2а - №/2020
50RS0№-28
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 декабря 2020 года г.Подольск Московской области
Подольский городской суд в составе:
Председательствующего судьи Екимовой Т.А.
С участием прокурора Жуковой Я.В.
При секретаре судебного заседания Иноземцевой Т.Г.
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Участковой избирательной комиссии №<адрес>, Избирательной комиссии муниципального образования "<адрес>" об отмене решения участковой избирательной комиссии №, оформленного протоколом № избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № от ДД.ММ.ГГГГ в 05:52 по выборам депутатов совета депутатов городского округа <адрес> по основаниям нарушения порядка голосования и установления итогов голосования,-
УСТАНОВИЛ
Уточнив исковые требования, ФИО1 обратился в Подольский городской суд М.О. с административным иском, в котором просит отменить решение участковой избирательной комиссии №, оформленное Протоколом № участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № от ДД.ММ.ГГГГ 05:52 по выборам депутатов совета депутатов городского округа Подольск Московской расти по основаниям нарушения порядка голосования и установления итогов голосования.
Свои требования административный истец мотивирует тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на выборах депутатов Совета депутатов городского округа <адрес> проходило досрочное голосование в соответствии с положениями Решения избирательной комиссии муниципального образования <адрес> е - МИК г.о. Подольск) от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении дополнительных форм организации досрочного голосования на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Подольск, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ».
Досрочное голосование проводилось в соответствии с вступившими в законную силу изменениями Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 154-ФЗ, далее - ФЗ-67).
В соответствии с положениями пункта. 16 ст.65, пункта. 1 ст.66, пункта. 18 ст.66 ФЗ-67 порядок и сроки досрочного голосования устанавливает Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, которая приняла постановление «Порядок досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в Единый день голосования ДД.ММ.ГГГГ» от ДД.ММ.ГГГГ N 260/1916-7 являющегося подзаконным актом.
Часть.6 Порядка устанавливает порядок оформления. Пункт.6.2 части.6 Порядка, устанавливает, что по истечении времени голосования каждого дня досрочного голосования бюллетени из каждого переносного (стационарного) ящика для голосования помещаются в отдельный сейф-пакет, который опечатывается с использованием печатей (средств), исключающих возможность их снятия без повреждения. На месте опечатывания ставятся подписи двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, а также членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (по их желанию). Сейф-пакет помещается в сейф участковой комиссии либо иное специально приспособленное для хранения документов место и не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей, участников референдума. В отношении каждого сейф-пакета составляется акт (приложение N 1 к Порядку), который хранится вместе с сейф-пакетом. При осуществлении непосредственного подсчёта голосов избирателей в соответствии с пунктом.6.8 части.6 Порядка число извлечённых к сейф-пакета бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в акт, составленный в отношении этого сейф-пакета в соответствии с пунктом 2 Порядка.
Документы, представленные ДД.ММ.ГГГГ участковой избирательной комиссией избирательного участка № в МИК г.о.Подольск, по запросу последней на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 - члена МИК г.о. Подольск с правом совещательного голоса устанавливают, что ДД.ММ.ГГГГ УИК-2384 сдала семь документов под названием «Акт о проведении досрочного голосования с использованием переносного (стационарного) ящика и сейф-пакетов» формат и заполнение которых определяется Приложением № порядка Постановления №. По состоянию на указанную дату -ДД.ММ.ГГГГ Акты не несли в себе данные: об итогах работы комиссии при завершении досрочного голосования и запечатывания сейф-пакетов; данные об ах работы комиссии при подсчёте бюллетеней установленной формы, извлечённых из сейф-пакетов; Акты не подписаны членами комиссии №; не заверены печатью указанной комиссии.
Акт определяет проведение ДД.ММ.ГГГГ председателем и секретарём УИК-2384 досрочного голосования на дому. Для голосования использован ящик №. По завершении голосования с использованием переносного (стационарного) ящика № бюллетени переложены в сейф-пакет № и опечатаны 11.09.2020 в 20:10. При подсчёте голосов избирателей/участников референдума число бюллетеней установленной формы, обнаруженных при вскрытии сейф-пакета № от ДД.ММ.ГГГГ по единому округу - 11 бюллетеней, по одномандатному округу - 11 бюллетеней. Акт не заверен печатью УИК-2384.
Акт (прил 2) не определяет проведение по требованиям Порядка председателем и заместителем председателя УИК № ДД.ММ.ГГГГ досрочного голосование в помещении для голосования с использованием переносного ящик №. Акт не устанавливает в сейф-пакет с каким номером переложены бюллетени из ящика №, и были ли они там. Акт устанавливает, что ДД.ММ.ГГГГ бюллетени из некого иного ящика № были переложены в сейф-пакет №. Акт не устанавливает число бюллетеней установленной формы, обнаруженных секретарём УИК-2384, единолично вскрывшей в неустановленную дату и время сейф-пакет № от ДД.ММ.ГГГГ.Акт не заверен печатью УИК-2384.
Акт (прил. 3) не определяет проведение по требованиям Порядка председателем и секретарём УИК № ДД.ММ.ГГГГ досрочного голосования 5 помещении для голосования с использованием переносного ящика № и были ли они там. Акт не устанавливает в сейф-пакет с каким номером, когда по дате и времени переложены бюллетени из ящика №. Акт не устанавливает, что при подсчёте голосов избирателей обнаружены бюллетени, и их число установленной формы членами УИК-2384. Акт не заверен печатью УИК-2384.
Акт (прил 4.) не определяет проведение по требованиям Порядка одним членом УИК-2384 ДД.ММ.ГГГГ досрочного голосование на дому с использованием ящика №. Акт не устанавливает в сейф-пакет с каким номером, когда по дате и времени переложены бюллетени из ящика № и были ли они там. Акт не устанавливает, что при подсчёте голосов избирателей обнаружены бюллетени, и их число установленной формы членами УИК-2384. Акт не заверен печатью УИК-2384
Акт (прил.5) не определяет проведение по требованиям Порядка одним ном УИК-2384 ДД.ММ.ГГГГ досрочного голосование в помещении для ования с использованием ящика №. Акт не устанавливает в сейф-пакет с м номером, когда по дате и времени переложены бюллетени из ящика № и ли они там. Акт не устанавливает, что при подсчёте голосов избирателей ужены бюллетени, и их число установленной формы членами УИК-2384. Акт не заверен печатью УИК-2384 Акт (прил.6) не определяет проведение по требованиям Порядка одним членом УИК-2384 ДД.ММ.ГГГГ досрочного голосование ни в помещении, ни на дому с использованием ящика №. Акт не устанавливает в сейф-пакет с каким номером, когда по дате и времени переложены бюллетени из ящика № и были ли они там. Акт не устанавливает, что при подсчёте голосов избирателей обнаружены бюллетени, и их число установленной формы членами УИК-2384. Акт не заверен печатью УИК-2384
Акт (прил.7) не определяет проведение по требованиям Порядка одним членом УИК-2384 досрочного голосование на дому в период времени 11-ДД.ММ.ГГГГ, поскольку Акт не устанавливает дату проведения досрочного голосования с использованием ящика №. Акт не устанавливает в сейф-пакет с каким номером, когда по дате и времени переложены бюллетени из ящика № и были ли они там. Акт не устанавливает, что при подсчёте голосов избирателей обнаружены бюллетени, и их число установленной формы членами УИК-2384. Акт не заверен печатью УИК-2384.
Содержание шести актов (прил.2,3,4,5,6,7) устанавливают, что при организации и проведении досрочного голосования был существенно нарушен Порядок досрочного голосования:
Пункты. 1.1 и 1.2 Порядка устанавливают порядок применения дополнительных форм организации голосования. Пункт 1.4. указанного Порядка определяет право избирательной комиссии, организующей выборы применять на выборах формы организации голосования, определённые положениями подпунктов 1 и 2 пункта 1.2 Порядка. Решением избирательной комиссии муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении дополнительных форм организации досрочного голосования на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Подольск, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ» определено применение двух дополнительных форм организации голосования: - подпункт. 1 пункта. 1.2 Порядка досрочное голосование в помещении для голосовании; - подпункт.2 пункта. 1.2 порядка досрочное голосование вне помещения для голосования.
Акт (прил.6) УИК-2384 не определяет проведение досрочного голосования по формам организации голосования, определённых вышеназванным решением МИК г.о. Подольск, что является нарушением установленного рядка досрочного голосования.
- Пункты 1.10, 2.3, 3.2 Порядка устанавливают, что досрочное голосование в помещении для голосования и досрочное голосование на дому проводят не менее двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса.
Согласно Актов (прил.4-на дому, прил.5-в помещении для голосования, прил.6 - форма досрочного голосования не определена, прил.7-на дому) досрочное голосование проводила одна секретарь комиссии УИК-2384 ФИО13, является нарушением установленного Порядка досрочного голосования.
Участковая избирательная комиссия, представив ДД.ММ.ГГГГ «ПРОТОКОЛ № участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № - Избирательный участок №, подписан ДД.ММ.ГГГГ в 05 час 52 мин» (прил.8) без приложения к нему семи вышеназванных Актов, нарушила порядок подсчёта голосов избирателей определённого пунктом 30 ст.68 ФЗ-67.
В день голосования и при подведении итогов голосования, Административный истец находился на УИК-2384. Участковая комиссия № длительное время не могла начать подсчёт голосов, поскольку, выложив на стол сейф-пакеты и Акты (прил.1-7) не могла разобраться какой сейф-пакет соответствует какому Акту (прил.1-7). Сейф-пакеты, в нарушении Пункта.6.2 части.6 Порядка не были опечатаны с использованием печатей (средств), исключающих возможность их снятия без повреждения. (прил.12,13,14,15). На сейф-пакеты была нанесена наклейка с одной подписью- председателя УИК-2384. На месте склейки подписи членов УИК-2384 наблюдателей отсутствовали.
Нарушения Порядка досрочного голосования устанавливают недостоверность данных, внесённых в ПРОТОКОЛ №, что по мнению административного истца не позволяет достоверно установить итоги голосования на УИК-2384 по одномандатному избирательному округу № и, как следствие, достоверное волеизъявление избирателей и являются основанием для признания голосования на избирательном участке № несостоявшимся, а бюллетени досрочного голосования - недействительными.
В связи с вышеизложенным, административный истец обратился в суд с административным иском.
Административный истец - ФИО1 в судебное заседание явился, заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
Представитель административного истца – ФИО14 в судебное заседание явилась, административные исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Административный ответчик - представитель Избирательной комиссии Муниципального образования «<адрес>» по доверенности ФИО15, в судебное заседание явился уточненные административные требования не признал, просил в иске отказать по основаниям изложенным в письменном отзыве.
Административный ответчик – представитель Участковой Избирательной комиссии № г.о. <адрес> по доверенности ФИО16 в судебное заседание явился, уточненные административные требования не признал, просил в иске отказать по основаниям изложенным в письменном отзыве.
Заинтересованное лицо - Региональное отделение политической партии «Единая Россия», представитель в судебное заседание не явился
Заинтересованное лицо: Избирательная комиссия <адрес> – представитель в судебное заседание не явился, о дате слушания дела извещался надлежаще, о причинах неявки в суд не сообщил.
Заинтересованное лицо - ФИО2 в судебное заседание не явился, о дате слушания дела извещался надлежаще, о причинах неявки в суд не сообщил.
Представитель по доверенности ФИО17 в судебное заседание не явился, о дате слушания дела извещался надлежаще, о причинах неявки в суд не сообщил. (представлено возражение на административный иск Л.д. 177-180).
Заинтересованные лица - ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 в судебное заседание не явились, о дате слушания дела извещались надлежаще, о причинах неявки в суд не сообщили.
Помощник Подольского городского прокурора ФИО18 в судебное заседание явилась, полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Суд, выслушав стороны, заключение прокурора, заявленные административные исковые требования полагает подлежащими оставлению без удовлетворения. По следующим основаниям.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (статья 3, часть 2), граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (статья 32, часть 2). Данные конституционные положения согласуются со статьей 3 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и пунктом "b" статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которым каждый гражданин должен иметь без какой-либо дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.
Согласно части 15 статьи 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.
В силу частей 2, 3 статьи 240 КАС РФ административное исковое заявление об отмене решения избир ательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования. После опубликования результатов; выборов, референдума административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума о результатах референдума может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума.
Законодательной основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).
Согласно пункту 1 статьи 75 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В судебном заседании установлено и подтверждается открытой для общего доступа информацией, что решением Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О назначении выборов депутатов Совета депутатов <адрес> Подольск», назначены на ДД.ММ.ГГГГ выборы депутатов Совета депутатов <адрес> Подольск. Названное решение направлено для исполнения в избирательную комиссию муниципального образования «<адрес>». (л.д.55, 56)
Избирательная комиссия муниципального образования «<адрес>» действует на основании Положения, утвержденного решением от ДД.ММ.ГГГГ № Совета депутатов <адрес>. Состав избирательной комиссии муниципального образования «<адрес>» утвержден Решением Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. решением Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О назначении выборов депутатов Совета депутатов <адрес> Подольск», назначены на ДД.ММ.ГГГГ выборы депутатов Совета депутатов <адрес> Подольск.
Названное решение направлено для исполнения в избирательную комиссию муниципального образования «<адрес>».
ФИО1 являлся зарегистрированным кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Подольск по одномандатному округу №, что подтверждается Решением № от ДД.ММ.ГГГГ (Л.д. 47-48)
ФИО2 зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа <адрес> по 10-му одномандатному избирательному округу Решением № 182/11 от ДД.ММ.ГГГГ. (Л.д.46).
Участковая избирательная комиссия избирательного участка № 2384
была сформирована на основании Решения № от ДД.ММ.ГГГГ.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным ном от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Федеральным законом от 23 мая 2020 г. N 154-ФЗ "О внесении изменений в Федеральные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон N 67-ФЗ.
Статья 65 Федерального закона N 67-ФЗ дополнена пунктом 16, которым усмотрено, что в целях создания условий для защиты здоровья избирателей, -пиков референдума при участии в голосовании, создания максимального удобства реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав, права на участие рефендуме досрочное голосование избирателей, участников референдума на выборах в I государственной власти, органы местного самоуправления, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме может проводиться в порядке и сроки, е установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, до голосования, но не ранее чем за 10 дней до дня голосования.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 154-ФЗ вышеуказанные правовые вступили в силу со дня официального опубликования 23 мая 2020 г. и применяются к отношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления данного Закона в законную силу.
Утвержденный постановлением ЦИК России от 24 июля 2020 г. N 260/1916-7 досрочного голосования разработан в целях создания условий для защиты избирателей, участников референдума при участии в голосовании, создания максимального удобства для реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав, права на участие в референдуме на основании абзаца второго пункта а 16 статьи 65, пункта 18 статьи 66 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67- ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме » граждан Российской Федерации", и устанавливает порядок применения дополнительных форм организации голосования избирателей, участников референдума, а также порядок и сроки такого голосования при проведении выборов и референдумов 13 сентября 2020 г.
В соответствии с п.6.2 Постановления ЦИК России от 24 июля 2020 г. N 260/1916-7 6.2. По истечении времени голосования каждого дня досрочного голосования бюллетени из каждого переносного (стационарного) ящика для голосования помещаются в отдельный сейф-пакет, который опечатывается с использованием печатей (средств), исключающих возможность их снятия без повреждения. На месте опечатывания ставятся подписи двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, а также членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (по их желанию). Сейф-пакет - смещается в сейф участковой комиссии либо иное специально приспособленное для ранения документов место и не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей, участников референдума. В отношении каждого сейф-пакета составляется акт приложение N 1 к Порядку), который хранится вместе с сейф-пакетом. С указанным актом вправе ознакомиться (по желанию - также получить его заверенную копию) члены участковой комиссии с правом решающего голоса, члены участковой комиссии с правом избирательного голоса, наблюдатели.
Как следует из нормы пункта бюллетени из каждого переносного (стационарного) ящика для голосования помещаются в отдельный сейф-пакет без подсчёта чтобы не нарушалась тайны голосования избирателей. Составляется Акт данные в него вносятся из Ведомости выдачи бюллетеней, общее число бюллетеней, выданных при введении голосования в соответствии с Порядком, подсчитывается по соответствующим отметкам в списке избирателей, является документом не несущий точных сведений в сейф-пакете а сведения в несут информационный характер они говорят какое количество бюллетеней но там быть и не влияют на волеизъявления избирателей выраженное в бюллетенях в сейф-пакета.
Согласно пункту 2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае, если им установлено, что кандидат, признанный избранным а) израсходовал на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом; а1) не имел пассивного избирательного права;б) осуществлял подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; в) при проведении агитации вышел за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, что не позволяет выявить действительную волю избирателей; г) использовал преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; д) в случае признания после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; е) в случае установления иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Из анализа приведенных норм закона следует, что основанием к отмене решения о результатах выборов являются не любые нарушения избирательного законодательства, а лишь те, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей.
В судебном заседании установлено, что голосование и подсчет голосов проводились Административным ответчиком в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закона Московской области от 04.06.2013 N 46/2013-03 (ред. от 05.03.2020) "О муниципальных выборах в Московской области" (принят постановлением Мособлдумы от 16.05.2013 N 2/52-П) и Порядка досрочного голосования. При этом и при проведении досрочного голосования 11 и 12 сентября 2020 г., и при проведении голосования 13 сентября 2020 присутствовали члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдатели, назначенные разными участвовавшими в выборах кандидатами и избирательными объединениями, и имевшие возможность контролировать весь процесс голосования и подсчета голосов, в том числе - процессы опечатывания пустых стационарных и переносных ящиков для голосования до начала голосования в каждый из дней голосования, вскрытия этих ящиков, извлечения из них избирательных бюллетеней и помещения их в сейф-пакеты по окончании каждого дня досрочного голосования, подписания и опечатывания сейф-пакетов, составления и подписания актов о проведении досрочного голосования, помещения сейф-пакетов с актами на хранение, а также вскрытия сейф-пакетов и извлечения из них избирательных бюллетеней при подведении итогов голосования 13 сентября 2020 года. Никаких жалоб или заявлений от этих лиц о каких-либо допущенных при проведении голосования и подсчете голосов нарушениях ни Административному ответчику, ни в Избирательную комиссию Московской области не поступало, из чего следует, что такие нарушения никем из них не были выявлены (Л.д.37).
Административный истец подвергает сомнению достоверность результатов голосования, внесенных в «Протокол № 1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 10 Избирательный участок № 2384», а также правильность подсчета этих результатов, ссылаясь на несоответствие цифровых данных в отдельных строках Протокола № 1 об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 10 и основывая свои выводы и требования на документах, полученных им 17.09.2020 в Избирательной комиссии муниципального образования «Городской округ Подольск Московской области».
Однако, как следует из представленных Административным ответчиком и представителем Избирательно комиссии Московской области материалов и возражений, эти документы представляют собой черновые (рабочие) варианты семи Актов о проведении досрочного голосования с использованием переносного (стационарного) ящика и сейф-пакета, которые были по ошибке сданы Административным ответчиком Заинтересованному лицу № 1 вместо оригиналов Актов, оставшихся у Административного ответчика. Обнаружив ошибку, Административный ответчик немедленно передал оригиналы Актов Заинтересованному лицу № 1. Копии этих оригиналов представлены суду. Из них видно, что каждый Акт содержит все реквизиты и сведения, предусмотренные Порядком досрочного голосования, утвержденным Постановлением ЦИК РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
В судебном заседании были допрошены свидетели ФИО7 и ФИО8, пояснившие, что они являлись наблюдателями о стороны ФИО1 расписывались как наблюдатели по приход на участок, при подсчете голосов не присутствовали, подписи ни на актах ни на конвертах после вскрытия сейф-пакетов не ставили.
Из пояснений свидетеля ФИО9 установлено, что он прибыл туда после 20 часов в день выборов ДД.ММ.ГГГГ, в этот момент на участке находился Свидетель №2, который сообщил ему о том, что есть 2 бюллетеня, в которых нет подписи проголосовавших, он ( свидетель) подошел к председателю УИК. Был составлен акт по аннулированию голосования на дому, после этого началась работа по подведению итогов. Поскольку далее началась процедура подсчета голосов, это было 13 числа после 20-00часов, согласно процедуре, первым делом гасятся белютни которые были недооформлены - ФИО21 начинала подсчет, насчитала 438 бюллетеней неиспользованных, занесла его в форму протокола, затем перешли к подсчету по спискам избирателей, потом наблюдатели подошли все осмотрели, он ( свидетель) заметил и сообщил что в списке избирателей не «подбита» ни одна цифра, потом это начали исправлять, эти нарушения были устранены. Свидетель пояснил, что не знает, в связи чем были допущены эти нарушения. Когда начался подсчет голосов по существу, выложили 7 пакетов, переносных ящиков было 2, был заполнен 1 ящик, во втором ящике было 2 бюллетеня, после 13 сентября сейф-пакетов было 7, первый сейф пакет был аннулирован, Представили вскрыли сейф-пакет № аннулироали голоса, остальные акты и сейф-пакеты не имели никакой маркировки.
Пояснениями председателя УИК 2384 ФИО19 в судебном заседании было установлено, что акты о которых шла речь ранее в судебных процессах являлись черновыми вариантами, и в связи с «суетой и суматохой», именно черновые акты изначально были поданы в Избирательную комиссию. В связи изложенными обстоятельствами УИК 2384 ранее подавали иск в суд об обязании составить «Повторный» протокол и новую сводную таблицу. Однако, определением Подольского городского суда УИК 2384 было отказано в приеме документов.
Из показаний свидетеля Свидетель №1, следует, что она являлась секретарем в ходе выборов на избирательном участке № в период с 11.09.2020г. по 13.09.2020г., впервые водила в состав комиссии, занималась составлением ведомостей и актов подсчета голосов. Бюллетени выдавались членам комиссии при голосовании досрочно 11 и ДД.ММ.ГГГГ. При этом оформлялись ведомости выдачи бюллетеней для помещения, чтобы члены комиссии расписались за получение ведомостей, которые в дальнейшем они заполняли в ходе голосования на участке.
Бюллетени, которые проголосовали 11 и ДД.ММ.ГГГГг в 20:00 убралось в сейф-пакет – это целлофановый пакет, не пересчитывая. Затем опечатали, поставили подписи она и председатель. Она и председатель предлагали подписаться членам комиссии, но все отказались. Опечатать сейф паакет это значит снять липкую ленту и заклеить. Подписи ставили там, где было удобно. Поставили печать, и сейф-пакет убрали в сейф. Неиспользованные бюллетени в сейф-пакет не убирали, просто убрали в сейф и затем «погасили» ДД.ММ.ГГГГ путем отрезания уголка на белютнях.
Имелся аннулированный сейф-пакет, в котором находилось 11 бюллетеней, и 22 бюллетеня плюсом к 11 бюллетеням, они именно неправильно заполненные, выявлены были в ходе подсчета. Сдали в избирательную комиссию оригиналы актов о проведении досрочного голосования после расширенного заседания 18.09.2020г.
Из пояснений свидетеля Свидетель №2, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на участок 2384 он прибывал дважды в связи с тем, что поступила информация, что там не все в порядке, подробностей не помнит. Первый раз примерно в 19 часов 30 минут. Там кроме членов комиссии находился ФИО1 Потом прибыл ФИО9 Второй раз Свидетель №2 приехал на участок ДД.ММ.ГГГГ примерно в 00 часов 30 минут. Поступила информация, что там не все в порядке: выяснилось, что не пронумеровали сейф-пакеты. Он (Свидетель №2) предложил вскрывать сейф-пакеты, пересчитывать бюллетени и сверять с актом. Все начали вскрывать сейф-пакеты. В этот момент ФИО1 ушел с участка, остался ФИО9, члены комиссии и двое наблюдателей. Все бюллетени, обнаруженные в сейф-пакете, в котором находились 2 недействительных бюллетеня по причине неуказания в них паспортных данных, эти бюллетени признаны недействительными (11 штук),по данному поводу был составлен соотвествующий акт. Итоговые протоколы и какие-то еще документы были представлены УИК 2384 ДД.ММ.ГГГГ утром. Но потом оказалось, что УИК 2384 представили неполный комплект и остальные документы были представлены ДД.ММ.ГГГГ по окончании заседания комиссии, в протоколе № были обнаружены ошибки, в связи с чем, УИК 2384 рекомендовано обратиться в суд с целью внесения изменений в протокол №, который касается пропорциональной системы.
Оснований не доверять показаниям свидетелей у суда не имеется, поскольку допрошенные в судебном заседании свидетели предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
С учетом изложенного суд приходит к вывод, что ни Административный истец лично, ни назначенный им наблюдатель не запрашивали у них оригиналы документов в УИК 2384.
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ закреплено, что участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.
В силу положений пункта 1.2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае: нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума; других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Согласно пункту 1.4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ отмена судом решения комиссии об итогах голосования в связи с тем, что допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума (выявить действительную волю избирателей, участников референдума), влечёт признание соответствующей комиссией этих итогов голосования недействительными.
На основании части 2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов только в прямо установленных законом случаях.
Отмена избирательной комиссией или судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, в силу пункта 6 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ влечёт признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными.
Отказывая в удовлетворении заявления суд так же принимает во внимание, что достоверность указанных в Протоколе № 1 цифр по отдельным строкам подтверждается выполнением контрольных соотношений данных, предусмотренных п.22 ст.68 Федерального закона № 67-ФЗ.
Исходя из вышеизложенного суд приходит к выводу, что оснований для отмены итогов голосования на избирательном участке № 2384 одномандатного избирательного округа №10 на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Подольск, не имеется.
Относимых, допустимых и достовернных доказательств «фальсификации» выборов, а также иных доводов и доказательств которые по мнению суда могут послужить безусловным основанием для отмены итогов голосования, административным истцом в суд не представлено.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 243 – 244, ч. 3 ст. 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление ФИО1 к Участковой избирательной комиссии №<адрес>, Избирательной комиссии муниципального образования "<адрес>" об отмене решения участковой избирательной комиссии №, оформленного протоколом № избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № от ДД.ММ.ГГГГ в 05:52 по выборам депутатов совета депутатов городского округа <адрес> по основаниям нарушения порядка голосования и установления итогов голосования- оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Подольский городской суд <адрес> в течение 5 дней с момента изготовления мотивированного решения.
Федеральный Судья Т.А. Екимова