Гражданское дело № 2-2447/2022
50RS 0046-01-2022-002960-43
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 октября 2022 года
Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи: МАЙБОРОДА О.М.
при секретаре: СУХОМЛИНОВОЙ О.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Медведевой ФИО8 к ГУ УПФ РФ № 4 по г.Москве и Московской области о назначении пенсии
УСТАНОВИЛ:
Истец, обратился в суд с иском к ответчику в котором просит:
Признать незаконным Решение Государственного учреждения - Главное Управление Пенсионного Фонда России № 4 по г. Москве и Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
Возложить обязанность на Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного Фонда России № 4 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж Медведевой ФИО8, дающий право на досрочное назначение пенсии согласно п. 19. ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-Ф3 "О страховых пенсиях" периоды:
в должности воспитателя детского сада войсковой части 02018:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
период прохождения действительной военной службы в Вооруженных силах :
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
период работы по совместительству в должности учителя Общеобразовательной школы №7 г. Ступино:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
период работы в должности учителя-дефектолога Начальной-школы – детский сад №:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ №4 по г. Москве и МО назначить Медведевой Н.М. досрочную страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование своих требований ссылается на то обстоятельство, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда № 4 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении ей досрочной пенсии в соответствии с п. 1 пп.19 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» как лицо, осуществлявшее педагогическую деятельность в учреждениях для детей в течение 25 лет.
На момент обращения в Управление Пенсионного фонда ее специальный стаж составил более 25 лет.
Однако решением об отказе в установлении пенсии № комиссия при ГУ ПФР отказало ей в назначении пенсии, мотивируя это тем, что она не выработала необходимого стажа – 25 лет.
Считает отказ незаконным и нарушающим её права.
Представитель ответчика с иском не согласна.
Суд, выслушав мнение явившихся сторон, проверив материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение по возрасту на условиях, установленных государством.
В силу разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ).
По общему правилу, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона N 400-ФЗ.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, были предусмотрены и ранее действовавшими Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пп. 19 п. 1 ст. 27) и Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (ст. 80).
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (ч. 8 ст. 13 Федерального закона N 400-ФЗ).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Медведева Н.М. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда № 4 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении ей досрочной пенсии в соответствии с п. 1 пп.19 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» как лицо, осуществлявшее педагогическую деятельность в учреждениях для детей в течение 25 лет.
Решением об отказе в установлении пенсии № комиссия при ГУ ПФР истице в назначении пенсии отказано, по тем основаниям, что она не выработала необходимого стажа – 25 лет.
В бесспорном порядке ответчиком принято <данные изъяты> специального стажа.
УПФ не приняло к зачету в ее специальный стаж период работы в должности воспитателя детского сада войсковой части 02018:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>.
Отказ включения вышеуказанного периода в специальный стаж УПФ не аргументирован.
В соответствии с разъяснениями Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов (пункт 19).
Согласно, Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, предусмотрена должность «воспитатель», так же учреждение «детский сад».
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 мая 1959 года №558 «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» указано, что в интересах осуществления единой системы воспитания детей дошкольного возраста, объединить с учетом местных условий и возможностей два типа детских дошкольных учреждений – ясли и детский сад в единое детское дошкольное учреждение. В указанное время, как в официальном, так и в обыденном речевом обороте для объединенных в единое дошкольное учреждение учреждений типа ясли – сад применялось такое наименование как «детский комбинат».
Суд соглашается с доводами истицы о том, что она не является специалистом в области кадровой политике, записи в трудовой книжке она не вела и поэтому ненадлежащее исполнение своих обязанностей работниками отдела кадров, которые вносили записи в ее трудовую книжку, а именно, не указав, что с 6 марта 1989 года она работала именно воспитателем, не может являться основанием для ущемления её пенсионных прав как работника, осуществлявшего педагогическую деятельность.
Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» ", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, предусмотрены должность воспитатель и детские дошкольные учреждения всех типов (детские сады, сады –ясли).
В силу п.11 ч.2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015,- при отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Бывшим работодателем истицы, выдана справка от 27.09.1990 года, о том что в спорный период времени она работала воспитателем детского сада.
В силу п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30, - в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, которых он работал и т.п.).
С учетом установленного, суд соглашается с доводами истицы и ее представителя о том, что спорный период ее трудовой деятельности должен подлежать к зачету в специальный стаж в льготном исчислении, на основании Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О Страховых пенсиях», по смыслу положений которого следует учитывать, что первоочередное значение для оценки пенсионных прав гражданина имеет характер его трудовой деятельности, условия труда.
Так же ответчиком не принято к зачету в специальный стаж Медведевой Н.М. период прохождения действительной военной службы в Вооруженных силах :с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>.
Указанный отказ так же является ошибочным.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года, применяется Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства").
Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", утратившим силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой", было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее - Положение от 17 декабря 1959 года N 1397).
Подпунктом "г" пункта 1 Положения от 17 декабря 1959 года N 1397 предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР.
В силу пункта 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Так как с 1 января 1992 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР, не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а начало педагогической деятельности Медведевой Н.М., имело место с ДД.ММ.ГГГГ, то есть у нее имел место быть специальный стаж педагогической деятельности как на момент прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР, так и на момент изменения правового регулирования спорных отношений.
Таким образом, сохранение возможности зачета в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения иных периодов деятельности, в том числе службы в составе Вооруженных Сил СССР, предусмотрено в силу пункта 4 Положения от 17 декабря 1959 года N 1397 только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 года в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, а такой стаж у истицы на указанную дату, с учетом изложенного, присутствует.
Более того, в силу п.4 вышеназванного Постановления, 2/3 необходимого педагогического стажа для включения в него периода службы в составе Вооруженных Сил СССР необходимо иметь на дату обращения за назначением досрочной страховой пенсии, и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у Медведевой Н.М. такой стаж имеется (более 25 лет).
Так же УПФ не приняло к зачету в специальный стаж Медведевой Н.М. период работы по совместительству в должности учителя Общеобразовательной школы №7 г. Ступино:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>.
Указанный отказ так же основан на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу дет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, предусмотрены должность воспитатель и учитель и общеобразовательные учреждения – «школы всех наименований».
Бывшим работодателем истицы предоставлены Тарификационные списки, где указано, что в спорный период времени она осуществляла работу в должности воспитателя в школе №7 так же подтверждается справкой от 19.06.1994 года, приказом от 01 сентября 1993 года №186, характеристикой на учителя класса для детей с нарушениями слуха школы №7 города Ступино.
Пунктом 4 указанных выше Правил N 781 определено, что периоды выполнявшейся до ДД.ММ.ГГГГ работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с ДД.ММ.ГГГГ - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
Из представленных суду документов так же усматривается, что УПФ не приняло к зачету в её специальный стаж период работы в должности учителя-дефектолога начальной-школы – детский сад №:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>.
По мнению УПФ вышеуказанный период не может быть принят в специальный стаж Медведевой Н.М., так как Списком Постановления от 29.10.2002 года №781 предусмотрена должность логопед-дефектолог в образовательном учреждении начальная школа – детский сад, а по акту проверки не возможно определить, являлось ли данное учреждение дошкольным или общеобразовательным.
Суд считает, что данное мнением УПФ так же является ошибочным, по основаниям указанным выше.
Согласно трудовой книжки ( подлинник обозревался в судебном заседании), истица с ДД.ММ.ГГГГ года работает в должности учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении детский сад. В течение ряда лет менялось наименование детского сада, при этом должность истицы и ее рабочее место не менялись.
Записи в трудовую книжку вносились компетентным сотрудником, изменение наименования детского сада не должно ущемлять ее права в области реализации ее пенсионного обеспечения.
Кроме того суд отмечает, что периоды трудовой деятельности истицы с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год и с ДД.ММ.ГГГГ года по дату подачи заявления принят ответчиком бесспорно в ее специальный стаж, хотя должностные обязанности и рабочее место Медведевой Н.М. не менялись.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 п.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ»,- утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781 предусмотрены должности учитель, учитель-логопед, учитель-дефектолог, а так же учреждения дошкольного образования начальная школа-детский сад.
В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии", гражданам, которые указаны в ч. 1 ст. 8, пунктах 19 - 21 ч. 1 ст. 30, п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Часть 1.1 указанного Закона предусматривает, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону, которое в свою очередь регламентирует сроки получения досрочной пенсии для лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста в случае возникновения такого права с 2019 года по 2023 год и далее.
Днем возникновения права на досрочное назначение пенсии является не день подачи соответствующего заявления в пенсионный орган, а наступление совокупности условий, указанных в ч. 1 ст. 8 и п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
С днем подачи заявления в пенсионный орган законодатель связывает лишь срок назначения пенсии, но не возникновение на нее права.
С учетом конкретных обстоятельств по дела пенсия Медведевой Н.М. должна быть назначена не ранее чем через полгода с момента возникновения права.
Суд, соглашается с доводами представителя истца о том, что 25-летний стаж на соответствующих видах работ у Медведевой Н.М., выработан на дату обращения с заявлением, то есть ДД.ММ.ГГГГ (21 год 02 мес. 07 дней зачтенный пенсионным органом + 05 лет 08 мес. 04 дня спорные периоды = 26 лет 10 мес.11 дней), В связи с чем, право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью возникло у нее ДД.ММ.ГГГГ ( ДД.ММ.ГГГГ – 01 год 10 мес.11 дней.), т.е. досрочная страховая пенсия должна быть назначена через 01 год и 06 месяцев со дня возникновения права - с ДД.ММ.ГГГГ. (ДД.ММ.ГГГГ +01 год 06 месяцев).
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку истица в пенсионный орган обратилась ДД.ММ.ГГГГ, досрочная пенсия должна быть назначена ей с ДД.ММ.ГГГГ
Отказ включить Пенсионным фондом в специальный стаж спорные периоды, необоснован и нарушает ряд положений Конституции РФ, а именно статей 8, 19, 35, 39, устанавливающих равенство всех граждан при предоставлении гарантий на социальное обеспечение.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.195, 198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Медведевой ФИО8 к ГУ УПФ РФ № 4 по г.Москве и Московской области о назначении пенсии удовлетворить.
Признать незаконным Решение Государственного учреждения - Главное Управление Пенсионного Фонда России № 4 по г. Москве и Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
Возложить обязанность на Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного Фонда России № 4 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж Медведевой ФИО8, дающий право на досрочное назначение пенсии согласно п. 19. ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-Ф3 "О страховых пенсиях" периоды:
в должности воспитателя детского сада войсковой части 02018:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
период прохождения действительной военной службы в Вооруженных силах :
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
период работы по совместительству в должности учителя Общеобразовательной школы №7 г. Ступино:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
период работы в должности учителя-дефектолога Начальной-школы – детский сад №20:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ №4 по г. Москве и МО назначить Медведевой ФИО8 досрочную страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Ступинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 20 октября 2022 года
Федеральный судья: О.М.Майборода