Решение по делу № 33-3388/2022 от 07.10.2022

Судья Сидоренкова Н.А. № 33-3388/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело №2-1-64/2022

13 декабря 2022 года город Калуга

Судебная коллегия по гражданским делам

Калужского областного суда в составе:

председательствующего Юрьевой А.В.,

судей Квасовой О.В., Рыжих Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Ивченко Д.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Квасовой О.В. дело по апелляционным жалобам Панина Фёдора Фёдоровича, Шендеровича Дениса Игоревича, Лазутиной Ларисы Ивановны, Силановой Елены Семеновны, Сорокиной Татьяны Игоревны, Сорокина Юрия Николаевича, Илоян Гермине Мартиросовны, Хлоповской Татьяны Владимировны, Кислициной Елены Георгиевны, Козловой Тамары Ромилловны на решение Жуковского районного суда Калужской области от 01 июля 2022 года по делу по иску Панина Федора Федоровича, Шендерович Дениса Игоревича, Лазутиной Ларисы Ивановны, Силановой Елены Семеновны, Сорокиной Татьяны Игоревны, Сорокина Юрия Николаевича, Илоян Гермине Мартиросовны, Хлоповской Татьяны Владимировны, Кислицыной Елены Георгиевны, Козловой Тамары Ромилловны к администрации сельского поселения «село Тарутино» Жуковского района, главе администрации сельского поселения «Село Тарутино» Жуковского района Смиркиной Елене Алексеевне, администрации муниципального района «Жуковский район», Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Специальное ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, управлению социальной защиты населения по городскому округу Серпухов министерства социального развития Московской области, министерству социального развития Московской области о признании действий незаконными, признании незаконными приказа Министерства обороны Российской Федерации, постановлений органа местного самоуправления об аннулировании записи в Едином государственном реестре недвижимости, о восстановлении социального обслуживания, выплате компенсаций, об установлении факта, имеющего юридическое значение,

УСТАНОВИЛА:

28 октября 2021 года Панин Ф.Ф. обратился в суд с административным иском к администрации сельского поселения «Село Тарутино» Жуковского района, уточнив исковые требования, просил признать незаконной деятельность администрации муниципального района «Жуковский район» по проведению кадастровых работ на земельном участке с кадастровым номером 40:07:000000:136, находящемся в государственной собственности Российской Федерации;

признать незаконной передачу земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>:1992 из государственной собственности Российской Федерации в муниципальную собственность сельского поселения «Село Тарутино» Жуковского района;

признать недействительным приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации от 02 августа 2019 года «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность сельского поселения «Село Тарутино» муниципального района «Жуковский район» Калужской области»;

признать недействительным передаточный акт от 15 июня 2020 года;

исключить запись в Едином государственном реестре недвижимости от 15 сентября 2020 года о регистрации права муниципальной собственности за муниципальным образованием сельским поселением «Село Тарутино» Жуковского района на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>:192 площадью 400 571 кв.м;

признать незаконной деятельность администрации сельского поселения «Село Тарутино» Жуковского района по регистрации и использованию адресов объектами недвижимости, находящимися в государственной собственности Российской Федерации, на территории, занимаемой населенным пунктом бывшим военным городком Серпухов-15;

признать незаконными постановления от 18 июня 2020 года «О создании и присвоении наименования улицы», а также все последующие нормативные правовые акты, изданные на основе данного постановления.

Определением от 11 марта 2022 года суд перешел к рассмотрению административного иска в порядке гражданского судопроизводства (т.5 л.д.42-43).

30 марта 2022 года Шендерович Д.И., Лазутина Л.И., Силанова Е.С., Сорокина Т.И., Сорокин Ю.Н., Илоян Г.М., Хлоповская Т.В., Кислицына Е.Г., Козлова Т.Р. обратились в суд с административным иском к заместителю Министра обороны Российской Федерации, администрации сельского поселения «Село Тарутино» Жуковского района, главе администрации сельского поселения «Село Тарутино» Жуковского района Смиркиной Е.А., администрации муниципального района Жуковский район о признании незаконной деятельности администрации муниципального района «Жуковский район» по проведению кадастровых работ на земельном участке, признании незаконной передачи земельного участка; аннулировании записи в Едином государственном реестре недвижимости; признании незаконной деятельности администрации сельского поселения «Село Тарутино» Жуковского района; признании незаконным и недействующим постановления от 18 июня 2020 года «О создании и присвоении наименования улицы», признании незаконным и недействующим постановления от 13 октября 2020 года «Об изменении адреса многоквартирных жилых домов и квартир бывшего военного городка 455 <данные изъяты>».

Определением Жуковского районного суда Калужской области от 21 апреля 2022 года суд перешел к рассмотрению административного иска в порядке гражданского судопроизводства, вышеуказанные дела объединены в одно производство.

В ходе дальнейшего рассмотрения дела истцы уточняли исковые требования, в окончательной редакции просили:

признать незаконной деятельность администрации муниципального района «Жуковский район» по проведению кадастровых работ на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>:136, находящимся в государственной собственности Российской Федерации;

признать незаконной передачу земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>:1992 из государственной собственности Российской Федерации в муниципальную собственность сельского поселения село Тарутино Жуковского района; аннулировать запись в Едином государственном реестре недвижимости от 15 сентября 2020 года о регистрации права муниципальной собственности за муниципальным образованием сельское поселение «Село Тарутино» Жуковского района на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>:1992 площадью 400 571 кв.м;

признать незаконной деятельность администрации сельского поселения село Тарутино Жуковского района по регистрации и использованию адресов объектами недвижимости, находящимися в государственной собственности Российской Федерации, на территории, занимаемой бывшим военным городком <данные изъяты>;

признать незаконным и недействующим приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации от 02 августа 2019 года № 654 «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность сельского поселения «Село Тарутино» муниципального района «Жуковский район» Калужской области»;

признать незаконными и недействующими постановления от 18 июня 2020 года № 76 «О создании и присвоении наименования улицы», от 13 октября 2020 года № 192 «Об изменении адреса многоквартирных жилых домов и квартир бывшего военного городка 455 г. Серпухов-15», а также постановления от 18 июня 2020 года , , , , , , , , , , , , , , , , , , от 07 июля 2020 года , , , от 20 июля 2020 года , от 14 августа 2020 года , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ;

установить факт нахождения населенного пункта <данные изъяты> в составе Московской области на момент передачи недвижимого имущества, расположенного на территории населенного пункта <данные изъяты>, из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность;

установить и признать факт существования географического объекта - населенного пункта с наименованием Серпухов-15 на протяжении длительного времени (более 35 лет) на 16 апреля 2012 года, 01 августа 2019 года;

установить и признать факт наличия (отсутствия) границ сельского поселения «Село Тарутино» Жуковского района на землях дислокации населенного пункта с наименованием <данные изъяты>, войсковой части Куриловского гарнизона на 16 апреля 2012 года, 01 августа 2019 года; установить и признать факт наличия (отсутствия) границ муниципального образования «Жуковский район» на землях дислокации населенного пункта с наименованием <данные изъяты>, войсковой части Куриловского гарнизона на 16 апреля 2012 года, 01 августа 2019 года; установить и признать факт наличия (отсутствия) границ между Московской и Калужской областями в районах дислокации населенного пункта с наименованием <данные изъяты>, войсковой части Куриловского гарнизона на 16 апреля 2012 года, 01 августа 2019 года; восстановить социальное обслуживание жителей <данные изъяты> органами социальной защиты населения городского округа Серпухов, выплатить компенсации за неоплаченный период с ноября 2020 года.

В качестве оснований иска указали на существенное нарушение процедуры и порядка передачи земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность.

Полагают, что в связи с незаконными действиями администрации сельского поселения «Село Тарутино» Жуковского района, основанными на незаконном приказе заместителя Министра обороны Российской Федерации от 02 августа 2019 года № 654 «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность сельского поселения «Село Тарутино» муниципального района «Жуковский район» Калужской области», в том числе и по изданию постановлений от 18 июня 2020 года № 76 «О создании и присвоении наименования улицы», от 13 октября 2020 года № 192 «Об изменении адреса многоквартирных жилых домов и квартир бывшего военного городка 455 <данные изъяты>» жители <данные изъяты> утратили право на получение региональной социальной доплаты к пенсии в существовавшем ранее объеме, право и возможность приобретения права на бесплатный и льготный проезд в Московской области, г. Москве, право и возможность приобретения права на освобождение от уплаты транспортного налога, право на льготы, связанные с уплатой имущественного налога, право избирать органы государственной власти Московской области и органы власти муниципального образования городской округ Серпухов Московской области, право на участие в референдуме Московской области и референдуме муниципального образования городской округ Серпухов Московской области, право на получение льгот, связанных со статусом Ветеран труда, предусмотренных законодательством Московской области, снизилась норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма.

В судебном заседании истец Панин Ф.Ф., его представитель Зверев С.С., истцы Сорокина Т.И., Хлоповская Т.В., Козлова Т.Р., Лазутина Л.И., Силанова Е.С., Кислицына Е.Г., Шендерович Д.И. исковые требования поддержали.

Истец Илоян Г.М. в судебное заседание не явился.

Представители ответчика администрации муниципального района «Жуковский район» Шашкова С.В., Казачкин Ю.А. в судебном заседании иск не признали.

Представитель ответчика администрации муниципального района «Жуковский район» в судебное заседание не явился.

Ответчик глава администрации сельского поселения «Село Тарутино» Жуковского района Смиркина Е.А. в судебном заседании иск не признала.

Представитель привлеченного судом к участию в деле ответчика Министерства обороны Российской Федерации иск не признал.

Представители привлеченных судом к участию в деле ответчиков ФГКУ «Специальное ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации, Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Управления социальной защиты населения по городскому округу Серпухов Министерства социального развития Московской области, Министерства социального развития Московской области в судебное заседание не явились.

Привлеченные судом к участию в деле третьи лица Пряхина Т.П., Фатеева В.М. полагали заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Представители привлеченных судом к участию в деле третьих лиц сельской думы сельского поселения «Село Тарутино» Жуковского района, ООО «Кадастровый центр «Земля-Сервис», ООО «Хозяйственно-правовой центр «Формула», филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калужской области, Управления Росреестра по Калужской области, администрации городского округа Серпухов Московской области в судебное заседание не явились.

Привлеченные судом к участию в деле третьи лица Игнашкина В.А., Кувыкин В.В. в судебное заседание не явились.

Решением Жуковского районного суда Калужской области от 01 июля 2022 года, с учетом определения суда об исправлении описки от 25 июля 2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционных жалобах Панина Ф.Ф. и Шендеровича Д.И., Лазутиной Л.И., Силановой Е.С., Сорокиной Т.И., Сорокина Ю.Н., Илояна Г.М., Хлоповской Т.В., Кислицыной Е.Г., Козловой Т.Р. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство обороны РФ просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Изучив материалы дела, выслушав истца Панина Ф.Ф. и его представителя Зверева С.С., истцов Сорокину Т.И., Кислицину Е.Г., представителя истца Шендеровича Д.И. - Порошина Е.Н., поддержавших доводы жалоб, третьих лиц Кувыкина В.В. и Пряхину Т.П., полагавших возможным исковые требования удовлетворить, представителя ответчика администрации МР «Жуковский район» Шашкову С.В., возражавшую против доводов жалоб, посредством видеоконференц-связи представителя ответчика министерства социального развития Московской области Нагейкину Ю.С., возражавшую против доводов жалоб, обсудив содержащиеся в жалобах доводы, возражения на них, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08 декабря 2011 года № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 423-ФЗ), безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо муниципальную собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся: в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков); в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.

Указанное военное недвижимое имущество безвозмездно передается в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо муниципальную собственность поселений, городских округов, на территориях которых расположено такое имущество.

Отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанное военное недвижимое имущество и (или) отсутствие его государственного учета, отсутствие установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации границ земельных участков, указанных в пункте 2 части 1 и части 3 настоящей статьи, не является препятствием для принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо муниципальную собственность.

На основании статьи 3 Федерального закона № 423-ФЗ решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций.

Согласно части 2.1 статьи 2 Федерального закона № 423-ФЗ одновременно с передачей в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность указанного в части 1 настоящей статьи имущества, за исключением сетей инженерно-технического обеспечения, передаче подлежит земельный участок, на котором расположено указанное имущество и который необходим для его использования. Передача в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность указанного имущества без передачи земельного участка, на котором оно расположено, не допускается.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации наделено правом принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества в порядке, установленном Федеральным законом № 423-ФЗ.

Из материалов дела следует, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года № 752-р был утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, в соответствии с которым в подразделе «Московская область» был указан военный городок Серпухов-15.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 года № 487-р военный городок Серпухов-15 был исключен из перечня закрытых военных городков Министерства обороны Российской Федерации.

Как следует из Закона Московской области от 28 февраля 2005 года № 78/2005-ОЗ «О статусе и границах Серпуховского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований», утратившего силу с 30 декабря 2018 года, Закона Московской области от 17 января 2005 года № 11/2005-ОЗ «О статусе и границе городского округа Серпухов», Закона Московской области от 31 января 2013 года № 11/2013-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Московской области», Закона Московской области от 14 декабря 2018 года № 220/2018-ОЗ «Об объединении городского поселения Оболенск, городского поселения Пролетарский, сельского поселения Васильевское, сельского поселения Дашковское, сельского поселения Калиновское, сельского поселения Липицкое Серпуховского муниципального района с городским округом Серпухов и внесении изменений в некоторые законы Московской области о статусе и границах муниципальных образований Московской области», Закона Калужской области от 28 декабря 2004 года № 7-ОЗ «Об установлении границ муниципальных образований, расположенных на территории административно-территориальных единиц «Бабынинский район», «Боровский район», «Дзержинский район», «Жиздринский район», «Жуковский район», «Износковский район», «Козельский район», «Малоярославецкий район», «Мосальский район», «Ферзиковский район», «Хвастовичский район», «Город Калуга», «Город Обнинск», и наделении их статусом городского поселения, сельского поселения, городского округа, муниципального района», Закона Калужской области от 05 июля 2006 года № 229-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Калужской области» военный городок Серпухов-15 не входил в административно-территориальное устройство Московской и Калужской областях.

Военный городок Серпухов-15 располагался на земельном участке с кадастровым номером 40:07:000000:136 общей площадью 482 500 кв.м, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования- для государственных надобностей, правообладателем которого является ФГКУ «Центральное ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации на основании свидетельства о государственной регистрации права на 16 февраля 2016 года, вид права: постоянное (бессрочное) пользование.

Данный земельный участок был сформирован во исполнение Распоряжения Совета Министров РСФСР от 30 июля 1966 года № 2109-РС из состава земель колхоза имени Гурьянова Боровского района Калужской области, Тарутинского лесничества Калужской области, Угодско -Заводского лесничества Калужской области, что следует из акта от 06 октября 1966 года (т.5 л.д.22-23).

Судом установлено, что военный городок Серпухов-15 располагался и располагается на земельном участке, находящемся на территории Калужской области, что следует из вышеназванного акта, материалов кадастрового, межевого дела на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>:136, проекта изменений в схему территориального планирования муниципального района «Жуковский район», проекта внесения изменений в генеральный план сельского поселения село Тарутино Жуковского района.

Также судом установлено, что в рамках процедуры внесения изменений в схему территориального планирования муниципального района «Жуковский район», утвержденную решением районного собрания муниципального образования «Жуковский район» от 24 декабря 2009 года № 87 «Об утверждении схемы территориального планирования муниципального района «Жуковский район» из земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>:136 осуществлялось образование земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>:1992.

Из проекта изменений в схему территориального планирования муниципального района «Жуковский район», утвержденных решением районного собрания муниципального образования «Жуковский район» от 23 ноября 2017 года № 51 (решение опубликовано в общественно-политической районной газете «Жуковский вестник», выпуск от 12 декабря 2017 года № 140 (11490)), следует, что предусматривается перевод земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в категорию земель населенных пунктов, наименование населенного пункта д. Маринки, площадь земельного участка 80 га, предполагаемое использование: передача имущества военного городка Серпухов-15 в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 423-ФЗ, срок реализации 2017-2025 годы.

08 февраля 2019 года директором Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации был издан приказ № 224 «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», в соответствии с которым было приказано утвердить схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовленную в связи с образованием из земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>:136 площадью 482 500 кв.м с сохранением исходного в измененных границах, с местоположением: Калужская область, Жуковский район, земельного участка с условным номером <данные изъяты>:ЗУ1 площадью 452 001 кв.м с местоположением: Калужская область, Жуковский район; установить, что представители администрации муниципального района «Жуковский район» имеют право обращаться без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета образуемого земельного участка, а также с заявлением об осуществлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации.

Выполнение кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>:136 площадью 482 500 кв.м осуществлялось ООО «Хозяйственно-правовой центр «Формула» на основании муниципального контракта, заключенного 29 августа 2018 года с администрацией муниципального района «Жуковский район».

В результате проведения кадастровых работ, связанных с образованием путем раздела земельного участка с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>:136, был образован земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>:1992 площадью 400 171 кв.м с местоположением: Калужская область, Жуковский район. Сведения, предоставленные в межевом плане, не противоречат сведениям государственного кадастра недвижимости. Пересечений или несовпадений смежных границ земельных участков не выявлено. Пересечений или несовпадений смежных границ муниципальных образований или границ населенных пунктов не выявлено. Местоположение границ земельного участка определялось в соответствии с планом расположения земельного участка, утвержденным вышеуказанным приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.

21 мая 2019 года земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>:1992 был поставлен на кадастровый учет, площадь: 400 171 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для государственных надобностей, местоположение Калужская область, Жуковский район.

02 августа 2019 года приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации № 654 «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность сельского поселения село Тарутино муниципального района «Жуковский район» Калужской области» из федеральной собственности в муниципальную собственность администрации сельского поселения село Тарутино Жуковского района был передан земельный участок в границах военного городка <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты>:1992 площадью 452 001 кв.м, расположенный по адресу: Калужская область, Жуковский район, и объекты недвижимого имущества.

Приложением к данному приказу является перечень объектов недвижимого имущества, передаваемых в собственность сельского поселения село Тарутино Жуковского района.

15 июня 2020 года между администрацией сельского поселения село Тарутино Жуковского района и ФГКУ «Центральное ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации был подписан передаточный акт при передаче земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>:1992 и объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность сельского поселения село Тарутино Жуковского района.

Право муниципальной собственности на спорный земельный участок было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости за администрацией сельского поселения село Тарутино Жуковского района.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Министерством обороны Российской Федерации и администрацией муниципального района «Жуковский район» при проведении кадастровых работ в отношении спорного земельного участка, Министерством обороны Российской Федерации и администрацией сельского поселения село Тарутино Жуковского района при принятии оспариваемого приказа, передаче недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность администрации сельского поселения село Тарутино Жуковского района требования Федеральных законов № 131-ФЗ, № 423-ФЗ, градостроительного законодательства не нарушены.

На момент принятия оспариваемого приказа о передаче вышеуказанного земельного участка в муниципальную собственность сельского поселения село Тарутино Жуковского района - 02 августа 2019 года данный земельный участок относился к федеральной собственности и землям Министерства обороны Российской Федерации, был поставлен на кадастровый учет, в момент передачи категория земельного участка - «земли населенных пунктов», в связи с этим основанием для передачи земельного участка обоснованно послужили положения статьи 2 Федерального закона № 423-ФЗ.

Право муниципальной собственности сельского поселения «Село Тарутино» Жуковского района на основании данного приказа зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости в установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту Федеральный закон № 218-ФЗ) порядке.

Оспариваемый приказ принят заместителем Министра обороны Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 января 2015 года № 1 «Об утверждении регламента Министерства обороны Российской Федерации», в соответствии с требованиями действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов истцов. Содержащееся в передаточном акте от 15 июня 2020 года исправление не свидетельствует о незаконности процедуры передачи недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность администрации сельского поселения село Тарутино Жуковского района.

Оценив представленные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд не усмотрел оснований для удовлетворения требований истцов в части признания незаконной деятельности администрации муниципального района «<адрес>» по проведению кадастровых работ в отношении земельного участка, признания незаконной передачи земельного участка из федеральной собственности в муниципальную, аннулирования записи, признания незаконным оспариваемого приказа, установления факта нахождения Серпухов-15 в составе Московской области на момент передачи недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность, установления и признания факта существования географического объекта- населенный пункт Серпухов-15 на протяжении длительного времени на 16 апреля 2012 года, 01 августа 2019 года, установления и признания факта наличия (отсутствия) границ сельского поселения «Село Тарутино» Жуковского района, муниципального образования «Жуковский район» на землях дислокации населенного пункта <данные изъяты>, войсковой части Куриловского гарнизона на 16 апреля 2012 года, 01 августа 2019 года; установления и признания факта наличия (отсутствия) границ между Московской и Калужской областями в районах дислокации населенного пункта <данные изъяты>, войсковой части Куриловского гарнизона на 16 апреля 2012 года, 01 августа 2019 года.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.

С учетом изложенного доводы жалоб о нарушении процедуры по передаче в собственность вышеуказанного имущества являются несостоятельными.

Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным: законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 27 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах муниципального, городского округа, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.

Аналогичные положения закреплены в подпункте 10 статьи 10 Устава сельского поселения «Село Тарутино» Жуковского района, принятого сельской думой сельского поселения «Село Тарутино» Жуковского района 15 ноября 2005 года № 22 с последующими внесенными изменениями и дополнениями (далее по тексту Устав) (т.1 л.д.144-179, т.2 л.д.105-140).

С 01 июля 2014 года вступили в силу положения Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 443-ФЗ).

Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного адресного реестра, осуществлением эксплуатации федеральной информационной адресной системы, а также отношения по использованию содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах.

Пунктами 1, 3 статьи 2 Федерального закона № 443-ФЗ определено: адрес как описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать; объект адресации, как один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, либо в случае, предусмотренном установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов, иной объект, которому присваивается адрес.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 443-ФЗ правила присвоения, изменения, аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса, устанавливает Правительство Российской Федерации.

Такие Правила установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года № 1221 «Об утверждении правил присвоения, изменения, аннулирования адресов» (далее по тексту Правила).

Судом установлено, что администрацией сельского поселения село Тарутино Жуковского района были приняты постановления о присвоении соответствующих адресов, о создании новых улиц, находящихся на территории сельского поселения «<адрес>» <адрес> в <адрес>.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальный правовой акт-решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

Согласно статье 7 Федерального закона № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 2-5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»,
признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.

Акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации).

В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать утвержденные данным актом типовые, примерные приложения, содержащие правовые нормы.

С учетом положений Федерального закона № 131-ФЗ, разъяснений содержащихся в пунктах 2-5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований в части признания незаконной деятельности администрации сельского поселения «Село Тарутино» Жуковского района по регистрации и использованию адресов объектами недвижимости, находящимися в федеральной собственности, на территории, занимаемой бывшим военным городком Серпухов-15, признания незаконными вышеназванных постановлений, поскольку оспариваемые постановления были приняты уполномоченным органом, в пределах его компетенции, опубликованы на сайте администрации сельского поселения «Село Тарутино» Жуковского района в соответствии с Уставом, Положением об администрации (исполнительно-распорядительном органе) сельского поселения «Село Тарутино» Жуковского района, утвержденным решением сельской думы сельского поселения село Тарутино Жуковского района от 08 декабря 2011 года № 38.

Доводы жалоб о том, что оспариваемые постановления были приняты администрацией сельского поселения «Село Тарутино» Жуковского района до регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок не свидетельствуют об их незаконности.

С учетом отказа в удовлетворении вышеуказанных требований суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворении требований в части восстановления социального обслуживания, выплаты компенсаций управлением социальной защиты населения по городскому округу Серпухов министерства социального развития Московской области с учетом положений Закона Московской области от 23 марта 2006 года № 36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области», постановления Правительства Московской области от 30 декабря 2008 года № 1235/52 «Об утверждении Порядка предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области».

Доводы жалоб не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, в связи с этим не могут служить основанием к отмене решения суда.

Судом первой инстанции исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам.

Выводы суда подробно, со ссылками на нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приведены в мотивировочной части решения и судебная коллегия с ними соглашается.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Жуковского районного суда Калужской области от 01 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Панина Фёдора Фёдоровича, Шендеровича Дениса Игоревича, Лазутиной Ларисы Ивановны, Силановой Елены Семеновны, Сорокиной Татьяны Игоревны, Сорокина Юрия Николаевича, Илоян Гермине Мартиросовны, Хлоповской Татьяны Владимировны, Кислициной Елены Георгиевны, Козловой Тамары Ромилловны – оставить без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение

составлено 20 декабря 2022 года.

Председательствующий

Судьи

33-3388/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Шендерович Д.И.
Хлоповская Т.В.
Лазутина Л.И.
Панин Ф.Ф.
Илоян Гермине Мартиросовна
Козлова Т.Р.
Кислицына Е.Г.
Сорокин Ю.Н.
Силанова Е.С.
Сорокина Т.И.
Ответчики
ФКГУ Центральное ТУИО
Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Минобороны России
Администрация МР Жуковский Район
Управление социальной защиты населения по городскому округу Серпухов Министерства социального развития Московской области
Администрация СП село Тарутино
Глава администрации СП село Тарутино Смиркина Елена Алексеевна
Департамент имущественных отношений Минобороны России
Министерство социального развития Московской области
ФГКУ Специальное ТУИО Минобороны России
Министерство обороны Российской Федерации
Другие
ООО Кадастровый центр Земля-Сервис
Пряхина Тамара Петровна
Порошин Евгений Николаевич
Терехов Александр Викторович
Сельская Дума МО СП село Тарутино
Исаков Виталий Михайлович
Погодин Даниил Александрович
Управление Росреестра по Калужской области
Филиал ФГБУ ФКП Росреестра по Калужской области
Кувыкин Владимир Владимирович
Степкин Александр Викторович
ООО Хозяйственно-правовой центр ФОРМУЛА
Глава сельского поселения село Тарутино Игнашкина Вера Анатольевна
Барладян Павел Афанасьевич
Администрация городского округа Серпухов
Зверев Сергей Сергеевич
Фатеева Владислава Михайловна
Суд
Калужский областной суд
Судья
Квасова Ольга Викторовна
Дело на странице суда
oblsud.klg.sudrf.ru
10.10.2022Передача дела судье
17.11.2022Судебное заседание
13.12.2022Судебное заседание
29.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.12.2022Передано в экспедицию
13.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее