Решение по делу № 2-598/2024 (2-5174/2023;) от 08.12.2023

Дело № 2-598/2024

УИД 50RS0044-01-2023-007408-13

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    15 марта 2024 года                              г. Серпухов Московской области

Серпуховский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Красновой Е.С.,

секретаря судебного заседания Гурова А.А.,

с участием помощника Серпуховского городского прокурора Заплаткиной Т.В., представителя истца адвоката Макарова В.В., представителя ответчика адвоката Мурашова С.Е., представителя ОУСР Нагейкиной Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Голощук Ольги Олеговны к Шемяковой Елене Петровне о признании отсутствующим права на получение выплат,

УСТАНОВИЛ:

Голощук О.О. обратилась в суд с иском к Шемяковой Е.П. и просит признать отсутствующим право у ответчика на получение страховых выплат, предусмотренных ФЗ от 28.03.1998г. №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации»; на получение единовременного пособия, предусмотренного Федеральным законом от 07.11.2011г. №306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»; на получение единовременной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.03.2022г. №98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей»; на получение единовременной выплаты в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 29.03.3022 №292/12 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты дополнительной меры социальной поддержки членам семей погибших (умерших) военнослужащих; на получение единовременной выплаты в соответствии с Указом мэра Москвы от 22.09.2022 №52-УМ «О дополнительных социальных гарантиях лицам, призванным на военную службу по мобилизации».

Свои требования истец мотивирует тем, что 22.10.2023 С погиб вблизи <адрес> при выполнении специальной военной операции на территории ДНР, ЛНР и Украины. С 11.09.2015г. истец Голощук О.О. состоит в зарегистрированном браке с погибшим С В период брака у супругов родились дети Р, <дата>., и Р, <дата>.р. Погибший С, <дата>р., является сыном ответчика Шемяковой Е.П., <дата>.р. Ответчик Шемякова Е.П. какое-либо участие в воспитании сына не принимала, моральную физическую, духовную поддержку не оказывала, какие-либо меры для создания сыну условий жизни, необходимых для его развития она не предпринимала. Между Шемяковой Е.П. и сыном фактические семейные и родственные связи не имелись. При этом воспитанием и содержанием С занималась его родная бабушка Д, <дата>р., которая заботилась о здоровье несовершеннолетнего ребенка, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении. Ответчик недостойна быть получателем предусмотренных законом выплат в связи с гибелью в период прохождения военной службы сына С, поскольку она участия в воспитании сына не принимала, родственные связи с ним не поддерживала, с сыном не общалась. Исходя из целей предусмотренных выплат, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели (смерти) военнослужащего в период прохождения военной службы, среди которых родители такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и учета при определении наличия у родителей погибшего (умершего) военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью (смертью) их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей. Целями правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) в период прохождения военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью (смертью).

Истец Голощук О.О. после перерыва в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором просила удовлетворить исковые требования в полном объеме, рассмотреть дело с участием представителя адвоката Макарова В.В. (л.д. 180). Ранее заявленные требования поддержала по доводам искового заявления, настаивала на их удовлетворении. Поясняла, что в браке с мужем состояла с 2015 года, муж рассказывал, что их с братом воспитывала бабушка, с матерью общаться не хотел. Истец пыталась наладить отношения с ответчиком, однако С был против общения с матерью. С их общими детьми ответчик не общалась.

Представитель истца адвокат Макаров В.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по доводам искового заявления.

Ответчик Шемякова Е.П. в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежаще, интересы представляет адвокат Мурашов С.Е.

Представитель ответчика адвокат Мурашов С.Е. против удовлетворения исковых требований возражал. В судебном заседании пояснил, что требования, заявленные истцом необоснованные, поскольку погибший С не утрачивал семейной связи со своей матерью. То обстоятельство, что он с братом проживал некоторое время с бабушкой, не подтверждает того, что ответчик не заботилась о детях. Данное решение было совместно ответчиком и ее матерью – бабушкой детей, поскольку жилищные условия не позволяли жить вместе, дети проживали с матерью до 9 лет. Ответчик заботилась о детях, забирала их детского сада, материально содержала. Представлен письменный отзыв, из которого следует, что правом на получение спорных выплат Шемякова Е.П. обладает в силу закона, поскольку является матерью погибшего С Ответчик не лишалась родительских прав, положительно характеризуется по месту работы, на учетах в наркологическом, психоневрологическом диспансерах не состоит. Утверждение истца о том, что ответчик уклонялась от исполнения родительских обязанностей в отношении С является голословным и неподтвержденным (л.д.113-114).

Представитель третьего лица Министерства социального развития Московской области Нагейкина Ю.С. в судебном заседании принятие решения по исковым требованиям оставила на усмотрение суда. В материалы дела представлены письменные пояснения, из которых следует, что исходя их предоставленных Военным комиссариатом Московской области сведений, в соответствии с Законом Московской области № 31/2022-ОЗ «О дополнительной мере социальной поддержки членам семей погибших (умерших) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, добровольцев» право на получение дополнительной меры социальной поддержки в виде единовременной выплаты в размере 3 000 000 руб. в равных долях имеют: вдова Голощук О.О., несовершеннолетние дети Р, Р, а также мать погибшего Шемякова Е.М. (л.д.120-124).

Представитель третьего лица ГБУ «Гормост» в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, представил письменные объяснения, из которых следует, что С был принят на работу по трудовому договору <номер> от 25.08.2023г. на должность <данные изъяты>. 28.08.2023г. С был подписан контракт о прохождении военной службы, с указанной даты действие трудового договора было приостановлено. Приказом ГБУ «Гормост» от 09.01.2024г. действие трудового договора прекращено в связи со смертью работника. Разрешение спора оставляет на усмотрение суда (л.д.52).

Представитель третьего лица Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.62, 88, 135, 176).

Представители третьих лиц Военного Комиссариата г. Москвы, Военного Комиссариата Московской области, Министерства финансов Российской Федерации, АО «Согаз» в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, возражений по иску не представили.

Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителей сторон, заслушав показания свидетелей, заключение прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что между Голощук (Костровой) Ольгой Олеговной и С 11.09.2015 заключен брак (л.д.22).

От указанного брака родились дети: Р, <дата>.р., Л, <дата>р. (л.д.23, 24).

Матерью С является Шемякова (Голощук) Елена Петровна (л.д.28, 35).

Матерью Шемяковой (Д, Д) Елены Петровны является Д (л.д.161).

16.02.2002г. между О и Голощук Е.П. был заключен брак, Голощук присвоена фамилия Шемякова (л.д.117).

22.10.2023 С погиб в <адрес> при исполнении обязанностей военной службы в ходе проведения специальной военной операции на территориях Украины, ЛНР и ДНР (л.д. 15,16,17, 18, 19-20, 21).

25.08.2023г. между ГБУ г. Москвы «Гормост» и С был заключен трудовой договор <номер>, С был принят на должность подсобного рабочего 2 разряда (л.д.54-55). Приказом от 18.09.2023г. <номер>/ок действие трудового в отношении С было приостановлено на период действия контракта о прохождении военной службы (л.д.56). Приказом от 09.01.2024г. трудовой договор с С прекращен в связи со смертью (л.д.57).

Шемякова Е.П., <дата> за медицинской помощью в психоневрологическое отделение ГБУЗ МО «Московская областная психиатрическая больница имени В.И. Яковенко» не обращалась, данные об обращении за наркологической помощью отсутствуют, на учете не состоит (л.д.85, 115, 116, 133).

Из ответа УМВД России «Серпуховское» следует, что в отношении Шемяковой Е.П. сведений о привлечении к уголовной, административной ответственности не имеется (л.д.87).

Из характеристики филиала <данные изъяты> следует, что с 14.02.2022г. Шемякова Е.П. работает в <данные изъяты>. Зарекомендовала себя как надежный и ответственный работник, не нарушающий производственную дисциплину. В коллективе пользуется уважением, в конфликтных ситуациях не замечена. Доброжелательна, сдержана, дисциплинарных взысканий не имеет (л.д.118).

А, Д, Шемякова Елена Петровна, С зарегистрированы по <адрес> С снят с регистрационного учета 22.10.2023г. в связи со смертью (л.д.125).

По месту проживания и регистрации <адрес> на Шемякову Е.П. жалоб и заявлений от соседей и проживающих не поступало (л.д.119).

Стороной истца в обоснование заявленных требований представлены: договор об оказания образовательных услуг 01.09.2004г., заключенный между НОУ «Православная классическая гимназия во имя прп. Варлаама Серпуховского» и законным представителем несовершеннолетнего С - Д (л.д.101); копии благодарственных писем Д за участие в воспитании внуков А, С, за помощь в жизни класса и школы (л.д.102-105).

<данные изъяты>

В материалы дела представителем ответчика представлены: трудовая книжка на имя Шемяковой Е.П. С 14.02.2022г. по настоящее время Шемякова Е.П. работает в <данные изъяты>; семейные фотографии; выписка по банковскому счету из которой следует, что на основании доверенности Д были сняты денежные средства со счета Шемяковой Е.П. за период с 04.01.2000 по 19.01.2023; свидетельство о совершении таинства крещения В (л.д.141,142,143,144-157,158).

Родителями В являются О и Шемякова Елена Петровна (л.д.160).

11.09.2020г. между Ч и В заключен брак. В присвоена фамилия В брак прекращен (л.д.159).

22.04.2013г. решением Окружного управления социального развития <номер> Министерства социального развития Московской области Шемяковой Е.П. была предоставлена денежная компенсация стоимости коммунальных услуг по категории: Многодетная семья (л.д.172). Представлен скриншот из информационной системы ЕАИС СОУ МО о начислениях Шемяковой Е.П. (л.д.173-175).

Допрошенный в качестве свидетеля Р показал, что является родным братом погибшего С С девяти лет он вместе с погибшим братом проживал с бабушкой Д Мать Шемякова Е.П. их не растила, не воспитывала, материально не помогала, родительских прав в отношении них лишена не была. Мать проживала с О, у них общая дочь. В настоящее время отношений с матерью не поддерживает.

Допрошенная в качестве свидетеля К показала, что является двоюродной сестрой ответчика. Погибший С с родным братом Р воспитывались и проживали у бабушки Д, материально их содержала бабушка, отводила в детский сад и школу. Д лишать родительских прав ответчика в отношении детей не хотела.

Допрошенная в качестве свидетеля И показала, что являлась классным руководителем в Православной гимназии, где обучались погибший С и его брат Р Дети проживали с бабушкой Д Мать в их жизни и воспитании никакого участия не принимала. На все собрания в школу приходила только бабушка, денежные средства сдавала тоже бабушка.

Допрошенная в качестве свидетеля П пояснила, что работает в детском саду «Радуга» помощником воспитателя. С ходил к ней в группу, его всегда водила бабушка, проживал он с бабушкой. За детский сад платила бабушка. Маму С она никогда не видела.

Допрошенная в качестве свидетеля Ч пояснила, что с 2005г. или с 2006г. проживала в одном подъезде с братьями Д по <адрес>. Дети проживали без родителей, с бабушкой. Родителей детей она никогда не видела.

Допрошенный в качестве свидетеля Х в судебном заседании показал, что является другом погибшего С Его мать Шемякову Е.П. узнал только после похорон С. С 8 лет он дружил с С, С проживал с бабушкой, за все платила бабушка, родителей его никогда не видел. О том, что у С есть еще сестра, узнал в 18 лет.

Допрошенный в качестве свидетеля О показал, что с 2000г. он проживал с Шемяковой Е.П. в общежитии, её два сына проживали с матерью супруги, проживать вместе не позволяли жилищные условия. Детей они постоянно навещали, материально помогали, дарили детям подарки. За детский сад платила Шемякова Е.П. С с матерью общался, часто к ним приходил, играл с их дочерью В С Шемяковой Е.П. он проживал с 2000г. до 2012г., после расторжения брака дочь проживала с ним, а он получал алименты на содержание дочери от Шемяковой Е.П.

Допрошенная в качестве свидетеля В в судебном заседании показала, что у нее конфликтные отношения с женой брата Голощук О.О. Раньше ее братья проживали с бабушкой, поскольку жилищные условия родителей не позволяли проживать всем вместе, жили с родственниками отца. С часто приходил к ним в гости и они часто ходили в гости к бабушке и братьям. Мама постоянно давала бабушке денежные средства. У мамы с С были хорошие отношения. В настоящее время Шемякова Е.П. с внуками общается, передает подарки, но с Голощук О.О. отношения не поддерживает.

Допрошенная в качестве свидетеля Д показала, что ответчик является ее дочерью. Внуки С с братом А всегда проживали вместе с ней, она их содержала, водила в детский сад, в школу. Ответчик детей не любила и не скрывала этого. В органы опеки она (свидетель) обратилась один раз, ей сказали, что в случае лишения матери родительских прав, детей заберут в детский дом, больше обращаться она не стала. Материально ответчик детей не содержала. В однокомнатной квартире проживали вчетвером: свидетель, Шемякова Е.П. и двое ее сыновей, периодически ее дочь то уходила, то снова проживала в квартире. Ответчик со вторым мужем проживала в п. Большевик г.о. Серпухов, они детей не навещали, когда муж ее выгонял, она снова приходила жить в квартиру. Со своими внуками ответчик никогда не общалась и не общается.

Допрошенная в качестве свидетеля Э показала, что является директором Православной гимназии. С и А вместе учились, проживали с бабушкой, их мать свидетель никогда не видела. Все собрания, мероприятия в школе посещала только бабушка Д В органы опеки бабушка не обращалась, так как боялась, что под её опеку детей не отдадут из-за наличия заболеваний. В августе 2023 года она с С созванивалась и он пояснил, что уходит на СВО, и ему важно, чтобы в случае его гибели, всё досталось детям.

Пунктом 1 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).

Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (пункт 2 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").

Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ).

Исходя из положений статьи 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ к застрахованным лицам по обязательному государственному страхованию относятся и военнослужащие, за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена.

В случае смерти (гибели) застрахованного лица выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются в том числе родители (усыновители) застрахованного лица (абзац третий пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ).

В статье 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ названы страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования военнослужащих и приравненных к ним лиц, среди них гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.

В статье 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ определены страховые суммы, выплачиваемые выгодоприобретателям.

Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее - Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ) также установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих.

В случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 рублей (часть 8 статья 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ).

В соответствии с положениями части 9 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация.

Согласно пункту 2 части 11 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 данной статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 этой же статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности считаются в том числе родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы.

Законом Московской области №31/2022-ОЗ установлена дополнительная мера социальной поддержки членам семей погибших военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, добровольцев, принимавших участие в специальной военной операции, проводимой на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины с 24.02.2022г.

В целях реализации Закона Московской области №31/2022-ОЗ Постановлением Правительства Московской области от 29.03.2022 №292/132 утвержден «Порядок назначения и выплаты дополнительной меры социальной поддержки членам семей погибших (умерших) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции».

Статьей 2 Закона Московской области №31/2022-ОЗ и пунктом 3 Порядка установлено, что дополнительная мера социальной поддержки предоставляется:

членам семей погибших (умерших) военнослужащих, имевших место жительства в Московской области;

членам семей погибших (умерших) военнослужащих, имевших регистрацию по месту дислокации воинских частей на территории Московской области;

членам семей погибших (умерших) лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, имевших место жительства в Московской области;

членам семей погибших (умерших) лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, имевших регистрацию по месту дислокации войск национальной гвардии Российской Федерации на территории Московской области;

членам семей погибших (умерших) добровольцев, имевших место жительства в Московской области.

К членам семьи военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, добровольцев, имеющим право на дополнительную меру социальной поддержки, установленную настоящим Законом, относятся:

родители (мачеха и отчим, если они не менее пяти лет воспитывали или содержали погибшего (умершего) военнослужащего, лицо, проходящее службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющее специальное звание полиции, добровольца);

вдова (вдовец), не вступившая (не вступивший) в повторный брак;

дети, в том числе усыновленные, не достигшие возраста 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения возраста 18 лет;

Статьей 3 Закона Московской области №31/2022-ОЗ дополнительная мера социальной поддержки устанавливается в виде единовременной выплаты в размере 3000000 рублей в равных долях каждому члену семьи погибшего (умершего) военнослужащего, лица, проходящего службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющего специальное звание полиции, добровольца.

В силу п.7 Порядка право на единовременную выплату определяется на основании сведений, представляемых Военным комиссариат Московской области в Министерство:

о факте гибели (смерти) военнослужащего, лица, проходящего службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющего специальное звание полиции, добровольца;

о месте жительства погибшего (умершего) военнослужащего, лица, проходящего службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющего специальное звание полиции, добровольца на территории Московской области или регистрации его по месту дислокации воинских частей, расположенных на территории Московской области;

о родстве с погибшим (умершим) военнослужащим, лицом, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальное звание полиции, добровольцем на дату его гибели (смерти).

Взаимодействие Министерства и Военного комиссариата Московской области при получении указанных сведений осуществляется на основании соглашения об информационном взаимодействии.

Военная служба, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья.

Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу как по призыву, так и в добровольном порядке по контракту, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что в силу Конституции Российской Федерации, в частности ее статей 2, 7, 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 (части 1 и 2) и 71 (пункты "в", "м"), - обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью в период прохождения военной службы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. N 17-П, от 20 октября 2010 г. N 18-П, от 17 мая 2011 г. N 8-П, от 19 мая 2014 г. N 15-П, от 17 июля 2014 г. N 22-П, от 19 июля 2016 г. N 16-П).

В случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, Российская Федерация как социальное государство принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус произволен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности.

Публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, в том числе по призыву, членам его семьи в настоящее время включает в себя, в частности, пенсионное обеспечение в виде пенсии по случаю потери кормильца, назначаемой и выплачиваемой в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 25 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"), и страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих (пункт 3 статьи 2, статья 4 и пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации").

К элементам публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного членам семьи военнослужащего в связи с его гибелью (смертью) при исполнении обязанностей военной службы, относятся и такие меры социальной поддержки, как единовременное денежное пособие и ежемесячная денежная компенсация, предусмотренные частями 8 - 10 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".

При определении круга членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющих право на названные выплаты, федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, исходил, в частности, из целевого назначения данных выплат, заключающегося в восполнении материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание.

Таким образом, установленная федеральным законодателем система социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, направлена на максимально полную компенсацию связанных с их гибелью материальных потерь.

Такое правовое регулирование, гарантирующее родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей), названные выплаты, имеет целью не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества - защитников Отечества (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 г. N 22-П, от 19 июля 2016 г. N 16-П).

Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законодатель, гарантируя военнослужащим, выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью, установил и систему мер социальной поддержки членов семьи военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы. К числу таких мер относятся страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, единовременное денежное пособие, ежемесячная денежная компенсация, которые подлежат выплате в том числе родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы. Цель названных выплат - компенсировать лицам, в данном случае родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойного защитника Отечества, нравственные и материальные потери, связанные с его гибелью при выполнении обязанностей военной службы, осуществляемой в публичных интересах.

Исходя из целей названных выплат, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативных правовых актах, в данном случае в статье 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ и в статье 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ, круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, среди которых родители такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и учета при определении наличия у родителей погибшего военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей.

Согласно статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.

Семейная жизнь в понимании статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и прецедентной практики Европейского Суда по правам человека охватывает существование семейных связей как между супругами, так и между родителями и детьми, в том числе совершеннолетними, между другими родственниками.

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) возлагает на родителя (родителей) или других лиц, воспитывающих ребенка, основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для его развития (пункт 1 статьи 18, пункт 2 статьи 27).

Статьей 38 Конституции Российской Федерации и корреспондирующими ей нормами статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (часть 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации).

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (пункт 1 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 61 Семейного кодекса Российской Федерации родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (пункт 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации).

Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (пункт 1 статьи 66 Семейного кодекса Российской Федерации).

Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке (пункт 4 статьи 66 Семейного кодекса Российской Федерации).

Согласно абзацу второму статьи 69 Семейного кодекса Российской Федерации родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.

Пунктом 1 статьи 71 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (статья 87 Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 44 "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав" разъяснено, что Семейный кодекс Российской Федерации, закрепив приоритет в воспитании детей за их родителями, установил, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка; при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, а способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей (пункт 1 статьи 62, пункт 1 статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации). Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам ребенка, могут быть ограничены судом в родительских правах или лишены родительских прав (пункт 1 статьи 65, статья 69, статья 73 Семейного кодекса Российской Федерации) (абзацы первый, второй пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 44).

Лишение родительских прав является крайней мерой ответственности родителей, которая применяется судом только за виновное поведение родителей по основаниям, указанным в статье 69 Семейного кодекса Российской Федерации, перечень которых является исчерпывающим (абзац первый пункта 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 44).

В соответствии со статьей 69 Семейного кодекса Российской Федерации родители (один из них) могут быть лишены судом родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.

Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении.

Разрешая вопрос о том, имеет ли место злостное уклонение родителя от уплаты алиментов, необходимо, в частности, учитывать продолжительность и причины неуплаты родителем средств на содержание ребенка.

О злостном характере уклонения от уплаты алиментов могут свидетельствовать, например, наличие задолженности по алиментам, образовавшейся по вине плательщика алиментов, уплачиваемых им на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов или судебного постановления о взыскании алиментов; сокрытие им действительного размера заработка и (или) иного дохода, из которых должно производиться удержание алиментов; розыск родителя, обязанного уплачивать алименты, ввиду сокрытия им своего места нахождения; привлечение родителя к административной или уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетнего (часть 1 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, часть 1 статьи 157 Уголовного кодекса Российской Федерации) (подпункт "а" пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 44).

Из приведенных положений семейного законодательства в их взаимосвязи с нормативными предписаниями Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Конвенции о правах ребенка, а также разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ей членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание, защита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Таким образом, права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанных на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.

Ввиду изложенного, а также с учетом целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) в период прохождения военной службы при исполнении обязанностей военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью (смертью) при исполнении обязанностей военной службы, лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае уклонения от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.

Истец Голощук О.С. в обоснование своих требований ссылается на то, что ответчик Шемякова Е.П. какое-либо участие в воспитании сына не принимала, моральную физическую, духовную поддержку не оказывала, какие-либо меры для создания сыну условий жизни, необходимых для его развития она не предпринимала. Между Шемяковой Е.П. и сыном фактические семейные и родственные связи не имелись. Воспитанием и содержанием С занималась его родная бабушка Д

Давая оценку доводам истца и его представителя суд пришел к следующему.

При рассмотрении дела судом установлено, что ответчик задолженности по алиментам не имеет, к административной, уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетнего сына не привлекалась, доказательств наличия задолженности по уплате алиментов, либо неуплате алиментов вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено, Шемякова Е.П. родительских прав в отношении сына Голощука С.А. не лишалась и в родительских правах не ограничивалась, к административной и уголовной ответственности за противоправные действия в отношении сына не привлекалась.

Довод истца о том, что ответчик не содержала своего сына опровергаются представленной в материалы дела выпиской по банковскому счету, из которой следует, что на основании доверенности Д (бабушкой) снимались денежные средства со счета Шемяковой Е.П. за период с 04.01.2000 по 19.01.2013. Решением Окружного управления социального развития №17 Министерства социального развития Московской области 22.04.2013 Шемяковой Е.П. была предоставлена денежная компенсация стоимости коммунальных услуг по категории: многодетная семья. Из представленных в материалы дела фотографий следует, что родственные и семейные связи между матерью и сыном имелись. Шемякова Е.П. была зарегистрирована вместе с погибшим сыном, как показала свидетель Д, периодически проживала в квартире с сыновьями.

Истцом не представлено убедительных и достаточных доказательств того, что мать Шемякова Е.П. участие в воспитании сына не принимала, судьбой сына не интересовалась, мер к его физическому, духовному и нравственному развитию не принимала, с сыном не общалась, не представлено.

Показания допрошенных свидетелей не могут достоверно свидетельствовать о внутрисемейных отношениях матери с сыном, не посещение учебных заведений, по мнению суда, сами по себе не свидетельствуют о том, что ответчик не поддерживала родственных связей с сыном, не участвовала в его воспитании и содержании.

Установленные по делу обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют о том, что Шемякова Е.П. на протяжении жизни своего сына С, поддерживала с ним родственные связи, участвовала в его воспитании, оказывала ему моральную и материальную поддержку.

Лишение права на получение выплат возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае злостного уклонения родителя от выполнения своих обязанностей.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о лишении ответчика права на получение мер социальной поддержки в связи с гибелью военнослужащего.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Голощук Ольги Олеговны к Шемяковой Елене Петровне о лишении права на получение мер социальной поддержки в связи с гибелью военнослужащего отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Московский областной суд через Серпуховский городской суд со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья:                                          Е.С. Краснова

Мотивированное решение изготовлено 15.04.2024

2-598/2024 (2-5174/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Голощук Ольга Олеговна
Серпуховский городской прокурор Московской области в интересах Российской Федерации
Ответчики
Шемякова Елена Петровна
Другие
Военный комиссариат г.Москвы
Министерство финансов Российской Федерации
Департамент труда и социальной защиты населения г.Москвы
ГБУ "Гормост"
Макаров Валерий Васильевич
АО "Согаз"
Министерство социального развития Московской области
Военный комиссариат Московской области
Суд
Серпуховский городской суд Московской области
Дело на сайте суда
serpuhov.mo.sudrf.ru
08.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.12.2023Передача материалов судье
12.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.01.2024Подготовка дела (собеседование)
10.01.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
31.01.2024Предварительное судебное заседание
21.02.2024Предварительное судебное заседание
21.02.2024Судебное заседание
01.03.2024Судебное заседание
15.03.2024Судебное заседание
15.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее