Решение по делу № 2-1037/2017 от 19.09.2017

Дело № 2-1037/2017

     Р Е Ш Е Н И Е

     Именем Российской Федерации

17 ноября 2017 года

Верещагинский районный суд Пермского края

в составе:

председательствующего судьи Анисимовой В.С.,

при секретаре Шмыриной Н.М.,

с участием пом.прокурора Куликовой М.И.,

представителя ответчика Буланова М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Верещагино гражданское дело по иску Пермского межрайонного природоохранного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к Закрытому акционерному обществу «Верещагинская передвижная механизированная колонна №17» о возложении обязанности получить разрешение на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, внести плату за негативное воздействие на окружающую среду,

УСТАНОВИЛ:

Пермский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд, в интересах неопределенного круга лиц, с иском к Закрытому акционерному обществу «Верещагинская передвижная механизированная колонна №17» (далее ЗАО «ПКМ-17») о возложении обязанностей: подать заявку на постановку на государственный экологический учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, получить разрешение на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год в размере 75111 рублей 64 копеек.

В судебном заседании исковые требования были уточнены, прокурор просить установить срок выполнения обязанностей - 01.03.2018. В части возложения обязанности - внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год в размере 75111 рублей 64 копеек просит производство по делу прекратить, так как общество оплатило денежные средства в полном объеме.

В ходе судебного заседания прокурор принимавший участие в судебном заседании показал, что 29.08.2017 Пермской межрайонной прокуратурой по информации управления Росприроднадзора по Пермскому краю проведена проверка исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха в деятельности ЗАО «ПМК-17», в ходе которой установлено что на территории ответчика размещены объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду: производственная площадка с гаражами и автотехникой, котельной и автозаправочной станцией, сварочными постами, аккумуляторной и вулканизаторной, два автобетонных завода. Ранее ответчик Управлением Росприроднадзора по Пермскому краю был привлечен к административной ответственности по ст.8.21 КоАП РФ в виде штрафа за нарушение природоохранного законодательства. В нарушение требований природоохранного законодательства, ЗАО «ПМК-17» не провело инвентаризацию источников вредных выбросов: комплекса установок асфальтобетонного завода <данные изъяты> расположенных по адресу <данные изъяты>, производственной базы, расположенной по адресу <данные изъяты>, промбазы, расположенной в <данные изъяты>, эксплуатирует объекты, не поставленные на государственный экологический учет, не имеющие разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, обществом не вносится плата за негативное воздействие на окружающую среду. В судебном заседании прокурор, принимавший участие в заседании, на удовлетворении уточненных исковых требований, настаивал.

Представитель ответчика ЗАО «ПМК-17» уточненные исковые требования прокурора Верещагинского района признал. Предприятием проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и направило в Государственную инспекцию по экологии и природопользованию Пермского края проект ПДВ для согласования, а также предприятие оплатило - 75111,64 рублей, за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год.

Представитель третьего лица Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края в судебном заседании участия не принимал, о дне и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело без его участия, исковые требования удовлетворить. Сообщил, что ответчиком проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и направило в Государственную инспекцию по экологии и природопользованию Пермского края проект ПДВ для согласования 31.10.2017.

Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по Пермскому краю, в судебном заседании участия не принимал, о дне и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд, заслушав пом.прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст.42 Конституции РФ).

В развитие положений ст.42 Конституции РФ, статья 11 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закрепляет право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Соблюдение экологических прав граждан, исходя из содержания закрепленных ст. 14 Федерального закона от № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее ФЗ «Об охране атмосферного воздуха») принципов, обеспечивается, в том числе, разработкой и проведением мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения вреда окружающей среде, установление лимитов на выбросы загрязняющих веществ. Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (П.1).

Указанный Федеральный закон устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

В соответствии с преамбулой указанного Федерального закона атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.

Согласно ст.1 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, а под вредным физическим воздействием на атмосферный воздух - вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую природную среду, источник выброса - сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества.

В соответствии с п.1 ст.16 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" при эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий.

Обязанность соблюдения требований природоохранного законодательства при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов возложена на юридических лиц, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, которые проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (п.1 ст.22).

В соответствии со ст.30 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны, обеспечивать разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Согласно ч.1 ст.20 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека.

Пунктом 9 «Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.04.2000 N 373, установлено, что организации обязаны вести первичный учет состава и количества выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, а также видов и размеров вредных физических воздействий на него по установленным формам.

В соответствии с требованиями п.п.6 и 9 «Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 183, разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации или данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В соответствии с Положением для получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу необходимо наличие согласованного проекта нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу и положительной санитарно-эпидемиологической экспертизы.

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлены основополагающие принципы охраны окружающей среды, в том числе которых принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности, оказывающей какое-либо воздействие на окружающую среду и принцип допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды. Указанной статьей определено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в том числе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Согласно ст. 28 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ч. 3 ст. 16 Закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

Из приведенных норм следует, что юридическое лицо перед началом хозяйственной деятельности и в процессе ее осуществления обязаны в полном объеме обеспечить получение необходимых разрешительных документов, вести предусмотренный законом учет и предоставлять отчетность, обеспечивать оказание воздействия на окружающую среду в соответствии с требованиями закона. Для обеспечения исполнения данных обязанностей по соблюдению правил и норм индивидуальный предприниматель либо юридическое лицо должны принять все зависящие от них меры. Обязанность по внесению в определенные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные Законом об охране окружающей среды.

Судебным разбирательством установлено и подтверждено материалами дела, что ЗАО «Верещагинская передвижная механизированная колонна №17» зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц 08.07.1998 и осуществляет деятельность по строительству, реконструкции и содержанию автодорог и сооружений на них (л.д.6).

В целях осуществления деятельности, ответчик эксплуатирует следующие объекты: комплекс установок асфальтобетонного завода <данные изъяты>, расположенный в 750м от ближайшей жилой застройки по <данные изъяты>, в направлении <данные изъяты>; производственную базу, расположенную в 1500м севернее ближайшей жилой застройки по <данные изъяты>; промбазу в <данные изъяты> в 30м северо-западнее ближайших жилых домов, в процессе функционирования которых образуются выбросы вредных веществ в атмосферу.

Из сведений об охране атмосферного воздуха по форме следует, что ЗАО «ПМК-17» за 2016 год произвело выбросов вредных веществ, загрязняющих атмосферу, в объеме 22,68т, из них: твердых веществ - 8,04т, диоксида серы - 5,332т, оксида углерода - 6,318т, оксида азота 2,049т, углеводороды - 0,957т. (л.д.20-23).

В Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 N 1316-р, внесены в том числе диоксид серы, оксид азота, оксид углерода.

Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха в деятельности ЗАО «ПМК-17», в ходе которой установлено, что ответчик эксплуатировал объекты (производственную площадку с гаражами и автотехникой, котельную и автозаправочную станцию, сварочные посты, аккумуляторную и вулканизаторную, два автобетонных завода), оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, при осуществлении своей деятельности на выше перечисленных объектах не провело инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; не разработало проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; не получило разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Объекты не поставлены на государственный экологический учет, ответчик на момент проверки не внес плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год.

Согласно декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, ответчик обязан был уплатить 75111 рублей 64 копейки (л.д.24-32) Ответчиком нарушены сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год, оплата произведена 29.08.2017.

Ответчик произвел инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и 31.10.2017 направил в Государственную инспекцию по экологии и природопользованию Пермского края проект предельно допустимых выбросов, для согласования.

Проанализировав нормы права, регулирующие спорные правоотношения, суд приходит к выводу, о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований природоохранного прокурора, с предоставлением ответчику необходимого срока для выполнения требований законодательства.

С учетом требований ч.2 ст.206 ГПК РФ в решении суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, устанавливается срок исполнения обязательства.

Суд, с учетом необходимого объема выполнения работ, принципа разумности, устанавливает срок исполнения решения суда до 01.03.2018.

Частью 1 статьи 103 ГПК РФ определено, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. В связи с чем, госпошлина подлежит взысканию с ответчиков в доход районного бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования природоохранного межрайонного прокурора Пермского края, в интересах неопределенного круга лиц, к Закрытому акционерному обществу «Верещагинская передвижная механизированная колонна №17» - удовлетворить.

Возложить обязанность на Закрытое акционерное общество «Верещагинская передвижная механизированная колонна №17» подать до 01.03.2018 заявку на постановку на государственный экологический учет объекты: комплекс установок асфальтобетонного завода <данные изъяты>, расположенный по адресу: <данные изъяты>, производственную базу, расположенную по адресу: <данные изъяты>, промбазу, расположенную по адресу: <данные изъяты>.

Возложить обязанность на Закрытое акционерное общество «Верещагинская передвижная механизированная колонна №17» до 01.03.2018 получить разрешение на выбросы вредных веществ в атмосферный <данные изъяты> ДМАР-МВ 1300 ДС-158, ДС-117-2К, расположенного по адресу: <данные изъяты>, производственной базы, расположенной по адресу: <данные изъяты>, промбазы, расположенной по адресу: <данные изъяты>.

Взыскать с Закрытого акционерного общества «Верещагинская передвижная механизированная колонна №17» в доход районного бюджета госпошлину за рассмотрения дела в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения.

Судья                             В.С.Анисимова

2-1037/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Пермский межрайонный природоохнанный прокурор
Ответчики
ЗАО "Верещагинская передвижная механизированная колонна № 17"
Другие
Управление Росприроднадзора по Пермскому краю
Государственная инспекция по экологии и природопрользованию Пермского края
Суд
Верещагинский районный суд Пермского края
Дело на странице суда
veresh.perm.sudrf.ru
19.09.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.09.2017Передача материалов судье
19.09.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.09.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.11.2017Подготовка дела (собеседование)
07.11.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.11.2017Судебное заседание
17.11.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее