17,2 % от общего количества; в 1-ом полугодии 2024 года взято 28 проб питьевой воды, из них 15 не соответствуют требованиям СанПиН, что составляет ровно 53 %;
- в <адрес> в 2023 году взято 44 пробы питьевой воды, из них 4 не соответствуют требованиям СанПиН, что составляет 9 % от общего количества; в 1-ом полугодии 2024 года взято 21 проба питьевой воды, из них 18 не соответствуют требованиям СанПиН, что составляет ровно 85 %;
- в <адрес> в 2023 году взято 36 проб питьевой воды, из них 4 не соответствуют требованиям СанПиН, что составляет 11 % от общего количества; в 1-ом полугодии 2024 года взято 3 пробы питьевой воды, из них 2 не соответствуют требованиям СанПиН, что составляет ровно 66,6 %;
- в <адрес> в 2023 году взято 49 проб питьевой воды, из них 5 не соответствуют требованиям СанПиН, что составляет 10 % от общего количества; в 1-ом полугодии 2024 года взято 21 проба питьевой воды, из них 14 не соответствуют требованиям СанПиН, что составляет ровно 66,6 %.
На несоответствие качества питьевой воды ежегодно обращалось внимание администрации Ямальского района со стороны ТО в Ямальском районе Управления Роспотребнадзора по ЯНАО (том 6, л.д. 49-57).
Согласно постановления муниципального округа Ямальский район № 329 от 31 марта 2022 года «о наделении организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и водоотведение, статусом гарантирующих организаций на территории муниципального округа <адрес> ЯНАО» филиал АО «Ямалкоммунэнерго» в Ямальском районе является единственной организацией осуществляющей холодное водоснабжение населенных пунктов Яр-Сале, Салемал, Панаевск, Новый Порт, Сеяха (том 5, л.д. 40-43).
10 октября 2018 года между АО «Ямалкоммунэнерго» и администрацией было заключено концессионное соглашение в отношении системы коммунальной инфраструктуры (объекты водоснабжения и отдельные объекты таких систем), находящейся в собственности муниципального округа Ямальский район в Ямало-Ненецком автономном округе, по условиям которого переданы объекты завершённого и не завершённого строительства (том 5, л.д. 44-68).
По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счёт создать и (или) реконструировать определённое этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»).
В соответствии с соглашением АО «Ямалкоммунэнерго» обязалось за свой счёт, в порядке, в сроки и на условиях, установленных соглашением обеспечить проектирование, создание, реконструкцию и ввод в эксплуатацию, недвижимого и технологически связанного с ним движимого имущества, входящего в объект соглашения, а также осуществлять водоснабжение потребителей с использованием объектов соглашения.
Вместе с тем заключение концессионного соглашения не предполагает передачу органом местного самоуправления вопросов организации водоснабжения концеденту.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 42 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионное соглашение, объектом которого являются централизованные системы холодного водоснабжения и водоотведения, должно содержать следующее существенное условие - плановые значения показателей надежности, качества объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плановые значения иных предусмотренных конкурсной документацией технико-экономических показателей данных систем и (или) объектов (плановые значения показателей деятельности концессионера).
Пункт 18.1 статьи 2 Закона о водоснабжении определяет эти показатели как показатели, применяемые для контроля за исполнением обязательств концессионера по созданию и (или) реконструкции объектов концессионного соглашения, реализацией инвестиционной программы, производственной программы организацией, осуществляющей в рассматриваемом случае холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Из содержания приведенных норм следует, что плановые значения показателей деятельности концессионера позволяют концеденту осуществлять контроль за исполнением соответствующих обязательств концессионера.
В судебном заседании все стороны не отрицали, что подаваемая питьевая вода в существующие системы водоснабжения в указанных населённых пунктах не соответствует качеству питьевой воды.
Однако в приложении к концессионному соглашению приведены плановые значения показателей деятельности концессионера, в частности, доля проб питьевой воды в распределительной и водопроводной сети, не соответствующих требованиям, в общем объёме проб, отобранных по результатам производственного контроля качества питьевой воды, то есть условиями концессионного соглашения предусмотрено, что на срок выполнения задания и основных мероприятий соглашения АО «Ямалкоммунэнерго» обеспечивает услугами водоснабжения в плановых значениях показателей деятельности АО «Ямалкоммунэнерго».
Порядок разрешения вопроса о предоставлении воды надлежащего качества регламентирован статьёй 23 Закона о водоснабжении, которая устанавливает следующее:
- в случае ухудшения качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направлять уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение;
- при этом органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учёта мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечить приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации.
Пунктами 5-9 статьи 23 Закона о водоснабжении урегулированы случаи несоответствия средних уровней показателей проб питьевой воды нормативам качества питьевой воды и порядок приведения качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.
Срок установления отклонения от гигиенических нормативов по показателям химического состава, влияющим на органолептические свойства воды, установлен пунктом 9 статьи 23 Закона о водоснабжении и определяется сроком реализации мероприятий по улучшению качества питьевой воды (но не более 7 лет) для конкретной системы водоснабжения.
Учитывая, что необходимость и сроки установления временных отступлений зависят от плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, вопрос по установлению временных отступлений целесообразно решать в ходе разработки таких планов мероприятий.
При этом в плане мероприятий должны быть указаны показатели, по которым устанавливаются временные отступления, их значения, мероприятия по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.
В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15 марта 2021 г. № 02/4905-2021-23 «О применении СанПиН 2.1.3684-21» указано, что в соответствии с требованиями пункта 9 статьи 23 Закона о водоснабжении на срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных таким планом мероприятий, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность.
Кроме того, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека определено, что срок установления отклонения от гигиенических нормативов по показателям химического состава, влияющим на органолептические свойства воды, установлен пунктом 9 статьи 23 Закона о водоснабжении и определяется сроком реализации мероприятий по улучшению качества питьевой воды (но не более 7 лет) для конкретной системы водоснабжения.
По смыслу приведённых правовых норм законодателем определены условия, при соблюдении которых допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям на период реализации такого плана мероприятий: снижение качества питьевой воды осуществляется лишь в пределах, установленных в плане мероприятий; нарушение показателей качества питьевой воды не влияет на её безопасность; не происходит ещё большее снижение качества питьевой воды в течение срока реализации плана мероприятий.
Условиями концессионного соглашения (в редакции дополнительного соглашения № 1 от 23 октября 2020 г.), заключённого между ответчиками, определены плановые значения показателей деятельности общества: надежности, энерогоэффективности и качества. На концессионера возложены обязательства по достижению показателей качества водоснабжения в рамках заключенного концессионного соглашения. Срок действия соглашения установлен до 31 декабря 2029 года.
Как следует из отзыва третьего лица – Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО (т. 10, л.д. 118-127) АО «Ямалкоммунэнерго» в 2021, 2022, 2023 и 2024 годы неоднократно обращалось в Департамент за утверждением инвестиционной программы. По результатам рассмотрения представленных материалов департаментом неоднократно было отказано в утверждении инвестиционной программы по причине не соответствия требованиям Правил, а так же включения в инвестиционную программу мероприятий несоответствующих концессионному соглашению.
Таким образом, факт низкого качества питьевой воды в данных населенных пунктах не связан с ненадлежащим исполнением АО «Ямалкоммунэнерго» своих договорных обязанностей, а в отсутствии утверждённой инвестиционной программы в целях обеспечения полного удовлетворения потребностей муниципального образования Ямальский район в услугах по водоснабжению осуществляется АО «Ямалкоммунэнерго» в соответствии с требованиями концессионного соглашения, включая показатели качества питьевой воды с допустимой погрешностью.
Таким образом, именно администрация, как орган местного самоуправления, представляющий интересы муниципального округа Ямальский район, обязана создать условия, необходимые для организации подачи питьевой воды с параметрами качества, установленными законодательством. Ограничение прав муниципального образования в осуществлении его функции недопустимо.
Вместе с тем, исходя из исследованных материалов дела, у суда не имеется оснований считать, что администрация Ямальского района бездействовала по осуществлению своих полномочий по обеспечению населения питьевой водой надлежащего качества.
А именно, третьим лицом - Департаментом тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО обращено внимание суда на то, что в рамках осуществления своих полномочий администрация Ямальского района принимала меры по заключению дополнительных соглашений к концессионному соглашению в целях уточнения мероприятий, направленных на обеспечение качества питьевого водоснабжения; в рамках государственной программы «Развитие энергетики и жилищно-коммунального комплекса», утвержденной постановлением Правительства ЯНАО от 25.12.2013 года № 1144-П в 2023 году заключило Соглашение о предоставлении субсидии из окружного бюджета на софинансирование расходных обязательств по вопросам организации теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения от 14.02.2023 года № 89-40/08-01-06/087 на сумму 17 137 000,00 руб., в том числе софинансирование из окружного бюджета автономного округа в размере 16 108 000,00 руб.; в 2023 году в с. Яр-Сале заменено 870 метров сетей водоснабжения; в 2024 году запланирован капитальный ремонт сетей водоснабжения в с. Яр-Сале и с. Сеяха общей протяженностью 1636 метров; в рамках Адресной инвестиционной программы Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 06.12.2023 г. № 979-РП с 2020 года, реализуется мероприятие «Строительство водоочистных сооружений на 100 м3/час в с. Яр-Сале».
Кроме того, суд приходит к выводу, что стороны концессионного соглашения, мероприятия по которому направлены на улучшение качества питьевой воды, в настоящее время исполняют свои обязательства, от их исполнения не отказываются, бездействия с их стороны не усматривается. При этом необходимо учитывать, что действующим законодательством на период исполнения концессионного соглашения (в нашем случае - до 31 декабря 2029 года) допускаются отклонения качественных показателей подаваемой потребителям питьевой воды.
Как разъяснено в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 ГПК РФ), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право.
Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что решение суда должно служить средством эффективной защиты нарушенного права и соответствовать конституционному принципу исполнимости судебного решения (постановления от 15 января 2002 года № 1-П, от 14 мая 2003 года № 8-П, от 14 июля 2005 года № 8-П, от 12 июля 2007 года № 10-П, от 14 мая 2012 года № 11-П, от 10 марта 2016 года № 7-П, от 9 июля 2020 года № 34-П).
Выполнение процессуальных предписаний к содержанию резолютивного вывода суда и его оформлению призвано обеспечить реальность исполнения судебного решения, то есть осуществление стадии реализации прав и обязанностей в процессе правового регулирования.
Исполнение судебного решения по смыслу ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, следует рассматривать как элемент судебной защиты; соответственно, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется, что обязывает федерального законодателя при выборе в пределах своей конституционной дискреции того или иного механизма исполнительного производства осуществлять непротиворечивое регулирование отношений в этой сфере, создавать для них стабильную правовую основу и не ставить под сомнение конституционный принцип исполнимости судебного решения (определение Конституционного Суда РФ от 29 января 2019 года № 61-О).
С учетом изложенного резолютивная часть решения суда должна содержать конкретные предписания ответчику по совершению действий, которые приведут к восстановлению нарушенных прав истца. Избранный способ защиты нарушенного права должен в случае удовлетворения иска привести к его восстановлению, при этом он не должен допускать нарушение прав других лиц, добросовестность действий которых предполагается.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора о возложении судом на администрацию Ямальского района обязанности организовать снабжение населения питьевой водой соответствующей требованиям СанПиН, без указания на конкретные действия, необходимые для выполнения данной, предусмотренной законом обязанности, заранее делает его требования неисполнимыми. Вынесение судебного акта формально, то есть без конкретизации мер по устранению нарушений приведет к нарушению прав сторон, поскольку ответчик (администрация Ямальского района) вправе самостоятельно выбрать способ устранения нарушений.
Кроме того, обращаясь с иском, прокурор требует возложить на администрацию Ямальского района обязанность организации водоснабжения надлежащего качества когда такая обязанность и так возложена законодательством Российской Федерации на органы местного самоуправления, такие требования являются ненадлежащим способом защиты, обеспечивающим восстановление нарушенного права, поскольку соблюдение закона является обязанностью всех граждан и организаций Российской Федерации, в связи с чем дополнительного вынесения судебного акта не требуется.
Так же суд обращает внимание на неисполнимость требований прокурора в части сроков реализации устранения нарушений – в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу. Суд учитывая объёмы работ и затрат, а главное сроки бюджетного финансирования, предусмотренного до 31.12.2029 года, считает требования прокурора в части срока исполнения нереальными к исполнению, что так же приведёт к неисполнимости судебного решения.
Так же неисполнимы требования прокурора о возложении на АО «Ямалкоммунэнерго» обязанности в течении 6 месяцев разработать инвестиционную программу, поскольку в период 2021-2024 годы такие инвестиционные программы неоднократно разрабатывались и направлялись на утверждение в Департамент тарифной политики и жилищно-коммунального комплекса, но возвращались для устранения недостатков. При этом последствия не утверждения инвестиционной программы прямо предусмотрены концессионным соглашением и могут быть отнесены сторонами к «особым обстоятельствам» в качестве причины неисполнения Соглашения (пп. «и» п. 13.5, п. 13.6 концессионного соглашения). Кроме того, организация водоснабжения населения питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.3684-21 и СанПиН 1.2.3685-21, уже включает в себя разработку инвестиционной программы и составления плана мероприятий, в связи с чем, суд не находит обходимым, дополнительно возлагать данную обязанность на ответчика АО «Ямалкоммунэнерго».
Кроме того, требования прокурора разработать план мероприятий по повышению качества питьевого водоснабжения в Ямальском районе, сторонами выполнены, такой план разработан на период 2023-2028 годы, утверждён администрацией Ямальского района, Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Ямальском районе и филиалом АО «Ямалкоммунэнерго» в Ямальском районе (том 9, л.д. 223-226).
Учитывая все вышеизложенные обстоятельства, в исковых требованиях прокурора необходимо отказать в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска прокурора Ямальского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ямальского района и АО «Ямалкоммунэнерго» о возложении обязанности организации снабжения населения сёл Яр-Сале, Салемал, Панаевск, Новый Порт, Сеяха Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа питьевой водой соответствующей требованиям СанПиН, – полностью отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Ямальский районный суд.
Решение в окончательной форме принято 07 июля 2024 года.
Председательствующий /подпись/ Д.В. Петров
Копия верна. Решение не вступило в законную силу.
Судья Д.В. Петров