Решение по делу № 33-8712/2024 от 28.06.2024

Дело №33-8712/2024 (№2-1949/2024)

УИД 59RS0004-01-2024-001284-23

Судья Подгайная Н.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 25.07.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Торжевской М.О.,

судей Высочанской О.Ю., Абдуллина И.Ш.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Козловой Е.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рожневой Алены Николаевны к администрации города Перми о возложении обязанности предоставить специализированное жилое помещение лицу из числа детей-сирот,

по апелляционной жалобе администрации города Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 01.04.2024.

Заслушав доклад судьи Абдуллина И.Ш., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Рожнева А.Н. обратилась с иском к администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить на территории муниципального образования «город Пермь» по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, не менее 28 кв.м общей площади жилого помещения за счет субвенций, передаваемых органам местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В обоснование заявленных требований указала, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать К1. лишена родительских прав решением Дзержинского районного суда г. Перми, сведения об отце в актовой записи о рождении записаны со слов матери. Истец включена в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в г. Перми, достигла возраста 18 лет, не пребывает в учреждениях системы здравоохранения, иных учреждениях, созданных в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наказание в виде лишения свободы не отбывала и не отбывает, иного жилья не имеет. До настоящего времени жилое помещение не предоставлено.

Решением Ленинского районного суда г. Перми от 01.04.2024 исковые требования Рожневой А.Н. удовлетворены.

В апелляционной жалобе администрация г. Перми просит решение суда первой инстанции отменить, указывая, что нарушены нормы материального и процессуального права. Ссылаясь на то, что финансирование расходов на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий осуществляется за счет средств бюджета Пермского края в лице Правительства Пермского края в форме субвенций, ответчик полагает, что при недостаточности объема соответствующих субвенций решение суда о предоставлении Рожневой А.Н. жилого помещения не исполнимо.

Стороны в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили.

При указанных обстоятельствах, с учетом требований статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с положениями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене решения.

В силу пункта 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В соответствии с пунктом 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснено в пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 №23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (пункт 1 статьи 1, пункт 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п.8).

Согласно части 1 статьи 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 №88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятию решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления.

В силу частей 1, 2, 5 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Постановлением Правительства Пермского края от 19.07.2017 №670-п утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно пункту 1.4 которого жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона №1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 19.06.2018 №322-п, от 01.06.2022 №464-п); жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства Пермского края от 01.06.2022 №464-п).

Из материалов дела следует, что Рожнева А.Н. дата года рождения относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать – К1. решением Дзержинского районного суда г. Перми от 21.12.2007 лишена родительских прав (л.д. 52-53), сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка (л.д. 50).

Постановлением органа по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц администрации г. Перми от 14.09.2007 №** над несовершеннолетней К. А.Н. установлена опека, опекуном назначена П1., место жительства определено совместно с опекуном по адресу **** (л.д. 54).

Приказом Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми от 11.03.2019 над несовершеннолетней К. А.Н. установлено попечительство по договору о приемной семье, попечителем назначена М., место жительства определено совместно с попечителем по адресу ****, запрещено Управлению по вопросам миграции ГУ МВД России по Пермскому краю принимать решение о снятии несовершеннолетней с регистрационного учета в жидом помещении по адресу **** (л.д. 57-58).

Приказом Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми от 19.03.2019 разрешено отдельное проживание несовершеннолетней К. А.Н. и попечителя по договору о приемной семье М., место жительства несовершеннолетней определено по адресу **** (л.д. 65-66).

Согласно справке МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г. Перми» К. А.Н. с дата зарегистрирована по месту жительства по адресу **** совместно с П1., П2., П3., К2., К1., Б. (л.д. 67), также является членом семьи нанимателя по договору социального найма муниципального жилого помещения (л.д. 69).

Из выписки из ЕГРН в отношении жилого помещения по адресу **** следует, что собственником является Муниципальное образование **** (л.д. 71-72).

Заключением начальника территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми от 11.04.2022 установлен факт невозможности проживания К. А.Н. в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу ****, в связи с тем, что площадь приходящаяся на одно лицо составляет 7,56 кв.м., что менее учетной нормы на одного человека (л.д. 78).

Распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми от 26.01.2024 №** Рожнева А.Н. включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возврата 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д.29).

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, истец жилых помещений на праве собственности не имеет (л.д. 89).

Какие-либо иные жилые помещения, пригодные для проживания, а также

Учитывая, что на момент рассмотрения настоящего дела истец не обеспечена жилым помещением по договору социального найма и по договору найма специализированного жилого помещения, в собственности жилых помещений, пригодных для проживания, не имеет, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы поводом к отмене судебного решения быть не могут.

Возлагая соответствующие обязанности на ответчика, суд первой инстанции верно руководствовался положениями статьи 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 №88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой, органы местного самоуправления наделены следующими государственными полномочиями:

1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот;

2) формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

3) принятие решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения.

Таким образом, в настоящее время действующим законодательством обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа возложена на органы местного самоуправления – в данном случае на администрацию г. Перми.

При этом, данное жилое помещение должно быть благоустроенным, общей площадью не менее 28 кв.м, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений.

Факт недостаточности денежных средств, выделяемых муниципальному образованию для приобретения жилых помещений для граждан указанной категории (субвенций), также не влечет отмену решения суда, поскольку не имеет правового значения для разрешения спора. Это обстоятельство не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы ответчика о неисполнении Правительством Пермского края финансовых обязательств, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам, является фактически попыткой переложить на иных лиц ответственность за ненадлежащее исполнение собственных полномочий.

Истец, относящийся к категории лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на получение жилого помещения, нуждается в нем, должен быть обеспечен жилым помещением при наступлении обстоятельств, с которыми закон связывает реализацию жилищных прав лицами указанной категории посредством предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда. Однако при рассмотрении настоящего дела установлено, что такая обязанность при ее наступлении не исполнена ответчиком до настоящего времени.

Увеличение количества судебных решений о возложении на администрацию г. Перми обязанности по предоставлению жилого помещения, на что ссылается автор апелляционной жалобы, является следствием ненадлежащего выполнений соответствующих обязанностей ответчиком.

Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Перми от 01.04.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Перми - без удовлетворения.

Председательствующий: /подпись/

Судьи: /подписи/

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25.07.2024.

Дело №33-8712/2024 (№2-1949/2024)

УИД 59RS0004-01-2024-001284-23

Судья Подгайная Н.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 25.07.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Торжевской М.О.,

судей Высочанской О.Ю., Абдуллина И.Ш.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Козловой Е.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рожневой Алены Николаевны к администрации города Перми о возложении обязанности предоставить специализированное жилое помещение лицу из числа детей-сирот,

по апелляционной жалобе администрации города Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 01.04.2024.

Заслушав доклад судьи Абдуллина И.Ш., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Рожнева А.Н. обратилась с иском к администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить на территории муниципального образования «город Пермь» по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, не менее 28 кв.м общей площади жилого помещения за счет субвенций, передаваемых органам местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В обоснование заявленных требований указала, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать К1. лишена родительских прав решением Дзержинского районного суда г. Перми, сведения об отце в актовой записи о рождении записаны со слов матери. Истец включена в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в г. Перми, достигла возраста 18 лет, не пребывает в учреждениях системы здравоохранения, иных учреждениях, созданных в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наказание в виде лишения свободы не отбывала и не отбывает, иного жилья не имеет. До настоящего времени жилое помещение не предоставлено.

Решением Ленинского районного суда г. Перми от 01.04.2024 исковые требования Рожневой А.Н. удовлетворены.

В апелляционной жалобе администрация г. Перми просит решение суда первой инстанции отменить, указывая, что нарушены нормы материального и процессуального права. Ссылаясь на то, что финансирование расходов на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий осуществляется за счет средств бюджета Пермского края в лице Правительства Пермского края в форме субвенций, ответчик полагает, что при недостаточности объема соответствующих субвенций решение суда о предоставлении Рожневой А.Н. жилого помещения не исполнимо.

Стороны в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили.

При указанных обстоятельствах, с учетом требований статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с положениями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене решения.

В силу пункта 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В соответствии с пунктом 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснено в пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 №23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (пункт 1 статьи 1, пункт 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п.8).

Согласно части 1 статьи 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 №88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятию решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления.

В силу частей 1, 2, 5 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Постановлением Правительства Пермского края от 19.07.2017 №670-п утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно пункту 1.4 которого жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона №1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 19.06.2018 №322-п, от 01.06.2022 №464-п); жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства Пермского края от 01.06.2022 №464-п).

Из материалов дела следует, что Рожнева А.Н. дата года рождения относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать – К1. решением Дзержинского районного суда г. Перми от 21.12.2007 лишена родительских прав (л.д. 52-53), сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка (л.д. 50).

Постановлением органа по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц администрации г. Перми от 14.09.2007 №** над несовершеннолетней К. А.Н. установлена опека, опекуном назначена П1., место жительства определено совместно с опекуном по адресу **** (л.д. 54).

Приказом Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми от 11.03.2019 над несовершеннолетней К. А.Н. установлено попечительство по договору о приемной семье, попечителем назначена М., место жительства определено совместно с попечителем по адресу ****, запрещено Управлению по вопросам миграции ГУ МВД России по Пермскому краю принимать решение о снятии несовершеннолетней с регистрационного учета в жидом помещении по адресу **** (л.д. 57-58).

Приказом Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми от 19.03.2019 разрешено отдельное проживание несовершеннолетней К. А.Н. и попечителя по договору о приемной семье М., место жительства несовершеннолетней определено по адресу **** (л.д. 65-66).

Согласно справке МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г. Перми» К. А.Н. с дата зарегистрирована по месту жительства по адресу **** совместно с П1., П2., П3., К2., К1., Б. (л.д. 67), также является членом семьи нанимателя по договору социального найма муниципального жилого помещения (л.д. 69).

Из выписки из ЕГРН в отношении жилого помещения по адресу **** следует, что собственником является Муниципальное образование **** (л.д. 71-72).

Заключением начальника территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми от 11.04.2022 установлен факт невозможности проживания К. А.Н. в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу ****, в связи с тем, что площадь приходящаяся на одно лицо составляет 7,56 кв.м., что менее учетной нормы на одного человека (л.д. 78).

Распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми от 26.01.2024 №** Рожнева А.Н. включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возврата 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д.29).

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, истец жилых помещений на праве собственности не имеет (л.д. 89).

Какие-либо иные жилые помещения, пригодные для проживания, а также

Учитывая, что на момент рассмотрения настоящего дела истец не обеспечена жилым помещением по договору социального найма и по договору найма специализированного жилого помещения, в собственности жилых помещений, пригодных для проживания, не имеет, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы поводом к отмене судебного решения быть не могут.

Возлагая соответствующие обязанности на ответчика, суд первой инстанции верно руководствовался положениями статьи 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 №88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой, органы местного самоуправления наделены следующими государственными полномочиями:

1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот;

2) формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

3) принятие решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения.

Таким образом, в настоящее время действующим законодательством обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа возложена на органы местного самоуправления – в данном случае на администрацию г. Перми.

При этом, данное жилое помещение должно быть благоустроенным, общей площадью не менее 28 кв.м, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений.

Факт недостаточности денежных средств, выделяемых муниципальному образованию для приобретения жилых помещений для граждан указанной категории (субвенций), также не влечет отмену решения суда, поскольку не имеет правового значения для разрешения спора. Это обстоятельство не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы ответчика о неисполнении Правительством Пермского края финансовых обязательств, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам, является фактически попыткой переложить на иных лиц ответственность за ненадлежащее исполнение собственных полномочий.

Истец, относящийся к категории лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на получение жилого помещения, нуждается в нем, должен быть обеспечен жилым помещением при наступлении обстоятельств, с которыми закон связывает реализацию жилищных прав лицами указанной категории посредством предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда. Однако при рассмотрении настоящего дела установлено, что такая обязанность при ее наступлении не исполнена ответчиком до настоящего времени.

Увеличение количества судебных решений о возложении на администрацию г. Перми обязанности по предоставлению жилого помещения, на что ссылается автор апелляционной жалобы, является следствием ненадлежащего выполнений соответствующих обязанностей ответчиком.

Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Перми от 01.04.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Перми - без удовлетворения.

Председательствующий: /подпись/

Судьи: /подписи/

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25.07.2024.

33-8712/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Пермский краевой суд
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
28.06.2024Передача дела судье
25.07.2024Судебное заседание
29.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.07.2024Передано в экспедицию
25.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее