Дело №2-3081/2018
Решение
именем Российской Федерации
4 июня 2018 года город Архангельск
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе председательствующего судьи Вальковой И.А.,
при секретаре Соколовой Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Неверова А. В. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области о признании незаконным решения о снятии с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности восстановить на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий,
установил:
Неверов А.В. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области (далее – УМВД России по Архангельской области) о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о снятии его и членов его семьи: супруги Шумиловой Н.Т., дочерей Топчий А.А., Буториной Г.А. с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности восстановить его и членов его семьи: супруги Шумиловой Н.Т., дочерей Топчий А.А., Буториной Г.А. и их детей (Топчий Д.А., Топчий В.А., Буторина Г.А.) на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет в УМВД России по Архангельской области в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для предоставления жилой площади по договору социального найма по месту службы в составе четырех человек. Приобретение права собственности на жилые помещения в период нахождения на учете и распоряжение ими не повлекли улучшение жилищных условий, не повысили уровень обеспеченности жильем его и членов его семьи. Жилищной комиссией не принято во внимание, что он имеет право на обеспечение дополнительной жилой площадью в размере 20 кв.м. В связи с этим он и члены его семьи обеспечены жилой площадью менее учетной нормы. Кроме того, не учтено, что жилая площадь 43,6 кв.м. находится в <адрес>, то есть за пределами постоянного места жительства. Не учтено, что в период нахождения на учете изменился состав его семьи в связи с рождением внуков, поэтому расчет жилой площади должен быть производится с учетом каждого члена семьи. Намеренного ухудшения жилищных условий им и членами его семьи не осуществлялось. С решением не согласен, считает его необоснованным, противоречащим нормам законодательства, в связи с этим обратился в суд с данным иском.
Истец Неверов А.В., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика Пермякова М.В. в судебном заседании с иском не согласилась, пояснила, что истец снят с жилищного учета в связи с утратой оснований, предусмотренных ст. 29 ЖК РСФСР и ст. 54 ЖК РФ ввиду обеспеченности общей площадью более учетной нормы на каждого члена семьи. До вынесения решения истец не обращался с заявлениями о включении внуков в члены его семьи, в связи с чем указанный вопрос жилищно-бытовой комиссией не рассматривался. Норма предоставления жилого помещения, установленная п.1 ст. 7 ФЗ от 19.07.2011 № 247-ФЗ применяется при предоставлении жилого помещения, а не при определении обеспеченности таковым.
Третьи лица Шумилова Н.Т., Топчий А.А., Буторина Г.А., извещавшиеся о месте и времени судебного заседания, в суд не явились.
Заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему.
Установлено, что полковник полиции в отставке Неверов А.В. с ДД.ММ.ГГГГ на основании ч.1 ст. 29 ЖК РСФСР состоял на жилищном учете УМВД России по Архангельской области в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для предоставления жилой площади по договору социального найма с семьей в составе 4-х человек (он, супруга Шумилова Н.Т., дочь Топчий А.А., ДД.ММ.ГГГГ, дочь Буторина Г.А., ДД.ММ.ГГГГ
26 декабря 2017 года решением жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Архангельской области в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договорам социального найма) Неверов А.В. с семьей в составе 4-х человек снят с жилищного учета.
Как следует из выписки из протокола № заседания ЖБК УМВД России по Архангельской области, жилищной комиссией установлено, что Неверов А.В. зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении по адресу: г.Архангельск, <адрес>, <адрес>. Указанное жилое помещение, общей площадью 46,5 кв.м. принадлежит его дочери Буториной Г.А. В квартире зарегистрировано 7 человек (он, супруга Шумилова Н.Т., дочь Топчий А.А., дочь Буторина Г.А., внук Буторин Г.А., внучка Топчий Д.А., внук Топчий В.А.).
В собственности Неверова А.В. с 2011 года с ДД.ММ.ГГГГ имеется квартира по адресу: <адрес>, общей площадью 43,60 кв.м.
В связи с этим комиссия пришла к выводу об обеспеченности истца и членов его семьи общей площадью жилых помещений более учетной нормы (46,5 +43,6=90,1 кв.м.).
Оценив представленные доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Граждане, принятые на учет до 01.03.2005, снимаются с учета по основаниям пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ или утраты оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали право на жилье по соцнайму (ФЗ от 29.12.2004 N 189-ФЗ).
Снятие истца с учета нуждающихся в жилищных помещениях, учитывая положения статьи 6 Вводного закона, могло производиться при наличии оснований, указанных в статье 32 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент постановки его на учет в 1993 году.
Согласно статье 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях: улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.
В силу ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе, собственники жилых помещений или члены семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
При постановке истца на учет учетная норма составляла 8 и менее квадратных метров (решение <адрес> Совета народных депутатов от 28.12.1989 № 169).
Решением Архангельского городского Совета депутатов от 27.07.2005 № 23 учетная норма установлена в размере 12 кв.м.
Поскольку после постановки на учет и на дату принятия жилищно-бытовой комиссией решения Неверов А.В. и члены его семьи были обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы (90,1 кв.м. :4 = 22,5 кв.м. на одного члена семьи), то вследствие улучшения жилищных условий, в результате которого основания для предоставления жилого помещения были утрачены, жилищно-бытовая комиссия обоснованно приняла решение о снятии истца и членов его семьи с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Довод истца о том, что комиссией незаконно не учтено предусмотренное ст. 7 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" его право на дополнительную площадь жилого помещения размером 20 квадратных метров подлежит отклонению. Поскольку указанной статьей предусмотрены нормы предоставления площади жилого помещения в собственность или по договору социального найма, исходя из которых определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, а не учетные нормы.
Ссылка истца о том, что жилое помещение площадью 43,6 кв.м. расположено за пределами постоянного места жительства, также не может быть принята судом. Нормами действующего законодательства предусмотрено определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности, независимо от их местоположения.
Положениями ч. 1 ст. ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Поскольку на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий Неверов А.В. состоял с составом семьи из 4-х человек, с заявлениями о признании членами семьи внуков не обращался, соответственно последние членами его семьи признаны не были, то при принятии решения жилищно-бытовая комиссия обоснованно произвела расчет обеспеченности общей площадью жилого помещения.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Архангельской области отДД.ММ.ГГГГ о снятии Неверова А.В. и членов его семьи: супруги Шумиловой Н.Т., дочерей Топчий А.А., Буториной Г.А. с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Требование о возложении обязанности восстановить истца и членов его семьи на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как производное от основного, также удовлетворению не подлежит.
Таким образом, в удовлетворении иска надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Неверову А. В. в удовлетворении иска к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области о признании незаконным решения о снятии с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности восстановить на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Решение в окончательной форме изготовлено 8 июня 2018 года.
Председательствующий И.А. Валькова