Решение по делу № 2а-103/2020 от 27.07.2020

                                                                                          Дело № 2а-103/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16.09.2020 Чаинский районный суд Томской области в составе:

председательствующего: Кошелевой Н.В.,

при секретаре:                   Матросовой О.Н.,

помощник судьи:              Плотников О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Подгорное дело по административному иску прокурора Чаинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Коломинского сельского поселения о признании бездействия незаконным, понуждении совершить действия,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратился в суд с административным иском, указывая, что в результате проверки требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуация выявлены нарушения со стороны административного ответчика. К вопросам местного значения сельского поселения, в том числе относится вопрос обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Согласно Уставу Коломинское сельское поселение состоит из объединенных общей территорией следующих сельских населенных пунктов: с. Васильевка, с. Коломино, с. Коломинские Гривы, с. Леботер, с. Новоколомино, с. Обское. Однако в нарушение требований законодательства о пожарной безопасности в с. Васильевка, с. Коломино, с. Обское отсутствует звуковая сигнализация для оповещения людей при пожаре, на что указывалось в предписании ГУ МЧС России по Томской области, вынесенным в адрес административного ответчика. Просит суд, ссылаясь на Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, признать незаконным бездействие Администрации Коломинского сельского поселения по установке звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре в с. Васильевка, с. Коломино, с. Обское, обязать Администрацию Коломинского сельского поселения в срок до (дата) установить звуковую сигнализацию для оповещения людей при пожаре в с. Васильевка, с. Коломино, с. Обское.

В судебном заседании представитель административного истца поддержал исковые требования по доводам, изложенным в административном иске, дав аналогичные пояснения, дополнив, что нарушения требований пожарной безопасности до настоящего времени не устранены. Просит административный иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил отзыв, из которого следует, что он согласен с административным иском в полном объеме, обязуется в срок до (дата) установить звуковую сигнализацию для оповещения людей при пожаре в указанных населенных пунктах. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

Заинтересованное лицо ГУ МЧС России по Томской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилось, о причинах неявки суд в известность не поставило, об отложении дела не просило, представлено заявление, из которого следует, что административный иск подлежит удовлетворению, просит дело рассмотреть в отсутствие представителя заинтересованного лица. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на жизнь (пункт 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации); право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите; Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека (пункт 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

В силу ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

         В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее Федеральный закон № 68-ФЗ) (с последующими изменениями) под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона № 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.

Исходя из ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее Федеральный закон № 69-ФЗ) (с последующими изменениями) пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества общества и государства от пожаров, нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

         В силу ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее Федеральный закон № 123-ФЗ) (с последующими изменениями), каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

         На основании ст.6 Федерального закона № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности. Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 63 Федерального закона № 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения людей о пожаре.

Согласно ст. 19 Федерального закона № 69-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе, организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.

         Исходя из ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями) (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

На основании с ч. 2 ст. 18 Федерального закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

В силу ст. 10 Федерального закона № 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

         Согласно п.1 раздела 1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 (далее Правила противопожарного режима), настоящие Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.

В силу п. 16 Правил о противопожарном режиме на территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Все требования указанных норм права являются обязательными и направлены на обеспечение пожарной безопасности для сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Как следует из ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 131-Ф3 местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.1 Устава наименование муниципального образования - «Коломинское сельское поселение». Коломинское сельское поселение состоит из объединенных общей территорией следующих сельских населенных пунктов: с. Васильевка, с. Коломино, с. Коломинские Гривы, с. Леботер, с. Новоколомино, с. Обское. Администрация Коломинского сельского поселения - исполнительно - распорядительный орган муниципального образования «Коломинское сельское поселение», является юридическим лицом, осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения (ст.1, ст.2, ст.30 Устава). В соответствии ст.4 Устава к вопросам местного значения отнесено, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Таким образом, обязанность по принятию мер по установке звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре возложена на органы местного самоуправления, а, следовательно, администрация Коломинского сельского поселения является надлежащим административным ответчиком по данному делу.

Судом установлено, что прокуратурой Чаинского района была проведена проверка соблюдения требований законодательства по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в ходе которой установлено, что в с. Васильевка, с. Коломино, с. Обское отсутствует звуковая сигнализация для оповещения людей при пожаре. Указанные факты подтверждаются пояснениями административного истца, предписанием, актом проверки, объяснением Главы Коломинского сельского поселения, отзывом административного ответчика.

          Согласно ст. 3, ст. 4, ст. 10, ст.14 Приказа МЧС Российской Федерации № 422, Мининформсвязи Российской Федерации № 90, Минкультуры Российской Федерации № 376 от 25.07.2006 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и населения. Системы оповещения создаются, в том числе на муниципальном уровне - местная система оповещения (на территории муниципального образования). Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до: руководящего состава гражданской обороны и звена территориальной подсистемы РСЧС, созданного муниципальным образованием; специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории муниципального образования, в соответствии с пунктом 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"; дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты; населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования. Передача информации или сигналов оповещения может осуществляться как в автоматизированном, так и в неавтоматизированном режиме. Основной режим - автоматизированный, который обеспечивает циркулярное, групповое или выборочное доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС, населения. В неавтоматизированном режиме доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС, населения осуществляется избирательно, выборочным подключением объектов оповещения на время передачи к каналам связи сети связи общего пользования Российской Федерации.

В соответствии со ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности действий (бездействия) органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие органы.

Однако, свою обязанность по доказыванию законности оспариваемого бездействия, административный ответчик не исполнил, доказательств соблюдения мер противопожарной безопасности в границах поселения в соответствии с указанными выше требованиями закона, опровергающих материалы проверок, отсутствия бездействия административным ответчиком суду не представлено.

Так же исполнение органом местного самоуправления обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности не может быть поставлено в зависимость от наличия у него в собственности необходимого имущества или достаточности финансирования, о чем указывает в объяснении Глава поселения, поскольку это обстоятельство не является юридически значимым. Такая обязанность на административного ответчика возложена приведенными выше нормами законодательства в области обеспечения пожарной безопасности и является его публично-правовой обязанностью.

Поскольку возложенные указанными выше нормативными правовыми актами на административного ответчика обязанности не исполнены, суд констатирует бездействие Администрации Коломинского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по организации установки средств звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре в п. с. Васильевка, с. Коломино, с. Обское, что нарушает права местных жителей на пожарную безопасность и затрагивает права неопределенного круга лиц на получение необходимой защиты от пожара, защиту их жизни и здоровья, а также личного имущества, может повлечь за собой необратимые последствия, создание аварийной или чрезвычайной ситуации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, различными органами власти, в т.ч. органами местного самоуправления, их должностными лицами путем совершения действий, предусмотренных ст. 22 Указанного Закона, в т.ч. путем проведения проверок, привлечения специалистов.

Исходя из ст. 77 Федерального закона № 131-ФЗ, органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Бездействие администрации поселения по выполнению соответствующих действий, необходимых для соблюдения полномочий, перечисленных в Федеральном законе № 131-ФЗ, является основанием для его оспаривания в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Прокурор обратился в суд с указанными требованиями, поскольку выявлены нарушения прав неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья, наличие которых стало возможным ввиду не исполнения возложенных на администрацию поселения обязанностей по соблюдению требования законодательства в сфере противопожарной безопасности и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться, в том числе указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Учитывая обстоятельства дела, объем и характер предстоящих работ, количество населенных пунктов, отсутствие возражений административного ответчика в отношении срока, указанного представителем истца, принимая во внимание, что неисполнение органом местного самоуправления требований законодательства в области обеспечения противопожарной безопасности ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, суд считает возможным, установить срок исполнения обязанности административным ответчиком до (дата), как необходимый и достаточный для устранения заявленных нарушений.

        В силу подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, при подаче заявления в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

        Согласно ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета

При определении размера государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика в доход бюджета, необходимо учитывать размер государственной пошлины, которую должно было уплатить лицо, в интересах которого прокурором предъявлен иск.

Поскольку прокурором подан иск неимущественного характера в интересах неопределенного круга лиц, то в силу положений подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины составляет 300 рублей. Суд также принимает во внимание, что государственная пошлина в размере 300 рублей не уплачена, поэтому данная сумма не приобретает статуса судебных расходов административного истца.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплату государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

То есть, данная категория плательщиков освобождается от уплаты государственной пошлины как при подаче административных исковых заявлений, так и в случае, если они являются ответчиками при удовлетворении иска, заявленного к ним, лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины, независимо от характера спора.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

    Административный иск прокурора Чаинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Коломинского сельского поселения о признании бездействия незаконным, понуждении совершить действия удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным бездействие Администрации Коломинского сельского поселения по непринятию мер по установке звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре в с.Васильевка, с.Коломино, с.Обское.

Обязать Администрацию Коломинского сельского поселения в срок до (дата) установить звуковую сигнализацию для оповещения людей при пожаре в с.Васильевка, с.Коломино, с.Обское.

Администрации Коломинского сельского поселения об исполнении решения сообщить суду и административному истцу в срок до (дата).

          Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Чаинский районный суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

                            Председательствующий: (подпись) Кошелева Н.В.

      Мотивированный текст решения изготовлен 23.09.2020

              Судья:                                             Кошелева Н.В.

Копия верна: Судья                    Кошелева Н.В.

                       Секретарь                 Матросова О.Н.

2а-103/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Чаинского района
Ответчики
Администрация Коломинского сельского поселения
Другие
ГУ МЧС России по Томской области
Суд
Чаинский районный суд Томской области
Судья
Кошелева Наталья Викторовна
Дело на странице суда
chainsky.tms.sudrf.ru
27.07.2020Регистрация административного искового заявления
29.07.2020Передача материалов судье
29.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
29.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.08.2020Подготовка дела (собеседование)
19.08.2020Подготовка дела (собеседование)
19.08.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
19.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.09.2020Судебное заседание
16.09.2020Судебное заседание
23.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее