ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
УИД 04RS0007-01-2020-002074-66
судья Мотошкина О.В.
дело поступило 09.09.2020 г. № 33-2951/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
21 октября 2020 г. г.Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Васильевой С.Д., судей коллегии Хаыковой И.К., Дампиловой Ц.В. при секретаре Петровой Е.М. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Иволгинского района Республики Бурятия в интересах Халмактановой Л.А. к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия, ГБУ Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья» о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, пригодного для проживания, взамен ранее предоставленного жилого помещения
по апелляционной жалобе Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия и ГБУ Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья» на решение Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 20 июля 2020 г., которым постановлено:
исковые требования удовлетворить.
Обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, ГБУ Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья» предоставить Халмактановой Л.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, пригодное для проживания, отвечающее требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам, взамен предоставленного ранее жилого помещения, расположенного по адресу: ...
Заслушав доклад судьи Хаыковой И.К., выслушав объяснения прокурора Астраханцевой Е.П., представителя Бадеева К.Н., действующего в интересах Халмактановой Л.А., ознакомившись с материалами дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
обращаясь в суд с иском, прокурор Иволгинского района Республики Бурятия просил обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия (далее - Министерство социальной защиты), ГБУ Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья» (далее – центр «Семья) предоставить Халмактановой Л.А. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения, пригодное для проживания, отвечающее требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам, взамен ранее предоставленного ей жилого помещения по адресу: ...
Исковые требования мотивированы заключением проведенной следственным органом в ходе предварительного следствия по уголовному делу строительно-технической экспертизы от 31.03.2019 г., согласно которой предоставленное Халмактановой Л.А. вышеуказанное жилое помещение не соответствует требованиям строительных норм, сводам, правилам и другим нормативно-правовым актам, действующим при производстве строительно-монтажных работ в строительстве на территории Российской Федерации. Приведенные нарушения норм и правил не являются следствием неправильной эксплуатации жилых помещений, а вызваны нарушениями правил строительства жилых домов.
В заседании суда первой инстанции представитель прокурора Ботоев С.Б. поддержал заявленные исковые требования.
Истец Халмактанова Л.А. в судебное заседание не явилась и просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчиков Министерства социальной защиты и центра «Семья» Цыдыпова А.Э. просила в удовлетворении искового заявления отказать, ссылаясь на то, что на момент предоставления жилого помещения оно было признано пригодным для проживания; признание жилого помещения непригодным для проживания относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения.
Представитель третьего лица Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия в судебное заседание не явился, были извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Районным судом постановлено вышеуказанное решение об удовлетворении исковых требований, с которым не согласились Министерство социальной защиты и центр «Семья», подав апелляционную жалобу с просьбой об отмене решения суда первой инстанции.
В обоснование доводов апелляционной жалобы представитель ответчиков ссылается на однократность предоставления жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также то обстоятельство, что в отсутствие заключения Межведомственной комиссии по оценке жилых помещений жилищного фонда Республики Бурятия о непригодности для проживания жилого помещения по адресу: ... правовых оснований для предоставления Халмактановой Л.А. другого жилого помещения взамен ранее предоставленного не имеется.
В суд апелляционной инстанции представители Министерства социальной защиты и центра «Семья» не явились, направив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Прокурор Астраханцева Е.П. просила оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
Истец Халмактанова Л.А. в судебное заседание не явилась, ее представитель Бадеев К.Н. возражал против доводов жалобы.
Представитель Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
На основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в соответствии с положениями ч. 1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу п.9 ст.8 указанного Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В п.3 ст.8 данного Федерального закона определено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Согласно ст. 6 Закона Республики Бурятия от 11.10.2012 г. № 2897-IV «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются уполномоченным Правительством Республики Бурятия органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Республики Бурятия.
В соответствии с п.п. 3, 4, 5 п. 3.21 Положения «О Министерстве социальной защиты населения Республики Бурятия», утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 06.03.2014 г. № 88, Министерство социальной защиты уполномочено на формирование и ведение общего (сводного) списка (реестра) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений; предоставление на территории Республики Бурятия жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Центр «Семья», учредителем которого является Министерство социальной защиты, выполняет возложенные функции, в том числе по предоставлению на территории Республики Бурятия жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ст.109 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Требования, установленные для жилых помещений специализированного жилищного фонда, предусмотрены постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».
В соответствии с п.4 данных Правил жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Как следует из материалов дела, жилой дом по адресу: ... приобретен Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия в целях обеспечения государственных нужд за счет средств республиканского бюджета в рамках подпрограммы «Социальная поддержка семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» Государственной программы Республики Бурятия «Социальная поддержка граждан (2014-2017 годы и на период до 2020 года)», утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 06.09.2012 г. № 512.
Указанный жилой дом был принят Комиссией по приемке жилых помещений, приобретаемых в собственность Республики Бурятия, для формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом претензий по его техническому состоянию не имелось.
Право собственности Республики Бурятия на указанный жилой дом зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.
Поскольку Халмактанова Л.А. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, между истцом и центром «Семья» был заключен договор найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда от 24.11.2015 г. № 498, согласно которому ей предоставлено жилое помещение по адресу: ...
Между тем, из заключения строительно-технической судебной экспертизы ... от 29.07.2019 г., проведенной экспертом в области капитального строительства, инженером-строителем ФИО1 по заказу ... следственного отдела ... следственного управления Главного следственного управления Следственного комитета РФ в связи с возбуждением и расследованием уголовного дела, следует, что жилые помещения, расположенные по адресу: ..., не соответствуют требованиям строительных норм, сводам, правилам и другим нормативно-правовым актам, действующим при производстве строительно-монтажных работ в строительстве на территории Российской Федерации;
на основании Градостроительного кодекса РФ, постановления Правительства РФ «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» от 16.02.2008 г. № 87, Федерального закона «О кадастровой деятельности» от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ указанный жилой дом с расположенными в нем жилыми помещениями является строением временного назначения: не имеет тесной (заглубленной) связи с земельным ресурсом. Имеющиеся дефекты (нарушения, допущенные при строительстве) не позволяют использовать данный дом для круглогодичного проживания людей с учетом географического и климатического расположения строения. Данный дом опасен для проживания людей по пожарно-техническим и сейсмическим характеристикам. Жилой дом с расположенными в нем жилыми помещениями не является объектом капитального строительства.
Из приведенного выше экспертного заключения бесспорно следует, что Министерством социальной защиты в рамках Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Халмактановой Л.А. было предоставлено жилое помещение, не отвечающее требованиям ч.2 ст.15 Жилищного кодекса РФ, в связи с допущенными нарушениями строительных, технических норм при его возведении, чем нарушены ее права и законные интересы, которые подлежат защите путем удовлетворения заявленных по делу исковых требований прокурора о предоставлении истцу взамен ранее предоставленного иного жилого помещения, пригодного для проживания и отвечающего предъявляемым к жилому помещению требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам.
Судебная коллегия находит вышеуказанное заключение экспертизы соответствующим требованиям относимости и допустимости доказательств, поскольку она проведена экспертом, имеющим специальные познания в области строительства.
При этом допустимых доказательств пригодности жилого помещения, предоставленного Халмактановой Л.А. на основании договора найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда от 24.11.2015 г. ... для постоянного проживания, в материалах дела не имеется.
Отвергая доводы апелляционной жалобы об отсутствии заключения Межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещений жилищного фонда Республики Бурятия на предмет годности спорного жилого помещения к проживанию, судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции в том, что при разрешении данного спора юридически значимым обстоятельством является надлежащее исполнение Министерством социальной защиты и центром «Семья» обязанности по обеспечению истца жилым помещением, соответствующим установленным строительным (техническим) и санитарным нормам и правилам, пригодным для постоянного проживания.
Ввиду того, что данное обязательство ответчиками перед Халмактановой Л.А. надлежащим образом не исполнено, выявленные дефекты жилого помещения возникли при его строительстве, а не вследствие эксплуатации, вывод суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Так как законное право истца на обеспечение жилым помещением, соответствующим установленным строительным (техническим) и санитарным нормам и правилам, пригодным для постоянного проживания, осталось нереализованным, довод апелляционной жалобы об однократности предоставления жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» также признается несостоятельным.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает решение суда первой инстанции постановленным при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 20 июля 2020 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: