Дербентский городской суд
Судья Тагирова Н.Х.
Дело № 2а-1568/2019
УИД 05RS0012-01-2019-002051-23
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 октября 2020 года № 33-3847/2020, г. Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего ФИО7,
судей ФИО6 и Бейтуллаевой З.А.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее ФКУ «ГБ МСЭ по РД» Минтруда России) по доверенности ФИО5 на решение Дербентского городского суда Республики Дагестан от 14 октября 2019 года по административному иску ФИО1 к ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Дагестан» Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы № о признании экспертного решения, вынесенного по результатам медико-социальной экспертизы в ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Дагестан» Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы № 8 за № 771.8.5./2019 от 16 мая 2019 года незаконным, обязании ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Дагестан» Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы № совершить предусмотренные законом действия по изменению причины его инвалидности.
Заслушав доклад судьи ФИО6, объяснения представителя ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по РД» Минтруда России по доверенности ФИО5, просившего апелляционную жалобу удовлетворить, объяснения истца ФИО1, просившего в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, судебная коллегия,
установила:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Дагестан» Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы № 8 о признании экспертного решения, вынесенного по результатам медико-социальной экспертизы в ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Дагестан» Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы № 8 за № 771.8.5./2019 от 16 мая 2019 года незаконным, обязании ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Дагестан» Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы № совершить предусмотренные законом действия по изменению причины его инвалидности.
Исковые требования мотивированы тем, что 11 июля 2013 года истцу установлена инвалидность 2 группы бессрочно, в справке об установлении инвалидности в графе причина инвалидности указано - «общее заболевание».
Между тем, инвалидность у истца наступила в результате полученного ранения при боевых действиях. Факт его участия в выполнении задач в ходе контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации с 7 по 14 сентября 1999 года установлен решением Дербентского городского суда от 11 января 2008 года, на основании которого ему было выдано удостоверение ветерана боевых действий.
За участие в контртеррористической операции ФИО1 награжден «Орденом мужества». Факт получения ранения во время боевых действий подтверждается справкой Новолакской ЦРБ № 211 от 22 апреля 2003 года.
ФИО1 обратился к ответчику с заявлением об изменении причины установленной инвалидности с причины - «общее заболевание» на - «военную травму».
Протоколом проведения медико-социальной экспертизы (решением) за № 771.8.5/2019 от 16 мая 2019 года истцу отказано в изменении причины инвалидности с «общего заболевания» на «военную травму».
Ответчик обязан был направить истца медицинские документы на определение причинной связи в военно-врачебную комиссию.
ФИО1 обратился к ответчику с заявлением о направлении на военно-врачебную комиссию, однако ему отказали.
Самостоятельно пройти освидетельствование в силу положений «О военно-врачебной экспертизе» истец не может.
Считает протокол № 771.8.5./2019 от 16 мая 2019 года и вынесенное по нему решение от 18 июня 2019 года незаконными, просит удовлетворить его исковые требования.
Решением Дербентского городского суда Республики Дагестан от 14 октября 2019 года постановлено:
«Административный иск ФИО1 удовлетворить.
Признать экспертное решение, вынесенное по результатам медико-социальной экспертизы в ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Дагестан» Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы № 8 за № 771.8.5./2019 от 16 мая 2019 года незаконным.
Обязать ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Дагестан» Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы № совершить предусмотренные законом действия по изменению причины инвалидности ФИО1».
Не согласившись с данным решением суда, представителем ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по РД» Минтруда России по доверенности ФИО5 подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба об отмене указанного решения.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что при вынесении решения об отказе в изменении ФИО1 причины инвалидности экспертная комиссия руководствовалась постановлением Минтруда РФ от 15 апреля 2003 г. № 17 «Об утверждении разъяснения «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности» согласно которому причина инвалидности с формулировкой «военная травма» определяется гражданам, уволенным с военной службы (далее - бывшим военнослужащим), в случаях, если инвалидность бывших военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 51, ст. 4831; 2002, N 30, ст. 3033).
Факт получения увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в период прохождения военной службы, в том числе в действующих частях, может быть подтвержден военно-медицинскими документами: свидетельством о болезни, справкой военно-врачебной комиссии, справкой по форме № 16, справками военно-медицинских учреждений, а также справками Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, Архива военно-медицинских документов Военно-медицинского музея Министерства обороны Российской Федерации, Российского государственного военного архива.
К бывшим военнослужащим, в отношении которых федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы правомочны рассматривать вопрос об установлении инвалидности и ее причины, относятся граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (статья 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
Как следует из материалов дела при освидетельствовании истцом не было предоставлено ни одного правоустанавливающего документа, которые давали основания для изменения ему причины инвалидности (свидетельством о болезни, справкой военно-врачебной комиссии, справкой по форме № 16, справками военно-медицинских учреждений, а также справками Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, Архива военно-медицинских документов Военно-медицинского музея Министерства обороны Российской Федерации, Российского государственного военного архива).
Помимо указанного согласно действующему законодательству федеральные учреждения медико-социальной экспертизы не наделены правом рассматривать вопрос об установлении причины инвалидности «военная травма» в отношении категории лиц, которые не относятся к бывшим военнослужащим (в данном случае об ополченцах).
Кроме того, Дербентским городским судом при рассмотрении дела была нарушена подсудность, так как дело должно было рассматриваться в Советском районном суде г. Махачкалы по месту нахождения ответчика, а именно ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Дагестан» Минтруда России, являющимся юридическим лицом, и расположенное по адресу: г. Махачкала, <адрес>.
Письменных возражений относительно апелляционной жалобы не поступило.
Апелляционным определением судебной коллеги по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 18 августа 2020 г. судебная коллегия перешла к рассмотрению апелляционной жалобы административного ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по РД» Минтруда России на решение Дербентского городского суда Республики Дагестан от 14 октября 2019 г. по правилам гражданского судопроизводства.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 4 Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12 января 1995 года к инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий (далее также - инвалиды войны) относятся, в том числе, лица, принимавшие в соответствии с решениями органов исполнительной власти Республики Дагестан участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан, получившие в этой связи в установленном законодательством Российской Федерации порядке удостоверение ветерана боевых действий, являющиеся инвалидами и подтвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке, что инвалидность возникла вследствие ранения, контузии или увечья, полученных ими в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в указанный период.
Как установлено судом и следует из материалов дела ФИО1 11 июля 2013 г. установлена инвалидность 2 группы бессрочно, в справке об установлении инвалидности в графе причина инвалидности указано - «общее заболевание».
Факт участия ФИО1 в выполнении задач в ходе контр террористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской федерации с 7 по 14 сентября 1999 года установлен вступившим в законную силу решением Дербентского городского суда Республики Дагестан от 11 января 2008 года.
Указом Президента Российской Федерации от 30 апреля 2002 г. № 444 ФИО1 награжден «Орденом Мужества», ФИО1 является ветераном боевых действий.
Факт получения ФИО1 ранения во время боевых действий подтверждается справкой Новолакской ЦРБ № 211 от 22 апреля 2003 г.
ФИО1 обратился ответчику с заявлением об изменении причины установленной инвалидности - «общее заболевание» на - «военную травму».
Протоколом проведения медико-социальной экспертизы (решением) № 771.8.5/2019 от 16 мая 2019 г. (решение вынесено 18.06.2019 г.). ФИО1 отказано в изменении причины инвалидности с «общее заболевание» на «военную травму».
В качестве причины отказа в изменении причины инвалидности указано, что факт получения увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в период прохождения военной службы, в том числе в действующих частях, может быть подтвержден военно-медицинскими документами: свидетельством о болезни, справкой военно-врачебной комиссии, справкой по форме № 16, справками военно-медицинских учреждений, а также справками Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, Архива военно-медицинских документов Военно-медицинского музея Министерства обороны Российской Федерации, Российского государственного военного архива.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы; порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 95 утверждены Правила признания лица инвалидом, которые устанавливают, что признание лица инвалидом осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро), являющимися филиалами главных бюро (п. 1).
В случае признания гражданина инвалидом устанавливаются следующие причины инвалидности: общее заболевание; трудовое увечье; профессиональное заболевание; инвалидность с детства; инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов; военная травма; заболевание получено в период военной службы; заболевание радиационно-обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС; заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС; заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС; заболевание связано с аварией на производственном объединении «Маяк»; заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на производственном объединении «Маяк»; заболевание связано с последствиями радиационных воздействий; заболевание радиационно-обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска; заболевание (ранение, контузия, увечье), полученное лицом, обслуживавшим действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения в этих государствах боевых действий; инвалидность вследствие ранения (контузии, увечья), полученного в связи с участием в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 г. в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан; иные причины, установленные законодательством Российской Федерации (п. 14).
Согласно п. 9 Приказа Минтруда России от 28 ноября 2019 г. № 742н «Об утверждении Порядка установления причин инвалидности», причина инвалидности «военная травма» устанавливается в случаях, если инвалидность наступила вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Причина инвалидности с формулировкой «военная травма» определяется как по прямым последствиям вышеуказанных увечий (ранений, травм, контузий) или заболеваний, так и по различным их осложнениям и последствиям, отдаленным по времени от увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, независимо от срока обращения гражданина в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы.
Между тем, устанавливая правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе инвалидов боевых действий, Федеральный закон «О ветеранах» предусматривает предоставление мер социальной поддержки ветеранам в зависимости от категории, к которой они отнесены законодателем с учетом заслуг по защите отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительности добросовестного труда.
Так, статьей 4 названного Федерального закона определена категория инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий, к которым отнесены как военнослужащие, так и гражданские лица. К этой категории инвалидов пунктом 7 указанной статьи Федерального закона «О ветеранах» отнесены гражданские лица, принимавшие в соответствии с решениями органов исполнительной власти Республики Дагестан участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан, получившие в этой связи в установленном законодательством Российской Федерации порядке удостоверение ветерана боевых действий, являющиеся инвалидами и подтвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке, что инвалидность возникла вследствие ранения, контузии или увечья, полученных ими в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в указанный период. Указанным гражданским лицам независимо от установленной причины инвалидности предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах».
Положений, требующих установления причины инвалидности с формулировкой «военная травма» для граждан, указанных в ст. 4 Федерального закона «О ветеранах», в целях отнесения их к инвалидам войны и предоставления соответствующих льгот данный закон не содержит.
Поскольку материалами дела подтверждается, что увечье, повлекшее инвалидность, ФИО1 получено вследствие ранения, полученного им в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан, судебная коллегия приходит к выводу, что он является инвалидом боевых действий на основании п. 6 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» и имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 14 Федерального закона «О ветеранах».
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции правильно определен характер спорных правоотношений, с достаточной полнотой исследованы обстоятельства дела, имеющие значение для правильного его разрешения. Выводы суда, положенные в основание обжалованного решения, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, содержат исчерпывающие суждения, вытекающие из установленных фактов.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, исследовались судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Таким образом, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения Дербентского городского суда Республики Дагестан от 14 октября 2019 г.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Дербентского городского суда Республики Дагестан от 14 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента оглашения и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3-х месяцев в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Дербентский городской суд Республики Дагестан.
Председательствующий:
Судьи: