Судья Барышева В.В.
Дело № 33-371/2024
76RS0014-01-2023-001852-64
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ярославль
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего Равинской О.А.,
судей Гушкана С.А., Кутузова М.Ю.,
при секретаре Клиновой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Равинской О.А.,
18 января 2024 года
дело по апелляционной жалобе Черноглазовой Марины Валерьевны на решение Кировского районного суда города Ярославля от 16 октября 2023 года, которым с учетом определения об исправлении описки от 23 октября 2023 года постановлено:
«Исковые требования Черноглазовой Марины Валерьевны (паспорт гражданина №) к Акционерному обществу «Ремонтно-эксплуатационный участок № 1» ( ИНН №, ОГРН №) о защите прав потребителя удовлетворить частично.
Взыскать с Акционерного общества «Ремонтно-эксплуатационный участок № 1» (ИНН №, ОГРН №) в пользу Черноглазовой Марины Валерьевны (паспорт гражданина №) компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., штраф в размере 5 000 руб., а всего взыскать 15 000 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказать».
По делу установлено:
Черноглазова М.В. является собственником <адрес>.
Управление данным домом осуществляет управляющая компания АО «Управдом Кировского района».
17 января 2022 года на внеочередном общем собрании собственников многоквартирного жилого <адрес> было принято решение о заключении между собственниками помещений МКД и АО «РЭУ № 1» договора на выполнение работ по капитальному ремонту (том 1 л.д. 9-12).
18 января 2022 года между собственниками помещений МКД и АО «РЭУ № 1» заключены договора подряда № 2/2022, № 3/2022 на выполнение работ по капитальному ремонту внутридомовой системы холодного и горячего водоснабжения (стояки) (ХГВС) и инженерной системы водоотведения (стояки) (том 1 л.д. 13-15, 16-18).
1 марта 2022 года Черноглазова М.В. обратилась в АО «РЭУ № 1» с заявлением о предоставлении информации о проводимых работах, в чем ей было отказано.
Решением Кировского районного суда города Ярославля от 2 июня 2022 года с АО «РЭУ № 1» в пользу Черноглазовой М.В. взыскана компенсация морального вреда и штраф за нарушение ее прав как потребителя на своевременное получение информации об исполнителе подрядных договоров и о реализуемых им работах (том 1 л.д. 6-7).
22 июля 2022 года Черноглазова М.В. обратилась в АО «РЭУ № 1» с заявлением о необходимости составления проектно-сметной документации по системе ГВС в соответствии с техническими условиями, согласовании ее с управляющей организацией и ПАО «ТГК-2», и направлении всех оригиналов документов в Региональный фонд содействия капитальному ремонту и управляющую компанию для дальнейшей передачи в ДГЖН ЯО.
5 мая 2023 года Черноглазова М.В. обратилась в Кировский районный суд города Ярославля с иском к АО «РЭУ № 1» о защите прав потребителя и с учетом уточнения требований просила признать незаконным выполнение АО «РЭУ № 1» капитального ремонта внутридомовой системы холодного и горячего водоснабжения (стояки) (ХГВС) и инженерной системы водоотведения (стояки); признать в качестве нарушения не выполнение АО «РЭУ № 1» обязанностей, предусмотренных статьей 716 ГК РФ; признать за АО «РЭУ № 1» нарушение порядка и срока удовлетворения требований Черноглазовой М.В., содержащихся в обращении от 22 июля 2022 года; возложить на АО «РЭУ № 1» обязанность провести в <адрес> и смежных квартирах №№ 26, 20, 17, 14, 11, 8, 5, 2 работы по замене стояков водоотведения на кухне на полипропиленовые трубы диаметром 75 мм; взыскать с АО «РЭУ № 1» компенсацию морального вреда в размере 10.000 рублей, штраф за отказ добровольно удовлетворить требования потребителя.
В обоснование требований указано, что в нарушение требований статей 48, 52 ГрК РФ, пунктов 5.2.8, 5.2.27, 5.3.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, статьи 716 ГК РФ, статьи 36 Закона о защите прав потребителей, пунктов 1.10, 1.11 МДС 13-1.99 Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий, пункта 3 Приказа Ростехнадзора от 26 декабря 2006 года № 1128, подрядной организацией в процессе выполнения работ по капитальному ремонту системы холодного и горячего водоснабжения, системы водоотведения перед производством работ не составлялся акт обследования объекта с указанием количественных и качественных характеристик дефектов, не подготавливалась проектная документация на производство работ, параметры технических условий, выданных ПАО «ТГК-2», не соблюдены, работы по установке регуляторов системы ГВС не выполнены, регуляторы системы ГВС не установлены. Ответа на заявление, поданное Черноглазовой М.В. 22 июля 2022 года, получено не было. Выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества собственников помещений МКД в отсутствие проектной документации, с нарушением технических условий угрожает безопасным условиям проживания, может повлечь причинение вреда жизни и здоровью проживающим в доме лицам, в том числе истцу.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласна Черноглазова М.В.
В апелляционной жалобе и дополнительных письменных объяснениях Черноглазовой М.В. ставится вопрос об отмене решения суда. Доводы жалобы сводятся к несогласию с установленными судом обстоятельствами, нарушению судом норм материального права.
В письменных возражениях на жалобу директор АО «РЭУ № 1» Белов С.В. выражает согласие с принятым судом решением.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщили.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями статьи 327 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, обсудив их, исследовав материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что при производстве работ по капитальному ремонту системы ГВС МКД № 73 по <адрес>, ответчиком было допущено нарушение требований абзаца 3 пункта 5.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, не была предусмотрена установка регуляторов температуры и давления, что создало угрозу нарушения прав и законных интересов истца, как потребителя услуги по капитальному ремонту, пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с АО «РЭУ № 1» в пользу истца компенсации морального вреда в размере 10.000 рублей и штрафа за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя в размере 5.000 рублей.
В данной части решение суда не обжалуется.
Доводы жалобы сводятся к несогласию с решением суда в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконными действий ответчика по выполнению капитального ремонта многоквартирного <адрес> в <адрес>.
Все доводы истца были предметом исследования суда первой инстанции и обоснованно отвергнуты, мотивы суда подробно изложены в мотивировочной части решения, с ними судебная коллегия соглашается.
Доводы жалобы о том, что выполненные ответчиком работы по замене стояков канализации, ГВС и ХВС в многоквартирном доме являются не капитальным ремонтом, а реконструкцией, поскольку при замене труб указанных инженерных коммуникаций был изменен их материал (вместо стальных и чугунных труб установлены полипропиленовые и пластиковые трубы), несостоятельны.
Как установлено частью 1 статьи 189 ЖК РФ, проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе (часть 2 указанной статьи).
В случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены: 1) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту; 2) предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту; 3) сроки проведения капитального ремонта; 4) источники финансирования капитального ремонта; 5) лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты (часть 5.1 статьи 189 ЖК РФ).
В соответствии с частью 12.2 статьи 48 ГрК РФ в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 настоящего Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. В случае, предусмотренном частью 10 статьи 52 настоящего Кодекса, при составлении указанной сметы подготовка такого акта не требуется. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в настоящей части.
Согласно пункту 14.2 статьи 1 ГрК РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Понятие реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) дано в п.14 ст.1 ГрК РФ как изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В силу приложения № 8 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденного постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 № 170, замена инженерной системы горячего водоснабжения с установкой терморегуляторов относится к мероприятиям по капитальному ремонту, а не реконструкции МКД.
Из указанных норм закона следует, что решение о проведении капитального ремонта или реконструкции в многоквартирном доме принимается общим собранием собственников помещений в данном доме. Замена отдельных элементов несущих строительных конструкций, в том числе и инженерных систем, на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы относится к капитальному ремонту, а не реконструкции.
Судом установлено и из материалов дела следует, что в 2016 году по инициативе управляющей компании АО «Управдом Кировского района», в чьем управлении находится многоквартирный <адрес>, представителем Некоммерческого Партнерства «Национальный альянс проектировщиков «ГлавПроект» произведено обследование многоквартирного дома, по результатам которого подготовлено заключение.
В заключении отражены дефекты оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и инженерных сетей с указанием качественных и количественных характеристик этих дефектов.
В августе 2021 года по обращению инициативной группы многоквартирного дома АО «РЭУ № 1» были составлены предварительные локальные сметные расчеты на капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения (стояки), горячего водоснабжения (стояки) и внутридомовой инженерной системы водоотведения (стояки).
В период с 29 декабря 2021 года по 16 января 2022 года собственники помещений многоквартирного дома провели внеочередное общее собрание в форме очно-заочного голосования.
17 января 2022 года собственниками многоквартирного жилого <адрес> было принято решение о проведении работ по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения (стояки), горячего водоснабжения (стояки) и внутридомовой инженерной системы водоотведения (стояки) за счет взносов на капитальный ремонт, перечисляемых собственниками в Региональный фонд; утвердена предельно допустимая стоимость работ; выбрана подрядная организация – АО «РЭУ № 1». Принятые собственниками решения оформлены протоколом общего собрания от 17 января 2022 года (том 1 л.д. 9-12).
18 января 2022 года между собственниками помещений МКД и АО «РЭУ № 1» заключены договора подряда № 2/2022, № 3/2022 на выполнение работ по капитальному ремонту внутридомовой системы холодного и горячего водоснабжения (стояки) (ХГВС) и инженерной системы водоотведения (стояки) (том 1 л.д. 13-15, 16-18).
11 августа 2023 года собственниками помещений многоквартирного дома было проведено внеочередное собрание, на котором принято решение о проведении в доме капитального ремонта по установке четырех регуляторов температуры и регуляторов давления на системе горячего водоснабжения, включая разработку проектной документации, соответствующей Техническим условиям ПАО «ТГК-2» от 15 октября 2021 года №1201/2193-2021; была утверждена предельно допустимая стоимость данных работ в сумме 893.515,27 рублей; выбрана подрядная организация - АО «РЭУ №1» и продлен срок проведения работ, предусмотренных договорами от 18 января 2022 года, до 30 декабря 2023 года.
14 августа 2023 года между собственниками <адрес> и АО «РЭУ № 1» заключен договор на выполнение работ по установке четырех регуляторов температуры и регуляторов давления на системе горячего водоснабжения, включая разработку проектной документации на капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы горячего водоснабжения в соответствии с Техническим условиям, выданными ПАО «ТГК-2» 15 октября 2021 года.
5 октября 2023 года АО «РЭУ № 1» выполнены работы по замене стояков внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения, горячего водоснабжения с установкой четырех регуляторов температуры и регуляторов давления, системы водоотведения; указанные работы приняты заказчиком, что подтверждается актами приемки выполненных работ № 1 и № 2 от 5 октября 2023 года.
12 октября 2023 года представителем ПАО «ТГК-2» проведена проверка выполненных АО «РЭУ № 1» работ, установлено, что технические условия выполнены в полном объеме.
Суд первой инстанции, установив указанные обстоятельства, пришел к обоснованному выводу, что ответчиком были выполнены работы по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы многоквартирного дома, а не реконструкция указанных систем, в связи с чем ответчику не требовалась разработка проекта на замену стояков системы холодного водоснабжения и водоотведения, по замене системы горячего водоснабжения с установкой четырех регуляторов температуры и регуляторов давления ответчиком был выполнен проект в соответствии с техническими требованиями ресурсоснабжающей организации ПАО «ТГК-2», поскольку такое требование к выполнению капитального ремонта по замене инженерной системы горячего водоснабжения с установкой терморегуляторов предусмотрено Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.
Вопреки доводам жалобы о том, что работы по замене внутридомовой инженерной системы многоквартирного дома выполнены ответчиком некачественно, материалы дела не содержат достоверных доказательств ненадлежащего качества выполненных ответчиком работ.
Напротив, в материалах дела имеются акты выполненных работ № 1 и № 2 от 5 октября 2023 года, в соответствии с которыми собственники помещений многоквартирного <адрес> в лице представителей приняли выполненные ответчиком работы без замечаний.
Общедомовое имущество после капитального ремонта передано ответчиком управляющей организации АО «Управдом Кировского района», включая проектную документацию на капитальный ремонт системы горячего водоснабжения, также без замечаний, что подтверждается актом передачи общего имущества от5 октября 2023 года.
Согласно справке ПАО «ТГК» от 12 октября 2023 года, ПАО «ТГК-2» подтверждает, что работы по замене оборудования и материала трубопроводов системы горячего водоснабжения с установкой четырех регуляторов температуры и давления выполнены в соответствии с проектом шифр ИТП.001-2023.
Актом проверки работ по установке регуляторов температуры и регуляторов давления от 14 декабря 2023 года подтверждается, что комиссией в составе представителей АО «Управдом Кировского района», ЯТС ПАО «ТГК-2», АО «РЭУ №1», АО «РЭУ №2», ООО «ЦЕНРТ ЖКХ» установлено, что при проведении капитального ремонта требования технических условий от 15 октября 2021 года № 1201/2193-2021 выполнены в полном объеме, оборудование исправно и находится в рабочем состоянии.
Ссылка в жалобе на то, что суд первой инстанции необоснованно отказал истцу в удовлетворении требований о замене чугунного стояка канализации на кухне диаметром 50 мм на полипропиленовые трубы диаметром 75 мм, поскольку такое исполнение системы канализации является наиболее рациональным и эффективным, несостоятельны.
Как верно установлено судом первой инстанции стояки канализации относятся к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома.
Общим собранием собственников помещений многоквартирного дома была утверждена смета на выполнение работ по капитальному ремонту, в соответствии с которой чугунные трубы системы канализации подлежали замене на полипропиленовые трубы диаметром 50 мм. То есть сторонами договора были согласованы характеристики используемого при капитальном ремонте материала.
Собственники решения об изменении диаметра труб при проведении работ по капитальному ремонту стояков канализации не принимали. Ответчик АО «РЭУ № 1» также согласия на изменение условий заключенного между сторонами договора в части характеристик используемых материалов не давал.
Суд первой инстанции также обоснованно принял во внимание доводы ответчика о том, что изменение диаметра труб при проведении капитального ремонта является существенным увеличением объема работ, необходимостью составления проектной документации, расчета нагрузки на несущие конструкции жилого дома и согласования проектной документации с ресурсоснабжающей организацией - АО «Ярославльводоканал».
Доводы жалобы о том, что ответчиком перед производством капитального ремонта не был составлен акт, содержащий перечень оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, что свидетельствует о нарушении ответчиком работ, были предметом исследования суда, обоснованно отвергнуты.
Суд первой инстанцией согласился с позицией истца о необходимости составления акта, содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов при производстве капитального ремонта, установил, что такой акт ответчиком составлялся перед началом производства работ по подготовке документов для выполнения капитального ремонта, но был утерян.
В соответствии с Приказом Минстроя России от 28 января 2019 года № 44/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор» представление акта обследования в Региональный фонд не требуется.
Оценив указанные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что отсутствие данного акта само по себе не нарушает права и законные интересы истца Черноглазовой М.В., учитывая, что составленные перед производством капитального ремонта сметы были согласованы и утверждены решением общего собрания собственников многоквартирного дома, данными сметами предусматривалась замена всех стояков инженерных систем полностью, а не отдельных участков системы, имеющих дефекты; ответчиком работы по полной замене стояков были выполнены и приняты заказчиком без замечаний.
Вопреки доводам жалобы суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую оценку, спор разрешил в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
Руководствуясь статьёй 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 16 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░