Копия
89RS0007-01-2021-000895-39
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тарко-Сале 21 мая 2021 г.
Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего - судьи Слюсаренко А.В.
при секретаре судебного заседания Абдуллаевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-377/2021 по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу к Дмитриеву Валентину Валентиновичу о взыскании задолженности по налогам,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец – Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – Межрайонная ИФНС Налоговый орган, административный истец) обратился в Пуровский районный суд с указанным административным иском. Заявленные требования мотивированы тем, что в период с 03.07.2013 по 03.05.2018 административный ответчик являлся индивидуальным предпринимателем. В адрес административного ответчика выставлено требование № по состоянию на 06 июня 2018 на сумму 12 076 рублей 63 копейки. На дату подготовки иска согласно карточек расчета с бюджетом за административным ответчиком числится задолженность: по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в размере – 6 583 рублей 76 копеек и пени – 1 393 рублей 22 копеек; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ в размере – 32 066 рублей 61 копеек и пени – 6 830 рублей 05 копеек. До настоящего времени задолженность по налогам и пени в размере 12 076 рублей 63 копеек, не оплачена. В силу давности образования задолженности объяснить причины не принятия административным истцом мер ко взысканию задолженности, не представляется возможным. Ссылаясь на ст.ст. 45, 47, 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) и ст.ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), административный истец просит восстановить пропущенный срок для взыскания задолженности и взыскать с административного ответчика задолженность по налогам и пени в размере 12 076 рублей 63 копеек.
В судебном заседании административный истец Межрайонная ИФНС России № 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу, уведомленный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Административный ответчик Дмитриев В.В., уведомленный о месте и времени судебного разбирательства по указанному в деле адресу, не явился, причину неявки не сообщил. Согласно сведениям ОВМ ОМВД России по Пуровскому району, Дмитриев В.В. с 27.09.2010 по настоящее время зарегистрирован по указанному в иске адресу.
Руководствуясь ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие сторон.
Исследовав представленные доказательства, судом установлено следующее.
Из представленных Налоговым органом расшифровке задолженности (л.д. 9), подробным расчетам пени по состоянию на 01.06.2018 (л.д. 15-16), выписке по сальдо (л.д. 26-27) у административного ответчика имеется задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в размере – 1 993 рублей 76 копеек и пени – 167 рублей 91 копеек; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ в размере – 9 062 рублей 41 копеек и пени – 852 рублей 55 копеек.
Направленное Налоговым органом в адрес административного ответчика требование от 06.06.2018 № об уплате налога, сбора, страховых взносов (л.д. 13-14), административным ответчиком добровольно не исполнено.
По состоянию на 06 июня 2018 г. за административным истцом имелась задолженность, что подтверждается указанным выше требованием. Срок исполнения требования установлен до 20 июня 2018 г.
Из доводов административного иска следует, что на момент подачи иска общая сумма задолженности по налогам и пени составляет 12 076 рублей 63 копеек.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы административного иска, суд приходит к следующему.
Обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги и сборы, предусмотрена п.п. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 8 НК РФ под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Согласно п. 1 ст. 18.1 НК РФ в Российской Федерации настоящим Кодексом устанавливаются страховые взносы, которые являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
Статьей 19 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, налогоплательщику требования об уплате налога (ч. ч. 2, 5 ст. 69 НК РФ).
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2 ст. 69 ГК РФ). Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам (п. 8).
Действующая редакция п. 2 ст. 48 НК РФ также предусматривает возможность подачи искового заявления о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ шестимесячный срок на обращение налогового органа в суд с заявлением о взыскании недоимки, является пресекательным.
В судебном заседании установлено, что мер к взысканию с Дмитриева В.В. задолженности по налогам и пени с 2018 г. до этого времени, налоговым органом предпринято не было.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Предусмотренный ч. 2 ст. 48 НК РФ шестимесячный срок обращения налогового органа в суд, может быть восстановлен судом, если он пропущен по уважительной причине.
Обстоятельства, связанные с соблюдением налоговым органом установленного п. 2 ст. 48 НК РФ срока на обращение в суд и уважительностью причин в случае его пропуска, являются юридически значимыми при разрешении спора по настоящему делу и, учитывая публичный характер правоотношений, подлежат исследованию судом независимо от того, ссылались ли на них стороны в ходе судебного разбирательства.
Из анализа представленных документов судом установлено, что по состоянию на 06 июня 2018 г. за административным ответчиком уже числилась задолженность. Срок добровольного погашения задолженности установлен до 20 июня 2018 г.
Обязанность по уплате налогов административным истцом не исполнена в добровольном порядке.
В течение шести месяцев со дня истечения установленного срока исполнения требования об уплате налога, налоговый орган с соответствующим заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций в суд не обратился. Административный иск подан только 19.04.2021, при этом доказательств наличия уважительных причин пропуска срока обращения в суд, административный истец суду не представил.
Таким образом, административным истцом пропущен срок для подачи искового заявления в суд.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Налоговым органом не представлены доказательства уважительности пропуска срока для своевременной подачи иска в суд.
В связи с изложенным, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного ходатайства.
Пропуск налоговым органом сроков взыскания задолженности по налогам препятствует взысканию и пени за нарушение сроков уплаты этих налогов.
Согласно ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Руководствуясь ст.ст. 177-180, 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
отказать в удовлетворении административного искового заявления межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу к Дмитриеву Валентину Валентиновичу о взыскании задолженности по налогам.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Пуровский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме составлено 31 мая 2021 г.
Председательствующий А.В. Слюсаренко
Копия верна: судья Слюсаренко А.В. ___