Решение по делу № 33-4759/2024 от 21.08.2024

Судья Кузьминых Н.А. Дело № 2-769/2024

                            УИД 35RS0010-01-2023-011914-21

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 октября 2024 года № 33-4759/2024

г. Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Образцова О.В.,

судей Белозеровой Л.В., Вахониной А.М.,

при секретаре Рябининой А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Поповой О.В. на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 28 июня 2024 года по иску Поповой О.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Вологодской области об оспаривании решения, возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Образцова О.В., объяснения Поповой О.В., судебная коллегия

установила:

решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области (далее – ОСФР по Вологодской области) от 15 августа 2023 года №... Поповой С.В. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ) в связи с отсутствием требуемого специального стажа (15 лет).

На дату определения права, 30 мая 2023 года, специальный стаж заявителя по пункту 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ составляет 14 лет 05 месяцев 08 дней, страховой стаж – 24 года 09 месяцев 29 дней.

В специальный стаж, в том числе, не включен периоды работы с 03 сентября 2019 года по 24 марта 2021 года в качестве машиниста крана (мостового) в цехе изготовления металлоконструкций в ООО «Череповецкий завод металлоконструкций».

Оспаривая правомерность принятого решения, Попова О.В. обратилась в суд с иском к ОСФР по Вологодской области, в котором просила, с учетом уточнения требований, признать стаж работы в качестве машиниста крана (мостового) в цехе изготовления металлоконструкций ООО «Череповецкий завод металлоконструкций» в период с 03 сентября 2019 года по 24 марта 2021 года стажем, дающим право на льготное пенсионное обеспечение;

признать незаконным решение пенсионного органа от 15 августа 2023 года в части не включения в специальный стаж периода работы с 03 сентября 2019 года по 24 марта 2021 года в качестве машиниста крана (мостового) в цехе изготовления металлоконструкций в ООО «Череповецкий завод металлоконструкций», засчитать в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, спорный период работы;

обязать ООО «Череповецкий завод металлоконструкций» произвести уплату дополнительного тарифа в пользу ОСФР по Вологодской области за период с 03 сентября 2019 года по 24 марта 2021 года в соответствии с действующим законодательством, сдать корректирующие сведения персонифицированного учета в отношении истца в ОСФР по Вологодской области за период с 03 сентября 2019 года по 24 марта 2021 года в соответствии с действующим законодательством, дающим право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;

взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Протокольным определением суда от 24 апреля 2024 года ООО «Череповецкий завод металлоконструкций» привлечено к участию в деле в качестве ответчика.

Решением Череповецкого городского суда Вологодской области от 28 июня 2024 года исковые требования Поповой О.В. к ОСФР по Вологодской области, ООО «Череповецкий завод металлоконструкций» об оспаривании решения, возложении обязанности оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Попова О.В. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении требований в полном объеме. Указывает, что неуплата работодателем страховых взносов, предоставление сведений на общих основаниях, без указания льготного характера работы (кода условий труда) является ненадлежащем исполнении работодателем обязанности по предоставлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении работника и не может влиять на пенсионные права работников.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, приходит к следующим выводам.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Попова О.В. апелляционную жалобу поддержала, просила удовлетворить.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Отказывая Поповой О.В. во включении спорного периода работы с 03 сентября 2019 года по 24 марта 2021 года в должности машиниста крана (мостового) в цехе изготовления металлоконструкций ООО «Череповецкий завод металлоконструкций», суд первой инстанции исходил из отсутствия документального подтверждения занятости истца в условиях труда, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение на основании пункта 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, указав, что работодатель истца индивидуальные сведения за спорный период работы представлял без указания льготных кодов, уплата страховых взносов по дополнительному тарифу в соответствии со статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации в спорный период не произведена.

С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия полагает возможным не согласиться в силу следующего.

Из положений пенсионного законодательства, в частности п. 3 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следует, что основным критерием занятости женщин на работах, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в указанном выше случае является работа в качестве машиниста, осуществляющего при выполнении погрузочно-разгрузочных работ непосредственное управление машинами, к каковым относятся краны (козловые, портальные, башенные и проч.), погрузчики, экскаваторы и др.

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно абз. 1 п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (п. 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 29).

При разрешении спора о страховом стаже, в том числе стаже, дающем право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ) и после такой регистрации.

Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен:

постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 "Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", ранее действовавшим постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555, которым определено, что основным документом, подтверждающим период работы по трудовому договору является трудовая книжка установленного образца;

приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н "Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости", которым установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 4 раздела II).

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям ст. ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из записей трудовой книжки, Попова О.В. 03 сентября 2019 года принята на работу в цех изготовления металлоконструкций машинистом крана (мостового) в ООО «Череповецкий завод металлоконструкций» (запись №...), 26 июля 2021 года трудовой договор расторгнут в связи с сокращением штата работников организации, пункт 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

Отношения в системе обязательного социального страхования регулирует Федеральный закон от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее – Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования»).

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании (часть 3 статьи 1 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования»).

Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (абзац первый пункта 2 статьи 6 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования»).

Страхователями признаются организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (абзац второй пункта 2 статьи 6 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования»).

Застрахованные лица – граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования или в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (абзац четвертый пункта 2 статьи 6 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования»).

В числе видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию – пенсия по старости (подпункт 2 пункта 2 статьи 8 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования»).

У страхователя (работодателя) отношения по всем видам обязательного страхования возникают с момента заключения с работником трудового договора (подпункт 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования»).

Страхователи обязаны уплачивать в установленные сроки и в надлежащем размере страховые взносы (подпункт 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования»), предоставлять страховщику и (или) налоговому органу сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета уплаченных страховых взносов (обязательных платежей) (подпункт 3 пункта 2 статьи 12 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования»), вести учет начислений страховых взносов и представлять страховщику и (или) налоговому органу в установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования отчетность по установленной форме (подпункт 4 пункта 2 статьи 12 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования»).

Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

В силу части 1 статьи 2 указанного Федерального закона законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 28 декабря 2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» и Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

В статье 3 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» приведены основные понятия, используемые в названном Федеральном законе, в их числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее также – страховые взносы) под которыми понимаются обязательные платежи, целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (абзац седьмой статьи 3 Федерального закона).

К застрахованным лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование относятся, в том числе граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору (пункт 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица (подпункт 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (до 01 января 2023 года – в Пенсионный фонд Российской Федерации) и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд (абзац третий пункта 2 статьи 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Из приведенного правового регулирования следует, что конституционное право на социальное обеспечение включает право лиц, работавших и работающих по трудовому договору, на получение мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения их материального и (или) социального положения, предоставляемых в рамках системы обязательного социального страхования. Право на обязательное социальное страхование относится к числу основных прав работников, которому корреспондирует обязанность работодателя осуществлять обязательное социальное страхование работников. Такую обязанность работодатель должен исполнять с момента заключения с работником трудового договора.

Одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пенсия по старости, предоставляемая в рамках системы обязательного пенсионного страхования. Лица, работающие по трудовому договору, являются застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Их право на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию обеспечивается уплатой страхователями (работодателями лиц, работающих по трудовому договору) соответствующих страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (до 01 января 2023 года – в Пенсионный фонд Российской Федерации). При этом на страхователей (работодателей) законом возложена безусловная обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, предоставлять пенсионному органу и (или) налоговому органу сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении каждого работника. От надлежащего исполнения работодателем этой обязанности зависит право работника на получение страховой пенсии по старости.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии до 01 января 2015 года были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, согласно которому со дня его вступления в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей этому Федеральному закону (статья 36).

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных Законом о страховых пенсиях, к числу которых относятся возраст (часть 1 статьи 8), страховой стаж (часть 2 статьи 8), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8).

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, страховой стаж – это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (до 01 января 2023 года – в Пенсионный фонд Российской Федерации), а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В силу положений части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (до 01 января 2023 года – в Пенсионный фонд Российской Федерации).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены в статье 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ,.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (до 01 января 2023 года – в Пенсионный фонд Российской Федерации), а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. С наличием страхового стажа определенной продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

Пунктом 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Закона, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется, в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 (далее Правила № 516).

Согласно пункту 4 Правил № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу положений статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года №258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда (далее Порядок).

Пунктом 4 названного Порядка определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Из приведенных нормативных положений следует, что характер работы, включаемой в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежат подтверждению соответствующими документами в порядке и на условиях, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ при подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее Федеральный закон от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ) подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

На основании пункта 13 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета.

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года
№ 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

В соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 01 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

При этом, условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года
№ 400-ФЗ, применяются в случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанными в пунктах 1-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Так, для включения периода работы истца, имевшего место после проведения специальной аттестации, в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, необходимо не только установление вредного или опасного класса условий труда на рабочем месте, но и уплата страхователем дополнительных тарифов страховых взносов за физических лиц, занятых на работах, которые указаны в пунктах 1-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

Из приведенных нормативных положений следует, что сам по себе факт работы истца в периоды, подтвержденные записями в трудовой книжке, не влечёт автоматически возникновения права на льготное пенсионное обеспечение. Для его возникновения необходимо подтверждение работы не менее 80% рабочего времени (полная занятость), а также данных о характере работы. При этом не все работники, работающие во вредных или тяжелых условиях труда, пользуются правом на назначение льготной пенсии.

Положениями статьи 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года
№ 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» для страхователей, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с 1 января 2015 года - в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»), применяются с 1 января 2013 года следующие дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии (с 1 января 2015 года - страховой пенсии), за исключением случаев, установленных пунктом 2.1 настоящей статьи: 2013 год - 4,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов, 2014 год - 6,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов, 2015 год и последующие годы - 9,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов

Согласно положениям статьи 428 Налогового кодекса Российской Федерации, для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса (лиц, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, применяется дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 9 процентов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи).

Как указано выше, в силу части 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, периоды работы, предусмотренные пунктами 1-18 части 1 названой статьи, имевшие место после 01 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1-18 части 1 рассматриваемой статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1-18 части 1 статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также – вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

По результатам специальной оценки условий труда устанавливают классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Результаты специальной оценки условий труда могут применяться, в том числе, для установления дополнительного тарифа страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (до 01 января 2013 года– в Пенсионный фонд Российской Федерации) с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте пункт 7 части 1 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

В пункте 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015, определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами о начислении или уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (до 01 января 2023 года – Пенсионного фонда Российской Федерации) на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно статье 3 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении, страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи предоставляют о каждом работающем у них застрахованном лице в органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (до 01 января 2023 года – Пенсионного фонда Российской Федерации) по месту своей регистрации сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемых особыми условиями труда, а также документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

При этом на основании части 1 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, из чего следует, что именно работодатель, в порядке статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации должен подтвердить достоверность предоставляемых в пенсионный орган в отношении работника сведений, в том числе его (работника) работы во вредных условиях труда.

В свою очередь, Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (до 01 января 2023 года – Пенсионный фонд Российской Федерации) осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Из приведенных нормативных положений следует, что право граждан на страховую пенсию по старости связано с наличием определенных условий, в числе которых достижение гражданином пенсионного возраста, индивидуальный пенсионный коэффициент в размере не менее 30, соответствующий страховой стаж. С наличием страхового стажа определенной продолжительности и уплаты страховых взносов по тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации, связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. В частности, правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуются работники, выполняющие работы в тяжелых условиях труда, чьи профессии и должности, а также производства предусмотрены соответствующим списком производств, работ, профессий и должностей, дающих право на пенсию на льготных условиях в связи с особыми условиями труда. При этом для зачета в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости таким работникам, принимаются периоды, когда работники не менее 80 процентов рабочего времени, куда включаются подготовительные и вспомогательные работы, выполняют работы в условиях труда, предусмотренных соответствующими списками.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, который используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей).

Страхователь (работодатель) предоставляет в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (до 01 января 2023 года – в Пенсионный фонд Российской Федерации) о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемых особыми условиями труда, а также представляет в пенсионный орган документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после получения которых Фонд вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица.

Если работник принят работодателем на работу на полный рабочий день, осуществляет трудовую функцию у данного работодателя в должности (профессии) и на производстве, указанных в соответствующем списке, и по результатам проведенной специальной оценки условий труда работника на его рабочем месте установлены вредные и (или) опасные условия труда, а работодатель не предоставлял в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (до 01 января 2023 года – в Пенсионный фонд Российской Федерации) сведения о льготном характере работы работника для отражения таких сведений в данных индивидуального (персонифицированного) учета и не уплачивал страховые взносы на обязательное пенсионное страхование работника в порядке и на условиях, которые определены нормативными положениями Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Закона о страховых пенсиях, Налогового кодекса Российской Федерации, при наличии спора между работником и работодателем о льготном характере работы работника в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости работодатель должен доказать, что он подавал в Фонд достоверные сведения о страховом стаже такого работника исходя из условий его труда и определенного ему условиями трудового договора рабочего времени, то есть надлежащим образом исполнил установленную положениями статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации обязанность по осуществлению обязательного социального страхования такого работника в порядке, установленном федеральными законами.

Так, судом первой инстанции достоверно установлено, что Попова О.В. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования с 25 января 2000 года.

Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица индивидуальные сведения за период с 03 сентября 2019 года по 24 марта 2021 года сданы работодателем на общих основаниях (без указания кода льготы), с 25 марта 2021 года по 26 июля 2021 года сданы с указанием кода льготы.

В соответствии с должностной инструкцией машиниста крана (мостового), утвержденной генеральным директором ООО «Череповецкий завод металлоконструкций» 14 июня 2019 года, в должностные обязанности входит управление мостовыми кранами грузоподъемностью свыше 10 до 60 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении работ средней сложности по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке грузов, установке изделий, узлов и деталей на станок; перемещению подмостей и других монтажных приспособлений и механизмов.

Из ответа ООО «Череповецкий завод металлоконструкций», представленного по запросу судебной коллегии, следует, что Попова О.В. в период с 03 сентября 2019 года по 26 июля 2021 года выполняла трудовые обязанности в должности машиниста крана (мостового) в цехе изготовления металлоконструкций в ООО «Череповецкий завод металлоконструкций» в режиме полного рабочего дня, в условиях постоянной занятости.

В соответствии с табелями учета рабочего времени Попова О.В. машинист мостового крана (табельный №...) работала полный 8-часовой рабочий день в спорный период.

Согласно карте специальной оценки условий труда №... рабочего места Поповой О.В. машинист крана (мостового), наименование структурного подразделения: Цех изготовления металлоконструкций, составленной 09 марта 2021 года, итоговый класс (подкласс) условий труда истца установлен 3.1 – вредный (ввиду тяжести трудового процесса), предусматривающий повышенную оплату труда работника, с установлением права на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ (условие - для женщин); проведение медицинских осмотров.

Как следует из пояснений работодателя, в марте 2021 года проведена оценка условий труда, в которой указано наличие льготного пенсионного обеспечения у профессии машинист крана (мостового). Отчет о проведении специальной оценки труда утвержден 25 марта 2021 года. С 25 марта 2021 года по данной должности начислялись страховые взносы. С 27 апреля 2021 года работники освобождены от должностных обязанностей с сохранением среднего заработка с последующим сокращением должности 26 июля 2021 гола. Сумма начисленных страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении Поповой за период с 25 марта 2021 года по 26 июля 2021 года составила 1801,92 рублей, однако не была оплачена в связи с предбанкротным состоянием работодателя.

То обстоятельство, что специальная оценка условий труда Поповой О.В. произведена только в марте 2021 года, не может служить основанием для отказа во включении в специальный стаж истца по пункту 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ всего периода работы в ООО «Череповецкий завод металлоконструкций», поскольку в оспариваемый период (03 сентября 2019 года по 24 марта 2021 года) Попова О.В. места работы и характер трудовой деятельности не меняла, доказательств изменения условий труда в период с 03 сентября 2019 года и до утверждения проведенной специальной оценки труда (25 марта 2021 года), в материалы дела не представлено. По существу подтверждая неизменность условий труда, льготный характер которых не был подтвержден лишь аттестацией рабочего места сотрудника, а также исходя из того, что проведение аттестации рабочего места сотрудника в установленные сроки является обязанностью работодателя, неисполнение организацией возложенных на нее данных обязанностей, равно как и предоставление работодателем сведений в пенсионный фонд без указания кода льготы и неоплата дополнительных тарифов, не должно отражаться на пенсионных правах истца.

Исходя из проведенного анализа учета рабочего времени истца, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что занятость Поповой О.В. в период с 03 сентября 2019 года по 24 марта 2021 года составила более 80 % рабочего времени в тяжелых условиях труда.

Учитывая, что трудовая деятельность Поповой О.В. осуществлялась в тяжелых условиях труда, что также подтверждено работодателем, при этом истец выполняла работу не менее 80 процентов рабочего времени, то есть полный рабочий день, судебная коллегия приходит к выводу о включении в специальный стаж по пункту 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода работы Поповой О.В. с 03 сентября 2019 года по 24 марта 2021 года в качестве машиниста крана (мостового) в цехе изготовления металлоконструкций в ООО «Череповецкий завод металлоконструкций».

Учитывая, что подтвержден факт работы истца машинистом крана (мостового) в ООО Череповецкий завод металлоконструкций» с полным рабочим днем в режиме полной рабочей недели, при этом по результатам специальной оценки условий труда машиниста крана (мостового), отраженной в карте специальной оценки условий труда №... рабочего места Поповой О.В. от 09 марта 2021 года, указан итоговый класс (подкласс) условий труда 3.1, судебная коллегия приходит к выводу о том, что работодатель обязан был предоставлять в пенсионный орган по месту своей регистрации сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении истца с указанием соответствующего кода льготы, а также производить уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает возможным возложить на ООО «Череповецкий завод металлоконструкций» обязанность произвести уплату дополнительного тарифа за период с 03 сентября 2019 года по 24 марта 2021 года в соответствии с действующим законодательством, сдать корректирующие сведения персонифицированного учета в отношении Поповой О.В. за период с 03 сентября 2019 года по 24 марта 2021 года в соответствии с действующим законодательством, дающим право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В связи с изложенным решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.

В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

В связи с тем, что исковые требования удовлетворены, истец при подаче иска уплатила в доход местного бюджета 300 рублей, то расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с ОСФР по Вологодской области и ООО «Череповецкий завод металлоконструкций» в пользу Поповой О.В. по 150 рублей с каждого.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решением Череповецкого городского суда Вологодской области от 28 июня 2024 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Возложить на ООО «Череповецкий завод металлоконструкций» обязанность произвести уплату дополнительного тарифа за период с 03 сентября 2019 года по 24 марта 2021 года в соответствии с действующим законодательством, сдать корректирующие сведения персонифицированного учета в отношении Поповой О.В. за период с 03 сентября 2019 года по 24 марта 2021 года в соответствии с действующим законодательством, дающим право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области от 15 августа 2023 года №... в части не включения в специальный стаж Поповой О.В. периода работы с 03 сентября 2019 года по 24 марта 2021 года в качестве машиниста крана (мостового) в цехе изготовления металлоконструкций в ООО «Череповецкий завод металлоконструкций».

Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области обязанность включить в специальный стаж по пункту 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы Поповой О.В. с 03 сентября 2019 года по 24 марта 2021 года в качестве машиниста крана (мостового) в цехе изготовления металлоконструкций в ООО «Череповецкий завод металлоконструкций».

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области, ООО «Череповецкий завод металлоконструкций» расходы по уплате государственной пошлины в размере 150 рублей с каждого.

Председательствующий    О.В. Образцов

Судьи:    А.М. Вахонина

                                     Л.В. Белозерова

Мотивированное определение изготовлено в окончательной форме 06 ноября 2024 года.

33-4759/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Попова Ольга Васильевна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области
ООО "Череповецкий завод металлоконструкций"
Суд
Вологодский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.vld.sudrf.ru
22.08.2024Передача дела судье
18.09.2024Судебное заседание
09.10.2024Судебное заседание
23.10.2024Судебное заседание
27.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.11.2024Передано в экспедицию
23.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее