Решение по делу № 33а-594/2022 (33а-7170/2021;) от 23.12.2021

72RS0021-01-2021-003955-48

Дело № 33а-594/2022 (33а-7170/2021;)

В суде первой инстанции № 2а-2879/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тюмень

7 февраля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего

Колосковой С.Е.

судей

Ревякина А.В., Глушко А.Р.,

при секретаре

Семенец Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Круглова Святослава Васильевича на решение Тюменского районного суда Тюменской области от 4 октября 2021 года, которым постановлено:

«Административный иск Межрайонной Инспекции Федеральной Налоговой службы России № 6 по Тюменской области удовлетворить.

Взыскать с Круглова Святослава Васильевича в пользу Межрайонной Инспекции Федеральной Налоговой службы России № 6 по Тюменской области задолженность по уплате транспортного налога за 2019 год в размере 29 792 рубля, пени по транспортному налогу за 2019 год за период с 02.12.2020 по 22.12.2020 в размере 88 рублей 63 копейки».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Глушко А.Р., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 6 по Тюменской области (далее по тексту также – МИФНС № 6 по Тюменской области, Инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к Круглову С.В. о взыскании транспортного налога за 2019 год в размере 29 792 рублей, пени по транспортному налогу за 2019 год за период с 02.12.2020 по 22.12.2020 в размере 88,63 рублей, указывая, что Круглов С.В. состоит на налоговом учете в налоговом органе. Согласно сведениям, полученным из МОГТО АМТС и РЭР ГИБДД УМВД России по Тюменской области, за указанный налоговый период на имя Круглова С.В. зарегистрированы транспортные средства: КИА CERATO, <.......>; СУЗУКИ KEI, <.......>; GM КАДИЛЛАК STS, <.......>; ЛАДА 217030 LADA PRIORA, <.......>. Указывает, что административному ответчику был исчислен транспортный налог за 2019 год в размере 29 792 рубля, о чем направлено налоговое уведомление № 82687387 от 01.09.2020, со сроком уплаты не позднее 01.12.2020. В связи с тем, что должником транспортный налог не уплачен в полном объеме, начислены пени за 2019 год в размере 88,63 рублей. Мировым судьей судебного участка № 2 Тюменского судебного района Тюменской области 12.03.2021 был вынесен судебный приказ № 2а-902-2021/2м о взыскании с административного ответчика задолженности по обязательным платежам, который отменен определением мирового судьи судебного участка № 2 Тюменского судебного района Тюменской области от 08 июля 2021 года.

Представитель административного истца МИФНС России № 6 по Тюменской области, административный ответчик Круглов С.В, в судебное заседание суда первой инстанции не явились, о причинах неявки суд не известили, об отложении рассмотрения дела не просили.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен Круглов С.В., который в апелляционной жалобе просит решение Тюменского районного суда Тюменской области от 4 октября 2021 года отменить и принять по делу новый судебный акт, указывая, что о судебном заседании суда первой инстанции извещен не был. Обращает внимание, что на основании судебного приказа № 2а-902-2021/2м с Круглова С.В. были взысканы денежные средства в размере 8 544,24 рублей, что подтверждается скриншотом экрана мобильного телефона.

Лица, участвующие в деле, и их представители в судебное заседание не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы они извещены надлежащим образом, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту также – КАС РФ) в полном объёме, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что Круглов С.В. зарегистрирован по месту жительства с 10.05.2018 по адресу: Тюменский район, д. Зубарева, <.......>. Названный адрес также указывается Кругловым С.В. в апелляционной жалобе на решение Тюменского районного суда Тюменской области от 4 октября 2021 года.

О времени и месте судебного заседания, назначенного в Тюменском районном суде Тюменской области на 04.10.2021 Круглов С.В. был извещен посредством направления заказного письма; 13.09.2021 данное почтовое отправление было 10.09.2021 возращено в Тюменский районный суд Тюменской области, как это усматривается из конверта, имеющегося в материалах дела (л.д. 43) в связи с истечением срока хранения.

При таких обстоятельствах, оснований к выводу о ненадлежащем извещении Круглова С.В. в судебное заседание суда первой инстанции, не имеется.

Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы закреплена статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Данная обязанность распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства и состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, вид которого, сумма, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты установлены законом.

Транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с названным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 1 ст. 356 НК РФ). Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 1 ст. 357 НК РФ).

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 ст. 358 НК РФ). Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 ст. 360 НК РФ).

Законом Тюменской области от 19.11.2002 г. № 93 «О транспортном налоге» (далее по тексту также – Закон Тюменской области) в действующей редакции определено, что ставки транспортного налога устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства: для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) налоговая ставка составляет 100 рублей (статья 1).

Согласно пункту 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Как следует из материалов дела, на имя Круглова С.В. с 26.11.2016 по 05.12.2019 был зарегистрирован легковой автомобиль GM КАДИЛЛАК STS, <.......> с мощностью двигателя 325 лошадиных сил, что усматривается, в том числе, из карточки учета транспортного средства.

В связи с вышеуказанной регистрацией на имя Круглова С.В. данного транспортного средства Инспекцией был исчислен налог и сформировано налоговое уведомление: № 82687387 от 01.09.2020 об уплате транспортного налога в размере 29 792 рублей в срок 01.12.2020. Данное налоговое уведомление было направлено Круглову С.В., как это следует из представленного административным истцом по запросу суда апелляционной инстанции списка заказных почтовых отправлений № 528, 07.10.2020 и в соответствии с частью 4 ст. 52 НК РФ считается полученным по истечении шести дней с даты направления указанного заказного письма. Согласно данного налогового уведомления, налоговым органом в отношении легкового автомобиля GM КАДИЛЛАК STS, <.......> с мощностью двигателя 325 лошадиных сил за период 2019 года с количеством месяцев владения в году – 11, исчислен транспортный налог в размере 29 792 рублей (325*100:12*11).

В соответствии с пунктом 1 ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются одним из способов исполнения обязанности по оплате, в частности, налогов.

Статьёй 75 НК РФ предусмотрено, что, пеня начисляется, если иное не предусмотрено названной статьей и главами 25 и 26.1 названного Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (пункт 3). Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4).

Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 08.02.2007 г. № 381-О-П, а также в определении от 17.02.2015 г. № 422-О, следует, что обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, вследствие чего законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено.

В связи с неоплатой транспортного налога в установленный Налоговым кодексом Российской Федерации срок, Круглову С.В. начислены пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2019 год в размере 88,63 рублей за период с 02.12.2020 по 22.12.2020 и сформировано требование об уплате налога.

Требованием № 71963 от 23.12.2020 Круглову С.В. предписано оплатить, в том числе, сумму транспортного налога за 2019 год в размере 29 792 рублей, а также пени, начисленные в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога в размере 88,63 рублей в срок до 02.02.2021. Данное требование было направлено Круглову С.В., как это следует из представленного административным истцом по запросу суда апелляционной инстанции, списка внутренних почтовых отправлений № 154 от 15.01.2021, 18.01.2021 и в силу части 6 ст. 69 НК РФ считается полученным по истечении шести дней с даты направления данного заказного письма. Кроме того, из сведений об отслеживании данного почтового отправления с почтовым идентификатором 80084956681571 следует, что оно было фактически получено Кругловым С.В. 06.02.2021.

Двенадцатого марта 2021 года, то есть в установленный пунктом 2 ст. 48 НК РФ срок, мировым судьей судебного участка № 2 Тюменского судебного района Тюменской области был вынесен судебный приказ № 2а-902-2021/2м о взыскании с Круглова С.В. задолженности по уплате транспортного налога за 2019 год в размере 29 792 рублей; пени в размере 88,63 рублей, который отменён определением указного мирового судьи от 8 июля 2021 года в связи с поступившими возражениями Круглова С.В. относительно его исполнения.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В силу требований части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).

Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент спорного правоотношения, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2).

Налоговый орган обратился в суд с административным исковым заявлением 05.08.2021, то есть, в установленный пунктом 3 ст. 48 НК РФ срок.

Суд первой инстанции, принимая оспариваемое решение, исходил из того, что административным ответчиком не представлено в суд ни возражений относительно административного иска, ни доказательств, подтверждающих уплату налога и пени, и пришёл к выводу о том, что требование административного истца о взыскании с Круглова С.В. в пользу МИФНС России № 6 по Тюменской области транспортного налога за 2019 год в размере 29 792 рубля, пени по транспортному налогу за 2019 год за период с 02.12.2020 по 22.12.2020 в размере 88 рублей 63 копейки подлежат удовлетворению.

В то же время из представленного Кругловым С.В. с апелляционной жалобой скриншота следует, что с принадлежащего ему счёта 22.07.2021 произведено списание налоговой задолженности в пользу МИФНС № 6 по Тюменской области в сумме 8544,24 рублей по судебному приказу № 2а-902-2021 от 12.03.2021, остаток долга составляет 21 247,76 рублей.

Взыскание с Круглова С.В. 22.07.2021 денежных средств в погашение транспортного налога в сумме 8544,24 рублей подтверждается также сведениями, представленными административным истцом с административным исковым заявлением (л.д. 14).

Из сведений, представленных административным истцом по запросу суда апелляционной инстанции, следует, что исполнительное производство на основании судебного приказа №2а-902-2021/2м от 12.03.2021 в отношении Круглова С.В. не возбуждалось ввиду направления указанного судебного приказа в ПАО «Сбербанк России» для исполнения (исх. от 21.07.2021 №12-62/008188), которым 22.07.2021 с Круглова С.В. взыскана сумма в размере 8 544.24 руб., что подтверждается платежным поручением № 991157 от 22.07.2021. По данным КРСБ налогоплательщика указанная сумма в автоматическом режиме программным комплексом АИС-Налог 3 была зачтена в счет погашения задолженности по транспортному налогу за 2017 и 2018 годы, в связи с чем Инспекцией принято решение об уточнении платежа № 72245961 от 04.02.2022, в соответствии с которым сумма задолженности Круглова С.В. по транспортному налогу за 2019 год составляет 21 247,76 рублей, пени по указанному налогу – 88.63 рубля.

Из изложенного следует, что вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных административным истцом требований в полном объёме обстоятельствам административного дела не соответствует.

В силу требований части 2 ст. 310 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела (пункт 2); несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела (пункт 3).

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о необходимости изменения решения суда первой инстанции с уменьшением размера взысканной с Круглова С.В. в погашение транспортного налога за 2019 год суммы до 21 247,76 рублей.

Кроме того, суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные административным истцом требования вопрос о взыскании с административного истца государственной пошлины не разрешил, в то время, как сведений о том, что Круглов от её уплаты освобождён, в материалах дела не имеется. С учётом изложенного, с Круглова С.В. в бюджет муниципального образования Тюменский район Тюменской области надлежит взыскать государственную пошлину в размере 840 рублей 08 копеек.

В то же время оснований к удовлетворению заявленных административным ответчиком требований в остальной части не имеется.

Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Тюменского районного суда Тюменской области от 4 октября 2021 года, изменить, изложив резолютивную часть решения суда в следующей редакции:

«Административный иск Межрайонной Инспекции Федеральной Налоговой службы России № 6 по Тюменской области удовлетворить частично.

Взыскать с Круглова Святослава Васильевича в пользу Межрайонной Инспекции Федеральной Налоговой службы России № 6 по Тюменской области задолженность по уплате транспортного налога за 2019 год в размере 21 247 рубля 76 копеек, пени по транспортному налогу за 2019 год за период с 02.12.2020 по 22.12.2020 в размере 88 рублей 63 копейки.

В удовлетворении заявленных требований в остальной части отказать.

Взыскать с Круглова Святослава Васильевича государственную пошлину в бюджет муниципального образования Тюменский район Тюменской области 840 рублей 08 копеек ».

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи коллегии

33а-594/2022 (33а-7170/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная ИФНС России №6 по Тюменской области
Ответчики
Круглов Святослав Васильевич
Суд
Тюменский областной суд
Судья
Глушко Андрей Ростиславович
Дело на странице суда
oblsud.tum.sudrf.ru
23.12.2021Передача дела судье
07.02.2022Судебное заседание
16.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.03.2022Передано в экспедицию
07.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее