Дело №2а-1892/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ст-ца. Выселки 07 декабря 2018 г.
Выселковский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Кальчевского А.Н.,
при секретаре судебного заседания Черкасовой С.В.,
представителя административного истца – Кузнецовой А.В.,
представителя ОСП по г. Кореновску и Выселковскому району УФССП России по Краснодарскому краю Зарудней Д.С.,
помощника прокурора Выселковского района Ильницкого А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску администрации Газырского сельского поселения Выселковского района к ОСП по г. Кореновску и Выселковскому району УФССП России по Краснодарскому краю, УФССП России по Краснодарскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению от 03 октября 2018 года №...,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что 10 октября 2018 года судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Кореновску и Выселковскому району УФССП по Краснодарскому краю Созиновой Ю.А. было вынесено постановление № ... о взыскании исполнительского сбора по ИП неимущественного характера и установлении нового срока исполнения, на основании которого с администрации Газырского сельского поселения Выселковского района был взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. Указанное постановление вынесено в связи с не исполнением в установленные сроки решения Выселковского районного суда по исковому заявлению прокурора Выселковского района к администрации Газырского сельского поселения Выселковского района по исполнительному производству №... от 17 сентября 2014 года, предмет исполнения: сформировать сведения и дать оценку: состоянию нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере деятельности, организации муниципального контроля, финансовому и кадровому обеспечению муниципального контроля, действию органов муниципального контроля по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений, эффективности муниципального контроля; сделать выводы и предложения по результатам муниципального контроля; разместить указанные выше сведения в сети «Интернет» на официальном сайте администрации сельского поселения; определить в установленном порядке должностное лицо администрации муниципального образования Газырское сельское поселение, ответственное за предоставление в орган муниципального района требуемых сведений и доклада об осуществлении муниципального контроля; указанные сведения и доклад своевременно предоставлять в ответственный орган муниципального района. Формирование сведений и оценка: состояния нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере деятельности, организации муниципального контроля, финансового и кадрового обеспечения муниципального контроля, действий органов муниципального контроля по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений, эффективности муниципального контроля, происходит в Государственной Автоматизированной Информационной Системе «Управление», в которой размещение вышеуказанной информации за период времени с 2012 года по 2013 года не представляется возможным. Допустимой датой ввода данных является «1-контроль» - 01.07.2018 по 01.09.2018 (для I полугодия) с 01.01.2019 по 01.03.2019 (для II полугодия). Выводы и предложения по результатам муниципального контроля формируются также в ГАИС «Управление» после размещения сведений муниципального контроля. В настоящее время должностным лицом администрации Газырского сельского поселения, ответственным за предоставление в орган муниципального района требуемых сведений и доклада об осуществлении муниципального контроля, ведется работа с технической службой поддержки ГАИС «Управление» по предоставлению возможности внесения отчета контрольно-надзорной деятельности за 2012-2013 г.г. Денежные средства на погашение задолженности по исполнительскому сбору №... от 03 октября года в администрации Газырского сельского поселения Выселковского района отсутствуют. Бюджет поселения является дотационным, использование различных инструментов заемного финансирования ведет к образованию муниципального долга. Средства, получаемые в виде бюджетных кредитов от администрации муниципального образования Выселковский район в 2016-2018 годах, направляются на погашение кредиторской задолженности, образовавшейся с 2015 года, когда согласно изменениям федерального законодательства, арендная плата за земельные участки, находящиеся на территории поселения, перестала поступать в бюджет Газырского сельского поселения Выселковского района. Просит суд освободить администрацию Газырского сельского поселения Выселковского района от взыскания исполнительского сбора № ... от 03 октября 2018 года.
Представитель административного истца - администрации Газырского сельского поселения Выселковского района - Кузнецова А.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просила их удовлетворить в полном объеме. Пояснила, что дату обжалуемого постановления они указывают 10 октября 2018 года, так как постановление подписано электронной цифровой подписью именно в эту дату, а не 03 октября 2018 года.
Представитель ОСП по г. Кореновску и Выселковскому району УФССП России по Краснодарскому краю Зарудняя Д.С. в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать, поскольку постановление о взыскании исполнительского сбора является законным и оснований для освобождения от уплаты исполнительского сбора административного истца не имеется.
Помощник прокурора Выселковского района Ильницкий А.Г. дал заключение об отсутствии оснований для освобождения административного истца от исполнительского сбора, поскольку у истца при наличии уважительных причин неисполнения судебного акта имелась возможность обратиться в суд за предоставлением рассрочки или рассрочки его исполнения, чего сделано не было.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив в совокупности все собранные и проверенные в судебном заседании доказательства по делу, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.105 Закона «Об исполнительном производстве» №229-ФЗ от 02.10.2007 г. в действующей редакции в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Положениями ч.1 ст.112 указанного Федерального закона предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч.2 ст.112).
Из пункта 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» следует, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Согласно частям 12 и 17 статьи 30 Закона срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Законом. Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
В соответствии с пунктом 6 статьи 112 Закона должник вправе в порядке, установленном Законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
На основании п.74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №50 суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ).
Из материалов дела усматривается, что на основании исполнительного листа ... от 08 сентября 2014 года, выданного Выселковским районным судом Краснодарского края, судебным приставом-исполнителем ОСП по г.Кореновску и Выселковскому району Лукомским А.М. 17 сентября 2014 года было возбуждено исполнительное производство №..., предмет исполнения: сформировать сведения и дать оценку: состоянию нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере деятельности, организации муниципального контроля, финансовому и кадровому обеспечению муниципального контроля, действию органов муниципального контроля по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений, эффективности муниципального контроля; сделать выводы и предложения по результатам муниципального контроля; разместить указанные выше сведения в сети «Интернет» на официальном сайте администрации сельского поселения; определить в установленном порядке должностное лицо администрации муниципального образования Газырское сельское поселение, ответственное за предоставление в орган муниципального района требуемых сведений и доклада об осуществлении муниципального контроля; указанные сведения и доклад своевременно предоставлять в ответственный орган муниципального района.
Поскольку вышеуказанный исполнительный документ должником - администрацией Газырского сельского поселения Выселковского района в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен, 03 октября 2018 года судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Кореновску и Выселковскому району УФССП по Краснодарскому краю Созиновой Ю.А. было вынесено постановление №... о взыскании исполнительского сбора по ИП неимущественного характера и установлении нового срока исполнения, согласно которого с администрации Газырского сельского поселения Выселковского района был взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Согласно Методическим рекомендациям о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденным ФССП России 07 июня 2014 года для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения устанавливает наличие одновременно следующих обстоятельств:
- истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа;
- документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения;
- требования исполнительного документа должником не исполнены;
- должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года №13-П, следует, что должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Однако, должник - администрация Газырского сельского поселения Выселковского района - не представил судебному приставу-исполнителю, а в настоящее время и суду доказательств того, что исполнение требований исполнительного документа было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, суду также не представлены такие доказательства.
При этом, административный истец вопреки правомочиям, предоставленным ему статьей 189 КАС РФ, с заявлением о представлении отсрочки либо рассрочки исполнения решения суда, изменении способа или порядка исполнения в суд не обратился.
Доказательств наличия препятствий этому суду не предоставлено.
Необходимость несения финансовых затрат для исполнения решения суда от 19 августа 2014 года суд не представлено.
Кроме того, как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в абз.2 п.75 вышеуказанного постановления, должники, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Приведенные в исковом заявлении основания для освобождения от взыскания исполнительского сбора не могут быть признаны судом состоятельными, так как не основаны на вышеуказанных нормах материального права и противоречат разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации.
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований об освобождении истца от взыскания исполнительского сбора не имеется.
Руководствуясь ст.ст.177, 179-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое администрации Газырского сельского поселения Выселковского района к ОСП по г. Кореновску и Выселковскому району УФССП России по Краснодарскому краю, УФССП России по Краснодарскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению от 03 октября 2018 года ... – оставить без удовлетворения.
Мотивированное решение изготовлено 12 декабря 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Выселковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья Выселковского районного суда А.Н. Кальчевский