Дело №2 -1708/2024
УИД - 27RS0001-01-2024-001065-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Хабаровск 18 марта 2024 года
Центральный районный суд города Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Астаховой Я.О.,
при секретаре Дугаровой Е.А.,
с участием старший помощник прокурора <адрес> – Фалетрова А.Е.,
представителя ответчика – Рубцова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах Федотовой Натальи Владимировны, Зазулина Богдана Игоревича к администрации <адрес> о возложении обязанности, признании права на получение во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
прокурор <адрес>, действующий в интересах Федотовой Натальи Владимировны, Зазулина Богдана Игоревича, действующего в интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2 обратился в суд с иском к администрации <адрес> о возложении обязанности, признании права на получение во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения. В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой района по заявлению Федотовой Н.В. проведена проверка о нарушении жилищных прав граждан, проживающих в аварийном фонде. Установлено, что Федотова Н.В. проживает по адресу: <адрес> со своей семьей составом 2 человека. Согласно договору социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ Федотова Н.В. является нанимателем жилого помещения № <адрес>, общая площадь которого составляет 46,40 кв. м. <адрес> в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ постройки, двухэтажный, деревянный, 8-и квартирный, фундамент столбчатый монолитный железобетонный, стены из бруса, перекрытия и перегородки деревянные, отопление печное, холодное, горячее водоснабжение и канализация отсутствует. ДД.ММ.ГГГГ на заседании городской межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда городского округа «<адрес>» принято решение о выявлении оснований для признания многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим сносу. На основании решения межведомственной городской комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № Администрацией <адрес> принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим сносу и определении сроков отселения жильцов», в котором указан срок отселения жильцов указанного дома ДД.ММ.ГГГГ. Неприятие мер по расселению создает прямую угрозу причинения вреда жизни и здоровья гражданам, проживающих в многоквартирном <адрес>.
Просит суд обязать администрацию <адрес> незамедлительно с момента вступления решения суда в законную силу предоставить Федотовой Наталье Владимировне, Зазулину Богдану Игоревичу вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное в пределах территории муниципального образования «<адрес>», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 46,40 кв.м.
<адрес> поддержал доводы указанные в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации <адрес> полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению, дополнительно предоставил письменные возражения, согласно которым истцы, малоимущими в установленном порядке не признавались, на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору найма не состоят, что является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации регламентируется предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Так пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Таким образом, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно положениям действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ Жилищного кодекса РСФСР для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось признание таких лиц малоимущими.
Согласно материалам дела Федотова Н.В. проживает по адресу: <адрес> со своей семьей составом 2 человека. Согласно договору социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ Федотова Н.В. является нанимателем жилого помещения № <адрес>, общая площадь которого составляет 46,40 кв. м.
<адрес> в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ постройки, двухэтажный, деревянный, 8-и квартирный, фундамент столбчатый монолитный железобетонный, стены из бруса, перекрытия и перегородки деревянные, отопление печное, холодное, горячее водоснабжение и канализация отсутствует.
ДД.ММ.ГГГГ на заседании городской межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда городского округа «<адрес>» принято решение о выявлении оснований для признания многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
На основании решения межведомственной городской комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № Администрацией <адрес> принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим сносу и определении сроков отселения жильцов», в котором указан срок отселения жильцов указанного дома до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно уведомлениям об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ №, №, у Федотовой Н.В., Зазулина Б.И., отсутствует недвижимое имущество.
В силу ст. 12, ч. 1 ст. 130 и ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абз. 12 ч. 1 ст. 2, п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (п. 1 ч. 1 ст. 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен ч. ч. 3, 4 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
Из изложенного следует вывод о том, что предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является полномочием органа местного самоуправления. Таким образом, обязанность по предоставлению жилого помещения по договору социального найма имеется именно у администрации <адрес>.
Учитывая указанное выше, истцы имеют право на предоставление жилого помещения, отвечающего установленным техническим и санитарным требованиям, общей площадью не менее 46,40 квадратных метров.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
исковое заявление прокурора <адрес> в интересах Федотовой Натальи Владимировны, Зазулина Богдана Игоревича к администрации <адрес> о возложении обязанности, признании права на получение во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения– удовлетворить.
Обязать администрацию <адрес> (ИНН №) предоставить вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное в пределах территории муниципального образования «<адрес>», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 46,40 кв.м. –Федотовой Наталье Владимировне,ДД.ММ.ГГГГ г.р., Зазулину Богдану Игоревичу, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> суд через Центральный районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме –22.03.2024.
Судья Я.О. Астахова