Дело №2-341/2024
УИД 67RS0008-01-2024-000382-86
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Ярцево 20 мая 2024 года
Ярцевский городской суд Смоленской области в составе:
председательствующего (судьи) Помельникова О.В.,
при секретаре Клюевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ярцевского межрайонного прокурора Смоленской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Ярцевская центральная районная больница» о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Ярцевский межрайонный прокурор Смоленской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с требованиями к Областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Ярцевская центральная районная больница» (далее - ОГБУЗ «Ярцевская ЦРБ») о понуждении к совершению действий, указывая, что прокуратурой проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства, которой установлено, что в Капыревщинской участковой больнице внутренняя поверхность стен и перегородок в районах дверных и оконных заполнений имеет разрушения (щели, проломы). В нарушение ст.24 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ, п.п.4.4.5, 4.4.6 СП 2.1.3678-20, на 1-м этаже в стоматологическом кабинете, кабинете врача, процедурном кабинете, туалете, умывальники без подводки горячей воды. В процедурном кабинете умывальник не оборудован смесителем с бесконтактным управлением, на 2-м этаже в кабинете работника (медицинской сестры), процедурном кабинете не установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды. В связи с выявленными нарушениями законодательства в адрес ОГБУЗ «Ярцевская ЦРБ» 10.05.2023 и 09.01.2024 были вынесены представления об устранении выявленных нарушений. До настоящего времени вышеуказанные нарушения не устранены, что подтверждается ответом ОГБУЗ «Ярцевская ЦРБ». Просит суд с учетом уточнений обязать ОГБУЗ «ЯЦРБ» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу привести помещения Капыревщинской участковой больницы ОГБУЗ «Ярцевская ЦРБ» по адресу: Смоленская область, деревня Капыревщина, улица Школьная, д.2, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, а именно провести работы по: подводке горячей воды к умывальникам на 1-м этаже в стоматологическом кабинете, кабинете врача, процедурном кабинете и туалете; оборудованию умывальника в процедурном кабинете смесителем с бесконтактным управлением; установке умывальников с подводкой горячей и холодной воды на 2-м этаже в кабинете работника (медицинской сестры), процедурном кабинете; устранению разрушения (щели, проломы) на внутренней поверхности стен и перегородок в районах дверных и оконных заполнений.
Протокольным определением суда от 1,2 апреля 2024 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство здравоохранения Смоленской области.
В судебном заседании представитель истца помощник Ярцевского межрайонного прокурора Чикин И.Ю. исковые требования с учетом уточнения поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика - ОГБУЗ «Ярцевская ЦРБ» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще. В судебном заседании 1,2 апреля 2024 года заявленные исковые требования признал частично. Указал, что Капыревщинская участковая больница находится у ОГБУЗ «ЯЦРБ» в оперативном управлении. Поскольку счета больницы с 2023 года арестованы, требования прокурора, возможно будет удовлетворить только после выделения достаточного финансирования. Заявленные месячный срок для исполнения решения суда полагал недостаточным. Полагал, что для выполнения заявленных требований прокурора необходимо три года. Доходы медицинской организации не позволяют даже сделать смету расходов на выполнение соответствующих работ по устранению выявленных прокурором в ходе проверки нарушений.
Представитель соответчика Министерства здравоохранения Смоленской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил возражение на иск, указав, что является ненадлежащим ответчиком по данному делу. В обосновании представленных возражений указано, что ОГБУЗ «Ярцевская ЦРБ» является бюджетной некоммерческой организацией, по отношению к которой, Министерство осуществляет исполнительно-распорядительные функции. Финансирование деятельности ОГБУЗ «Ярцевская ЦРБ» осуществляется из средств областного бюджета в соответствии с областным законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. ОГБУЗ «Ярцевская ЦРБ» при отсутствии денежных средств на проведение мероприятий по приведению отделения в соответствии с действующими санитарными правилами и нормативами до настоящего времени не обратилось в Министерство с надлежаще оформленной, в соответствии с действующим законодательством заявкой о финансировании данных мероприятий. Отсутствуют сведения обращения учреждения в ТФОМС за дополнительными денежными средствами с целью проведения текущего ремонта. Субсидии на текущие и капитальные ремонты зданий и сооружений государственных учреждений Смоленской области будут выделены Министерству только лишь в 2024-2025 году, при отражении данной потребности в прогнозном плане бюджета области. При появлении дополнительного источника финансирования, а именно экономии денежных средств, Министерством будет рассмотрен вопрос о выделении учреждению финансирования на устранение нарушений, при этом, ОГБУЗ «Ярцевская ЦРБ» необходимо обратиться за субсидией на проведение текущего ремонта в ТФОМС Смоленской области, в силу закона.
Суд, выслушав представителя истца, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого из представленных доказательств, их достаточность в совокупности, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Защита гражданских прав, свобод и законных интересов граждан осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающее угрозу его нарушения, а также путем присуждения к исполнению обязанности в натуре (ст.12 ГК РФ).
Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами (статья 1).
В силу ст.2 данного Федерального закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со ст.24 этого же Федерального закона, при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно положениям ст.11, абз.1 и абз. 3 ст.39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно- технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Во исполнение требований указанного Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 №44 утверждены санитарные правила СанПиН 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» (СанПиН 2.1.3678-20).
Согласно названным СанПиН 2.1.3678-20, настоящие санитарные правила (далее - правила) направлены на охрану жизни и здоровья населения, обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных, неинфекционных заболеваний и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к выполнению работ и предоставлению гостиничных, медицинских, бытовых, социальных услуг, услуг в области культуры, спорта, организации досуга, развлечений, продаже товаров производственно-технического назначения для личных и бытовых нужд (далее - услуги), а также к используемым хозяйствующими субъектами зданиям, сооружениям, помещениям, оборудованию и транспортным средствам (пункт 1.1).
Настоящие правила обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, предоставляющими услуги населению на территории Российской Федерации, перечисленными в пункте 1.1 настоящих правил (далее - хозяйствующие субъекты) (пункт 1.2).
При этом, правилами (раздел II. Общие требования) установлено, что здания, строения, сооружения, помещения, используемые хозяйствующими субъектами, должны быть оборудованы системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения.
Покрытия пола и стен помещений, используемых хозяйствующими субъектами, не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком и должны быть устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств (пункт 2.7).
Во врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах работников, в туалетах, в материнских комнатах при детских отделениях, процедурных, перевязочных и вспомогательных помещениях должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями (пункт 4.4.5).
Умывальниками с установкой смесителей с бесконтактным управлением и дозаторами с жидким (антисептическим) мылом, иными моющими средствами и растворами антисептиков оборудуются: предоперационные, перевязочные, родовые залы, реанимационные, процедурные кабинеты, инфекционные, туберкулезные, кожно-венерологические, гнойные, ожоговые, гематологические отделения, клинико-диагностические и бактериологические лаборатории, а также в санитарных пропускниках, шлюзах-боксах, полубоксах (пункт 4.4.6).
В соответствии с п.6.4.1 «СП 158.13330.2014. Свод правил. Здания и помещения медицинских организаций. Правила проектирования», утв. Приказом Минстроя России от 18.02.2014 N 58/пр (ред. от 28.12.2023) поверхность стен и перегородок лечебных, диагностических и вспомогательных помещений для обеспечения медико-технологических процессов должна быть гладкой, допускающей влажную уборку и дезинфекцию.
В судебном заседании установлено, что Ярцевской межрайонной прокуратурой в ходе проведенной проверки соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства в Капыревщинской участковой больнице ОГБУЗ «Ярцевская ЦРБ», расположенной по адресу: Смоленская область, д.Капыревщина, <адрес>, выявлены нарушения санитарных правил, в том числе:
- на 1-м этаже в стоматологическом кабинете, кабинете врача, процедурном кабинете, туалете умывальники без подводки горячей воды. В процедурном кабинете умывальник не оборудован смесителем с бесконтактным управлением, на 2-м этаже в кабинете работника (медицинской сестры), процедурном кабинете не установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды;
- внутренняя поверхность стен и перегородок в районах дверных и оконных заполнений имеет разрушения (щели, проломы).
Данные обстоятельства в соответствии со ст.56 ГПК РФ ответчиком ОГБУЗ «Ярцевская ЦРБ» не опровергнуты, доказательств обратного суду не представлено.
В связи с выявленными нарушениями законодательства в адрес ОГБУЗ «Ярцевская ЦРБ» прокуратурой 10.05.2023 и 09.01.2024 внесены представления об устранении нарушений, однако сведения о рассмотрении указанных представлений и принятых по ним мерам, в материалах дела отсутствуют.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Капыревщинская участковая больница является структурным подразделением ОГБУЗ «Ярцевская ЦРБ», которая имеет лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, действие которой распространятся и на структурные подразделения районной больницы - участковые больницы.
Пунктом 5 статьи 123.22 ГК РФ определено, что бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
Исходя из содержания пунктов 1 - 3 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
При этом, в силу положений п.6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Статьей 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.
В соответствии с п. 4 ст. 154 БК РФ органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.
С учетом положений ст.158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств, в том числе, распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным распорядителям учреждениям и получателям бюджетных средств, формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания.
Согласно Уставу ОГБУЗ «Ярцевская ЦРБ» (л.д.26-31) Учреждение является бюджетной некоммерческой организацией (п.1.2).
Органами, осуществляющими полномочия собственника имущества Учреждения, являются Администрация Смоленской области, Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области и Департамент Смоленской области по здравоохранению (далее – Отраслевой орган) (п.1.5).
За Учреждением в целях обеспечения его деятельности собственником закрепляется на праве оперативного управления имущество (п.3.1).
С момента передачи имущества в оперативное управление Учреждение обеспечивает его учет, инвентаризацию, сохранность и обоснованность расходов на его содержание (п.3.3).
При руководстве и управлении Учреждением обеспечивается выполнение санитарно-гигиенических, противопожарных требований и иных требований по охране жизни и здоровья работников (раздел 6 п.6.5).
В судебном заседании установлено, что ОГБУЗ «Ярцевская ЦРБ» при отсутствии денежных средств на проведение мероприятий по приведению отделения в соответствии с действующими санитарными правилами и нормативами до настоящего времени не обращалось в Министерство здравоохранения Смоленской области с надлежаще оформленной, в соответствии с действующим законодательством заявкой о финансировании данных мероприятий; отсутствуют сведения обращения ОГБУЗ «Ярцевская ЦРБ» в ТФОМС за дополнительными денежными средствами с целью проведения текущего ремонта. Доказательств обратного суду не представлено.
При таких установленных по делу обстоятельствах, с учетом приведенных норм права и нормативных актов, суд находит, что заявленные Ярцевским межрайонным прокурором требования о возложении на ОГБУЗ «Ярцевская ЦРБ» обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства подлежат удовлетворению.
При этом, суд не находит оснований для возложения обязанностей по устранению допущенных нарушений на Министерство здравоохранения Смоленской области, такие требования к Министерству не заявлялись, а сведения об обращении ОГБУЗ «Ярцевская ЦРБ» с надлежаще оформленной в соответствии с действующим законодательством заявкой о финансировании мероприятий по приведению отделения в соответствии с действующими санитарными правилами и нормативами в материалы дела не представлены.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ в решении суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае если они могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая, что для устранения выявленных нарушений ответчикам требуется время, принимая во внимание социальную значимость разрешенных требований и принципы разумности, суд считает возможным установить ответчикам срок для всех возложенных судом обязанностей в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Ярцевская центральная районная больница» (ОГРН 1026700979172, ИНН 6727002234) в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу привести помещения Капыревщинской участковой больницы ОГБУЗ «Ярцевская ЦРБ» по адресу: Смоленская область, деревня Капыревщина, улица Школьная, д.2, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, а именно провести работы по:
- подводке горячей воды к умывальникам на 1-м этаже в стоматологическом кабинете, кабинете врача, процедурном кабинете и туалете;
- оборудованию умывальника в процедурном кабинете смесителем с бесконтактным управлением;
- установке умывальников с подводкой горячей и холодной воды на 2-м этаже в кабинете работника (медицинской сестры), процедурном кабинете;
- устранению разрушения (щели, проломы) на внутренней поверхности стен и перегородок в районах дверных и оконных заполнений.
В удовлетворении требований к Министерству здравоохранения Смоленской области – отказать.
Сторона, не согласная с принятым судебным актом, вправе его обжаловать в апелляционном порядке в Смоленский областной суд, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (27 мая 2024 года). Апелляционная жалоба (представление) подается через Ярцевский городской суд Смоленской области.
Судья О.В. Помельников