УИД 28RS0008-01-2021-000632-69
Дело № 2а-372\2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 мая 2021 года г. Зея Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Ворсиной О.Б.,
при секретаре Щербаковой А.И.,
с участием представителя административного истца помощника прокурора Зейского района Чурсиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску и.о. прокурора Зейского района в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Верхнезейский сельсовет к Верхнезейскому сельскому Совету народных депутатов о признании незаконным бездействия представительного органа, признании незаконным решения, возложении обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата,
УСТАНОВИЛ:
И.о.прокурора Зейского района в интересах неопределённого круга лиц, муниципального образования Верхнезейский сельсовет обратился в суд с административным иском к Верхнезейскому сельскому Совету народных депутатов, в котором просит признать незаконным бездействие представительного органа – Верхнезейского сельского Совета народных депутатов в части непринятия мер к досрочному прекращению полномочий депутата Верхнезейского сельского Совета народных депутатов Пчёлкина И.И. в связи с утратой доверия за неисполнение обязанности по предоставлению сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги и несовершеннолетних детей; признать незаконным решение Верхнезейского сельского Совета народных депутатов <Номер обезличен> от 27 февраля 2021 года, вынесенное по результатам рассмотрения представления прокуратуры Зейского района об устранении нарушений федерального законодательства о противодействии коррупции; обязать представительный орган - Верхнезейский сельский Совет народных депутатов принять на внеочередном заседании Верхнезейского сельского Совета народных депутатов решение о досрочном прекращении полномочий депутата Пчёлкина И.И.по основанию, предусмотренному ч.7.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; решение суда обратить к немедленному исполнению.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Зейского района проведена проверка исполнения депутатами Верхнезейского сельского Совета народных депутатов требований законодательства о противодействии коррупции в части представления сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, в ходе которой установлено, что 13 сентября 2020 года состоялись выборы депутатов Верхнезейского сельского Совета народных депутатов. Решением избирательной комиссии Верхнезейского сельсовета от 14 сентября 2020 года выборы признаны состоявшимися, депутатами Верхнезейского сельского Совета народных депутатов избраны ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, Пчёлкин И.И., ФИО10, ФИО11, ФИО12 Указанными депутатами сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей по состоянию на 26 января 2021 года, то есть в течение четырёх месяцев со дня избрания, в адрес губернатора Амурской области не представлены. Доказательств предоставления указанных сведений депутатами Верхнезейского сельского Совета народных депутатов в прокуратуру района не представлено. При таких обстоятельствах, депутатом Верхнезейского сельского Совета народных депутатов Пчёлкиным И.И. нарушены ограничения, не исполнены обязанности, которые установлены федеральными законами по предоставлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги и несовершеннолетних детей, что является грубым нарушением требований федерального законодательства о противодействии коррупции и об общих принципах организации местного самоуправления. Допущенные нарушения являются основанием для досрочного прекращения полномочий депутата Пчёлкина И.И., и в отношении него подлежала применению процедура досрочного прекращений полномочий в соответствии с ч.10.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ. 27 января 2021 года прокурором Зейского района в адрес Верхнезейского сельского Совета народных депутатов внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором поставлен вопрос об устранении выявленных нарушений и привлечении виновных лиц к ответственности. Верхнезейским сельским Советом народных депутатов представление прокуратуры рассмотрено 27 февраля 2021 года, по результатам рассмотрения принято решение <Номер обезличен> о вынесении предупреждения депутату Пчёлкину И.И. Вместе с тем, вынесение депутату предупреждения не свидетельствует о том, что представительным органом исполнены требования положения ч.10.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ. При таких обстоятельствах, учитывая, что депутатом допущено грубое нарушение положений антикоррупционного законодательства, по результатам рассмотрения представления прокуратуры решение о досрочном прекращении полномочий депутата не принято, решение Верхнезейского сельского Совета народных депутатов <Номер обезличен> от 27 февраля 2021 года, а также бездействие представительного органа в части непринятия мер по досрочному прекращению полномочий депутата являются незаконными. Учитывая, что в установленный законодательством срок предоставления сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера истёк 13 января 2021 года, однако представительным органом решение о досрочном прекращении полномочий депутата до настоящего времени не принято. Промедление по принятию указанного решения может привести к значительному ущербу публичным интересам.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Зейского района Чурсина О.А. на удовлетворении исковых требований настаивала, поддержав доводы, изложенные в иске.
Представитель административного ответчика и заинтересованное лицо Пчёлкин И.И. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, отзыв на иск не представили.
Ходатайство заинтересованного лица об отложении судебного заседания в связи с невозможностью явки в суд по причине закрытия автодороги п. Огорон – г. Зея удовлетворению не подлежит, поскольку между п. Верхнезейском и г. Зеей осуществляется регулярное сообщение железнодорожным транспортом до ст. Тыгда Магдагачинского района, далее – автобусом до г. Зеи.
В силу ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело при данной явке.
Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
На основании ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Учитывая изложенное, предмет иска, суд полагает, что прокурор обоснованно обратился в суд с данным административным иском в защиту интересов неопределённого круга лиц и муниципального образования Верхнезейский сельсовет.
В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объёме.
При рассмотрении вопросов, указанных в ст. 226 ч. 9 КАС РФ, суд учитывает следующее.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», этим же Законом определены государственные гарантии осуществления местного самоуправления.
Согласно ст.2 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения.
В соответствии с ч.7.1 ст.40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».
На основании чч.1, 2 ст.16 Федерального закона от 03 декабря 2012 года №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» невыполнение лицом, замещающим (занимающим) одну из должностей, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона №230-ФЗ, обязанностей, предусмотренных ч. 1 ст. 3 Федерального закона №230-ФЗ, является правонарушением.
Лицо, совершившее правонарушение, предусмотренное частью 1 рассматриваемой статьи, подлежит в установленном порядке освобождению от замещаемой (занимаемой) должности.
Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности (Постановление от 27 декабря 2012 года № 34-П), а гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (Определение от 26 января 2017 года № 104-О).
Следовательно, гражданин, вступая в должность депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения. В связи с этим возможность привлечения его к конституционно-правовой ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения депутатских полномочий за несоблюдение соответствующих обязанностей и ограничений, не может сама по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.
Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» закрепляет обязанность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 4.2 статьи 12.1 указанного Федерального закона предусмотрено, что если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, представляет указанные сведения в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий на постоянной основе, а также за каждый год, предшествующий году представления сведений (отчетный период), в случае совершения в течение отчетного периода сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». В случае, если в течение отчетного периода такие сделки не совершались, указанное лицо сообщает об этом высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Из положений ч. 4 ст. 4.1 Закона Амурской области от 2 февраля 201808.04.2009 №191-ОЗ «О мерах по противодействию коррупции в Амурской области» следует, что граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности (в том числе лица, замещающие муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющие свои полномочия на непостоянной основе, в случаях, при которых Федеральным законом «О противодействии коррупции» установлена обязанность представления сведений о доходах), представляют сведения о доходах по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки в подразделение кадровой службы по профилактике коррупционных правонарушений соответствующего органа местного самоуправления (далее - уполномоченный орган).
Лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, сведения о доходах представляет в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом. Четырехмесячный срок со дня избрания депутатом или передачи вакантного депутатского мандата исчисляется со дня принятия избирательной комиссией соответствующего решения.
Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня истечения срока представления лицом, замещающим муниципальную должность (в том числе лицом, замещающим муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющего свои полномочия на непостоянной основе), сведений о доходах направляет их губернатору области.
При невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей лицо, замещающее муниципальную должность (в том числе лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе), не позднее окончания срока представления сведений направляет письменное обращение губернатору области. Порядок рассмотрения указанного обращения утверждается губернатором области.
Согласно п.2 ч.1 ст. 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» критериями требований, определяющих качество предоставляемых депутатами представительных органов местного самоуправления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, выступает их полнота и достоверность.
Непредставление, представление не в полном объеме, искажение указанных сведений является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий, что является мерой публичной ответственности за совершенное правонарушение.
В случае неисполнения указанной обязанности лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия на основании пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Согласно ч.10.1 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания (ч.11 ст. 40 названного Федерального закона).
В соответствии с п.9 ст.22 Устава Верхнезейского сельсовета депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ.
Согласно п.11 ст.23 Устава Верхнезейского сельсовета решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Судом установлено, что Пчёлкин И.И. избран депутатом Верхнезейского сельского Совета народных депутатов восьмого созыва, что подтверждается решением избирательной комиссии муниципального образования Верхнезейского сельсовета Зейского района <Номер обезличен> от 14 сентября 2020 года.
Прокуратурой Зейского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой было установлено, что депутатом Верхнезейского сельского Совета народных депутатов восьмого созыва Пчёлкиным И.И. в четырёхмесячный срок со дня избрания в депутаты не были представлены сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также данные сведения в отношении супруги, несовершеннолетних детей.
Из сообщения главы Верхнезейского сельсовета следует, что по состоянию на 26 января 2021 года сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатом Верхнезейского сельского Совета народных депутатов Пчёлкиным И.И. не представлены.
Доказательств предоставления в установленные законом сроки сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга и несовершеннолетних детей депутатом Пчёлкиным И.И. материалы дела не содержат, не представлено таких доказательств административным ответчиком и заинтересованным лицом Пчёлкиным И.И. и в судебное заседание.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что депутатом Верхнезейского сельского Совета народных депутатов восьмого созыва Пчёлкиным И.И. были нарушены ограничения, не исполнены обязанности, которые установлены федеральными законами по предоставлению сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги и несовершеннолетних детей, что является грубым нарушением требований федерального законодательства о противодействии коррупции и об общих принципах организации местного самоуправления.
Допущенное Пчёлкиным И.И. нарушение является основанием для досрочного прекращения его полномочий, в отношении указанного депутата подлежала применению процедура досрочного прекращения полномочий в соответствии с ч.10.1 ст.40 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Обязанность по принятию решения о досрочном прекращении полномочий принимает представительный орган муниципального образования согласно ч.11 ст.40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Прокурором Зейского района 27 января 2021 года в адрес Верхнезейского сельского Совета народных депутатов было внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором поставлен вопрос об устранении выявленных нарушений и привлечении депутатов Верхнезейского сельского Совета народных депутатов к ответственности.
27 февраля 2021 года Верхнезейским сельским Советом народных депутатов рассмотрено представление прокуратура Зейского района, по результатам рассмотрения принято решение <Номер обезличен> о вынесении предупреждения депутату Пчёлкину И.И.
Вместе с тем, действующим законодательством чётко определены действия представительного органа, которые он должен совершить при поступлении информации о нарушении депутатом требований антикоррупционного законодательства.
Привлечение депутата Верхнезейского сельского Совета народных депутатов к ответственности в виде предупреждения не свидетельствует о том, что представительным органом Верхнезейским сельским Советом народных депутатов выполнены положения части 10.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающей досрочное прекращение полномочий депутата, в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
При таких обстоятельствах, учитывая, что депутатом Пчёлкиным И.И. допущено грубое нарушение положений антикоррупционного законодательства, по результатам рассмотрения представления прокуратуры решение о досрочном прекращении полномочий депутата не принято, суд приходит к выводу, что решение Верхнезейского сельского Совета народных депутатов <Номер обезличен> от 27 февраля 2021 года, а также бездействие представительного органа в части непринятия мер по досрочному прекращению полномочий депутата являются незаконными, поскольку последствия в виде досрочного прекращения полномочий за неисполнение установленных законом ограничений, связанных с замещением муниципальной должности, являются безальтернативными.
Кроме того, суд, не подменяя полномочий представительного органа местного самоуправления, полагает необходимым возложить на Верхнезейский сельский Совет народных депутатов обязанность принять решение о применении к депутату Верхнезейского сельского Совета народных депутатов Пчёлкину И.И. меры юридической ответственности в виде досрочного прекращения полномочий депутата Верхнезейского сельского Совета народных депутатов по основанию, предусмотренному ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации».
При этом суд учитывает, что Верхнезейский сельский Совет народных депутатов не обладает свободой усмотрения в вопросе принудительного прекращения полномочий депутата в силу установления доказательств, свидетельствующих о нарушении им предусмотренной законом императивной обязанности, неисполнение которой влечёт прекращение полномочий. В связи с чем, возложение на представительный орган обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата по основанию, предусмотренному ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления», не влечёт нарушений конституционных принципов самостоятельности органов местного самоуправления.
Рассматривая требование административного истца об обращении решения к немедленному исполнению, суд приходит к следующим выводам.
Согласно частям 1 и 2 статьи 188 КАС РФ, решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных названным кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению, в том числе по просьбе административного истца, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам.
В силу ч.11 ст.40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Установленный законодательством срок предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера истёк 14 января 2021 года, вместе с тем, вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Пчёлкина И.И. Верхнезейским сельским Советом народных депутатов до настоящего времени не решён.
При таких обстоятельствах, учитывая, что муниципальная должность носит публичный характер, нарушения, допущенные депутатом затрагивают интересы неограниченного круга лиц, муниципального образования, а также то, что предусмотренный действующим законодательством срок, в течение которого представительным органом должно было быть принято решение о досрочном прекращении полномочий депутата, допустившего нарушение антикоррупционного законодательства, истёк, суд приходит к выводу о том, что замедление по принятию указанного решения может привести к значительному ущербу публичным интересам. В связи с чем, требование административного истца об обращении решения к немедленному исполнению подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление и.о. прокурора Зейского района в интересах неопределённого круга лиц, муниципального образования Верхнезейский сельсовет удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Верхнезейского сельского Совета народных депутатов в части непринятия мер по досрочному прекращению полномочий депутата Верхнезейского сельского Совета народных депутатов Пчёлкина И.И. в связи с утратой доверия за неисполнение обязанности по предоставлению сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги и несовершеннолетних детей.
Признать незаконным решение Верхнезейского сельского Совета народных депутатов <Номер обезличен> от 27 февраля 2021 года «О вынесении предупреждения депутатам (депутату) Верхнезейского сельского Совета народных депутатов Зейского района».
Обязать Верхнезейский сельский Совет народных депутатов принять на внеочередном заседании Верхнезейского сельского Совета народных депутатов решение о досрочном прекращении полномочий депутата Пчёлкина И.И. по основанию, предусмотренному ч.7.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий О.Б. Ворсина
Мотивированное решение составлено 14 мая 2021 года
Судья О.Б. Ворсина