Судья Пустынцева Т.Ю.
Судья-докладчик Скубиева И.В. по делу № 33-1009/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
5 апреля 2022 года г.Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Скубиевой И.В.,
судей Кулаковой С.А., Шабалиной В.О.,
при секретаре Шипицыной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-52/2021 (УИД 38RS0010-01-2021-000037-43) по иску Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, Иркутской области и неопределенного круга лиц к Пономареву А.Е. о признании права собственности отсутствующим
по апелляционной жалобе Пономарева А.Е.
на решение Качугского районного суда Иркутской области от 23 сентября 2021 года,
УСТАНОВИЛА:
в обоснование иска указано, что земельные участки с кадастровыми номерами: Номер изъят (далее по тексту спорные земельные участки, з/у) образованы в границах <адрес изъят>, формирование спорных земельных участков осуществлено неуполномоченным лицом, в результате образования спорных земельных участков в нарушение прямого запрета осуществлен перевод земель особо охраняемых природных территорий в другую категорию земель, инициирована постановка земельных участков на государственный кадастровый учет с присвоением категории земель: земли сельскохозяйственного назначения.
Ответчик фактически во владение спорными земельными участками не вступал, земельные участки не освоены, здания, строения на земельных участках отсутствуют, земельные участки не огорожены, свободный доступ третьих лиц не ограничен. Таким образом, спорные земельные участки не выбывали из фактического владения Иркутской области, поэтому защита нарушенных прав Российской Федерации, Иркутской области и неопределенного круга лиц возможна путем признания права собственности ответчика на земельные участки отсутствующим со снятием земельных участков с кадастрового учета.
Истец просил суд признать право собственности Пономарева А.Е. на земельные участки с кадастровыми номерами 38:Номер изъят, расположенные по адресу: <адрес изъят>, отсутствующим; снять указанные земельные участки с государственного кадастрового учета.
Решением Качугского районного суда Иркутской области от 23 сентября 2021 года право собственности Пономарева А.Е. на земельный участок, площадью 3349 кв.м., входящий в состав земельного участка с кадастровым номером Номер изъят в следующих координатах: Номер изъят признано отсутствующим; право собственности Пономарева А.Е. на земельный участок, площадью 217000 кв.м., входящий в состав земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, расположенного по адресу: <адрес изъят>, признано отсутствующим; право собственности Пономарева А.Е. на земельный участок, площадью 217000 кв.м., входящий в состав земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, расположенного по адресу: <адрес изъят>, признано отсутствующим; в удовлетворении исковых требований о признании отсутствующим права собственности Пономарева А.Е. на земельный участок, площадью 217000 кв.м. с кадастровым номером Номер изъят, расположенный по адресу: <адрес изъят> отказано.
В апелляционной жалобе Пономарев А.Е. просит решение суда первой инстанции отменить в полном объеме, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на представленную в материалы дела землеустроительную документацию, в которой содержатся сведения о границах земель сельскохозяйственных предприятий, включенных в территорию заказника «Магданский» без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.
Цитируя вопросы суда, изложенные в определении суда о назначении по делу экспертизы, выводы эксперта, изложенные в заключение судебной землеустроительной экспертизы, выражает несогласие с решением суда, основанным на заключении судебной экспертизы, об удовлетворении исковых требований.
В дополнениях к апелляционной жалобе представителем Пономарева А.Е. Захаровой А.А. указано, что в 1981 г. на основании приказа Министерства сельского хозяйства РСФСР от 03.04.1981 № 370 и приказа производственного управления сельского хозяйства Иркутского облисполкома от 23.04.1981 № 190 (данные изъяты) разукрупнился. На базе отделения №№ 6-7 был образован (данные изъяты) с центральной усадьбой в <адрес изъят>.
В соответствии с постановлением главы администрации Качугского района от 23.12.1992 № 201 на базе (данные изъяты) образовано коллективное сельскохозяйственное предприятие (данные изъяты) В соответствии с постановлением главы администрации Качугского района от 21.12.1998 № 361 (данные изъяты) реорганизовано в (данные изъяты) на основании постановления главы администрации Качугского района от 28.03.2001 № 74 (данные изъяты) было реорганизовано путем присоединения к нему (данные изъяты) прекратило свою деятельность в 2001 г., было признано ликвидированным определением Арбитражного суда Иркутской области от 07.08.2006 № А19-11492/06-37. На основании постановления главы администрации Качугского района от 14.11.2001 № 358 на (данные изъяты) образовано ООО «Белоусово».
Первоначально земельные участки были предоставлены в собственность на основании постановления главы администрации Качугского района от 12.06.1996 № 232 ФИО2; ФИО3, ФИО4, и приобретены ответчиком на основании договоров купли-продажи в 2013 г.
Анализируя процесс формирования земель <адрес изъят> постановки его территории на кадастровый учет (2018 г.), представитель ответчика указывает, что спорные земельные участки входили в состав (данные изъяты)», были в дальнейшем предоставлены в общедолевую собственность как паевые, доказательства вхождение спорных земельных участков в границы территории охотугодий, изъятых при создании <адрес изъят>», отсутствуют. Данное обстоятельство подтверждено заключением судебной землеустроительной экспертизы.
Постановлением Правительства Иркутской области от 29.08.2016 № 522-пп спорные земельные участки были включены в состав <адрес изъят> без проведения предусмотренных действующим законодательством процедур по их изъятию, резервирования земель в целях расширения границ заказника, без согласования с уполномоченным органом Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, что свидетельствует о нарушении прав собственника спорных земельных участков, приобретшего такое право в 2013 году.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы и дополнений к ней прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Определением судебной коллегии от 22.03.2022 в рамках данного гражданского дела установлено правопреемство, заменено третье лицо - министерство лесного комплекса Иркутской области на ОГБУ «Дирекция по особо охраняемым природным территориям регионального значения Иркутской области».
Заслушав доклад по делу, объяснения представителей истца, ответчика, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст. 27 ЗК РФ (в редакции от 16.02.2022) оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ч.2 ст.27 ЗК РФ).
Пунктом 1 части пятой статьи 27 ЗК РФ определено, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах охраняемых природных территорий, не указанных в пункте 4 настоящей статьи, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.
Согласно п.10 ст.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 7-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее ФЗ РФ № 137-ФЗ) распоряжение землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Согласно ст.166 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (ст.167 ГК РФ).
В силу ст.168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных п.2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
При разрешении возникшего спора установлено, что решением исполнительного комитета Иркутского областного Совета депутатов трудящихся от 02.10.1973 № 606 "Об учреждении комплексных государственных заказников областного значения" (далее – решение № 606) на управление охотничье-промыслового хозяйства возложена обязанность по созданию <адрес изъят> без изъятия лесов из государственного лесного фонда и с изъятием территории из <адрес изъят> сроком на 10 лет (до 30.11.1983) на территории <адрес изъят>, площадью 74,3 тыс.га. Установлены границы заказника и утвержден его режим.
Решением исполнительного комитета Иркутского областного Совета народных депутатов от 16.10.1983 № 531 "О продлении сроков действия государственных охотничьих заказников" срок действия <адрес изъят>" продлен на 10 лет.
Решением исполнительного комитета Иркутского областного Совета народных депутатов от 17.06.1982 № 305 утверждено новое Положение о <адрес изъят>", на управление охотничье-промыслового хозяйства при облисполкоме возложена обязанность по исполнению положения, принятию мер к улучшению природоохранной деятельности на территории заказника.
Постановлениями главы администрации Иркутской области от 19.08.1998 № 91-пг и от 12.11.1998 № 159-пг изменялись границы и площадь заказника - с 74,3 тыс.га до 52,154 тыс.га, в последствии - до 77,828 тыс.га.
Приложением № 3 к постановлению главы администрации Иркутской области от 19.08.1998 № 91-пг "О продлении срока действия государственных природных заказников областного значения" в редакции постановления главы администрации Иркутской области от 12.11.1998 N 159-пг "О внесении изменений в постановление главы администрации области от 19.09.1998 № 91-пг" определено, что территория <адрес изъят> расположена в следующих границах: Качугский <адрес изъят>, общая площадь - 778 228 га.
Постановлением главы администрации Иркутской области 20.05.2003 № 73-пг "О сроке действия государственных природных заказников областного значения" <адрес изъят>" признан постоянно действующим, в существующих границах и режимом охраны определенным Положением о нем.
Постановлением правительства Иркутской области от 07.11.2012 № 629-пп "О государственных заказниках Иркутской области" (далее постановление № 629-пп) <адрес изъят>" присвоен статус государственного природного заказника регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем; постановлением правительства Иркутской области от 28.08.2013 № 318-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 07.11.2012 № 629-пп" утверждены границы заказника <адрес изъят>" (описание границ, каталог координат и карта <адрес изъят>" приведены в Приложении № 10 к постановлению Правительства Иркутской области от 07.11.2012 № 629-пп).
Постановлением Правительства Иркутской области от 29.08.2016 № 522-пп "О государственных природных заказниках регионального значения Иркутской области" (далее постановление № 522-пп) утверждено новое Положение о <адрес изъят>", на службу по охране и использованию животного мира Иркутской области возложена обязанность по исполнению Положения, принятию мер к улучшению природоохранной деятельности на территории заказника.
Согласно пункту 3 положения о <адрес изъят>" <адрес изъят>" расположен в границах кадастровых кварталов Номер изъят (в том числе участки Номер изъят (участки Номер изъят), на землях лесного и водного фондов.
В пункте 14 положения о <адрес изъят>" приведен перечень деятельности, запрещенной на территории Заказника.
На территории заказника действуют ограничения на отдельные виды деятельности, в том числе посещение заказника в целях, не связанных с проведением мероприятий по соблюдению режима особой охраны и обеспечению функционирования заказника, осуществляется с 1 января по 24 апреля, с 21 июня по 30 августа и с 1 ноября по 31 декабря (пункт 15 положения о <адрес изъят>").
Постановлением Правительства Иркутской области от 18.10.2017 № 668-пп "Об установлении зон с особыми условиями использования территорий государственных природных заказников регионального значения Иркутской области" в границах территории <адрес изъят> установлена зона с особыми условиями использования территории.
Далее установлено, что 12.09.1996 администрацией Качугского района издано постановление № 232 «О выдаче свидетельств на право собственности на землю членам коллективов сельскохозяйственных предприятий – собственникам земельных долей» (без выдела в натуре), в приложении № 1 к которому под пунктом 5 указан (данные изъяты)» с числом собственников земельных долей – 301.
Данное постановление указано в качестве основания для выдачи свидетельств на право собственности на землю сельхозназначения по адресу: (данные изъяты)
ФИО11, от 11.01.1999, регистрационная запись Номер изъят, общей площадью 21,7 га;
- ФИО2, от 30.10.1996, регистрационная запись Номер изъят, общей площадью 21,7 га: сельхозугодий – 21,7 га, в том числе пашни – 10,4 га.;
- ФИО3, от 21.10.1996, регистрационная запись Номер изъят, общей площадью 17,3 га: сельхозугодий 21,7 га, в том числе пашни – 10,4 га;
- ФИО4, от 21.10.1996 регистрационная запись Номер изъят; общей площадью 21,7 га.: сельхозугодий – 21,7 га, в том числе пашни 10,4 га.
В порядке наследования ФИО2 получил земельную долю после смерти ФИО11 (свидетельство о праве на наследство от 20.03.2012) площадью 217 000 кв.м., расположенную на землях (данные изъяты)
На основании договоров купли-продажи Пономарёв А.Е. приобрел право собственности на земельные участки, площадью по 217 000 кв.м. каждый из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные для сельскохозяйственного использования, по адресу: <адрес изъят>
- у ФИО2 с кадастровыми номерами Номер изъят (договор купли-продажи от 24.04.2013, государственная регистрация 08.05.2013);
- у ФИО3 с кадастровым номером Номер изъят (договор купли-продажи от 14.06.2013, государственная регистрация 25.06.2013);
- у ФИО4 с кадастровым номером Номер изъят (договор купли-продажи от 14.06.2013, государственная регистрация 25.06.2013).
По сведениям из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) по состоянию на 24.08.2020, 23.06.2021:
- земельный участок с кадастровым номером Номер изъят (далее з/у Номер изъят) имеет следующие характеристики: площадь 217 000 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, местоположение: <адрес изъят>; поставлен на государственный кадастровый учет 11.10.2012; образован из земельного участка с кадастровым номером Номер изъят
- земельный участок с кадастровым номером Номер изъят (далее по тексту з/у Номер изъят) имеет следующие характеристики: площадь 217 000 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, местоположение: Иркутская область, <адрес изъят> поставлен на государственный кадастровый учет 28.03.2013, образован из земельного участка с кадастровым номером Номер изъят
- земельный участок с кадастровым номером Номер изъят (далее по тексту - з/у Номер изъят) имеет следующие характеристики: площадь 217 000 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, местоположение: <адрес изъят>; поставлен на государственный кадастровый учет 25.10.2012, образован из земельного участка с кадастровым номером Номер изъят;
- земельный участок с кадастровым номером Номер изъят (з/у Номер изъят) имеет следующие характеристики: площадь 217 000 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, местоположение: <адрес изъят>; поставлен на государственный кадастровый учет 28.03.2013, образован из земельного участка с кадастровым номером Номер изъят.
Согласно ответу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (Управления Россреестра) от 11.12.2020 № 20-исх/7799 на запрос Ольхонского межрайонного прокурора от 08.12.2020, постановка спорных земельных участков на кадастровый учет осуществлена на основании заявления кадастрового инженера ФИО12, приведенных выше правоудостоверяющих документов (свидетельств), межевых планов, подготовленных ФИО12.
Согласно выводам судебной землеустроительной экспертизы, проведенной на основании определения суда от 19.05.2021, экспертом ООО «Дело» ФИО13:
- з/у Номер изъят входил в состав земель (данные изъяты) частично не входит в границы <адрес изъят> большая часть (213 651 кв.м.) - территория заказника;
- з/у Номер изъят входил в состав земель (данные изъяты)»; полностью находится в границах <адрес изъят>
- з/у Номер изъят входил в состав земель (данные изъяты)»; не входит в границы <адрес изъят>
- з/Номер изъят входил в состав (данные изъяты)»; полностью находится в границах <адрес изъят>»; паевая земля, принадлежащая на основании постановления администрации Качугского района от 12.09.1996 № 232 ФИО2, ФИО3, ФИО4 в границы территории охотугодий, изъятых при создании <адрес изъят>», не входила.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции исходил из того, что земли, на которых расположен комплексный <адрес изъят> являются в силу прямого указания закона ограниченными в обороте и не могут предоставляться в частную собственность; постановление главы администрации <адрес изъят>, указанное в качестве основания возникновения права собственности ФИО18, ФИО19 в отношении спорных земельных участков, принято 12.09.1996, границы <адрес изъят>» определены решением Иркутского областного Совета депутатов трудящихся от 02.10.1973, с указанного периода времени спорные земельные участки, в той части, в которой они располагаются на землях заказника, являются ограниченными в обороте, предоставлены в собственность указанных лиц органом местного самоуправления с нарушением действовавшего на указанный период времени законодательства, и, поскольку, фактически Пономарёвым А.Е. не используются, права Российской Федерации, Иркутской области и неопределенного круга лиц могут быть защищены таким способом защиты нарушенного права как «признание отсутствующим права собственности» на предмет спора, на который исковая давность не распространяется.
Выводы суда подробно мотивированы, основаны на нормах действующего законодательства, подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами, доводами апелляционной жалобы и дополнений к ней под сомнение поставлены быть не могут.
При оценке доводов апелляционной жалобы и дополнений к ней судебная коллегия учитывает, что фактически ФИО18 и ФИО19 приведенными выше свидетельствами о праве собственности на землю закреплено право собственности на земельные доли в праве совместной собственности членов (данные изъяты) При этом только в 2012-2013 годах в результате выдела земельных долей в натуре спорные земельные участки были сформированы и поставлены на кадастровый учет в качестве самостоятельных объектов гражданского оборота. Подтвержденным заключением судебной землеустроительной экспертизы является обстоятельство того, что в результате действий по выделу земельных долей земельные участки были частично сформированы из земель <адрес изъят>», границы которого в части наложения спорных земельных участков оставались неизменными с 1973 года, и, поскольку, на момент постановки спорных земельных участков на кадастровый учет законодательство Российской Федерации (ст.ст.27, 95 ЗК РФ, ФЗ РФ от 14.03.1995 № 33 «Об особо охраняемых природных объектах») в части ограничения оборота земель особо охраняемых природных территорий, к каковым относятся спорные земельные участки, оставалось неизменным, действия по передаче спорных земельных участков в частную собственность на основании акта органа местного самоуправления и с измененным назначением земельных участков законными быть признанными не могут.
Все доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней повторяют позицию ответчика в суде первой инстанции, которая являлась предметом исследования, результаты данной оценки отражены в оспариваемом решении, признаются судебной коллегией законными и обоснованными.
Основным доводом апелляционной жалобы ответчика является довод о том, что фактически спорные земельные участки были сформированы из земель <адрес изъят>», не входивших в состав территории <адрес изъят>» на момент формирования спорных земельных участков, были включены в состав заказника постановлением № 522-пп, что подтверждено выводом судебной землеустроительной экспертизы, из содержания которой следует, что спорные земельные участки входили в состав земель (данные изъяты) которые в дальнейшем были предоставлены в собственность, как паевые в общедолевую собственность, в 2016 году постановлением Правительства Иркутской области от 29.08.29016 № 522-пп были выключены в состав <адрес изъят> В обоснование указанного вывода эксперт ссылается на то обстоятельство, что изначально (решение № 606) площадь заказника составляло 74,3 тыс.га. И только постановлением № 522-пп площадь увеличена на 10,9 тыс.га. и составила 85,2 тыс.га.; другого правоустанавливающего документа на увеличение площади <адрес изъят>» не установлено.
Вывод эксперта, противоречит содержанию постановления Правительства Иркутской области от 07.11.2012 № 629-пп (в редакции постановления Правительства Иркутской области от 28.08.2013 N 318-пп), которым установлено, что государственные природные заказники областного значения, в том числе - "<адрес изъят> являются государственными природными заказниками регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем; утверждены уточненные описания границ государственных природных заказников регионального значения, в том числе: "<адрес изъят>" (приложение 10); содержит описание границ, каталог координат и карту государственного природного заказника, закрепляет, что общая площадь территории заказника - 85213,29 га; сделан без получения и исследования данных документов.
Более того, постановлением главы администрации Иркутской области от 19.08.1998 № 91-пг «О продлении срока действия государственных природных заказников областного значения» в редакции постановления от 12.11.1998 № 159-пг площадь заказника <адрес изъят>) была изменена и составила 778 228 га.
Таким образом, доводы ответчика о том, что спорные земельные участки были включены в состав территории заказника постановлением № 522-пп своего подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашли, опровергаются приведенными обстоятельствами и на законность принятого решения не влияют.
Также не виляет на законность принятого решения довод апелляционной жалобы о невозможности разрешения спорных правоотношений путем предъявления иска о признании отсутствующим права собственности, а также об истечении срока исковой давности для предъявления требований к Пономареву А.Е., поскольку при предъявлении соответствующих требований прокурор исходил из того, что право субъекта Российской Федерации на спорные земельные участки возникло в силу прямого указания закона, состоит в противоречии с записями ЕГРН о праве собственности в отношении этого же имущества ответчика, что при невыбытии спорного имущества из обладания законного собственника и при недоказанности фактического использования данного имущества ответчиком может быть устранено путем предъявления рассматриваемого иска, на который (негаторный иск) срок исковой давности не распространяется.
Дополнительных доводов, не являвшихся предметом исследования суда первой инстанции, влияющих на законность и обоснованность оспариваемого решения, апелляционная жалоба и дополнения к ней не содержит, основанием для отмены решения суда не является.
Руководствуясь ст.ст.328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Качугского районного суда Иркутской области от 23 сентября 2021 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней – без удовлетворения.
Председательствующий И.В.Скубиева
Судьи С.А.Кулакова
В.О.Шабалина
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07.04.2022