Решение по делу № 2-1908/2023 от 18.05.2023

Дело № 2-1908/2023

УИД 34RS0004-01-2023-001875-23

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Красноармейский районный суд г. Волгограда

в составе председательствующего судьи     Рассказовой О.Я.,

при секретаре судебного заседания Даниловой Н.В.,

с участием истцам - помощника прокурора Красноармейского района г.Волгограда Кузьмина И.В., Стуровой В.П., ответчика - представителя администрации Волгограда Скобельцевой Д.А., третьих лиц – Ионовой Л.А., представителей Департамента муниципального имущества администрации Волгограда Тимофеевой О.А., Департамента по гражостроительству и архитектуре администрации Волгограда Петровой Т.М.

10 июля 2023 года в городе Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Красноармейского района г. Волгограда к администрации Волгограда, администрации Красноармейского района Волгограда о возложении обязанности сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Красноармейского района г. Волгограда обратился в суд с иском в интересах Стуровой В.П. к администрации Волгограда о возложении обязанности сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом.

В обоснование требований истец указал, что на территории Красноармейского района г. Волгограда располагается многоквартирный жилой дом <адрес>

На протяжении длительного периода времени теплоснабжение многоквартирного дома осуществляется с отступлениями от нормативов по причине действий третьего лица, в зоне эксплуатационной ответственности которого находится трубопровод отопления, ведущий к многоквартирному дому.

Для целей, в том числе, газификации многоквартирного дома как альтернативного источника отопления, требуются правоустанавливающие документы на земельный участок под домом, по которому будет проходить труба газоснабжения.

В то же время земельный участок под многоквартирным жилым домом не сформирован, тогда как в силу требований ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, прокурор просил возложить на администрацию Волгограда обязанность в срок до 1 января 2024 г. провести работы по образованию земельного участка под многоквартирным жилым домом и постановке указанного участка на кадастровый учет.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Кузьмин И.В. заявленные исковые требования поддержал.

Представитель администрации Волгограда Скобельцева Д.А. в судебном заседании исковые требования не признала по обстоятельствам изложенным в письменных возражениях на иск.

Представители третьих лиц Департамента муниципального имущества администрации Волгограда Тимофеева О.А., и Департамента по гражостроительству и архитектуре администрации Волгограда Петрова Т.М. в судебном заседании исковые требования не поддержали, представив письменные возражения.

Третье лицо Ионова Л.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, а также указала, что многоквартирный дом <адрес> не обладает признаками дома блокированной застройки.

Ответчик администрация Красноармейского района г.Волгограда и третьи лица Рикунов В.В. Кремнев А.И., Управление Росреестра по Волгоградской области извещенные о слушании дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, возражений не представили.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований, по следующим основаниям.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу многоквартирного дома.

Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (пп. 5 п. 1 ст. 1пп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ), в постановлении от 28 мая 2010 г. № 12-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах установил в ЖК РФ общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 ст. 36 ЖК РФ), а в Федеральном законе от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (ст. 16 данного Федерального закона).

Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.

На основании ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 г. № 12-П).

Из материалов дела следует, что на территории Красноармейского района г. Волгограда располагается многоквартирный жилой дом № <адрес>

Земельный участок под указанным многоквартирным жилым домом не сформирован, на кадастровый учет не поставлен.

При этом собственники помещений обращались в администрацию Волгограда с заявлением о формировании земельного участка, в ответ на которое администрация сообщала об отсутствии утвержденного проекта межевания территории.

В то же время, проект межевания относится к документации по планировке территории, решение о подготовке которой по общим правилам принимается уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления (п. 2 ч. 4 ст. 41, ч. 1 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Следовательно, именно на администрацию Волгограда, как на органе местного самоуправления, лежала обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом <адрес> г. Волгограда, при этом отсутствие утвержденного проекта межевания территории не является основанием для отказа гражданам в реализации их права на формирование земельного участка.

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований и о возложении на администрацию Волгограда обязанности в срок до 1 января 2024 г. провести работы по формированию земельного участка и постановке его на кадастровый учет.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, требования прокурора к администрации Красноармейского района г.Волгограда, суд находит не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковое заявление прокурора Красноармейского района г. Волгограда к администрации Волгограда о возложении обязанности сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом - удовлетворить.

Возложить на администрацию Волгограда (ИНН 3448905960) обязанность в срок до 1 января 2024 года провести работы по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом № <адрес> г. Волгограда и постановке данного участка на кадастровый учет.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В удовлетворении исковых требований прокурора Красноармейского района г.Волгограда к администрации Красноармейского района Волгограда отказать.

Мотивированное решение изготовлено 17 июля 2023 года.

Председательствующий                           О.Я. Рассказова

2-1908/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
прокуратура Красноармейского района г. Волгограда
Кузьмин Илья Владимирович
Стурова Валентина Павловна
Ответчики
Администрация Волгограда
Администрации Красноармейского района Волгограда
Другие
Петрова Татьяна Михайловна
Тимофеева Олеся Алексеевна
Управление Росреестра по Волгоградской области
Ионова Людмила Александровна
Рикунов Владимир Владимирович
Скобельцева Дарья Андреевна
Кремнев Антон Игоревич
Ионова Лариса Петровна
Департамент муниципального имущества Администрации Волгограда
Департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда
Балуев Сергей Александрович
Суд
Красноармейский районный суд г. Волгоград
Судья
Рассказова Оксана Яковлевна
Дело на странице суда
krasn.vol.sudrf.ru
18.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.05.2023Передача материалов судье
22.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.06.2023Судебное заседание
10.07.2023Судебное заседание
17.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее