Судья – Байметов А.А. № 2-2916/2022
(суд первой инстанции)
№ 33-1411/2023
(суд апелляционной инстанции)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 апреля 2023 года г. Севастополь
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Григоровой Ж.В.
судей Донсковой М.А. и Анашкиной И.А.
при секретаре судебного заседания Дубравской А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прудько В. А. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю о признании права на назначение страховой пенсии по старости, по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 13 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Севастопольского городского суда Донсковой М.А., судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда
установила:
Прудько В.А. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Отделение Пенсионного Фонда РФ по г. Севастополю с учетом уточнений исковых требований просил суд:
- признать за истцом право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8, ст. 35 главы 7 Заключительных положений Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013№ 400-ФЗ;
- признать отказы государственного учреждения – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю в установлении страховой пенсии по старости № 77263/21 от 15.12.2021, № 26999/22 от 15.06.2022, № 91781/22 от 17.08.2022 незаконными;
- обязать государственное учреждение – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю засчитать в стаж следующие периоды: время работы истца в Днепропетровской технической школе ОСОУ с 16.03.1982 по 04.07.1990; время работы истца в Днепропетровском областном спортивно-техническом клубе ОСОУ с 25.03.1993 по 20.01.1999; время работы истца в ООО «Металлист» с 01.02.1999 по 28.09.2001; время работы истца в ООО «Мирт» с 01.10.2001 по 01.10.2002; время работы истца в ООО «Юность» с 09.06.2003 по 18.02.2004; время работы истца в ООО «Юность» с 08.09.2004 по 30.06.2009; время работы истца в ООО «Торгово-промышленная группа «РЕЙНФОРД» с 01.07.2009 по 21.10.2011;
- обязать государственное учреждение – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю исчислить размер пенсии истца по наиболее выгодному варианту расчета пенсии;
- обязать государственное учреждение – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю исчислить размер пенсии истца с применением среднемесячного заработка за 2000 – 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, предоставленными пенсионным фондом Украины (Форма ОК-5);
- обязать государственное учреждение – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю назначить страховую пенсию истцу по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ с 30 июля 2021 на основании поданного заявления от 12.07.2021 № 77263/21.
Требования мотивированы тем, что истец обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, однако при назначении пенсии ответчиком не были включены вышеуказанные периоды в страховой стаж в связи с отсутствием справок и ответов из компетентных органов Украины и отсутствием ИПК 21. Истец полагает вышеуказанные действия ответчика незаконными, нарушающим его пенсионные права в связи с чем, обратился в суд.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 13 декабря 2022 года исковое заявление удовлетворено. Судом постановлено:
- признать за Прудько В. А. (СНИЛС №) право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8, ст. 35 главы 7 Заключительных положений Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ;
- признать отказы государственного учреждения – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю (ИНН 7706808515) в установлении страховой пенсии по старости № 77263/21 от 15.12.2021, № 26999/22 от 15.06.2022, № 91781/22 от 17.08.2022 незаконными.
- обязать государственное учреждение – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю (ИНН 7706808515) засчитать в стаж Прудько В. А. (СНИЛС 187-729-442-30) следующие периоды:
- время работы в Днепропетровской технической школе ОСОУ с 16.03.1982 по 04.07.1990;
- время работы в Днепропетровском областном спортивно-техническом клубе ОСОУ с 25.03.1993 по 20.01.1999;
- время работы в ООО «Металлист» с 01.02.1999 по 28.09.2001;
- время работы в ООО «Мирт» с 01.10.2001 по 01.10.2002;
- время работы в ООО «Юность» с 09.06.2003 по 18.02.2004;
- время работы в ООО «Юность» с 08.09.2004 по 30.06.2009;
- время работы в ООО «Торгово-промышленная группа «РЕЙНФОРД» с 01.07.2009 по 21.10.2011.
- обязать государственное учреждение – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю (ИНН 7706808515) исчислить размер пенсии Прудько В. А. (СНИЛС 187-729-442-30) по наиболее выгодному варианту расчета пенсии;
- обязать государственное учреждение – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю (ИНН 7706808515) исчислить размер пенсии Прудько В. А. (СНИЛС 187-729-442-30) с применением среднемесячного заработка за 2000 – 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, предоставленными пенсионным фондом Украины (Форма ОК-5);
- обязать государственное учреждение – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по г.Севастополю назначить Прудько В. А. страховую пенсию по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ с 30 июля 2021 г. на основании поданного заявления от 12.07.2021 № 77263/21.
Не согласившись с указанным решением, Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование поданной апелляционной жалобы указано, что судом неправильно применены нормы материального права, выводы суда, изложенные в решении не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Судом неправильно определены значимые по делу обстоятельства.
Так, на дату принятия решения от 17.08.2022 страховой стаж истца составил 15 лет 07 месяцев 11 дней, сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов истца составила 14,983, что недостаточно для назначения страховой пенсии по старости. В представленной истцом при подаче заявлений о назначении пенсии дубликате трудовой книжки периоды работы не могли быть учтены при установлении страховой пенсии, так как данный дубликат оформлен с нарушением Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях, организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 года №162, в связи с чем все периоды работы, указанные в дубликате подлежали обязательному документальному подтверждению. С целью оказания содействия истцу и подтверждения периодов его работы, территориальным органом, осуществляющим пенсионное обеспечение были направлены соответствующие запросы в компетентные органы Украины, однако запрашиваемые документы и сведения поступили частично, и при принятии решений по заявлениям истца в распоряжении органа пенсионного обеспечения в необходимом для назначения пенсии объеме отсутствуют, что не было учтено судом первой инстанции.
На апелляционную жалобу истцом Прудько В.А. представлены письменные возражения, согласно которым истец полагает доводы жалобы необоснованными.
Протокольным определением от 13.04.2023 произведена замена ответчика ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по г. Севастополю на Отделение фонда Пенсионного и Социального страхования в Российской Федерации по г. Севастополю.
В судебном заседании представитель Отделения фонда Пенсионного и Социального страхования в Российской Федерации по г. Севастополю Лебедев М.С. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.
Истец Прудько В.А. в судебное заседание не явился, обеспечил явку своего представителя Иванову Н.А., которая возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, полагала обжалуемое решение законным и обоснованным.
Судебная коллегия в соответствии с положениями с. 167 ГПК РФ, определила рассмотреть дело в отсутствие истца.
Выслушав пояснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, изучив письменные материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Полномочия суда апелляционной инстанции определены статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке приведены в статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 330); недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 2 части 1 статьи 330); несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 330); нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права (пункт 4 части 1 статьи 330).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обжалуемое решение вышеуказанным требованиям соответствует.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец Прудько В.А. обратился в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе с заявлением от 12.07.2021 № 77263/21 об установлении страховой пенсии по старости в соответствии Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В результате рассмотрения заявления от 12.07.2021 и имеющихся документов решением Отделения от 15.12.2021 № 77263/21 Прудько В.А. было отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием величины индивидуального пенсионного коэффициента 21, установленной ст. 8, ст. Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Аналогичные решения выносились Отделением 15.06.2022 № 26999/2022 и 17.08.2022 № 91781/22.
Периоды работы Прудько В.А. с 16.03.1982 по 04.07.1990, с 25.03.1993 по 20.01.1999, с 01.02.1999 по 28.09.2001, с 01.10.2001 по 01.10.2002, с 09.06.2003 по 18.02.2004, с 08.09.2004 по 30.06.2009, с 01.07.2009 по 21.10.2011 на территории Украины, по мнению ответчика, подлежат обязательной документальной проверке в силу требования законодательства. Территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации направлены соответствующие запросы в компетентные органы Украины с целью подтверждения спорных периодов работы и уплаты страховых взносов. Однако, запрашиваемые документы и сведения в подтверждение спорный периодов работы истца в адрес территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе не поступили и в его распоряжении отсутствуют. Согласно предоставленным и имеющимся в распоряжении пенсионного орган документам и сведениям страховой стаж истца составил 15 лет 07 месяцев 11 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента составила 14,983.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Федерального закона от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», исходил из того, что поскольку истец является гражданином Российской Федерации, в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь», в отношении него подлежал применению положения Федерального закона от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» в связи с чем отсутствует необходимость подтверждения истцом периодов работы до 31 декабря 2014 года на территории Украины компетентными органами, в том числе и ссылка на Соглашение 1992 года.
Периоды работы истца подтверждаются записями в трудовой книжке, содержащими сведения о приеме на работу и увольнении содержат ссылки на соответствующие приказы работодателя, послужившие основанием к их внесению, записи внесены последовательно с соблюдением нумерации и заверены подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия, в связи с чем довлеторил требования о включении периодов работы в общий страховой стаж с 16.03.1982 по 04.07.1990, с 25.03.1993 по 20.01.1999, с 01.02.1999 по 28.09.2001, с 01.10.2001 по 01.10.2002, с 09.06.2003 по 18.02.2004, с 08.09.2004 по 30.06.2009, с 01.07.2009 по 21.10.2011. Так же суд первой инстанции не усмотрел оснований для отказа в исчислении размера пенсии истца с применением среднемесячного заработка за 2000 – 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, предоставленными пенсионным фондом Украины (Фома ОК-5) и назначении истцу страховой пенсии с даты обращения.
Судебная коллегия в целом с выводами суда первой инстанции соглашается.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).
Ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина допустимо только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственного здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ).
Конституционное право на социальное обеспечение включает право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Отказ в назначении пенсии в связи с утратой документов или по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника является ограничением конституционного права на социальное обеспечение, гарантированного частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (с изменениями и дополнениями) в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствие с ч.1-2 ст. 14 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013 года, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2002 г. и действовал до 1 января 2015 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила N 1015).
В соответствии с п. 10 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014г. N 1015 периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Согласно п. 11 указанных Правил, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
П. 12 и 13 Правил обращения за пенсией, назначением пенсии и перерасчетом размера пенсии, переходом с одной пенсии на другую в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утвержденных постановлением Минтруда РФ и ПФР от 27.02.2002г. №17/19пб, определяет, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда РФ принимает решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.
На основании статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, в которую вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводе на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи и работе.
Частью 1 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с этим федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Данному положению корреспондирует часть 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" регламентирующая, что с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 26 октября 2017 года N 2333-О указал, что положения частей 1 и 3 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" направлены на достижение целей интеграции Республики Крым и города федерального значения Севастополя в Российскую Федерацию, в части правового регулирования социальной защиты посредством распространения на названную выше категорию граждан предусмотренных законодательством Российской Федерации гарантий обеспечения пенсиями, пособиями и мерами социальной поддержки с предоставлением возможности реализации социальных прав в объеме не ниже приобретенного в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города Севастополя на момент их принятия в состав Российской Федерации.
Таким образом, положения Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N 208-ФЗ от 21 июля 2014 года, содержащие льготные условия для назначения пенсии для таких граждан, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, исходя из системного анализа указанного Закона, распространяют свое действие лишь на лиц, признанных гражданами Российской Федерации на основании федерального Конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года, иностранных граждан и лиц без гражданства.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ. Периоды, подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях республики Крым и города федерального значения Севастополь» от 21.07.2014 № 208 ФЗ «Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсии гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за периоды работы по трудовому договору, имевшие место в период с 1 января 2002 года по 16 марта 2014 года включительно на территории Украины и в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, определяется исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 24 245 рублей 70 копеек.
Письменными материалами дела установлено, что истец является гражданином Российской Федерации, приобретшим гражданство в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь», как постоянно проживающий на территории Севастополя с 2009 года, в том числе по состоянию на 18 марта 2014 года и зарегистрирован в г. Севастополе 27 сентября 2013 года.
Прудько В.А. обратился в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе с заявлением от 12.07.2021 № 77263/21 об установлении страховой пенсии по старости в соответствии Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В результате рассмотрения заявления от 12.07.2021 и имеющихся документов решением Отделения от 15.12.2021 № 77263/21 Прудько В.А. было отказано во включении в страховой стаж истца периодов работы: с 16.03.1982 по 04.07.1990, с 25.03.1993 по 20.01.1999, с 01.02.1999 по 28.09.2001, с 01.10.2001 по 01.10.2002, с 09.06.2003 по 18.02.2004, с 08.09.2004 по 30.06.2009, с 01.07.2009 по 21.10.2011 на территории Украины, как не подтвержденные компетентными органами Украины и истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием величины индивидуального пенсионного коэффициента 21, установленной ст. 8, ст. Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Аналогичные решения выносились Отделением 15.06.2022 № 26999/2022 и 17.08.2022 № 91781/22.
Поскольку истец является гражданином Российской Федерации, приобретшим гражданство в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь», суд обосновано отклонил доводы ответчика о необходимости подтверждения истцом периодов работы до 31 декабря 2014 года на территории Украины компетентными органами, в том числе и ссылка на Соглашение 1992 года, как основанные на неверном толковании норм права.
Поскольку факт работы истца в спорные периоды подтверждены записями в трудовой книжке на имя истца, выполненными без замечаний и исправлений, а так же данными персонифицированного учета формы ОК-5, выданной Пенсионным фондом Украины, где имеются данные о выплате заработной платы Прудько В.А. с которой начислены страховые взносы, суд обоснованно пришел к выводу о включении в страховой стаж истца вышеуказанных спорных периодов работы и назначил истца страховую пенсию по старости с даты обращения.
Доводы апеллянта относительно того, что поскольку дубликат трудовой книжки истца оформлен с нарушением Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях, организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 года №162, все периоды работы, указанные в дубликате подлежали обязательному документальному подтверждению, судебной коллегией отклоняются, поскольку в дубликате записи выполнены последовательно, первый период указан служба в Советской армии, который согласуется с данными военного билета истца. Кроме того, на запрос Пенсионного органа были получены справки относительно периода работы истца в ООО «Спец-автотехника-М», в Днепропетровской образцовой технической школе ДОСАФ, которые также отражен в дубликате трудовой книжки, с указанием номеров и дат приказов на прием и на увольнение, которые совпадают, в связи с чем сомнения относительно достоверности содержащихся в дубликате трудовой книжки сведений, не возникают.
Доводы апелляционной жалобы ответчика фактически основаны на несогласии ответчика с существом вынесенного решения, повторяют его позицию в суде первой инстанции, также были предметом рассмотрения и отклонены судом, о чем подробно изложено в обжалуемом решении. Выводы суда соответствуют нормам гражданского закона, регулирующим спорные правоотношения, в связи с чем, правовые основания для отмены решения, по доводам апелляционной жалобы, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда,
определила:
решение Ленинского районного суда города Севастополя от 13 декабря 2022 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю, без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме принято 18 апреля 2023 года.
Председательствующий: Ж.В. Григорова
Судьи: М.А. Донскова
И.А. Анашкина