Решение по делу № 2-16/2024 (2-937/2023;) от 10.08.2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Братск                                     25 января 2024 г.

Братский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи                          Громовой Е.Н.,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи                             Векшиной Н.А.,

с участием истца                                 Долгополова С.В.,

представителя ответчика – администрации

Вихоревского городского поселения                     Пуляевой О.И.,

представителя ответчика - ООО «ОВУК»                Шалган Л.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-16/2024 по исковому заявлению Долгополова СВ к администрации Вихоревского городского поселения, обществу с ограниченной ответственностью «Объединенная Вихоревская управляющая компания», третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области, о защите прав потребителей,

УС Т А Н О В И Л:

Долгополов С.В. обратился в Братский районный суд Иркутской области с иском к администрации Вихоревского городского поселения, обществу с ограниченной ответственностью «Объединенная Вихоревская управляющая компания» (далее - ООО «ОВУК»), неоднократно уточненными в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), о защите прав потребителей, взыскании компенсации морального вреда.

Требования мотивированы тем, что он является жителем г. Вихоревка Братского района Иркутской области, зарегистрирован и проживает по адресу: .... В Вихоревском поселении круглосуточно функционируют две централизованные системы холодного водоснабжения, обеспечивающие население города водой на хозяйственно-питьевые нужды: поверхностный водозабор на р. Вихоревка и подземный водозабор (артезианские скважины). В 2018 году зафиксированы нестандартные пробы питьевой воды: водопроводная вода системы холодного водоснабжения по адресу: ..., не соответствует требованиям санитарного законодательства по общей жесткости, по содержанию железа. Вода из скважины с разводящей сетью по адресу: ...А, не соответствует требованиям санитарного законодательства по общей жесткости. В связи с многочисленными жалобами жителей, в ноябре 2019 года проведено административное расследование в отношении ООО «ОВУК», установлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к качеству воды хозяйственно-питьевого водоснабжения.

Гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, установлены санитарными правилами СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества».

Кроме того, в 2019 году прокуратурой Братского района установлено нарушение природоохранного законодательства в отношении ООО «ОВУК» в связи с отсутствием у общества лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод на территории г. Вихоревка. Несмотря на указанный факт, администрация Вихоревского городского поселения заключила концессионное соглашение **.**.**** с ООО «ОВУК», единственным участником конкурса, на осуществление в том числе подъема, очистки, транспортировки и распределения холодной воды на хозяйственно-питьевые нужды. Считает, что действия ООО «ОВУК» представляют собой существенную угрозу причинения вреда государственному имуществу, а также потенциальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среды, вследствие невыполнения условий, исключающих причинение вреда окружающей среде и здоровью населения, а также отсутствия контроля за правильной добычей подземных вод, что не обеспечивается при пользовании недрами без лицензии.

Несоответствие добываемой и подаваемой питьевой воды требованиям СанПин ему как потребителю, служит основанием для отказа от исполнения договора по оказанию услуг по подаче питьевой воды, в части оплаты услуг и компенсации морального вреда. Правила предоставления коммунальных услуг и Закон о защите прав потребителей допускают возможность снижения платы за коммунальную услугу вплоть до полного освобождения потребителя от ее оплаты при несоответствии состава и свойств холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации, санитарных норм и правил.

На основании изложенного, действуя от себя лично, а также в защиту законных интересов неопределенного круга лиц, жителей г. Вихоревка Братского района Иркутской области, просит суд:

- об установлении факта оказания услуг по добычи подземных вод ООО «ОВУК» без соответствующего разрешения – лицензии;

- об установлении факта оказания услуг ООО «ОВУК» по подаче питьевой воды в границах г. Вихоревки не соответствующей требованиям СанПиН 2.1.3684-21, СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода»;

- признании концессионного соглашения *** от **.**.****, заключенного между администрацией Вихоревского городского поселения и ООО «ОВУК», недействительным и незаконным;

- освобождении жителей г. Вихоревки Братского района Иркутской области от оплаты за подачу питьевой (холодной) воды до момента подачи питьевой воды соответствующей требованиям и санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПиН 2.1.3684-21, СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода»;

- взыскании с администрации Вихоревского городского поселения и ООО «ОВУК» солидарно компенсации морального вреда в размере 200 000,00 руб.

Определением Братского районного суда Иркутской области от **.**.****, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области (Управление Роспотребнадзора по Иркутской области).

Истец Долгополов С.В. в судебном заседании исковые требования с учетом их уточнения подержал по доводам и основаниям, изложенным в них, настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель ответчика администрации Вихоревского городского поселения Пуляева О.И., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала полностью. Согласно письменным возражениям администрации Вихоревского городского поселения на исковое заявление, с целью исполнения возложенных законодательством на администрацию полномочий, администрацией Вихоревского городского поселения постановлением от **.**.**** *** актуализированы схемы теплоснабжения, водоснабжения по Вихоревскому городскому поселению; постановлением от **.**.**** *** гарантирующей организацией в области водоснабжения и водоотведения определена ООО «ОВУК»; **.**.**** между администрацией и ООО «ОВУК» в соответствии с протоколом о результатах проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов муниципального имущественного комплекса, находящихся в собственности Вихоревского муниципального образования от **.**.**** заключено концессионное соглашение ***.

Согласно условиям концессионного соглашения ООО «ОВУК» обязано создавать, реконструировать и модернизировать объекты концессионного соглашения, осуществлять производство, транспортировку и распределение тепловой энергии и горячего водоснабжения; подъем, очистку, транспортировку и распределение холодной воды на хозяйственно-питьевые нужды; сбор, транспортировку и очистку бытовых и производственных стоков, с использованием объекта соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности. Соответственно с **.**.**** ООО «ОВУК» поставляет коммунальные услуги, в том числе услуги водоснабжения населению и организациям города Вихоревки.

Объектом соглашения является система коммунальной инфраструктуры, в том числе объекты холодного водоснабжения, расположенные на территории Вихоревского муниципального образования.

На территории Вихоревского городского поселения централизованное холодное и децентрализованное холодное водоснабжение (далее - ХВС). В системе централизованного ХВС источниками воды являются 2 водозабора – один поверхностный, второй подземный. Водоснабжение многоквартирного дома, в котором проживает истец, производится из системы холодного водоснабжения р. Вихорева. Решение Братского районного суда Иркутской области от **.**.**** по делу ***, принято в отношении качества питьевой воды поставляемой из подземного водозабора и отношения к истцу не имеет. Решение суда от **.**.**** об обеспечении населения города Вихоревка качественной питьевой воды администрацией исполнено в ходе организации и проведении ряда соответствующий мероприятий. В настоящее время холодное водоснабжение, поставляемое истцу из поверхностного водозабора надлежащего качества, вода безопасна в эпидемиологическом отношении, безвредна по химическому составу и имеет благоприятные органолептические свойства. При этом, нормативными правовыми актами истец не наделяется правом на обращение в суд с требованием о признании концессионного соглашения, стороной которого он не является, недействительным.

Представитель ответчика ООО «ОВУК» Шалган Л.Ю., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что обществом проводятся мероприятия по получению лицензии, однако данное обстоятельство не отражается на качестве воды, поставляемой истцу. Решение суда от 2019 года об обеспечении населения г. Вихоревки качественной питьевой водой по санитарно-химическим показателям (по цветности и мутности) исполнено.

В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Роспотребнадзора Иркутской области, не явился, будучи извещен надлежащим образом о времени, дате и месте рассмотрения дела, причины неявки суду неизвестны. Согласно письменным пояснениям представителя Управления Роспотребнадзора по Иркутской области, в ходе неоднократного исследования питьевой воды на территории г. Вихоревки Братского района Иркутской области были выявлены нестандартные пробы воды по показателям общая жесткость, содержание железа. Исполнитель, в данном случае ООО «ОВУК», в силу Правил *** обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества. За нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность, в том числе и за моральный вред. Моральный вред подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации устанавливается судом. В связи с изложенным полагает, что истец вправе требовать от ООО «ОВУК» компенсации морального вреда, однако считает, что размер такой компенсации должен быть определен исключительно судом.

Суд, с учетом мнения истца Долгополова С.В., представителя ответчика администрации Вихоревского городского поселения Пуляевой О.И., представителя ответчика ООО «ОВУК» Шалган Л.Ю., считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Роспотребнадзора по Иркутской области, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного заседания, в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Защита нарушенных гражданских прав осуществляется способами, установленными в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, перечень которых не носит исчерпывающего характера. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права заинтересованного лица (п. 1 ст. 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судом установлено, что Долгополов С.В. зарегистрирован и проживает в квартире, расположенной по адресу: ..., что сторонами в ходе судебного разбирательства не оспаривалось.

Согласно сообщению ООО «ОВУК» от **.**.****, а также сообщения Управления Роспотребнадзора по Иркутской области от **.**.****, актуальной схемы водоснабжения Вихоревского городского поселения Братского района Иркутской области, водоснабжение многоквартирного ... в ..., производится из системы холодного водоснабжения р. Вихорева (поверхностного водоисточника).

Концессионным соглашением *** от **.**.**** объекты системы коммунальной инфраструктуры, в том числе объекты теплоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, расположенные на территории Вихоревского муниципального образования - администрацией Вихоровского городского поселения переданы в хозяйственное ведение ООО «ОВУК».

В соответствии с п. 1.1. соглашения, ООО «ОВУК» обязуется за свой счет создавать, реконструировать и модернизировать имущество, состав и описание которого приведены в разделе II настоящего соглашения, осуществлять производство, транспортировку и распределение тепловой энергии и горячего водоснабжения; подъем, очистку, транспортировку и распределение холодной воды на хозяйственно-питьевые нужды; сбор, транспортировку и очистку бытовых и производственных стоков, с использованием объекта соглашения.

Срок действия соглашения определен 15 лет (п. 9.1).

Согласно постановлению администрации Вихоревского городского поселения от **.**.**** *** «Об определении гарантирующей организации в области водоснабжения и водоотведения» с **.**.**** на всей территории Вихоревкого городского поселения гарантирующей организацией в области водоснабжения является ООО «ОВУК».

Постановлением Управления Роспотребнадзора по Иркутской области от **.**.**** № Н-252 (7227) генеральный директор ООО «ОВУК» признан виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, выразившимся в добыче подземной воды без оформленного специального разрешения – лицензии на право пользования недрами в г. Вихоревка Братского района и назначено наказание учитывая ч. 2 ст. 3.4, ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ в виде предупреждения.

**.**.**** Братским районным судом Иркутской области по административному делу № 2а-1001/2019 по административному иску Управления Роспотребнадзора вынесено решение, которым суд возложил обязанность на администрацию Вихоревского городского поселения и ООО «ОВУК» обеспечить население г. Вихоревки Братского района Иркутской области качественной питьевой водой по санитарно-химическим показателям в срок до **.**.****. Решение суда вступило в законную силу **.**.****.

Постановлениями судебного пристава-исполнителя Братского МОСП по ОПИ от **.**.**** исполнительное производство ***-ИП в отношении должника – администрации Вихоревского городского поселения, и исполнительное производство ***-ИП в отношении должника ООО «ОВУК», возбужденные по исполнительным документам, выданным Братским районным судом по административному делу ***а-1001/2019, окончены фактическим исполнением.

Решением Братского районного суда Иркутской области по административному делу № 2а-1001/2019 установлено, что ООО «ОВУК» допущено совершение действий (бездействия) выражающихся в невыполнении требований СанПиН 2.1.4.1174-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» при обеспечении населения г. Вихоревка питьевой водой из поверхностного источника хозяйственно-питьевого водоснабжения, а именно подача населению воды несоответствующей гигиеническим нормативам.

Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области **.**.**** вынесены постановление № Н-622 (02-71-2018/20)/66 в отношении ООО «ОВУК» и постановление № Н-622 (02-71-2018/20)/67 в отношении и.о. генерального директора ООО «ОВУК», согласно которых они признаны виновными в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, выразившееся в добыче подземной воды без оформленного специального разрешения – лицензии на право пользования недрами в г. Вихоревка Братского района, с назначением административного наказания. Данные обстоятельства также подтверждаются сообщением Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории от **.**.****.

Согласно ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Полномочия органов местного самоуправления определены в ст. 14 - 16.2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон о местном самоуправлении).

В п. 4 ч. 1 ст. 16 Закона о местном самоуправлении установлено, что организация в границах муниципального округа водоснабжения населения, водоотведения относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 4.3 ч. 1 ст. 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении).

В соответствии с п. п. 1, 9 ч. 1 ст. 6 Закона о водоснабжении к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных данным законом.

В ч. 1 ст. 37 Закона о местном самоуправлении предусмотрено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 41.1 Закона о водоснабжении передача прав владения и пользования отдельными объектами систем водоснабжения и водоотведения, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом особенностей, установленных данным законом по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Согласно ч. 2 данной статьи осуществление полномочий по организации в границах поселения, муниципального округа, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», далее - Закон о концессионных соглашениях).

Как предусмотрено ч. 1.1 ст. 3 и п. 11 ч. 1 ст. 4 Закона о концессионных соглашениях, в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, подготовка, заключение, исполнение, изменение и прекращение концессионных соглашений осуществляются с учетом особенностей, установленных гл. 4 данного закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 вышеуказанного закона по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем и концедентом по которому выступает муниципальное образование, третьей стороной в обязательном порядке является также субъект Российской Федерации, в границах территории которого находится имущество, передаваемое концессионеру по концессионному соглашению, в случае, если полномочия по государственному регулированию тарифов в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения не переданы указанному муниципальному образованию в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной таким концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам)

Статья 5 Закона о концессионных соглашениях дает определение сторон концессионного соглашения - концедента и концессионера, а также определяет их субъектный состав. Согласно п. 1 ч. 1 комментируемой статьи концедентом является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления. Согласно п. 2 ч. 1 - концессионер - индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.

По общему правилу сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться иные последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п. 1 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации). Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 2 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.

В силу ст. 15 Закона о концессионных соглашениях, концессионное соглашение может быть расторгнуто на основании решения суда по требованию стороны концессионного соглашения в случае существенного нарушения условий концессионного соглашения другой стороной концессионного соглашения, существенного изменения обстоятельств, из которых стороны концессионного соглашения исходили при его заключении, а также по иным предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами или концессионным соглашением основаниям (ч.1).

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения стороной концессионного соглашения своего обязательства по концессионному соглашению другая сторона концессионного соглашения направляет ей предупреждение в письменной форме о необходимости исполнения такого обязательства в разумный срок. Требование об изменении или о досрочном расторжении концессионного соглашения может быть заявлено в суд другой стороной концессионного соглашения только в случае, если в указанный срок такое обязательство не было исполнено надлежащим образом (ч.1.1).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов: допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещения хозяйственной и иной деятельности, реализации проектов, которые могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Статьей 11 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» предусмотрено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемое составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Частями 1 и 3 ст. 2 Федерального закона РФ от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Согласно статье 1.2 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности объектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

В соответствии со ст. ст. 2, 3, 4 Закона № 2395-1 «О недрах», участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, и участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водных объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, относятся к участкам недр местного значения, порядок пользования которыми устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях.

Абзацем 5 статьи 9 Закона № 2395-1 «О недрах» предусмотрено, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

В соответствии с ч. 3 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах. Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения также устанавливается законодательством о недрах.

Как следует из концессионного соглашения № 05-52-6/19 от 09.04.2019, оно заключено между Вихоревским муниципальным образованием в лице главы администрации Вихоревского городского поселения и ООО «ОВУК».

Анализ названных положений позволяет сделать вывод о том, что система сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения относится к объектам инженерной инфраструктуры муниципального образования, поэтому организация мероприятий, направленных на устройство, содержание, транспортировку и распределение водопроводной системы и системы водоотведения на территории Вихоревского городского поселения является обязанностью органа местного самоуправления, то есть администрации Вихоревского городского поселения. При этом, ООО «ОВУК» по результатам проведения открытого конкурса на право заключения соглашения, было выбрано с другой стороны, следовательно, концессионное соглашение заключено между уполномоченными лицами.

Таким образом, установив, что Долгополов С.В. является потребителем услуги, оказываемой ООО «ОВУК» на территории Вихоревского городского поселения по обеспечению питьевой водой из поверхностного водоисточника, исходя из того, что в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация Вихоревского городского поселения вправе заключать с ООО «ОВУК» соглашение о передаче объектов муниципального имущественного комплекса, находящегося в собственности Вихоревского муниципального образования, во временное пользование и владение, суд пришел к выводу, что обращаясь с рассматриваемыми исковыми требованиями, истец фактически вмешивается в финансово-хозяйственную деятельность ООО «ОВУК» в ходе исполнения ответчиком обязательств по концессионному соглашению. При этом, как установлено судом, истец Долгополов С.В. стороной по концессионному соглашению *** от **.**.**** не является. Более того, оказание услуг истцу по подаче воды, осуществляется ООО «ОВУК» из поверхностного водоисточника, и наличие лицензии для этого не требуется, в связи с чем, заключенное концессионное соглашение *** от **.**.**** закону не противоречит и прав истца не нарушает.

Сам по себе факт заключения оспариваемого соглашения при отсутствии лицензии по добыче подземных вод у ООО «ОВУК» не свидетельствует о ничтожности соглашения.

Согласно ст.17.1 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» переход права пользования участками недр и переоформление лицензий на пользование участками недр при заключении концессионного соглашения, договора аренды и иных договоров в отношении централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, предусмотрено Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В силу ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, заключившая договор аренды сроком более чем на один год или концессионное соглашение, объектами которых являются централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, обязана в течение трех месяцев со дня заключения указанных договора или соглашения получить лицензии на осуществление видов деятельности, связанных с осуществлением горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Таким образом, лицензию на право пользования недрами необходимо получить после заключения концессионного соглашения.

При таких обстоятельствах, суд, учитывая совокупность исследованных доказательств, принимая во внимание вышеприведенные нормы действующего законодательства, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца Долгополова С.В. об установлении факта оказания услуг по добычи подземных вод ООО «ОВУК» без соответствующего разрешения – лицензии; об установлении факта оказания услуг ООО «ОВУК» по подаче питьевой воды в границах г. Вихоревки не соответствующей, требованиям СанПиН 2.1.3684-21, СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода»; признании концессионного соглашения *** от **.**.****, заключенного между администрацией Вихоревского городского поселения и ООО «ОВУК», недействительным и незаконным; освобождении жителей г. Вихоревки Братского района Иркутской области от оплаты за подачу питьевой (холодной) воды до момента подачи питьевой воды соответствующей требованиям и санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПиН 2.1.3684-21, СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода», удовлетворению не подлежат, ввиду отсутствия нарушенного или оспариваемого права истца, подлежащего судебной защите.

В силу части 1 статьи 1, части 1 статьи 11, статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предъявление любого требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав истца ответчиком.

Согласно части 2 статьи 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Вместе с тем, истец Долгополов С.В. не наделен правом на обращение в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц, в частности с требованиями об установлении факта оказания услуг ООО «ОВУК» по подаче питьевой воды в границах г. Вихоревки не соответствующей, требованиям СанПиН 2.1.3684-21, СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода», и освобождении жителей г. Вихоревки Братского района Иркутской области от оплаты за подачу питьевой (холодной) воды до момента подачи питьевой воды соответствующей требованиям и санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПиН 2.1.3684-21, СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода».

Ссылка истца Долгополова С.В. на часть 2 статьи 4 ГПК РФ признается судом не состоятельной, поскольку обращение в защиту прав, свобод и интересов других лиц может производиться в случаях, предусмотренных названным кодексом или другими федеральными законами, согласно указанной статье. При этом, правом на предъявление таких требований в отношении неопределенного круга лиц, истец в соответствии с положениями ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей», не наделен.

Более того, СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода» на который ссылается истец в своих исковых требованиях, утратил силу с **.**.****, в связи с изданием постановления главного государственного санитарного врача РФ *** от **.**.****. При этом, суд неоднократно предлагал истцу уточнить исковые требования, однако истец просил рассмотреть требования в заявленном виде.

Довод истца о том, что решением Братского районного суда Иркутской области от **.**.**** по гражданскому делу ***, установлено несоответствие требованиям СанПиН питьевой воды в г. Вихоревка Братского района Иркутской области, суд не принимает во внимание, поскольку указанное решение суда вынесено в отношении подземных источников централизованного водоснабжения.

Разрешая исковые требования о взыскании компенсации морального вреда, судом при рассмотрении настоящего дела установлено, что истец Долгополов С.В., являющийся жителем г. Вихоревка Братского района Иркутской области, неоднократно обращался в Управление Роспотребнадзора по Иркутской области и прокуратуру с заявлениями о нарушении ответчиками: администрацией Вихоревского городского поселения и ООО «ОВУК» санитарно-эпидимиологических требований к питьевой воде.

Пунктом 1 ст. 13 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть питьевую воду установленного качества.

Согласно ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации вопросы, касающиеся предоставления коммунальных услуг, относятся к жилищным правоотношениям, на которые распространяются положения Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Исходя из преамбулы Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Исполнителем является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Согласно п. 1 ст. 13 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

В силу частей 1, 4 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ) организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона. Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.

Частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг урегулированы Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила).

В силу подпункта «д» пункта 3 Правил условием предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является соответствие качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям, приведенным в приложении № 1 к Правилам.

Подпунктом «а» пункта 31 Правил установлено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (подпункт «а» пункта 33 Правил).

Несоответствия по физическим показателям качества воды (общая жесткость, содержание железа и мутность) в водопроводах из поверхностного источника, пользователем которого является истец Долгополов С.В., регистрировались территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске, Братском и Нижнеилимском районах в период 2019 г., 2020 г., 2021 г., 2022 г., 2023 г. в ходе реализации положений ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и производственного контроля качества питьевой воды, о чем свидетельствуют протоколы испытаний и экспертные заключения Федерального бюджетного учреждения «Центр гигиены и эпидемиологии по Иркутской области» (экспертные заключения ***.22 от **.**.****, ***.268 от **.**.****, ***.334 от **.**.****, ***.406 от **.**.****, ***.469 от **.**.****, ***.545 от **.**.****), сообщение Управления Роспотребнадзора по Иркутской области от **.**.****.

В связи с чем, довод ответчиков: администрации Вихоревского городского поселения и ООО «ОВУК» о том, что в настоящее время холодное водоснабжение, поставляемое истцу из поверхностного водозабора надлежащего качества, вода безопасна в эпидемиологическом отношении, безвредна по химическому составу и имеет благоприятные органолептические свойства, суд признает несостоятельными.

Постановлением Братского городского суда Иркутской области от **.**.**** по административному делу ***, ООО «ОВУК» также признавался виновным в совершении административного правонарушения по ст. 6.5 КоАП РФ и ему было назначено административное наказание в виде административного штрафа.

В силу ч. 4 ст. 61 ГПК РФ постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Доказательств соответствия холодного водоснабжение из поверхностного водозабора соответствующего требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, после окончания исполнительных производств (**.**.****), стороной ответчиков не представлено.

Таким образом, судом при рассмотрении настоящего дела установлено нарушение ООО «ОВУК» прав истца Долгополова С.В. как потребителя коммунального ресурса на протяжении длительного времени с 2019 года, поскольку он получал воду ненадлежащего качества, не отвечающую признаку безвредности.

В соответствии с положениями части 1 статьи 15 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» следует, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Таким образом, суд при разрешении спора о компенсации морального вреда не связан той суммой компенсации, на которой настаивает истец, а исходит из требований разумности, справедливости и соразмерности компенсации последствиям нарушения, то есть основополагающих принципов, предполагающих баланс интересов сторон.

Поскольку доводы Долгополова С.В. о нарушении его прав ООО «ОВУК» нашли свое подтверждение, суд считает возможным взыскать с ответчика ООО «ОВУК» в пользу истца денежную компенсацию морального вреда в размере 20 000,00 руб.

Поскольку органы местного самоуправления не являются субъектами гражданских правоотношений между потребителями и исполнителями, предоставляющими коммунальные услуги, и требования законодательства о защите прав потребителей, в частности возникновения ответственности перед потребителями при предоставлении услуг ненадлежащего качества и компенсации морального вреда потребителю на органы местного самоуправления не распространяются, в связи с чем, исковые требования о взыскании морального вреда, в том числе солидарно с администрации Вихоревского городского поселения, не подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Поскольку ООО «ОВУК» добровольно не исполнило требования потребителя, в том числе после подачи искового заявления, оспаривая обоснованность заявленных требований, суд взыскивает в пользу Долгополова С.В. с ООО «ОВУК» штраф в размере 50% от присужденной в пользу истца суммы, то есть в размере 10 000,00 руб.

В силу ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. С учетом данного требования закона с ответчика ООО «ОВУК» подлежит взысканию в бюджет адрес государственная пошлина в размере 300,00 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Долгополова СВ удовлетворить частично.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Объединенная Вихоревская управляющая компания», ОГРН 1133805002320, ИНН 3847000762, в пользу Долгополова ФИО10, **.**.**** года рождения, паспорт серии ***, компенсацию морального вреда в размере 20 000,00 рублей, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 10 000,00 рублей.

В удовлетворении исковых требований Долгополова СВ к администрации Вихоревского городского поселения, обществу с ограниченной ответственностью «Объединенная Вихоревская управляющая компания»

об установлении факта оказания услуг по добычи подземных вод обществом с ограниченной ответственностью «Объединенная Вихоревская управляющая компания» без соответствующего разрешения – лицензии;

об установлении факта оказания услуг обществом с ограниченной ответственностью «Объединенная Вихоревская управляющая компания» по подаче питьевой воды в границах г. Вихоревки не соответствующей, требованиям СанПиН 2.1.3684-21, СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода»;

признании концессионного соглашения *** от **.**.****, заключенного между администрацией Вихоревского городского поселения и обществом с ограниченной ответственностью «Объединенная Вихоревская управляющая компания» не действительным и незаконным;

освобождении жителей г. Вихоревки Братского района Иркутской области от оплаты за подачу питьевой (холодной) воды до момента подачи питьевой воды соответствующей требованиям и санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПиН 2.1.3684-21, СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода»;

взыскании с администрации Вихоревского городского поселения и общества с ограниченной ответственностью «Объединенная Вихоревская управляющая компания» солидарно компенсации морального вреда, отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Объединенная Вихоревская управляющая компания», ОГРН 1133805002320, ИНН 3847000762, в доход местного бюджета государственную пошлина в размере 300,00 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Судья                                        Е.Н. Громова

    Дата изготовления мотивированного решения суда – 01.02.2024.

2-16/2024 (2-937/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Долгополов Сергей Викторович
Ответчики
ООО "ОВУК" ООО "Объединенная Вихоревская управляющая компания"
Администрация Вихоревского городского поселения
Другие
Управление Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске и Братском районе
Суд
Братский районный суд Иркутской области
Судья
Громова Елена Николаевна
Дело на странице суда
bratski.irk.sudrf.ru
10.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.08.2023Передача материалов судье
17.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.09.2023Судебное заседание
09.10.2023Судебное заседание
02.11.2023Судебное заседание
28.11.2023Судебное заседание
18.01.2024Судебное заседание
25.01.2024Судебное заседание
01.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2024Дело оформлено
28.03.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
28.03.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
13.05.2024Судебное заседание
06.06.2024Судебное заседание
25.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее