Дело № 2а-753/2020 24RS0057-01-2020-000956-76
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 августа 2020 года г. Шарыпово
Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Рудь А.А.,
при секретаре судебного заседания Байкиной С.В.,
с участием старшего помощника Шарыповского межрайонного прокурора Вундер Н.Г. по поручению прокурора,
административного истца Симахиной О.А., действующей на основании решения ОИК № от 06.08.2020 №,
представителя административного истца Симахиной О.А. – Провоторова Д.В., допущенного заявлению административного истца в порядке ч.5 ст.57 КАС РФ,
представителя административного ответчика - Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Шарыповского городского Совета депутатов нового созыва по одномандатному избирательному округу № Кравчук Е.М. (по доверенности),
заинтересованного лица Зятиковой Н.В., действующей на основании решения ОИК № от 06.08.2020 №,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Симахина О.А. к Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Шарыповского городского Совета депутатов нового созыва по одномандатному избирательному округу № о признании незаконным и отмене решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Шарыповского городского Совета депутатов нового созыва по одномандатному избирательному округу № от 06 августа 2020 года № «О регистрации Зятикова Н.В. кандидатом в депутаты Шарыповского городского Совета депутатов нового созыва, выдвинутого избирательным объединением Шарыповское местное (городское) отделение КРО ПП КПРФ по одномандатному избирательному округу»,
УСТАНОВИЛ:
Симахина О.А. обратилась с административным исковым заявлением к Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Шарыповского городского Совета депутатов нового созыва по одномандатному избирательному округу № (далее - ОИК №) о признании незаконным и отмене решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Шарыповского городского Совета депутатов нового созыва по одномандатному избирательному округу № от 06 августа 2020 года № «О регистрации Зятикова Н.В. кандидатом в депутаты Шарыповского городского Совета депутатов нового созыва, выдвинутого избирательным объединением Шарыповское местное (городское) отделение КРО ПП КПРФ по одномандатному избирательному округу».
Требования мотивированы тем, что решением ОИК № от 06.08.2020 № Зятикова Н.В., выдвинутая избирательным объединением Шарыповское местное (городское) отделение КРО ПП КПРФ (заинтересованное лицо по делу), зарегистрирована кандидатом в депутаты Шарыповского городского Совета депутатов нового созыва по одномандатному избирательному округу №. Административный истец полагает, что регистрация Зятиковой Н.В. в качестве кандидата в депутаты была произведена ОИК № с существенным нарушением норм действующего законодательства, ввиду чего указанное решение ОИК № от 06.08.2020 № подлежит отмене. Так, в нарушение требования п.2.2 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ, Зятикова Н.В. представила в ОИК № копию паспорта и подтверждающих сведения документов, заверенные одним из уполномоченных представителей избирательного объединения. Поскольку происходило выдвижение кандидата по одномандатному округу, а не в составе списка кандидатов, то заверение всех необходимых копий документов должен был осуществить сам кандидат в силу прямого указания в законе, а не уполномоченный представитель избирательного объединения, у которого отсутствовали такие полномочия. Кроме того, кандидат Зятикова Н.В. не представила в ОИК № удостоверенную руководителем избирательного объединения копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а также решение о создании избирательного объединения.
Также административный истец (с учетом уточнений) указывает на следующие обстоятельства, влекущие отмену указанного решения ОИК №:
- в заявлении о согласии баллотироваться кандидат Зятикова Н.В. не даёт такого согласия тому избирательному объединению, которое является субъектом выдвижения, а также не указывает в поданном заявлении номер одномандатного избирательного округа, по которому она согласна баллотироваться;
- избирательным объединением Шарыповское местное (городское) отделение КРО ПП КПРФ (заинтересованным лицом по делу) в ОИК № не представлены копии учредительных документов о создании избирательного объединения;
- постановление конференции избирательного объединения от 10.07.2020, которым приняты все основные решения, в том числе о выдвижении кандидатов в депутаты, о печати избирательного объединения, не содержит подписи секретаря заседания, в связи с чем, грубо нарушены требования к форме данного документа;
- согласование общетерриториального списка Шарыповского местного (городского) отделения с КРО ПП КПРФ отсутствует; имеется лишь согласование по одномандатным округам. При этом подпись Н.А.П. в согласовании по одномандатным округам в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени КРО ПП КПРФ, проставлена 10.07.2020, при том, что согласно выписке из ЕГРЮЛ, соответствующая запись в отношении Н.А.П. внесена в реестр только 20.07.2020, то есть на десять дней позже, что ставит под сомнение подлинность и юридическую силу представленного в ОИК № документа.
По мнению административного истца выявленные недостатки касаются как факта наличия (отсутствия) полномочий у избирательного объединения Шарыповское местное (городское) отделение КРО ПП КПРФ выдвигать кандидатов в депутаты по одномандатным округам, так и самой правоспособности указанного избирательного объединения. Кроме того, выявленные недостатки касаются также грубого нарушения требований, предъявляемых действующим законодательством к форме документов, представленных в ОИК № кандидатом в депутаты Зятиковой Н.В.
На основании изложенного, административный истец полагает, что у ОИК № не было оснований для принятия решения о регистрации Зятиковой Н.В. в качестве кандидата в депутаты Шарыповского городского Совета депутатов нового созыва по одномандатному избирательному округу №, выдвинутого избирательным объединением Шарыповское местное (городское) отделение КРО ПП КПРФ.
В судебном заседании административный истец Симахина О.А., действующая на основании решения ОИК № от 06.08.2020 №, и её представитель Провоторов Д.В., допущенный в порядке ч.5 ст.57 КАС РФ, административное исковое требование поддержали по доводам (с учетом уточнений), изложенных в административном иске, просили суд отменить решение ОИК № от 06.08.2020 № «О регистрации Зятиковой Н.В. кандидатом в депутаты Шарыповского городского Совета депутатов нового созыва, выдвинутого избирательным объединением Шарыповское местное (городское) отделение КРО ПП КПРФ по одномандатному избирательному округу».
Представитель административного ответчика - Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Шарыповского городского Совета депутатов нового созыва по одномандатному избирательному округу № Кравчук Е.М. (по доверенности), в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований административного истца, полагая вынесенное решение ОИК № в отношении Зятиковой Н.В. законным и обоснованным. В письменных возражениях указала на то, что федеральным законом не запрещено предоставлять копии документов, заверенные уполномоченным представителем избирательного объединения, поскольку кандидат выдвинут избирательным объединением. Ссылка административного истца на нарушения требований пункта 5.2 статьи 26 Закона Красноярского края от 02.10.2003 № 8-1411 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» (далее - Закон края № 8-1411) о непредоставлении удостоверенной руководителем избирательного объединения копии документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании не может расцениваться как нарушение Закона края № 8-1411, поскольку решением Избирательной комиссии муниципального образования г. Шарыпово Красноярского края от 11.07.2020 № полномочия Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Шарыповского городского Совета депутатов нового созыва по одномандатному избирательному округу № возложены на избирательную комиссию муниципального образования г. Шарыпово Красноярского края, в которой имелись надлежащим образом заверенные документы, предоставленные уполномоченным представителем от избирательного объединения Шарыповского местного (городского) отделения Красноярского регионального (краевого) отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» по выборам депутатов нового созыва, выдвинутого избирательным объединением Шарыповское местное (городское) отделение Красноярского регионального (краевого) отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по единому избирательному округу в соответствии с п.5.3 ст. 26 Закона края № 8-1411.
Ссылка административного истца о даче кандидатом в депутаты согласия баллотироваться не тому избирательному объединению несостоятельна, поскольку сокращенное название Шарыповского местного (городского) отделения Красноярского регионального (краевого) отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» - Шарыповское местное (городское) отделение КРО ПП КПРФ принято на IV Пленуме Комитета Красноярского регионального (краевого) отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» 01 февраля 2014 года. Следовательно, кандидат в депутаты имел право указывать в заявлении сокращенное наименование избирательного объединения.
Несостоятельна ссылка административного истца о непредоставлении в избирательную комиссию копий учредительных документов о создании местного отделения указанной партии. Как следует из п. 3.1 Устава КПРФ, в структуру КПРФ входят первичные отделения, местные отделения и региональные отделения, являющиеся структурными подразделениями партии. В Красноярском крае осуществляет свою деятельность Красноярское региональное (краевое) отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», а на территории города Шарыпово - Шарыповское местное (городское) отделение Красноярского регионального (краевого) отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (сокращенное название - Шарыповское местное (городское) отделение КРО ПП КПРФ).
В соответствии с Постановлением ХХХШ (внеочередной) конференции Красноярского краевого отделения Коммунистической партии Российской Федерации» от 02.02.2002 «О преобразовании местных и первичных организаций Общероссийской общественной политической организации «Коммунистическая партия Российской Федерации», входящих в состав Красноярской краевой организации КПРФ, в местные (городские, районные) и первичные отделения Коммунистической партии Российской Федерации» принято решение о преобразовании городских и районных организаций Общероссийской общественной политической организации «Коммунистическая партия Российской Федерации», входящих в состав Красноярской краевой организации, в местные (городские, районные) отделения Коммунистической партии Российской Федерации (п.1 постановления), в том числе и Шарыповское местное (городское) отделение КПРФ, согласно списку местных отделений Красноярского регионального (краевого) отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» на 02.02.2002, являющемуся приложением к постановлению ХХХШ (внеочередной) конференции Красноярского краевого отделения Коммунистической партии Российской Федерации» от 02.02.2002. Постановлением VI Пленума комитета Красноярского регионального (краевого) отделения Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 01 февраля 2014 года Шарыповское местное (городское) отделение КПРФ переименовано в Шарыповское местное (городское) отделение Красноярского регионального (краевого) отделения Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», (сокращенное название: Шарыповское местное (городское) отделение КРО ПП КПРФ). Таким образом, Шарыповское местное (городское) отделение Красноярского регионального (краевого) отделения Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» образовано путем преобразования из Шарыповского местного (городского) отделения КПРФ. В связи с чем, в избирательную комиссию муниципального образования г. Шарыпово Красноярского края был предоставлен полный пакет документов, в том числе и решение о создании местного отделения указанной партии.
Кроме того, представленные копии документов: постановление Конференции Шарыповского местного (городского) отделения Красноярского регионального (краевого) отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 10.07.2020 о выдвижении кандидатов, о назначении уполномоченных представителей, о печати избирательного объединения оформлены надлежащим образом и подписаны уполномоченным лицом. Таким образом, у ОИК № 7 не имелось оснований для отказа в регистрации Зятиковой Н.В. кандидатом в депутаты Шарыповского городского Совета депутатов нового созыва.
Представитель заинтересованного лица - избирательного объединения Шарыповское местное (городское) отделение Красноярского регионального (краевого) отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Лауменене Н.С., действующая на основании протокола № ДД.ММ.ГГГГ заседания комитета Шарыповского местного (городского) отделения КРО ПП КПРФ, в судебное заседание не явилась, будучи извещенной надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении административного дела в свое отсутствие. Согласно ранее представленных письменных возражений на иск, в удовлетворении административного иска просила отказать, в связи с его необоснованностью.
Заинтересованное лицо Зятикова Н.В. , действующая на основании решения ОИК № от 06.08.2020 №, в судебном заседании возражала против заявленных исковых требований, поддержала позицию административного ответчика по всем озвученным административным истцом доводам. Кроме того, в своих письменных возражениях указала на то, что избирательная комиссия должна была известить за три дня до рассмотрения вопроса о регистрации кандидата о недостатках документов, что сделано не было. Относительно довода об отсутствии документа о создании избирательного объединения указала, что решение о создании местного отделения избирательного объединения принимает Комитет или Бюро регионального отделения КПРФ. Проведение учредительного собрания или конференции - это организационный порядок, альтернатива, которая значение не имеет, следовательно, постановление ХХХШ (внеочередной) конференции Красноярского краевого отделения Коммунистической партии Российской Федерации» от 02.02.2002 является документом о создании избирательного объединения, который был представлен при подаче документов в избирательную комиссию.
Согласно ч. 3 ст. 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) неявка в суд лиц, которые участвуют в административном деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным, не является препятствием для рассмотрения и разрешения указанного административного дела, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В порядке ч. 1 ст. 243 КАС РФ Избирательная комиссия Красноярского края о принятии к производству суда рассматриваемого административного искового заявления проинформирована надлежащим образом.
Выслушав участвующих в деле лиц, заключение старшего помощника прокурора, полагавшего, что требования административного искового заявления подлежат удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что предъявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению на основании следующего.
Согласно ч. 10 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
С административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор (ч. 11 ст. 239 КАС РФ).
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Частью 1 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии (часть 5 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Основания для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов регламентированы статьей 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно части 6 статьи 76 указанного Федерального закона решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу части 1 статьи 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными.
Дополнительно выборы депутатов Шарыповского городского Совета депутатов шестого созыва регулируются также Законом Красноярского края от 02.10.2003 N 8-1411 "О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае" (далее – Закон края N 8-1411).
Как установлено судом, решением Шарыповского городского Совета депутатов города Шарыпово Красноярского края от 23.06.2020 № назначены выборы депутатов Шарыповского городского совета депутатов нового созыва на 13 сентября 2020 года.
Решением Избирательной комиссии Красноярского края № от 25.06.2020 полномочия избирательной комиссии муниципального образования г. Шарыпово Красноярского края возложены на территориальную избирательную комиссию г. Шарыпово Красноярского края.
Решением избирательной комиссии муниципального образования г. Шарыпово Красноярского края № от 11.07.2020 полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Шарыповского городского Совета депутатов нового созыва по одномандатному избирательному округу № возложены на избирательную комиссию муниципального образования г. Шарыпово Красноярского края.
Решением Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Шарыповского городского Совета депутатов нового созыва по одномандатному избирательному округу № от 06.08.2020 № Зятикова Н.В., выдвинутая избирательным объединением Шарыповское местное (городское) отделение КРО ПП КПРФ, была зарегистрирована кандидатом в депутаты Шарыповского городского совета депутатов нового созыва.
Решением Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Шарыповского городского Совета депутатов нового созыва по одномандатному избирательному округу № от 06.08.2020 № Симахина О.А., выдвинутая избирательным объединением Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократическая партия России, была зарегистрирована кандидатом в депутаты Шарыповского городского совета депутатов нового созыва.
Как следует из представленного суду реестра документов кандидата в депутаты, 26.07.2020 в избирательную комиссию муниципального образования г. Шарыпово Красноярского края Зятиковой Н.В. были представлены: - постановление XXXIII (внеочередной) конференции Красноярского краевого отделения Коммунистической партии Российской Федерации от 02.02.2002; - постановление Бюро КРО ПП «Коммунистическая партия Российской Федерации»; - заявление; - справка о членстве в КПРФ; - копия паспорта; - копия свидетельства о браке; - копия ИНН; - копия диплома; - копия справки с места работы; - сведения о размере и источниках дохода, - фото; -уведомление о несоздании избирательного фонда.
Из пояснений представителя административного ответчика суду следует, что кандидат Зятикова Н.В. в избирательную комиссию удостоверенную руководителем избирательного объединения копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, а также решение о создании Шарыповского местного (городского) отделения КРО ПП КПРФ не предоставляла, поскольку их первым в порядке ч.5.3. ст. 26 Закона края от N 8-1411 представил кандидат ФИО9, выдвинутый этим же избирательным объединением (Шарыповским местным (городским) отделением КРО ПП КПРФ) по одномандатному избирательному округу №.
Из представленного административным ответчиком реестра документов кандидата ФИО9 следует, что при подаче документов 26.07.2020 кандидат ФИО9, выдвинутый избирательным объединением Шарыповское местное (городское) отделение КРО ПП КПРФ по одномандатному округу №, в избирательную комиссию муниципального образования г. Шарыпово Красноярского края представил: копию свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации Красноярского регионального (краевого) отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 25.10.2012; копию постановления XXXIII (внеочередной) конференции Красноярского краевого отделения Коммунистической партии Российской Федерации от 02.02.2002 с приложением; копию постановления VI Пленума комитета Красноярского регионального (краевого) отделения Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 01.02.2014 года. При этом указанный пакет копий документов сшит, заверен первым секретарем Шарыповского местного (городского) отделения КРО ПП КПРФ Лаумене Н.С. и скреплен печатью.
Изложенные обстоятельства позволяют суду отклонить довод административного истца о непредоставлении кандидатом Зятиковой Н.В. в избирательную комиссию удостоверенной руководителем избирательного объединения копии документа о государственной регистрации избирательного объединения, в силу следующего.
Согласно п. «а» ч.5.2. ст. 26 Закона края № 8-1411, при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, глав муниципальных образований вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 23, пунктах 5 и 5.1 статьи 24 настоящего Закона, кандидаты, выдвинутые избирательными объединениями, представляют в соответствии с пунктом 9 статьи 24 настоящего Закона в соответствующие избирательные комиссии удостоверенную руководителем избирательного объединения копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании.
Согласно ч. 5.3. ст. 26 Закона края № 8-1411, в случае если избирательным объединением выдвинуто несколько кандидатов по многомандатному избирательному округу, а также в случае если на избирательную комиссию возложены полномочия нескольких окружных избирательных комиссий и избирательным объединением выдвинуты кандидаты по нескольким одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, документы, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 5.2 настоящей статьи, может представить уполномоченный представитель избирательного объединения либо первый представивший указанные документы кандидат, выдвинутый этим избирательным объединением. В таких случаях иные кандидаты, выдвинутые этим избирательным объединением, документы, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 5.2 настоящей статьи, в эту же избирательную комиссию могут не представлять.
При таких обстоятельствах, учитывая, что на избирательную комиссию муниципального образования г. Шарыпово Красноярского края были возложены полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Шарыповского городского Совета депутатов нового созыва по одномандатному избирательному округу № 7, копия документа о государственной регистрации избирательного объединения - Красноярского регионального (краевого) отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 25.10.2012, удостоверенная руководителем избирательного объединения, была предоставлена в избирательную комиссию кандидатом Токаренко В.И., суд приходит к выводу о том, что отсутствие указанной копии в документах кандидата Зятиковой Н.В. не является нарушением избирательного законодательства.
При этом документом о создании Шарыповского местного (городского) отделения КРО ПП КПРФ, то есть того избирательного объединения, которое выдвинуло кандидата Зятикову Н.В., административный ответчик и заинтересованные лица считают постановление XXXIII (внеочередной) конференции Красноярского краевого отделения Коммунистической партии Российской Федерации от 02.02.2002, из которого следует, что конференция принимает решение о преобразовании городских и районных организаций Общероссийской общественной политической организации «Коммунистическая партия Российской Федерации», входивших в состав Красноярской краевой организации, в местные (городские, районные) отделения Коммунистической партии Российской Федерации согласно списка.
Вместе с тем, изучив представленные документы согласиться с данными доводами административного ответчика и заинтересованного лица суд не может, полагая, что указанное постановление документом о создании местного отделения политической партии не является на основании следующего.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5.2. ст. 26 Закона края № 8-1411, при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, глав муниципальных образований вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 23 и пункте 5 статьи 24 настоящего Закона, кандидаты, выдвинутые избирательными объединениями, представляют в соответствии с пунктом 9 статьи 24 настоящего Закона в соответствующие избирательные комиссии удостоверенную руководителем избирательного объединения копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании.
В пп. 25 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ разъяснено, что избирательное объединение - политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. При проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, глав муниципальных образований избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне, или соответствующее структурное подразделение указанного общественного объединения.
Согласно п.2 ст. 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях". Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.
Пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях» предусмотрено, что политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним.
Уставом политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», принятым II Чрезвычайным Съездом КПРФ 14 февраля 1993 года, (с изменениями и дополнениями от 27 мая 2017 года) предусмотрено, что местное отделение КПРФ создается и действует, как правило, на территории соответствующего органа местного самоуправления (муниципального образования) субъекта РФ с учетом особенностей его административно-территориального деления (район, город и так далее). Местные отделения входят в состав соответствующих региональных отделений КПРФ, при отсутствии в субъекте РФ регионального отделения ставятся на учет в ЦК КПРФ. При этом местное отделение КПРФ подлежит государственной регистрации только в случае принятия соответствующего решения ЦК КПРФ или его Президиумом (п.3.4 Устава).
Местное отделение КПРФ (городское, районное и так далее) создается на Учредительном собрании или Конференции членов КПРФ, как правило, на территории деятельности органа местного самоуправления (муниципального образования) по решению комитета или Бюро комитета соответствующего регионального отделения КПРФ с учетом особенностей административно-территориального деления субъекта РФ (п.5.1 Устава).
С учетом изложенного, суд полагает, что представленное в избирательную комиссию муниципального образования г. Шарыпово Красноярского края постановление XXXIII (внеочередной) конференции Красноярского краевого отделения Коммунистической партии Российской Федерации от 02.02.2002 документом о создании местных отделений не является, поскольку принималось на конференции 02.02.2002 и фиксировало только решение о внесении изменений в наименования отделений, которые к этому моменту уже были созданы.
Создание местного отделения лишь путем принятия конференцией постановления противоречит п.5.1 Устава КПРФ, поскольку он напрямую предусматривает создание местного отделения на Учредительном собрании или Конференции членов КПРФ, по решению комитета или Бюро комитета соответствующего регионального отделения КПРФ.
Однако соответствующее решение Комитета или Бюро комитета относительно Шырыповского местного (городского) отделения в избирательную комиссию муниципального образования г. Шарыпово Красноярского края представлено не было.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что в нарушение действующего законодательства Шарыповским местным (городским) отделением Красноярского регионального (краевым) отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в избирательную комиссию муниципального образования г. Шарыпово Красноярского края не представлен ни кандидатом Токаренко В.И., ни кандидатом Зятиковой Н.В. документ (решение) о создании данного избирательного объединения, что является существенным нарушением, которое не должно было повлечь регистрации Зятиковой Н.В. в качестве кандидата в депутаты от данного избирательного объединения в силу прямого указания пп. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ и в безусловном порядке, независимо от наличия либо отсутствия иных нарушений, влечет отмену принятого решения от 06.08.2020 № Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Шарыповского городского Совета депутатов нового созыва по одномандатному избирательному округу №.
Вместе с тем, помимо выше указанного довода представителя административного истца, с которым суд соглашается и который влечет удовлетворение исковых требований, суд полагает необходимым отразить при принятии решения позицию и относительно иных заявленных доводов административного истца.
Так, представителем административного истца было указано также на то, что поданные кандидатом в депутаты копия паспорта и подтверждающие сведения документы заверены одним из представителей избирательного объединения, при этом полномочия на заверение документов у представителя отсутствовали, поскольку документы подлежали заверению самим кандидатом.
С указанным доводом административного истца суд соглашается в силу следующего.
Согласно пункта 2 статьи 23 Закона края № 8-1411, вместе с заявлением либо на основании пункта 5.7 статьи 26 настоящего Закона в иной срок представляются копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных в соответствии с Федеральным законом) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения, и заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Из буквального толкования положений закона следует, что при подаче заявления кандидатом копии документов заверяются самим кандидатом, а в случае его выдвижения в составе списка кандидатов - уполномоченным представителем избирательного объединения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии нарушения, допущенного кандидатом Зятиковой Н.В. при подаче документов в избирательную комиссию, поскольку копия паспорта подлежала заверению самой Зятиковой Н.В., а не уполномоченным представителем избирательного объединения.
Кроме того, заслуживает внимания довод административного истца об отсутствии в заявлении кандидата в депутаты Зятиковой Н.В. согласия баллотироваться кандидатом в депутаты Шарыповского городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу №.
Отсутствие в заявлении кандидата в депутаты указания на номер одномандатного избирательного округа, по которому баллотируется кандидатом в депутаты Зятикова Н.В., суд полагает существенным нарушением, о котором избирательная комиссия должна была уведомить Зятикову Н.В. до принятия решения о ее регистрации 06.08.2020.
При таких обстоятельствах, суд находит обоснованными доводы административного истца о наличии нарушений при оформлении документов кандидата в депутаты Зятиковой Н.В., при которых у избирательной комиссии имелись основания для отказа в регистрации указанного кандидата.
Вместе с тем, суд считает необоснованным довод административного истца об отсутствии в заявлении согласия кандидата Зятиковой Н.В. баллотироваться тому избирательному объединению, которое является субъектом её выдвижения, поскольку указанное в заявлении наименование избирательного объединения – Шарыповское местное (городское) отделение КРО ПП КПРФ соответствует наименованию избирательного объединения, выдвинувшему указанного кандидата, указанному в постановлении Конференции Шарыповского местного (городского) отделения Красноярского регионального (краевого) отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 10.07.2020, а также в постановлении VI Пленума комитета Красноярского регионального (краевого) отделения Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 01.02.2014.
Кроме того, судом отклоняется довод административного истца о недействительности предоставленного Зятиковой Н.В. в избирательную комиссию постановления Конференции Шарыповского местного (городского) отделения от 10.07.2020, в силу отсутствия подписи секретаря заседания, поскольку действующими нормативными актами, а также Уставом избирательного объединения, не предусмотрено обязательное подписание постановления конференции секретарем заседания, на котором данное постановление было принято.
Доводы административного истца об отсутствии в документах кандидата в депутаты Зятиковой Н.В. согласования общетерриториального списка с КРО ПП КПРФ не принимаются судом во внимание в силу неверного толкования административным истцом норм материального права, поскольку предоставление согласования общетерриториального списка не требуется для предоставления кандидатом в депутаты по одномандатным избирательным округам.
Утверждение административного истца относительно отсутствия 10.07.2020 полномочий у первого секретаря КРО ПП КПРФ Н.А.П. на согласование кандидатов по одномандатным округам суд полагает не основанным на законе в силу следующего.
Согласно ч.1 ст. 15 Федеральный закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений. Политическая партия и ее региональные отделения осуществляют свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридические лица, с момента государственной регистрации. Подтверждением государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения является документ, подтверждающий факт внесения записи о политической партии или ее региональном отделении в единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии с п. «б» ч.1 ст. 17 Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, в регистрирующий орган представляются решение о внесении изменений в учредительный документ юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений.
Статья 24 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" предусмотрен порядок избрания руководящих органов политической партии и ее региональных отделений.
При этом в соответствии с п. «л» ч.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в едином государственном реестре юридических лиц содержатся в числе прочего фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
Так, согласно представленного суду постановления Президиума ЦК КПРФ от 29.06.2020 утверждено решение Комитета Красноярского краевого отделения КПРФ об избрании Н.А.П. первым секретарем Красноярского крайкома партии. В этот же день Председателем ЦК КПРФ Н.А.П. выдана доверенность на представление интересов КРО ПП КПРФ.
Сведения о данном лице внесены в ЕГРЮЛ 20.07.2020, в связи с чем, представитель административного истца полагает, что им не могло быть подписано постановление Бюро Комитета Красноярского регионального (краевого) отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 10.07.2020 о согласовании списка кандидатов в депутаты Шарыповского городского совета депутатов Красноярского края шестого созыва по избирательным округам.
Суд с такой позицией согласиться не может, поскольку действующее законодательство не связывает полномочия лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, с моментом внесения таких сведений в ЕГРЮЛ. Полномочиями такое лицо наделяется в силу издания соответствующего акта юридического лица об избрании, назначении и соблюдении иной процедуры, предусмотренной учредительными документами юридического лица, и не связан законом с моментом государственной регистрации.
В данном случае такие сведения, внесенные в реестр, носят информационный характер в соответствии с положения ч.1 ст.4 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и не влияют на срок и объём полномочий лица, которое может действовать от имени юридического лица без доверенности.
С учетом вышеизложенного, в силу ч. 1 ст. 244 КАС РФ суд находит предъявленный административный иск подлежащим удовлетворению по изложенным в настоящем решении доводам, в связи с чем решение Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Шарыповского городского Совета депутатов нового созыва по одномандатному избирательному округу № от 06 августа 2020 года № «О регистрации Зятикова Н.В. кандидатом в депутаты Шарыповского городского Совета депутатов нового созыва, выдвинутого избирательным объединением Шарыповское местное (городское) отделение КРО ПП КПРФ по одномандатному избирательному округу» является незаконным и подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Симахина О.А. к Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Шарыповского городского Совета депутатов нового созыва по одномандатному избирательному округу № о признании незаконным и отмене решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Шарыповского городского Совета депутатов нового созыва по одномандатному избирательному округу № от 06 августа 2020 года № «О регистрации Зятикова Н.В. кандидатом в депутаты Шарыповского городского Совета депутатов нового созыва, выдвинутого избирательным объединением Шарыповское местное (городское) отделение КРО ПП КПРФ по одномандатному избирательному округу», удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Шарыповского городского Совета депутатов нового созыва по одномандатному избирательному округу № от 06 августа 2020 года № «О регистрации Зятикова Н.В. кандидатом в депутаты Шарыповского городского Совета депутатов нового созыва, выдвинутого избирательным объединением Шарыповское местное (городское) отделение КРО ПП КПРФ по одномандатному избирательному округу».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда, в течение в течение пяти дней со дня принятия решения судом путем подачи жалобы через Шарыповский городской суд Красноярского края.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 26 августа 2020 года.
Мотивированное решение суда составлено 28 августа 2020 года.
Председательствующий: