Дело № 12-167/2023 76RS0024-01-2022-003598-03
РЕШЕНИЕ
город Ярославль 05 июня 2023 года
Судья Фрунзенского районного суда г. Ярославля Димитрова О.С.,
при секретаре судебного заседания Костриковой Ю.М.,
с участием:
заявителя Ушакова А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ушакова А.К. в интересах Лебедева В.И. на постановление консультанта комитета государственного экологического надзора – старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды ФИО1 НОМЕР от 01 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3.1 ст.8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением консультанта комитета государственного экологического надзора – старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды ФИО1 НОМЕР от 01 сентября 2022 года Лебедев В.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3.1 ст.8.2 КоАП РФ, а именно в том, что он 22 июля 2022 года в 16 часов 10 минут в районе контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов (ТКО), расположенной у <адрес>, осуществил несанкционированное складирование твердых бытовых отходов. За совершение указанного правонарушения Лебедеву В.И. назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Ушаков А.К. в интересах Лебедева В.И. обратился в суд с жалобой на указанное постановление. В обоснование жалобы, ссылаясь на нормы действующего административного законодательства, п.1 ст.8 Федеральный закон №89-ФЗ от 24.06.1998 (в ред. от 02.07.2021), п.2.3 Постановления Правительства Ярославской области №559-п от 21.07.2017 «Об утверждении Порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе раздельного сбора) на территории Ярославской области», указал, что в указанные в обжалуемом постановлении месте и время Лебедев В.И. действительно выгружал строительный мусор в установленном месте, однако в связи с тем, что контейнерная площадка была переполнена, он был вынужден выгрузить мусор в непосредственной близости с ней. Обращает внимание, что ООО «Хартия», являющимся оператором по обращению с ТКО в Ярославской области, не было обеспечено надлежащее состояние контейнерных площадок для обеспечения гражданам беспрепятственного пользования данными площадками. Полагает, что вина Лебедева В.И. во вменяемом правонарушении не установлена и не доказана, в связи с чем просит обжалуемое постановление отменить.
В судебном заседании заявитель Ушаков А.К. доводы жалобы поддержал в полном объеме. Пояснил, что Лебедев В.И. не имел умысла на совершение правонарушения. 22 июля 2022 года в 16 часов 10 минут он действительно осуществил выгрузку и складирование строительных отходов в районе контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов, расположенную у д.6 по ул.Доронина г.Ярославля. В связи с тем, что контейнер для выгрузки отходов был заполнен полностью, часть отходов пришлось сложить рядом с контейнером.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, извещенное надлежащим образом в судебное заседание не явилось, об отложении не ходатайствовал, дело рассмотрено в его отсутствие.
Изучив доводы жалобы, выслушав участника процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, в том числе просмотрев видеозапись, суд считает необходимым в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении от 01 сентября 2022 года в отношении Лебедева В.И. отменить, производство по делу прекратить по следующим основаниям.
Административная ответственность за загрязнение и (или) засорение окружающей среды, выразившееся в выгрузке или сбросе с автомототранспортных средств и прицепов к ним отходов производства и потребления вне объектов размещения отходов или мест (площадок) накопления отходов, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3.3 настоящей статьи, предусмотрена ч.3.1 ст.8.2 КоАП РФ.
В соответствии с ч.1 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Статьей 1 указанного Закона определено, что отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии ч.7 ст.12 указанного Закона запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В силу ст.13.4 Федерального закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (ч.1). Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (ч.2). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в п.1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (ч.3). Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (ч.4). Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч.6).
Согласно п.14 «Правил обращения с твердыми коммунальными отходами», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641» лицо, ответственное за содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязано обеспечить на таких площадках размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок.
Пунктом 3 названных Правил предусмотрено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Этими правилами регламентировано, что «крупногабаритные отходы» - это твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
В соответствии с п.11 этих Правил в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.
В соответствии со ст.8 Федерального закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с разделом 6 постановления Правительства Ярославской области от 21.07.2017 г. N 599-п «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Ярославской области» накопление КГО осуществляется: в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; на специальных площадках для складирования КГО (п.6.1); подготовленные к вывозу КГО должны быть свободны от заполнения другими отходами, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы (п.6.3); требования к бункерам, расположенным на контейнерных площадках, и специальным площадкам для накопления КГО установлены в разделе 4 настоящего Порядка, специальные площадки для накопления КГО могут располагаться совместно с контейнерными площадками для накопления ТКО (п.6.4).
Согласно п.4.6 раздела 4 этого Постановления для накопления ТКО потребители используют контейнеры или бункеры, расположенные на контейнерных площадках, являющихся в соответствии с договором местами (площадками) накопления ТКО. На контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 - для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления КГО (п.4.7). Для накопления ТКО используются контейнеры следующего объема накапливаемых отходов: от 0,12 куб. метров до 1,1 куб. метров, металлические бункеры объемом накапливаемых отходов от 8 куб. метров до 13 куб. метров (п.4.8).
Исходя из содержания ч.2 ст.118 и ч.3 ст.123 Конституции РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Как указано в ст.ст.2.1., 2.2., 24.1, 26.1 КоАП РФ в рамках административного производства подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые нормами КоАП РФ или закона субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность этого лица в совершении административного правонарушения.
Исходя из данных норм административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Согласно ч.1 ст.2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Из представленных материалов дела об административном правонарушении, следует, что вина Лебедева В.И. в совершении административного правонарушения в том, что он из принадлежащего ему автомобиля незаконно, несанкционированно выгрузил (сбросил) и складировал крупногабаритные отходы вне контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов или мест (площадок) накопления таких отходов.
Вместе с тем, как следует из основного и единственного объективного доказательства по делу - диска с видеозаписью этих действий с камеры наружного наблюдения, установленной в районе спорной контейнерной площадки, на указанном участке местности у дома 6 по улице Доронина г.Ярославля признаки этой контейнерной площадки имеются: виден ряд контейнеров для смешанного накопления ТКО, а напротив – в примерно 8-10 метрах на земле установлен металлический бункер объемом примерно 8-13 куб. метров, который заполнен доверху крупногабаритными отходами, рядом с ним так же складированы отходы, и рядом же с ним с примыканием к стенке бункера Лебедев В.И. выгрузил из своего автомобиля спорный груз. Ни каких границ данная контейнерная площадка не имеет, каких-то разъяснительных или запретительных знаков, объявлений – также нет. Является или нет эта площадка местом накопления крупногабаритных отходов – фактически не понятно. Утвердительно – что не является – из материалов дела не следует. Какой либо документации по данной контейнерной площадке административным органом не представлено.
При таких обстоятельствах, вывод должностного лица Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области при вынесении постановления 01 сентября 2022 года о доказанности вины Лебедева В.И. в совершении административного правонарушения по ч.3.1 ст.8.2 КоАП РФ являлся необоснованным и преждевременным, поскольку на момент вынесении этого постановления по делу об административном правонарушении и на настоящее время не имелось и не имеется достаточных доказательств, их надлежащей совокупности, подтверждающих виновность заявителя в совершении рассматриваемого административного правонарушения.
В силу ч.1 и ч.4 ст.1.5 КоАП РФ лицо, подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, суд, оценивая исследованные материалы по делу в их совокупности, приходит к выводу, что доказательств, с безусловностью свидетельствующих о нарушении Лебедевым В.И. требований ч.1 ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998 №89 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.11,ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 6.1 Постановления Правительства Ярославской области от 21.07.2017 №599-п «Об утверждении Порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе раздельного сбора) на территории Ярославской области», материалы дела не содержат.
Поскольку материалы дела не содержат достаточных доказательств виновности Лебедева В.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 8.2 КоАП РФ, постановление от 01 сентября 2022 года подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление консультанта комитета государственного экологического надзора – старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды ФИО1 НОМЕР от 01 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3.1 ст.8.2 КоАП РФ в отношении Лебедева В.И. отменить, производство по делу – прекратить, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Ярославля в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья О.С. Димитрова