Решение по делу № 33-1502/2022 от 09.06.2022

Судья Хуаде А.Х.                              дело № 33-1502/2022

(номер дела суда первой инстанции 2-262/2022)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

01 июля 2022 года                                                                          г. Майкоп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего – Тачахова Р.З.,

судей – Аутлева Ш.В. и Сиюхова А.Р.,

при секретаре судебного заседания – Кохужевой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика администрации муниципального образования «<адрес>» на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

Иск ФИО1 к Администрации муниципального образования «<адрес>» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» предоставить ФИО1 вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 48 кв. метров.

Заслушав доклад судьи Сиюхова А.Р., пояснения представителя ответчика администрации МО «<адрес>» по доверенности ФИО4, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца ФИО1 по ордеру ФИО5, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «<адрес>» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма, в обоснование исковых требований указав, что на основании распоряжения главы администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ -р он поставлен на учет в администрации муниципального образования «<адрес>» в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения и включен в общий список, в список малоимущих граждан, в список инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, имеющих право на дополнительную жилую площадь и право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Также указал, что он является инвалидом 1 группы и страдает заболеванием, которое порождает право на внеочередное предоставление жилого помещения и право на дополнительную жилую площадь.

Просил обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» предоставить ему вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 81 кв.м.

Позже истец уточнил исковые требования и просил обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» предоставить ему вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 48 кв.м.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.

В апелляционной жалобе ответчик просит указанное решение отменить и принять по делу новое, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать. В обоснование доводов указывает, что Федеральным законом не установлены расходные обязательства органов местного самоуправления по финансовому и иному обеспечению мер социальной поддержки инвалидов, в том числе в части обеспечения их жильем. В бюджет МО «<адрес>» средств из федерального бюджета на обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не поступало. С целью предоставления по договорам социального найма указанной категории граждан из федеральной собственности в муниципальную собственности жилые помещения не передавались.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 1, ч. 3 ст. 11, ст.ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение является законным и обоснованным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, а имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Из положений ч. 1, 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан.

В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи. Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как признание гражданина малоимущим и нуждающемся в предоставлении жилого помещения.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

ФИО1 является инвалидом 1 группы, что подтверждается справкой МСЭ - 2020 . Справкой .1.1/2021 от ДД.ММ.ГГГГ 1 группа инвалидности установлена на срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18).

Из справки АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» -АО ЮФО-01 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за ФИО1 объектов недвижимости в <адрес> и <адрес>, Шовгеновском и <адрес>х, в <адрес>, в <адрес>, в <адрес> и <адрес> не числится (л.д. 10).

На основании распоряжения главы администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 поставлен на учет в администрации муниципального образования «<адрес>» в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения и включен в общий список, в список малоимущих граждан, в список инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, а также в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, имеющих право на дополнительную жилую площадь и право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального.

Учитывая, что ФИО1 встал на учет после ДД.ММ.ГГГГ, то в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» он должен обеспечиваться жилой площадью в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 этой статьи случаев.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Исходя из содержания п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном приказом Минздрава России N 987н от 29 ноября 2012 года, содержится указание на код по МКБ – 10: К 63.2, т.е. заболевание которым страдает истец в соответствии с представленной медицинской документацией.

Согласно заключению членов врачебной комиссии ГБУЗ РА «Майкопская городская поликлиника» ВК от ДД.ММ.ГГГГ, заболевание ФИО1 входит в перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь и в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (л.д. 8).

С учетом положений п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления Совета народных депутатов МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ , постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , исходя из объективной нуждаемости истца в жилом помещении ввиду отсутствия на праве собственности жилого помещения и наличия тяжелого хронического заболевания, входящего в перечень заболеваний, установленных Приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ н, судебная коллегия находит правомерным вывод суда о возложении обязанности на администрацию МО "<адрес>" по предоставлению ФИО1 вне очереди жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее 48 кв.м.

Доводы апеллянта о том, что орган местного самоуправления является ненадлежащим ответчиком по делу, судебная коллегия отклоняет, поскольку отсутствие в законе субъекта Российской Федерации правового регулирования вопросов, касающихся обеспечения жилыми помещениями конкретных категорий лиц, не могут влиять на реализацию прав граждан и служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.

    Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену или изменение решения, судом также допущено не было. Оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.

Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика администрации муниципального образования «<адрес>» – без удовлетворения.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Адыгея вступает в законную силу с момента оглашения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения, путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции.

Председательствующий                            Тачахов Р.З.

Судьи                                        Аутлев Ш.В.

                Сиюхов А.Р.

33-1502/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Кубов Султан Русланович
Ответчики
Министерство финансов РА
АМО "Город Майкоп"
Другие
Комитет по управлению имуществом Мо г. Майкоп
Суд
Верховный Суд Республики Адыгея
Судья
Сиюхов Аскербий Русланович
Дело на сайте суда
vs.adg.sudrf.ru
01.07.2022Судебное заседание
13.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.07.2022Передано в экспедицию
01.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее