Гражданское дело № 2-400/2019
РЈРР”: 66RS003201-2019-000456-89
В окончательном виде решение изготовлено 01 июля 2019 года
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
г. Кировград Свердловской области |
27 РёСЋРЅСЏ 2019 РіРѕРґР° |
Кировградский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего СЃСѓРґСЊРё Доевой Р.Р‘.,
при секретаре Арефьевой Т.Ф.,
с участием истца Поляковой Е.Н.,
представителя ответчика Галимулиной А.Р., действующей на основании доверенности № 89 от 14 января 2019 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-400/2019 по иску Поляковой Е.Н. к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кировграде и городе Верхнем Тагиле Свердловской области о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, включении периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
установил:
Полякова Е.Н. обратилась в суд с вышеуказанным иском к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кировграде и городе Верхнем Тагиле Свердловской области (далее по тексту – ГУ - УПФ РФ в г. Кировграде и г. Верхнем Тагиле Свердловской области), указав, что 14 августа 2018 года подала ответчику заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», однако решением № *** от *** года ей отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого специального стажа. Специальный трудовой стаж истца, принятый к зачету составил 22 года 11 месяцев 23 дня. При этом, из специального стажа ответчиком в том числе были исключены период работы с 01 сентября 2000 года по 31 августа 2001 год в должности педагога-психолога Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 12, с 01 августа 2009 года по 31 января 2011 года в должности педагога-психолога Муниципального учреждения «Межшкольный бюджетный комбинат», периоды 01 августа 2012 года, 31 октября 2012 года, 04 марта 2012 года, 13 мая 2013 года, 03 октября 2013 года, 14 октября 2013 года, 21 февраля 2014 года, 07 апреля 2014 года, 05 мая 2014 года, 10 октября 2014 года – административные отпуска в период работы в должности социального педагога Государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верхнетагильский детский дом-школа», периоды с 20 августа 2013 года по 22 августа 2013 года, с 01 сентября 2013 года по 03 сентября 2013 года – курсы повышения квалификации в период работы в должности социального педагога Государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верхнетагильский детский дом-школа», периоды 24 июня 2013 года, 20 апреля 2015 года, 20 октября 2016 года, 24 ноября 2016 года, 12 января 2017 года, 07 мая 2017 года, 27 сентября 2017 года – административные отпуска в период работы в должности социального педагога Государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верхнетагильский детский дом-школа», период с 01 января 2018 года по 13 августа 2018 года в должности социального педагога Государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верхнетагильский детский дом-школа», в том числе период с 05 апреля 2018 года по 06 апреля 2018 года – курсы повышения квалификации. Не согласившись с данным решением, истец просила включить оспариваемые периоды в специальный стаж и возложить на ответчика обязанность назначить досрочную страховую пенсию по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 14 августа 2018 года.
В судебном заседании истец исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала; просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Галимулина А.Р., действующая на основании доверенности № 89 от 14 января 2019 года, исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать, представила в материалы дела отзыв на исковое заявление, в котором настаивала на правомерности обжалуемого решения ГУ - УПФ РФ в г. Кировграде и г. Верхнем Тагиле Свердловской области об отказе в назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости. При этом указала, что дополнительным решением от 25 июня 2019 года в специальный стаж истца, приняты к зачету периоды ее работы с 01 января 2018 года по 13 августа 2018 года, с 19 марта 2018 года по 104 апреля 2018 года, с 07 апреля 2018 года по 13 августа 2018 года в должности социального педагога Государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верхнетагильский детский дом-школа», за исключением периода с 05 апреля 2018 года по 06 апреля 2018 года – курсы повышения квалификации, а также 18 марта 2018 года – административный отпуск без сохранения заработной платы.
Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав и оценив представленные по делу доказательства в совокупности, суд полагает иск подлежащим частичному удовлетворению.
Согласно части первой статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, конкретизирующей статью 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В развитие указанных принципов статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Доказательствами РїРѕ делу являются полученные РІ предусмотренном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ сведения Рѕ фактах, РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ которых СЃСѓРґ устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования Рё возражения сторон, Р° также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения Рё разрешения дела. Рти сведения РјРѕРіСѓС‚ быть получены РІ том числе РёР· показаний свидетелей, письменных Рё вещественных доказательств (часть 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
РЎСѓРґ оценивает доказательства РїРѕ своему внутреннему убеждению, основанному РЅР° всестороннем, полном, объективном Рё непосредственном исследовании имеющихся РІ деле доказательств (часть 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации). РџСЂРё этом, оценка доказательств Рё отражение ее результатов РІ судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий СЃСѓРґР°, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих РёР· принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, РЅРµ предполагает возможности оценки СЃСѓРґРѕРј доказательств произвольно Рё РІ противоречии СЃ законом Рё РЅРµ вправе ограничиваться установлением формальных условий применения РЅРѕСЂРјС‹. РРЅРѕРµ приводило Р±С‹ Рє тому, что право РЅР° судебную защиту, закрепленное РІ части 1 статьи 46 Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, оказывалось Р±С‹ существенно ущемленным.
Согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Так, из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июня 2004 года № 11-П в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
Р’ соответствии СЃ частью 2 статьи 2 Федерального закона РѕС‚ 28 декабря 2013 РіРѕРґР° в„– 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются Рё выплачиваются РІ соответствии СЃ настоящим Федеральным законом. Рзменение условий назначения страховых пенсий, РЅРѕСЂРј установления страховых пенсий Рё РїРѕСЂСЏРґРєР° выплаты страховых пенсий осуществляется РЅРµ иначе как путем внесения изменений РІ названный Федеральный закон.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу пункта 19 части 1 статьи 30 названного Федерального закона страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (аналогичные положения содержались в подпункте 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01 января 2015 года).
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30).
РР· материалов дела следует, что 14 августа 2018 РіРѕРґР° истец обратилась РІ ГУ - РЈРџР¤ Р Р¤ РІ Рі. Кировграде Рё Рі. Верхнем Тагиле Свердловской области, представив документы для досрочного назначения страховой пенсии РїРѕ старости РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ осуществлением педагогической деятельности РІ соответствии СЃ пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона РѕС‚ 28 декабря 2013 РіРѕРґР° в„– 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ответчика № *** от *** года ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа, который согласно указанному решению составил 22 года 11 месяцев 23 дня, что менее требуемых законом 25 лет (***).
Свое решение ответчик мотивировал тем, что периоды работы истца с 01 сентября 2000 года по 31 августа 2001 год в должности педагога-психолога Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 12, с 01 августа 2009 года по 31 января 2011 года в должности педагога-психолога Муниципального учреждения «Межшкольный бюджетный комбинат» не подлежат включению в специальный стаж, так как указанное учреждение не предусмотрено пунктом 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781; включение периодов 01 августа 2012 года, 31 октября 2012 года, 04 марта 2012 года, 13 мая 2013 года, 24 июня 2013 года, 03 октября 2013 года, 14 октября 2013 года, 21 февраля 2014 года, 07 апреля 2014 года, 05 мая 2014 года, 10 октября 2014 года – административные отпуска в период работы в должности социального педагога Государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верхнетагильский детский дом-школа», периоды с 20 августа 2013 года по 22 августа 2013 года, с 01 сентября 2013 года по 03 сентября 2013 года – курсы повышения квалификации в период работы в должности социального педагога Государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верхнетагильский детский дом-школа», периоды 24 июня 2013 года, 20 апреля 2015 года, 20 октября 2016 года, 24 ноября 2016 года, 12 января 2017 года, 07 мая 2017 года, 27 сентября 2017 года – административные отпуска в период работы в должности социального педагога Государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верхнетагильский детский дом-школа», с 05 апреля 2018 года по 06 апреля 2018 года – курсы повышения квалификации в период работы в должности социального педагога Государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верхнетагильский детский дом-школа» не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 111 июля 2002 года № 516.
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением от 29 октября 2002 года № 781 утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту – Список и Правила от 29 октября 2002 года № 781), которые применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 (далее Список № 781 и Правила № 781).
Кроме того, предусмотрено применение Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца 3 пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с -1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно; Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР«О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСРот 06 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно (далее Список № 463); Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССРот 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года (далее Список № 1397).
Таким образом, для оценки пенсионных прав истца подлежит применению как законодательство, действующее на момент обращения ее в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии (Список № 781 и Правила № 781), так и законодательство, действовавшее в спорные периоды работы истца (Список № 1067).
РР· приведенных нормативных положений следует, что право РЅР° досрочное назначение страховой пенсии РїРѕ старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие педагогическую деятельность РЅРµ менее 25 лет РІ учреждениях для детей, предусмотренных Списками. РџСЂРё этом право РЅР° досрочное назначение страховой пенсии РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ осуществлением педагогической деятельности предоставляется лицу РїСЂРё соблюдении одновременно РґРІСѓС… условий: работы РІ соответствующих должностях Рё работы РІ соответствующих учреждениях.
Список № 1067 в разделе «Наименование должностей» предусматривает должность педагога-психолога, однако в соответствии с пунктом 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067, работа в качестве социального педагога, педагога-психолога и инструктора по труду засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, только в учреждениях социального обслуживания (пункт 13 раздела «Наименование учреждений» Списка), в то время как работа в качестве педагога-психолога осуществлялась истцом в спорные периоды в общеобразовательных учреждениях (пункт 1 раздела «Наименование учреждений»).
Список № 781 также не предусматривает возможности зачета в специальный стаж работы в должности педагога-психолога в общеобразовательных учреждениях (пункт 1.1 раздела «Наименование учреждений»), такая работа учитывается только при условии ее осуществления в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела «Наименование учреждений» списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела «Наименование учреждений» списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела «Наименование учреждений» списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела «Наименование учреждений» списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела «Наименование учреждений» списка (пункт 11 Правил № 781).
Анализ вышеприведенных норм действующего законодательства позволяет сделать вывод том, что закон предусматривает возможность включения в специальный стаж периодов работы в должности и учреждении, одновременно предусмотренным вышеприведенным Списком, соответственнообязательным условием зачета работы в должности педагога-психолога в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости является не просто работа с детьми, а ее осуществление в конкретных образовательных учреждениях, поименованных в пунктах 1.3, 1.5, 1.6, 1.11, 1.13 раздела «Наименование учреждений» Списка от 29 октября 2002 года № 781.
Между тем, из трудовой книжки Поляковой Е.Н., а также справки МАОУ СОШ № 4 № *** от *** года следует, что в период с 01 сентября 2000 года по 31 августа 2001 год истец работала в должности педагога-психолога Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 12, с 01 августа 2009 года по 31 января 2011 года в должности педагога-психолога Муниципального учреждения «Межшкольный бюджетный комбинат» (***).
Таким образом, с учетом приведенных выше нормативных положений, периоды трудовой деятельности истца в качестве педагога-психолога в Муниципальном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа № 12 и в Муниципальном учреждении «Межшкольный бюджетный комбинат», являющихся общеобразовательными учреждениями, в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», включению не подлежат.
В данном случае, учреждения, в котором в спорный период времени работала истец, значатся в пунктах 1.1 и 1.12, которое в свою очередь в пункте 11 Правил № 781 не перечислено, тогда как возможность признания права на досрочное назначение пенсии за лицами, которые осуществляли соответствующую деятельность в должностях, аналогичных предусмотренным списками, но в иных учреждениях, действующим законодательством не предусмотрена.
Доводы истца о том, что работая в качестве педагога-психолога в вышеуказанных общеобразовательных учреждениях, она согласно должностной инструкции осуществляла деятельность, направленную индивидуальное и групповое консультирование несовершеннолетних по проблема учения, развития жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношения со взрослыми, сверстниками, самовоспитания, проводила диагностические обследования учащихся с целью выявления проблем личностного и социального развития несовершеннолетних для оказания помощи педагогам и родителям, вела работу по созданию благоприятного психологического климата в школе, способствовала улучшению форм общения педагогов с несовершеннолетними, суд полагает несостоятельными, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует о тождественности работы педагога-психолога в таком в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей (воспитанников) с отклонениями в развитии, то есть в учреждениях, разных по профилю и задачам деятельности, и соответственно, не позволяет отнести названное образовательное учреждение, к тем учреждениям, которые перечислены в пункте 11 вышеназванных Правил № 781.
Тождественность с должностями, включенными в Список, при наличии определенных условий можно устанавливать только в том случае, если должность, которую занимал работник, не поименована в Списке. В данном же случае истец занимала должность педагога-психолога, указанную в Списке, однако здесь необходимо учитывать требования пункта 11 Правил а № 781, под которые истец, как уже указано выше, не подпадает.
Не свидетельствует об обратном и то обстоятельство, что в период работы с 01 августа 2009 года по 31 января 2011 года в должности педагога-психолога Муниципального учреждения «Межшкольный бюджетный комбинат», истец наряду с должностью педагога-психолога выполняла трудовые обязанности на 0,5 ставки в должности преподавателя ОПЗ 1 категории.
Так, в соответствии с пунктом 4 Правил № 781 периоды выполнявшейся до 01 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени, а начиная с первого сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной на ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Совмещение истцом работы в должности преподавателя ОПЗ 1 категории на 0,5 ставки с работой в должности педагога-психолога, по которой согласно уточняющей справке работодателя истец выполняла норму педагогической нагрузки за ставку заработной платы, не является основанием для включения спорного периода в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, поскольку норму рабочего времени, установленную за ставку заработной платы по должности преподавателя ОПЗ 1 категории, истец в указанный период не выполняла. При этом часы работы в должности педагога-психолога не могут быть суммированы с часами работы в должности преподавателя ОПЗ 1 категории при подсчете нормы рабочего времени в спорный период, поскольку в соответствии с приведенными выше положениями пенсионного законодательства возможность включения в специальный стаж периодов работы в должности педагога-психолога в общеобразовательном учреждении не предусмотрена.
Отклоняя вышеуказанные деловоды истца, суд также отмечает правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 03 июня 2004 года № 11-П, а также в определении от 04 марта 2004 года № 81-О, согласно которой, закрепляя в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляемой на протяжении длительного периода); при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
Основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации).
Поскольку истец осуществляла педагогическую деятельность в должности педагога-психолога в учреждениях, в которых работа в указанной должности не подлежит зачету в специальный стаж, а работая в должности преподавателя ОПЗ 1 категории, не выполняла норму рабочего времени, что является обязательным условием для зачета такой работы в специальный педагогический стаж, правовых оснований для удовлетворения исковых требований в части включения в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы с 01 сентября 2000 года по 31 августа 2001 год в должности педагога-психолога Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 12, с 01 августа 2009 года по 31 января 2011 года в должности педагога-психолога Муниципального учреждения «Межшкольный бюджетный комбинат» не имеется. В связи с этим, суд отказывает в удовлетворении исковых требований в указанной части.
РР· обжалуемого решения ответчика в„– *** РѕС‚ *** РіРѕРґР° РІ редакции РѕС‚ *** РіРѕРґР° РІ специальный стаж, дающий право РЅР° досрочное назначение страховой пенсии РїРѕ старости, РЅРµ включены периоды 24 РёСЋРЅСЏ 2013 РіРѕРґР°, СЃ 20 августа 2013 РіРѕРґР° РїРѕ 22 августа 2013 РіРѕРґР°, СЃ 01 сентября 2013 РіРѕРґР° РїРѕ 03 сентября 2013 РіРѕРґР°, СЃ 05 апреля 2018 РіРѕРґР° РїРѕ 06 апреля 2018 РіРѕРґР° – РєСѓСЂСЃС‹ повышения квалификации РІ период работы РІ должности социального педагога Государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области для детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей «Верхнетагильский детский РґРѕРј-школа».
Разрешая требования истца в указанной части, суд учитывает, что систематическое повышение профессионального уровня является обязанностью педагогического работника, наличие специального образования является необходимым условием на занятие педагогической деятельностью (статьи 46, 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
В силу подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966, лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьей 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности (части 1, 4 статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Также в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Таким образом, анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что работнику, направленному на обучение и повышение квалификации, гарантируются такие же трудовые права, как и лицам, трудящимся полное рабочее время, по сути, законодателем установлено, что период нахождения работника на курсах повышения квалификации приравнивается к выполнению своих прямых обязанностей по должностям.
Как следует из справки ГКОУ СО «Верхнетагильский детский дом-школа» № 811 от 13 августа 2018 года, Полякова Е.Н. 01 февраля 2011 года принята в ГКОУ СО «Верхнетагильский детский дом-школа» на должность социального педагога, где работает в указанной должности по настоящее время; в период с 20 августа 2013 года по 22 августа 2013 года, с 01 сентября 2013 года по 03 сентября 2013 года, с 05 апреля 2018 года по 06 апреля 2018 года (л.д. 22-23). При этом периоды работы, предшествующие направлению истца на курсы повышения квалификации по решению ответчика включены в специальный стаж дающей право на досрочное назначение пенсии по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Таким образом, спорные периоды являлись периодами нахождения на курсах повышения квалификации.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· приведенных выше РЅРѕСЂРј, периоды нахождения РЅР° курсах повышения квалификации являются периодами работы СЃ сохранением средней заработной платы, Р·Р° которую работодатель должен производить отчисление страховых РІР·РЅРѕСЃРѕРІ РІ Пенсионный фонд Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем РѕРЅРё подлежат включению РІ специальный стаж для назначения страховой пенсии РїРѕ старости. РЎ учетом изложенного, РґРѕРІРѕРґС‹ ответчика Рѕ том, что включение РІ специальный стаж периодов нахождения истца РЅР° курсах повышения квалификации действующим законодательством РЅРµ предусмотрено, являются несостоятельными.
Поскольку периоды нахождения на курсах повышения квалификации приравниваются к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность (аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07 и 14 июня 2006 года, определении Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2012 года по делу № 15-КГ2-2).
Право лица на назначение досрочной пенсии на льготных условиях не может быть поставлено в зависимость от периодического прохождения им (как работником) обучения, в частности, на курсах повышения квалификации, которое является для него обязательным условием дальнейшей педагогической деятельности, исключение данных периодов (которые фактически носят вынужденный характер) из специального стажа приведет к ущемлению прав работника в сфере пенсионного обеспечения. При этом, не имеет значение фактическое невыполнение работником в указанные периоды своих должностных обязанностей, так как направление на курсы повышения квалификации осуществляется по инициативе работодателя в целях профессионального обучения (образования) работника. Трудовым законодательством в этих случаях работнику устанавливаются определенные гарантии, предусмотренные статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации, а именно - при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы., что согласуется положениями пункта 21 рекомендаций Международной организации труда от 24 июня 1974 года № 148 «Об оплачиваемых учебных отпусках», в силу которого период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике. Повышение квалификации является обязательным условием дальнейшего выполнения работником профессиональных должностных обязанностей.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о включении спорных периодов (с 20 августа 2013 года по 22 августа 2013 года, с 01 сентября 2013 года по 03 сентября 2013 года, с 05 апреля 2018 года по 06 апреля 2018 года – курсы повышения квалификации в период работы в должности социального педагога Государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верхнетагильский детский дом-школа»), в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью, соответственно, удовлетворяет исковые требования в указанной части.
Вопреки ошибочным доводам стороны истца административные отпуска и отпуска без сохранения заработной платы - 24 июня 2013 года, 20 апреля 2015 года, 20 октября 2016 года, 24 ноября 2016 года, 12 января 2017 года, 07 мая 2017 года, 27 сентября 2017 года – административные отпуска в период работы в должности социального педагога Государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верхнетагильский детский дом-школа», учитывая положения пункта 4 Правил № 781, пункта 5 Правил № 516, не подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований в указанной части у суда не имеется.
РР· материалов дела также следует Рё истцом РЅРµ оспаривалось, что дополнительным решением ответчика РѕС‚ *** РіРѕРґР° РІ специальный трудовой стаж истца, РїСЂРёРЅСЏС‚ Рє зачету период ее работы СЃ 01 января 2018 РіРѕРґР° РїРѕ 13 августа 2018 РіРѕРґР° РІ должности социального педагога Государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области для детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей «Верхнетагильский детский РґРѕРј-школа», РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем специальный трудовой стаж истца, принятый Рє зачету был уточнен Рё составил 23 РіРѕРґР° 07 месяцев 03 РґРЅСЏ (***).
Принимая во внимание, что данные требования истца были исполнены ответчиком в добровольном порядке, истец не настаивала на удовлетворении указанных исковых требований, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска в указанной части.
Поскольку с учетом периодов, включенных как ответчиком так и судом, специальный стаж истца на соответствующих видах работ составил менее необходимых 25 лет для назначения досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 «О страховых пенсиях», следовательно, обязанности у пенсионного органа назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения истца за ее назначением – 14 августа 2018 года, не возникла.
В связи с этим суд отказывает в удовлетворении требования истца о признании права на досрочную страховую пенсию с 14 августа 2018 года.
При изложенных обстоятельствах, решение пенсионного органа № *** от *** года в редакции от *** года в части отказа Поляковой Е.Н. во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов с 20 августа 2013 года по 22 августа 2013 года, с 01 сентября 2013 года по 03 сентября 2013 года, с 05 апреля 2018 года по 06 апреля 2018 года – курсы повышения квалификации в период работы в должности социального педагога Государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верхнетагильский детский дом-школа», незаконным является незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Поляковой Е.Н. к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кировграде и городе Верхнем Тагиле Свердловской области о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, включении периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости удовлетворить частично.
Признать решение государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кировграде и городе Верхнем Тагиле Свердловской области № 1180292/18 от 28 августа 2018 года в редакции от 25 июня 2019 года в части отказа Поляковой Е.Н. во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов с 20 августа 2013 года по 22 августа 2013 года, с 01 сентября 2013 года по 03 сентября 2013 года, с 05 апреля 2018 года по 06 апреля 2018 года – курсы повышения квалификации в период работы в должности социального педагога Государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верхнетагильский детский дом-школа», незаконным.
Возложить обязанность на государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кировграде и городе Верхнем Тагиле Свердловской области включить Поляковой Е.Н. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды с 20 августа 2013 года по 22 августа 2013 года, с 01 сентября 2013 года по 03 сентября 2013 года, с 05 апреля 2018 года по 06 апреля 2018 года – курсы повышения квалификации в период работы в должности социального педагога Государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верхнетагильский детский дом-школа».
В удовлетворении исковых требований в остальной части, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Кировградский городской суд Свердловской области.
РЎСѓРґСЊСЏ |
Р.Р‘. Доева |