УИД 29RS0024-01-2021-001728-79
Судья: Одоева И.В. | стр. 046 г, г/п 0 руб. | |
Докладчик: Бланару Е.М. | № 33-5780/2022 | 6 октября 2022 г. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе: председательствующего Хмара Е.И.,
судей Бланару Е.М. и Зайнулина А.В.,
при секретаре судебного заседания Ершовой Е.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по апелляционной жалобе Артамоновой Н.В. на решение Соломбальского районного суда г. Архангельска от 25 января 2022 г. (дело № 2-331/2022) по иску Артамоновой Н.В. к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Архангельская городская клиническая больница № 6» о взыскании заработной платы.
Заслушав доклад судьи Бланару Е.М., судебная коллегия
установила:
Артамонова Н.В. обратилась в суд с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Архангельская городская клиническая больница № 6» (далее – ГБУЗ АО «Архангельская городская клиническая больница № 6») о взыскании заработной платы.
В обоснование заявленных требований указала, что работала у ответчика в должности <данные изъяты> (средний медицинский персонал) с 16 апреля 2020 г. по август 2020 г., в том числе она осуществляла работы с пациентами, зараженными коронавирусной инфекцией (COVID-2019). За работу с пациентами в условиях распространения новой коронавирусной инфекции в спорный период времени постановлением Правительства Архангельской области от 8 апреля 2020 г. № 183-пп для ее категории медицинских работников были установлены выплаты стимулирующего характера. За апрель, июнь 2020 г. ответчик не произвел ей указанную выплату. Кроме того, за весь период ее работы ответчик не производил выплат по «дорожной карте», а именно: выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 и распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2599-р. По прежнему месту работы данные выплаты производились регулярно. С учетом уточнения требований просила взыскать с ответчика в свою пользу выплаты, предусмотренные постановлением Правительства Архангельской области от 8 апреля 2020 г. № 183-пп, за апрель, июнь 2020 г. в размере 55 641 руб., выплаты, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 и распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2599-р, за период с апреля по август 2020 г. в размере 107 277,54 руб.
Представитель истца Завьялов Г.А. в судебном заседании суда первой инстанции на удовлетворении иска настаивал по изложенным основаниям.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в отсутствие истца, представителя ответчика ГБУЗ АО «Архангельская городская клиническая больница № 6», представителей третьих лиц Государственной инспекции труда в Архангельской области и НАО, Министерства здравоохранения Архангельской области, Управления Роспотребнадзора по Архангельской области, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Решением Соломбальского районного суда г. Архангельска от 25 января 2022 г. в удовлетворении исковых требований Артамоновой Н.В. к ГБУЗ АО «Архангельская городская клиническая больница №6» о взыскании заработной платы отказано.
С указанным решением не согласилась истец Артамонова Н.В., в поданной апелляционной жалобе ее представитель Завьялов Г.А. просит решение суда отменить в части отказа во взыскании выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 и распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2599-р, за период с апреля по август 2020 г., принять новое решение об удовлетворении исковых требований в указанной части.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что судом при принятии решения допущены нарушения норм материального права. По его мнению, суд не учел, что факт неправомерного невключения ответчиком в Положение «О системе оплаты труда работников ГБУЗ АО «Архангельская городская клиническая больница №6» выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2599-р не может служить основанием для нарушения прав истца на соответствующие выплаты, гарантированные данными правовыми актами. Полагает, что уклонение ответчика от исполнения указанных нормативных актов противоречит государственной социальной политике, проводимой в Российской Федерации, гарантируемой Президентом Российской Федерации и нарушает права истца на получение соответствующих выплат.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец, представители третьих лиц, надлежащим образом в установленном гражданском процессуальном порядке извещенные о времени и месте его проведения, не явились, о причинах своей неявки суду не сообщили. При таких обстоятельствах в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, учитывая, что применительно к ч. 2 ст. 117 ГПК РФ, абз. 2 п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, с учетом положений ч. 4 ст. 1 ГПК РФ, отказ в получении почтовой корреспонденции с судебным извещением по указанному истцом адресу места жительства, о чем свидетельствует ее возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, заслушав представителя ответчика Васину Л.С., не согласившуюся с доводами апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в их пределах, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец в спорный период являлась работником ответчика, с 16 апреля 2020 г. принята на работу по должности <данные изъяты> (трудовой договор № от 16 апреля 2020 г.).
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указывает, что работодатель не производил ей выплаты во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 и распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2599-р за период с апреля по август 2020 г., выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку за апрель, июнь 2020 г.
Не усматривая оснований для удовлетворения требований истца о взыскании выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку за апрель, июнь 2020 г., суд первой инстанции, проанализировав нормы специального правового регулирования, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции в совокупности с представленными доказательствами, исходил из того, что основанием для установления выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку у работодателя истца является справка установленного образца, предоставляемая ежемесячно, между тем, указанная справка в отношении истца за апрель, июнь 2020 г. не представлялась, доказательств того, что у ответчика имелись основания для составления справки установленного образца для начисления истцу выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку за апрель, июнь 2020 г. суду не представлено.
Отклоняя доводы истца о том, что ей работодателем необоснованно не производились выплаты во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 и распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2599-р за период с апреля по август 2020 г., суд указал, что указанные выплаты истцу не производились, поскольку отсутствует соответствующее нормативное правовое регулирование на уровне субъекта Российской Федерации, в этой связи ответчиком не установлены критерии, показатели и периодичность оценки эффективности деятельности работников учреждения, которые определяются с учетом достижения целей и показателей эффективности деятельности учреждения.
В соответствии с требованиями ч. 1 и ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ и разъяснениями, содержащимися в п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 г. № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно нее.
С учетом указанного, судебная коллегия считает возможным проверить законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе истца.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции в оспариваемой части, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют представленным сторонами доказательствам, оценка которым дана судом в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата работника определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 1 и ч. 2 ст.135 ТК РФ).
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» постановлено в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики принять до 1 декабря 2012 г. программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев, в том числе: повышение к 2018 г. средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) – до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), – до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.
Во исполнение названного Указа распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р была утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 гг.
Согласно данной Программе, ее действие распространяется на системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений. Программа рекомендуется для государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений.
Реализация Программы осуществляется: в отношении государственных учреждений субъектов Российской Федерации – в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации.
Общее методическое руководство работой по реализации Программы осуществляет Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются: в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Совершенствование основных элементов системы оплаты труда (выплат по окладам (должностным окладам), тарифным ставкам, компенсационных выплат и выплат стимулирующего характера) предусматривается путем реализации ряда мероприятий.
В рамках реализации указанных мероприятий на федеральном уровне необходимо провести следующую работу, в том числе: предусматривается внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583, в том числе в части уточнения норм по содержанию примерных положений об оплате труда работников учреждений с учетом введения увязанных с целевыми показателями развития отраслей показателей и критериев оценки деятельности учреждений, их руководителей и работников, особенностей регулирования оплаты труда работников бюджетных и казенных учреждений, регламентации оплаты труда руководителей учреждений; предусматривается утверждение Правительством Российской Федерации государственных программ и планов мероприятий («дорожных карт») по развитию отраслей социальной сферы, содержащих целевые показатели (индикаторы) развития отраслей и меры, обеспечивающие их достижение.
В «дорожные карты» включаются, в том числе мероприятия по совершенствованию систем оплаты труда работников в соответствующих сферах, обеспечивающие за счет доходов от всех направлений деятельности учреждения повышение оплаты труда работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597, обусловленное достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также мероприятия по проведению структурных реформ в соответствующих отраслях, обеспечивающие возможности использования не менее трети необходимых ресурсов для повышения оплаты труда за счет реорганизации неэффективных организаций и программ.
Правовыми актами федеральных органов исполнительной власти будут утверждены: методические рекомендации по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных учреждений, их руководителей и работников по сферам деятельности, видам учреждений и основным категориям работников.
На уровне учреждений локальными нормативными актами будут утверждены с учетом мнения представительного органа работников: системы нормирования труда в учреждении; изменения, которые вносятся в положения об оплате труда работников в части установления конкретных размеров окладов (ставок), показателей, критериев, условий и размеров стимулирующих выплат работникам.
С учетом указанных изменений в учреждениях будет проведена работа по заключению в установленном порядке дополнительных соглашений к трудовым договорам с работниками в целях уточнения показателей, критериев, условий и размеров осуществления стимулирующих выплат.
Мероприятия по обеспечению дифференциации оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности, будут осуществляться на основе оценки сложности труда работников, оптимизации структуры заработной платы и штатной численности работников.
При этом основой для повышения стимулирующей роли заработной платы будет построение сквозных отраслевых систем показателей оценки эффективности деятельности учреждений при оказании государственных (муниципальных) услуг (выполнении работ) по принципу «Российская Федерация – субъект Российской Федерации – учреждение – работник».
Целевые индикаторы развития отрасли при этом устанавливаются в соответствующих государственных программах и «дорожных картах», разрабатываемых в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 – 2015 гг. и утверждаемых Правительством Российской Федерации.
На уровне субъектов Российской Федерации с учетом отраслевых целевых индикаторов устанавливаются соответствующие индикаторы развития образования, науки, культуры, здравоохранения и социального обслуживания населения в каждом субъекте Российской Федерации и разрабатываются необходимые мероприятия по их достижению.
Критерии, показатели и периодичность оценки эффективности деятельности работников учреждений устанавливаются локальными нормативными актами учреждений, коллективными договорами, соглашениями, трудовыми договорами и определяются с учетом достижения целей и показателей эффективности деятельности учреждения.
Периодичность оценки эффективности деятельности учреждений и их руководителей устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя в соответствии с положениями «дорожных карт» по каждой сфере деятельности учреждения.
В целях решения задачи по достижению показателей повышения средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в «дорожных картах» мероприятия по координации работы с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию систем оплаты труда соответствующих категорий работников учреждений.
В «дорожных картах» предусматриваются следующие мероприятия по совершенствованию систем оплаты труда и достижению целевых показателей уровня средней заработной платы отдельных категорий работников в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 и от 1 июня 2012 г. № 761:
подготовка методических рекомендаций для разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности учреждений, их руководителей и работников в соответствующих сферах;
разработка (изменение) показателей эффективности деятельности учреждений, их руководителей и работников;
обеспечение дифференциации оплаты труда основного и прочего персонала, оптимизация расходов на административно-управленческий и вспомогательный персонал с учетом предельной доли расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда учреждения - не более 40 процентов.
При этом средняя заработная плата по категориям работников, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597, за соответствующий период сопоставляется со средней заработной платой в субъекте Российской Федерации за тот же период.
Таким образом, положения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 и Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 гг., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р, предусматривают утверждение средних показателей заработной платы конкретных категорий работников в качестве индикативных значений в рамках реализации мероприятий по повышению заработной платы. По своей сути средние показатели заработной платы отдельных категорий работников, принятые в конкретном регионе, не являются гарантированным каждому конкретному работнику минимальным размером оплаты труда, поскольку заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. «Дорожная карта» не является составной частью заработной платы, это план мероприятий, направленных на улучшение эффективности профессиональной деятельности и, как следствие она является социальной выплатой, направленной на дальнейшее совершенствование государственной социальной политики, повышение дохода определенных категорий работников, продолжающих трудовые отношения.
При этом названный Указ Президента Российской Федерации не регулирует процедуру начисления спорной выплаты и не устанавливает обязательность ее выплаты.
Вместе с тем, поскольку на уровне субъекта Российской Федерации отсутствует соответствующее нормативное правовое регулирование, то есть не разработаны показатели эффективности деятельности подведомственных учреждений, их руководителей и работников по сферам деятельности, видам учреждений и основным категориям работников, не установлены соответствующие индикаторы развития образования, науки, культуры, здравоохранения и социального обслуживания населения и не разработаны необходимые мероприятия по их достижению, с учетом того, что спорная выплата системой оплаты труда, действующей у ответчика, не предусмотрена, относится к дополнительным стимулирующим выплатам, не является гарантированной составляющей заработной платы истца, то доводы истца о несогласии с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении ее требований в указанной части судебная коллегия не принимает в качестве основания для отмены постановленного по делу судебного акта.
Опровергающие данные выводы доводы жалобы основаны на неверном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения. По существу они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку в решении суда, с которой судебная коллегия соглашается, в связи с чем отсутствуют основания для их переоценки.
Более того, данным Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 и Программой предусмотрено соотношение средней заработной платы категории работников (младшего медицинского персонала) и средней заработной платы в субъекте Российской Федерации, а не соотношение заработной платы конкретного работника, относящегося к данной категории, и средней заработной платы в субъекте Российской Федерации, как полагает истец.
Указанное в полной мере согласуется с позицией Минтруда России от 28 ноября 2013 г., изложенной в ответах на отдельные вопросы, возникающие при реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597, где отмечено, что данным Указом предусмотрено повышение средней заработной платы по категориям работников. При этом заработная плата конкретного работника в соответствии со ст. 132 ТК РФ зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, и может быть как выше, так и ниже целевого значения средней заработной платы, установленного Указом Президента Российской Федерации № 597 для соответствующей категории работников.
Отклоняя ссылку истца о том, что предыдущий ее работодатель (<данные изъяты>) данные выплаты производил, суд правомерно указал, что в данном случае действовало иное правовое регулирование трудовых отношений сторон, поскольку приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 июня 2014 г. № 380 был утвержден План мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности мероприятий по охране здоровья военнослужащих и отдельных категорий граждан» в 2014 г. и последующих годах в Министерстве обороны Российской Федерации».
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора, нуждались в проверке и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая, что обстоятельства, имеющие существенное значение для дела в обжалуемой части, судом первой инстанции определены верно на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, судебная коллегия в пределах доводов апелляционной жалобы оснований к отмене или изменению оспариваемого решения не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Соломбальского районного суда г. Архангельска от 25 января 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Артамоновой Н.В. – без удовлетворения.
Председательствующий | Е.И. Хмара |
Судьи | Е.М. Бланару |
А.В. Зайнулин |