Дело № 2-40/19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Куеда 24 января 2019 года
Куединский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Тимошенко Н.Н.,
при секретаре Миковой О.В.,
с участием истца Чечихиной С.С., ее представителя Сергеевой Н.П.,
представителя ответчика ГУ-УПФ РФ в Куединском районе Гуменюк Р.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вершининой Галины Ивановны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда России в Куединском районе о возложении обязанности включения в стаж периодов работы, назначении пенсии
УСТАНОВИЛ:
Чечихина С.С. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда России в Куединском районе (далее - УПФР в Куединском районе) об отмене решения и включении периодов работы в страховой стаж. В обоснование иска указала, что после окончания Осинского педагогического училища в 1992 году она была принята временно в Федоровскую среднюю школу воспитателем группы продленного дня, и до настоящего времени продолжает работать в указанном общеобразовательном учебном заведении учителем географии и биологии. 20.07.2018 она обратилась в УПФР в Куединском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». 18.10.2018 ответчиком было вынесено решение за
№ 180000002824/498800/18 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа 25 лет. В специальный стаж не были включены, в том числе периоды с 22.08.1994 по 31.08.1998 (4 года 10 дней) - пионервожатая Федоровской средней школы, курсы повышения квалификации с 09.09.2002 по 14.09.2002 (6 дней); с 18.11.2002 по 22.11.2002 (5 дней), с 27.01.2003 по 29.01.2003 (3 дня), с 13.01.2003 по 17.10.2003 (5 дней), с 01.03.2004 по 04.03.2004 (4 дня), с 27.02.2006 по 04.03.2006 (8 дней), с 03.04.2006 по 08.04.2006 (6 дней), с 26.03.2012 по 30.03.2012 (5 дней), с 23.09.2013 по 02.10.2013 (10 дней), с 18.10.2013 по 26.10.2013 (9 дней), считает, что указанные периоды, ответчиком незаконно не были включен в страховой стаж. В период работы истцом пионервожатой она работала учителем в указанной школе и вела разовые часы, также вела уроки в начальных классах и по предметам в период отсутствия учителей, работающих на постоянной основе. Истец также считает, что незаконно не были включены в стаж периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации, так как курсы повышения квалификации были связаны с педагогической деятельностью, сохранялась заработная плата и производились отчисления в Пенсионный фонд. С учетом уточненных требований просит отменить решение УПФР в Куединском районе № 180000002824/498800/18 от 18.10.2018 в части невключения периодов работы в должности пионервожатой и одновременно учителя, признав периоды работы в указанное время педагогической деятельностью с 22.08.1994 по 31.08.1998, нахождение на курсах повышения квалификации с 09.09.2002 по 14.09.2002, с 18.11.2002 по 22.11.2002, с 27.01.2003 по 29.01.2003, с 13.01.2003 по 17.10.2003, с 01.03.2004 по 04.03.2004, с 27.02.2006 по 04.03.2006, с 03.04.2006 по 08.04.2006, с 26.03.2012 по 30.03.2012, с 23.09.2013 по 02.10.2013, с 18.10.2013 по 26.10.2013; обязать ответчика включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости указанные периоды работы, взыскать расходы по уплате госпошлины в размере 300 руб. и расходы на оплату услуг представителя в размере 6 000 руб.
В судебном заседании истец Чечихина С.С., ее представитель Сергеева Н.П. на исковых требованиях настаивали, дали пояснения согласно доводам, изложенным в исковом заявлении, уточненном исковом заявлении.
Представитель ответчика УПФР в Куединском районе Гуменюк Р.Ф., с иском не согласилась, считала решение УПФР в Куединском районе законным и обоснованным, просила в удовлетворении иска отказать, по доводам, изложенным в отзыве на иск.
Допрошенная судом в качестве свидетеля, заместитель главного бухгалтера МКУ «Централизованная бухгалтерия» Микова Е.В. пояснила, что из исследованных в суде тарификационных списков за период с 1996 по 1998 годы и лицевых счетов за период с 1994 по 1998 годы следует, что Чечихина С.С. в 1994 году помимо оплаты труда по должности вожатой получала отдельную надбавку за проверку тетрадей, в 1995 году Чечихиной С.С. производилась доплата за замену основанного работника, в 1996 году Чечихина С.С. получала оплату за ведение уроков (6 часов в неделю), в 1997 году получала оплату за ведение уроков (4 часа в неделю), в 1998 году получала оплату за ведение уроков (21 час в неделю), и отдельную надбавку за проверку тетрадей и классное руководство.
Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Решением N 180000002824/498800/18 от 18.10.2018 ответчик отказал в назначении досрочной страховой пенсии Чечихиной С.С. в связи с отсутствием необходимого 25-летнего стажа педагогической деятельности, определив стаж педагогической деятельности продолжительностью 21 год 00 месяца 21 день. При этом УПФР в Куединском районе исключило из стажа педагогической деятельности истицы период ее работы с 22.08.1994 по 31.08.1998 в должности пионервожатой Федоровской средней школы, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 09.09.2002 по 14.09.2002, с 18.11.2002 по 22.11.2002, с 27.01.2003 по 29.01.2003, с 13.01.2003 по 17.10.2003, с 01.03.2004 по 04.03.2004, с 27.02.2006 по 04.03.2006, с 03.04.2006 по 08.04.2006, с 26.03.2012 по 30.03.2012, с 23.09.2013 по 02.10.2013, с 18.10.2013 по 26.10.2013.
Полагая указанное решение нарушающим ее пенсионные права,
Чечихина С.С. обратилась в суд с иском о включении в периоды осуществления педагогической деятельности, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы в должности пионервожатой и учителя в Федоровской средней школе, периодов нахождения на курсах повышения квалификации.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (вступившего в силу с 01.01.2015) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях.
Аналогичные положения содержались в п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01.01.2015.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 29.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В ч. 4 ст. 30 данного закона предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В п.п. «м» п. 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждения для детей, применяются:
- список должностей и учреждений, работы в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со
ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»,
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 19067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, с применением положение абз. 3 п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно,
- список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно.
Перечень учреждений от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства») - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенным в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 № 8-П и определение от 05.11.2002 № 320-1, указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Согласно абз. 7 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условий (Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Правительством РФ 29.10.2002 издано постановление № 871, которым утверждены Списки работ, профессий, должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях.
В соответствии с п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с пп. 19
п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в п. 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Согласно п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения песий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, Утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности. Указанная работа подлежала включению в стаж при определенных условиях.
В силу п. 4 данного Положения период работы в должности «пионервожатая» засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Однако Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 в соответствии с Приложением № 3 к Постановлению Совета Министров - Правительства РФ от 23.09.1993 № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой» утратило силу с 01.10.1993.
После 01.10.1993 пенсионное законодательство (Список профессий и должностей 06.09.1991 N 463, Список должностей от 22.09.1999 N 1067, Список должностей и учреждений от 29.10.2002 N 781) не предусматривает возможность включения в специальный стаж педагогической работы, учитываемой в целях назначения пенсии по старости на льготных условиях, работы в должности вожатых, пионерских вожатых.
Из Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П и правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 N 8-П следует, что изменение законодателем ранее установленного правового регулирования не будет признано нарушением гарантированных прав граждан, когда сохранена разумная стабильность правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае предоставления гражданам возможности посредством установления временного регулирования в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.
Федеральный законодатель обеспечил необходимую стабильность в правовом регулировании и создал истцу возможность адаптироваться к изменившимся условиям пенсионного обеспечения, о чем указывает наличие в Постановлении Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463, в Списке которого отсутствует должность пионервожатой, положений о возможности зачета в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью, периодов работы в должности пионервожатой (п. 3 данного Постановления).
Данный переходный период существовал до 01.10.1993, в связи с чем, истец, будучи осведомленной о не включении должности пионервожатой в соответствующий Список к Постановлению Совета Министров РСФСР N 463, имела достаточное время для принятия мер для своего трудоустройства на иную должность, работа в которой давала право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Из трудовой книжки Чечихиной С.С. следует, что 31.08.1992 истец принята в Федоровскую среднюю школу воспитателем группы продленного дня, 15.08.1994 переведена временно пионервожатой, 01.09.1998 переведена учителем начальных классов, 03.04.2000 Федоровская средняя общеобразовательная школа преобразована в муниципальное общеобразовательное учреждение «Федоровская средняя общеобразовательная школа», 21.08.2000 истец переведена заместителем директора по воспитательной работе, 01.09.2003 переведена заместителем директора по учебно-воспитательной работе, 29.08.2005 муниципальное общеобразовательное учреждение «Федоровская средняя общеобразовательная школа» реорганизована в форме преобразования в муниципальное общеобразовательное учреждение «Федоровская основная общеобразовательная школа».
Из лицевых счетов в период с 01.01.1994 по 31.12.1994 усматривается, что Чечихиной С.С. производилось начисление заработной платы за проверку тетрадей, за разовые часы, в период с 01.02.1995 по 31.12.1995 производилось начисление заработной платы за замену учителей, в период с 01.01.1996 по 31.12.1998 производилось начисление заработной платы за проведение уроков, разовые часы, замену учителей, классное руководство.
Согласно приказам: № 95 от 08.02.1995 Чечихиной С.С. разрешена замена уроков в 4 классе на время командировки учителя; № 96 от 13.02.1995
Чечихиной С.С. разрешена замена уроков в 4 классе на время болезни учителя; № 100 от 28.03.1995 Чечихина С.С. заменяла учителя в 3 классе на время командировки учителя в период с 3 по 7 апреля, в 4 и 5 классах 18 апреля; № 103 от 12.05.1995 Чечихина С.С. замеляла учителя в 1 классе 12 мая; № 115 от 03.10.1995 Чечихиной С.С. произведена оплата замены 3 уроков во 2 классе 3 октября, 1 рабочего дня в 1 классе 4 октября; № 7 от 04.04.1996 Чечихина С.С. заменяла учителя в 4 классе; № 8 от 10.04.1996 Чечихина С.С. заменяла учителя 2 класса с 15 по 22 апреля; № 1 от 24.01.1997 Чечихиной С.С. произведена оплата за замену уроков в 5 классе, в 3 классе с 20 по 24 января
Согласно тарификационным спискам предоставленных истцом суду:
в 1996 году Чечихина С.С. занимала должность старшей вожатой, преподавала предмет - природоведение, 6 часов в неделю, в 1997 году Чечихина С.С. занимала должность учитель, преподавала предметы - биология, 2 часа в неделю, география, 2 часа в неделю, в 1998 году Чечихина С.С. занимала должность учитель, преподавала во 2 классе, 21 час в неделю.
Таким образом, из приказов за 1995 - 1997 годы, тарификационных списков за 1996 - 1998 годы усматривается, что истец работала в школе пионервожатой и учителем. Наименование должности "учитель" предусмотрено Списком, действующим в настоящее время, было предусмотрено и ранее действовавшими Списками. Поскольку из тарификационных списков, приказов, лицевых счетов, усматривается, что истец в рассматриваемые спорные периоды имела педагогическую нагрузку как учитель, из акта по результатам документальной проверки факта работы в части на соответствующих видах работ, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости от 13.07.2018, составленного специалистом УПФР в Куединском районе, следует, что истец отпусков без сохранения заработной платы не имела, в уточняющей справке N 97 от 31.08.2018, выданной МБОУ "Федоровская основанная общеобразовательная школа" Куединского района отражено, что школа расположена в сельской местности, выполнение нормы рабочего времени не требуется (п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002), периоды осуществления истицей, будучи в должности пионервожатой, педагогической деятельности с 01.02.1995 по 28.02.1995, с 01.04.1995 по 31.05.1995, с 01.10.1995 по 31.10.1995, с 01.01.1996 по 31.08.1998, включая период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и каникулярный период с 01.01.1996 по 31.08.1998, подлежат включению в специальный стаж, дающий право истице на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Вместе с тем, из представленных лицевых счетов невозможно установить точные периоды времени замещения истцом учителей на период их отсутствия с 22.08.1994 по 31.01.1995, с 01.03.1995 по 31.03.1995, с 01.06.1995 по 30.09.1995, с 01.11.1995 по 31.12.1995. Соответствующие приказы о замещении истицей отсутствующих учителей и воспитателей не представлены, как не представлены и тарификационные списки за период с 1994 по 1995 годы. Кроме того, в уточняющей справке N 97 от 31.08.2018, выданной МБОУ "Федоровская основанная общеобразовательная школа" Куединского района, отсутствуют сведения о выполнении Чечихиной С.С. в спорные периоды функциональных обязанностей по должности "учитель". Таким образом, истица в указанные периоды работала в должности пионервожатой, которая не включена ни одним из Списков в льготный стаж для назначения пенсии. Следовательно, указанные периоды работы в должности пионервожатой не подлежат включению в специальный стаж, дающий право истице на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Частями 4, 5 ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. При этом работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Согласно ст. 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Нахождение истца на курсах повышения квалификации в вышеуказанные периоды все в той же должности осуществлялось по направлению работодателя, является обязанностью работника, установленной трудовым законодательством, такое обучение непосредственно связано с трудовой деятельностью. При этом в указанные периоды за работником в соответствии с нормами трудового законодательства сохранялась заработная плата и, следовательно, уплачивались страховые взносы, необходимые для исчисления страхового стажа, следовательно, эти периоды следует расценивать как педагогическую деятельность, дающую право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Как следует из трудовой книжки, истец в оспариваемые периоды не увольнялась, при этом на период нахождения на курсах повышения квалификации за ней сохранялось место работы и средняя заработная плата, занималась педагогической деятельностью, что подтверждается справкой N 97 от 31.08.2018, выданной МБОУ "Федоровская основанная общеобразовательная школа" Куединского района.
Суд считает, что периоды обучения на курсах повышения квалификации с 09.09.2002 по 14.09.2002, с 18.11.2002 по 22.11.2002, с 27.01.2003 по 29.01.2003, с 13.10.2003 по 17.10.2003, с 01.03.2004 по 04.03.2004, с 27.02.2006 по 04.03.2006, с 03.04.2006 по 08.04.2006, с 26.03.2012 по 30.03.2012, с 23.09.2013 по 02.10.2013, с 18.10.2013 по 26.10.2013 подлежат зачету в специальный стаж истца, поскольку в указанные периоды истец была направлена на курсы повышения квалификации по приказу работодателя, за указанный период за ней сохранялось рабочее место, выплачивалась средняя заработная плата, повышение квалификации является необходимым условием для осуществления педагогической деятельности. Суд расценивает курсы повышения квалификации как неотъемлемую часть производственного процесса педагогического работника. Периодичность прохождения специалистами курсов повышения квалификации устанавливается ст. 63 Основ законодательства об охране здоровья граждан. Факт прохождения и окончания курсов повышения квалификации подтверждены соответствующими свидетельствами об их окончании, предоставленными истцом в материалы дела.
Истец просит взыскать расходы по оплате услуг представителя в размере 6 000 руб., оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В силу положения ст. 94 ГПК РФ, к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе и расходы на оплату услуг представителей.
Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Интересы истца в суде представляла адвокат Сергеева Н.П., истец произвела оплату услуг адвоката за составление искового заявления в размере 3 000 руб., что подтверждается квитанцией серии КА 082146 от 26.12.2018, а также представитель истца участвовала в судебных заседаниях, в связи с чем истцом ей была произведена оплата в размере 3 000 руб., что подтверждается квитанцией серии КА 082147 от 28.12.2018.
В силу п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 21.01.2016 № 1, разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов. Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 17.07.2007 N 382-О-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Размер возмещения стороне расходов по оплате услуг представителя должен быть соотносим с объемом защищаемого права; при этом также должны учитываться сложность, категория дела и время его рассмотрения в суде.
В п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 21.01.2016 № 1 указано, что разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Исходя из изложенного, с учетом сложности дела, времени, затраченного представителем истца на участие при рассмотрении дела в двух судебных заседаниях, составление искового заявления, степени его участия в деле, длительности рассмотрения дела, объема произведенной представителем работы по представлению интересов истца, категории возникшего спора, его сложности, принципов разумности и справедливости, суд считает, что разумными являются расходы в размере 3 000 руб.
Решая вопрос о возмещении истцу понесенных судебных расходов, суд считает, что на основании ст. 98 ГПК РФ возмещению подлежат понесенные истцом расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Чечихиной Светланы Сергеевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Куединском районе Пермского края удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Куединском районе Пермского края включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы Чечихиной Светланы Сергеевны в качестве учителя в Федоровской средней школе с 01.02.1995 по 28.02.1995, с 01.04.1995 по 31.05.1995, с 01.10.1995 по 31.10.1995, с 01.01.1996 по 31.08.1998, периоды обучения на курсах повышения квалификации с 09.09.2002 по 14.09.2002, с 18.11.2002 по 22.11.2002, с 27.01.2003 по 29.01.2003, с 13.10.2003 по 17.10.2003, с 01.03.2004 по 04.03.2004, с 27.02.2006 по 04.03.2006, с 03.04.2006 по 08.04.2006, с 26.03.2012 по 30.03.2012, с 23.09.2013 по 02.10.2013, с 18.10.2013 по 26.10.2013.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Куединском районе Пермского края в пользу Чечихиной Светланы Сергеевны расходы по уплате государственной пошлины в размере
300 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 3 000 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой через Куединский районный суд в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме.
Судья (подпись). Копия верна.
Судья Куединского районного суда Н.Н. Тимошенко
В окончательной форме решение изготовлено 28.01.2019.
Судья Куединского районного суда Н.Н. Тимошенко
Дело № 2-40/19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(резолютивная часть)
п. Куеда 24 января 2019 года
Куединский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Тимошенко Н.Н.,
при секретаре Миковой О.В.,
с участием истца Чечихиной С.С., ее представителя Сергеевой Н.П.,
представителя ответчика ГУ-УПФ РФ в Куединском районе Гуменюк Р.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вершининой Галины Ивановны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда России в Куединском районе о возложении обязанности включения в стаж периодов работы, назначении пенсии
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования Чечихиной Светланы Сергеевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Куединском районе Пермского края удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Куединском районе Пермского края включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы Чечихиной Светланы Сергеевны в качестве учителя в Федоровской средней школе с 01.02.1995 по 28.02.1995, с 01.04.1995 по 31.05.1995, с 01.10.1995 по 31.10.1995, с 01.01.1996 по 31.08.1998, периоды обучения на курсах повышения квалификации с 09.09.2002 по 14.09.2002, с 18.11.2002 по 22.11.2002, с 27.01.2003 по 29.01.2003, с 13.10.2003 по 17.10.2003, с 01.03.2004 по 04.03.2004, с 27.02.2006 по 04.03.2006, с 03.04.2006 по 08.04.2006, с 26.03.2012 по 30.03.2012, с 23.09.2013 по 02.10.2013, с 18.10.2013 по 26.10.2013.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Куединском районе Пермского края в пользу Чечихиной Светланы Сергеевны расходы по уплате государственной пошлины в размере
300 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 3 000 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой через Куединский районный суд в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме.
Судья Н.Н. Тимошенко