Дело № 2а-256/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт. Сернур 28 декабря 2018 года
Сернурский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Игнатьевой Э.Э., с участием представителя административного истца Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Марий Эл Домрачева С.В., при секретаре Ямбаршевой И.П., рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Марий Эл к Славину ФИО6 о взыскании транспортного налога и пеней по нему,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Межрайонная ИФНС России № 3 по Республике Марий Эл обратилась в суд с административным иском к
Славину А.В. о взыскании транспортного налога за 2015 год в размере 3615 руб. и пеней по нему в размере 13 руб. 25 коп., указывая, что Славин А.В. является плательщиком транспортного налога за 2015 год, за ним были зарегистрированы транспортные средства <данные изъяты>, <данные изъяты>. По состоянию на 13 декабря 2016 года недоимка по транспортному налогу за 2015 год составляет 3615 руб. и задолженность по пени по нему в размере 13 руб. 25 коп. Причиной пропуска шестимесячного срока на обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности является недостаточность ресурсов на реализацию процедуры взыскания задолженности, предусмотренной налоговым законодательством. Просят восстановить пропущенный срок подачи административного искового заявления о взыскании со Славина А.В. задолженности по транспортному налогу за 2015 год в размере 3615 руб. и пени по нему в размере 13 руб. 25 коп., взыскать со Славина А.В. задолженность по транспортному налогу за 2015 год в размере 3615 руб. и пени по нему в размере 13 руб. 25 коп.
В судебном заседании представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Марий Эл Домрачев С.В. поддержал административные исковые требования, просил восстановить пропущенный срок подачи административного искового заявления.
Административный ответчик Славин А.В. в судебное заседание не явился.
Направленное по адресу регистрации ответчика заказным письмом с уведомлением судебное извещение о времени и месте судебного заседания по административному делу возвращено в суд в связи с истечением срока хранения корреспонденции, телеграмма также не доставлена адресату.
В соответствии с ч. 1 ст. 96 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.
Согласно ч. 1 ст. 100 КАС РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
Поскольку были предприняты все меры к надлежащему извещению административного ответчика по месту его жительства, суд считает его надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
При этом, в силу положений ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч.6 ст. 289 КАС РФ).
Согласно сведениям об имуществе налогоплательщика – физического лица за Славиным А.В.зарегистрированы транспортные средства: <данные изъяты> (с ДД.ММ.ГГГГ), <данные изъяты> (с ДД.ММ.ГГГГ).
Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 44 НК РФ).
В силу положений п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В силу положений ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили - транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ).
Согласно п. 2 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с п. 1 ст. 363 НК РФ (в ред. Федерального закона от 23 ноября 2015 года №320-ФЗ) налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно положениям п. 3 ст. 75 НК РФ (в ред., действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
В силу п. 4 ст. 75 НК РФ (в ред. Федерального закона от 09 июля 1999 № 154-ФЗ) пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, у Славина А.В. имеется задолженность по транспортному налогу за 2015 год в размере 3615 руб. и пени по нему в размере 13 руб. 25 коп.
В силу абз. первого п. 1 ст. 48 НК РФ (в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 года № 248-ФЗ) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с абз. вторым п.1 ст. 48 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 324-ФЗ) заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Согласно абз. третьему п. 1 ст. 48 НК РФ (в ред. Федерального закона от 04 марта 2013 года № 20-ФЗ) указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Федеральным законом от 26 апреля 2016 года № 110-ФЗ абз. второй и третий п.1 ст. 48 НК РФ считаются соответственно абз. третьим и четвертым п.1 ст. 48 НК РФ.
В соответствии с абз. первым п. 2 ст. 48 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 324-ФЗ) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Административный истец в связи с имеющейся у административного ответчика недоимкой по транспортному налогу и начисленными пени на недоимку по транспортному налогу на основании ст. ст. 69, 70 НК РФ направил Славину А.В. требование № от ДД.ММ.ГГГГ года: транспортный налог –3 615 руб., пени по транспортному налогу – 13 руб. 25 коп., срок исполнения требования – 10 февраля 2017 года, которое было сдано в организацию почтовой связи ДД.ММ.ГГГГ года
Требование административным ответчиком в добровольном порядке исполнены не были, что послужило основанием для обращения в суд с административным исковым заявлением.
С учетом вышеприведенных положений законодательства о налогах и сборах срок на обращение в суд с иском по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ истек 10 августа 2017 года.
Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Марий Эл в связи с неисполнением Славиным А.В. данного требования административное исковое заявление о взыскании транспортного налога, пеней по нему поступило в суд 13 декабря 2018 года (мировому судье поступило 09 ноября 2018 года), то есть с пропуском срока обращения в суд, предусмотренных п. 2 ст. 48 НК РФ, ч.2 ст. 286 КАС РФ.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. четвертый п. 2 ст. 48 НК РФ).
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления зависит от наличия уважительных причин его пропуска.
Между тем, доказательств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено, довод административного истца о недостаточности ресурсов на обращение в суд, суд считает не состоятельным.
Своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права применительно к положениям ст. 205 ГК РФ, налоговым органом не представлено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Таким образом, в связи с пропуском без уважительных причин срока обращения в суд административный иск Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Марий Эл удовлетворению не подлежит.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Марий Эл к Славину ФИО6 о взыскании транспортного налога за 2015 год в размере 3615 руб. и пеней по нему в размере 13 руб. 25 коп отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Марий Эл через Сернурский районный суд Республики Марий Эл в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Э.Э. Игнатьева
Мотивированное решение составлено 29 декабря 2018 года