Дело № 12-17/2019
Р Е Ш Е Н И Е
08 апреля 2019 года г. Анива
Судья Анивского районного суда Сахалинской области Невидимова Н.Д., при секретаре Мишиной Е.В., рассмотрев жалобу Дагаева Руслана Сулимановича на постановление № 06-06-203/Э начальника отдела государственного энергетического надзора Сахалинского управления Ростехнадзора Тен Дон Хо от 16 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания» Дагаева Руслана Сулимановича,
у с т а н о в и л:
Постановлением № 06-06-203/Э начальника отдела государственного энергетического надзора Сахалинского управления Ростехнадзора Тен Дон Хо от 16 января 2019 года директор муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания» Дагаев Р.С. привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - невыполнение потребителем электрической энергии требования о самостоятельном ограничении режима потребления электрической энергии, предъявленного ему в соответствии с установленным законодательством об электроэнергетике порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.
Дагаев Р.С., не согласившись с вышеуказанным постановлением, обжаловал его в суд, указав в жалобе, что муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания» является исполнителем коммунальных услуг, покупающим электрическую энергию для содержания мест общего пользования.
Действия ОП «Энергосбыт» ПАО «Сахалинэнерго» по направлению уведомления о введении самоограничения режима потребления электрической энергии в местах общего пользования от 12 ноября 2018 года № 5501 в адрес муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания» нарушают положения части 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике, пункты 121, 122 Правил предоставления коммунальных услуг.
Согласно уведомлению ОП «Энергосбыт» ПАО «Сахалинэнерго» от 12 ноября 2018 года № 5501 о наличии задолженности, муниципальному унитарному предприятию «Управляющая компания» надлежало ввести самостоятельно до 12 часов 03 декабря 2018 года полное ограничение режима потребления электрической энергии путем отключения мест общего пользования до нуля без прекращения подачи электроэнергии индивидуальным потребителям жилых домов, расположенных по адресу: <адрес>.
Договорные отношения по обеспечению электроэнергией указанных в уведомлении домов регулируются договором № от 27 августа 2018 года.
Из постановления об административном правонарушении следует, что обстоятельства правонарушения подтверждаются актом сверки взаимных расчетов по состоянию на 01 января 2019 года по договорам № (объектом поставки электроэнергии являются дома, расположенные непосредственно в г. Анива) и № (объектом поставки электроэнергии является водозабор с. Воскресенское).
Доказательств задолженности по электроэнергии в отношении указанных в уведомлении объектов в материалах дела нет.
Акт о необеспечении доступа представителей ресурсоснабжающей организации (РСО) от 03 декабря 2018 года составлен с нарушением прав и интересов муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания», поскольку предприятие не было извещено о времени и месте составления акта, требование об обеспечении доступа представителей РСО не выдвигалось, в связи с чем не могло быть нарушено. Учитывая территориальную протяженность расположения указанных в уведомлении объектов (с. Мицулевка, с. Ново-Троицкое, с. Троицкое), сотрудник РСО не имел физической возможности установить нарушение в отношении всех указанных в уведомлении домов.
Изложив в жалобе указанные обстоятельства, Дагаев Р.С. просит отменить постановление по делу об административном правонарушении №/Э от 16 января 2019 года.
27 февраля 2019 года от защитника Мерзляковой Т.В. поступило дополнение к жалобе, из которой следует, что публичное акционерное общество «Сахалинэнерго» не имело оснований для введения ограничения электропотребления в отношении муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания» ввиду отсутствия признанной муниципальным унитарным предприятием «Управляющая компания» или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией.
Согласно акту сверки от 01 ноября 2018 года, задолженность муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания» составляет 188 599 рублей 81 копейка. Акт сверки муниципальным унитарным предприятием «Управляющая компания» не подписан, так как данная задолженность является предметом спора, находящегося на рассмотрении в Арбитражном суде Сахалинской области.
По мнению защитника, у публичного акционерного общества «Сахалинэнерго» не имелось законных оснований для введения ограничения в отношении муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания».
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении, относятся действия лица в состоянии крайней необходимости (то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц).
Отсутствие освещения в местах общего пользования может повлечь ряд негативных последствий для граждан, использующих эти места (получение различных травм при отсутствии освещения). Ограничения режима подачи электроэнергии в ночное время повлечет нарушение законных прав и интересов жителей, пользующихся местами общего пользования.
Изложив в дополнении к жалобе указанные обстоятельства, защитник Мерзлякова Т.В. просит постановление №/Э Сахалинского управления Ростехнадзора о привлечении Дагаева Р.С. к административной ответственности за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
В судебном заседании лицо, привлекаемое к административной ответственности, Дагаев Р.С., защитник Мерзлякова Т.В. настаивали на доводах жалобы по изложенным в ней основаниям с учетом внесенных дополнений, просили постановление №/Э Сахалинского управления Ростехнадзора отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Представитель публичного акционерного общества «Сахалинэнерго» в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещены.
Из отзыва представителя публичного акционерного общества «Сахалинэнерго» Шнайдера А.А., действующего по доверенности, следует, что муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания» ошибочно причисляет себя к покупателям электроэнергии, а не к потребителям. Исполнитель коммунальной услуги является покупателем в случае приобретения объемов коммунального ресурса для целей его перепродажи. Приводимые заявителем правовые нормы относятся к отношениям по предоставлению коммунальных услуг собственникам, в отношении которых уведомление о введении ограничения не выдавалось. У муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания» имеется задолженность по договору №. Акт об отказе от самоограничения соответствует требованиям законодательства. Время, указанное в акте, означает время начала его составления. Сам факт невведения ограничения не оспаривается. О необходимости явки представителей муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания» и об обеспечении доступа указывалось в уведомлении о введении ограничения.
Выслушав привлекаемое лицо Дагаева Р.С., защитника Мерзлякову Т.В., изучив доводы жалобы, исследовав дело об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Согласно части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (часть 3).
Частью 1 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение потребителем электрической энергии введенного в отношении его полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения, невыполнение потребителем электрической энергии требования о самостоятельном ограничении режима потребления электрической энергии, предъявленного ему в соответствии с установленным законодательством об электроэнергетике порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, либо необеспечение потребителем электрической энергии в предусмотренных указанным порядком случаях доступа представителей сетевой организации или иного лица, обязанного осуществлять действия по введению ограничения режима потребления электрической энергии, к принадлежащим потребителю энергопринимающим устройствам.
Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 442.
Согласно абзацу второму подпункта «б» пункта 2 данных Правил, ограничение режима потребления в случае нарушения потребителем своих обязательств, выразившемся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком, энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности).
В силу подпункта «а» пункта 4 Правил ограничение режима потребления вводится по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), - в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором и четвертом подпункта «б» пункта 2 настоящих Правил.
Согласно пункту 7 Правил, частичное ограничение режима потребления производится потребителем самостоятельно.
Пунктом 7(2) Правил предусмотрено, что в случае необеспечения исполнителю (субисполнителю, инициатору введения ограничения) потребителем доступа к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики, приборам учета при осуществлении этим потребителем действий по самостоятельному ограничению режима потребления исполнитель (субисполнитель, инициатор введения ограничения) составляет акт о необеспечении доступа, в котором указываются:
а) полное и сокращенное (при наличии) наименование организации, ее адрес, идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет в налоговом органе в соответствии с информацией, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц;
б) фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;
в) фамилия, имя, отчество (при наличии) и паспортные данные гражданина либо данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) место, дата и время составления акта о необеспечении доступа;
д) место нахождения энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики, места установки приборов учета;
е) основания введения ограничения режима потребления;
ж) причины необеспечения доступа (если эти причины были заявлены потребителем);
з) фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, уполномоченного на подписание акта от имени потребителя.
В силу пункта 13 Правил акт о введении ограничения режима потребления, акт о необеспечении доступа и акт проверки введенного ограничения режима потребления составляются в 3 экземплярах (в 4 экземплярах - если введение ограничения режима потребления осуществляется субисполнителем).
Соответствующий акт подписывается заинтересованными лицами, присутствующими при его составлении. В случае отказа потребителя от подписания акта, а также в случае отсутствия потребителя при составлении акта в акте делается запись об этом с указанием причин (при наличии такой информации). При этом акт составляется в присутствии 2 незаинтересованных лиц, которые своей подписью подтверждают достоверность информации, содержащейся в акте, о чем собственноручно выполняют соответствующую запись в акте. Указанные незаинтересованные лица вправе уточнить в акте, достоверность какой именно информации они подтверждают, при этом к информации, достоверность которой подтверждается указанными лицами, не могут быть отнесены выводы о нарушении потребителем введенного в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики ограничения режима потребления, а также выводы о невыполнении потребителем требования о самостоятельном ограничении режима потребления.
При составлении акта в присутствии 2 незаинтересованных лиц в акте указываются в отношении каждого из них фамилия, имя и отчество (при наличии), фактическое место жительства, паспортные данные либо данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также телефон этого лица.
Из дела об административном правонарушении следует, что 24 декабря 2018 года в Сахалинское управление Ростехнадзора поступило заявление ОП «Энергосбыт» публичного акционерного общества «Сахалинэнерго» о привлечении должностных лиц муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Усмотрев из приведенных в заявлении обстоятельств, представленных доказательств в действиях (бездействии) должностного лица - директора муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания» Дагаева Р.С. нарушение пункта 7 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года № 442, которое содержит признаки предусмотренного частью 1 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях деяния, должностное лицо управления 11 января 2019 года составило в отношении должностного лица протокол об административном правонарушении №/Э.
16 января 2019 года постановлением №/Э начальника отдела государственного энергетического надзора Сахалинского управления Ростехнадзора Тен До Хо должностное лицо муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания» - директор Дагаев Р.С. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Согласно договору энергоснабжения № от 27 августа 2018 года, заключенному между публичным акционерным обществом «Сахалинэнерго» и муниципальным унитарным предприятием «Управляющая компания», предметом договора является электрическая энергия, необходимая для содержания общего имущества в многоквартирных домах, расположенных по адресам: <адрес> <адрес>.
Из договора следует, что ресурсоснабжающей организацией публичным акционерным обществом «Сахалинэнерго» принято на себя обязательство осуществлять продажу электрической энергии, необходимой исполнителю для содержания общего имущества многоквартирных домов, а исполнителем муниципальному унитарному предприятия «Управляющая компания» - производить оплату за электрическую энергию.
В силу приведенных выше положений абзаца второго подпункта «б» пункта 2 Правил ограничения режима потребления электрической энергии публичное акционерное общество «Сахалинэнерго» вправе выступать инициатором введения ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) за неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным унитарным предприятием «Управляющая компания» обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и услуг, если это привело к образованию задолженности потребителя перед энергоснабжающей организацией по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения.
12 ноября 2018 года (исх. №) ОП «Энергосбыт» публичного акционерного общества «Сахалинэнерго» в адрес муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания» направлено уведомление, в котором сообщено о наличии задолженности по оплате потребленной электроэнергии в размере 188, 60 рублей и поставлено требование о самостоятельном введении полного ограничения режима потребления электроэнергии путем отключения мест общего пользования до нуля без прекращения подачи электроэнергии индивидуальным потребителям жилых домов, расположенных в <адрес>, до 12 часов 03 декабря 2018 года.
В качестве доказательства совершения должностным лицом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в материалах дела об административном правонарушении имеется акт о необеспечении доступа представителям публичного акционерного общества «Сахалинэнерго» потребителем к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики, приборам учета при самостоятельной ограничении режима потребления электроэнергии.
Из акта следует, что энергоснабжение мест общего пользования многоквартирных домов по адресам: <адрес> <адрес>, производится в полном объеме – на лестничных площадках, фасадах домов, у входов в подъезды включены светильники.
Указанный акт датирован 12 часами 00 минутами 03 декабря 2018 года, составлен и подписан представителем публичного акционерного общества «Сахалинэнерго» - инженером-инспектором ЮСУ Лоскутовым С.Л. в отсутствие представителя муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания»; в нарушение пункта 13 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии акт составлен без привлечения двух незаинтересованных лиц, которые своей подписью подтвердили бы достоверность информации, содержащейся в акте.
В материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства надлежащего извещения муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания» о проведении проверки по факту самостоятельного ограничения режима потребления электрической энергии, а именно: отсутствует какое-либо уведомление о необходимости обеспечения представителя муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания» к определенному времени, дате и месту проверки.
Уведомление № от 12 ноября 2018 года, составленное начальником Южно-Сахалинского отделения ОП «Энергосбыт» и врученное 13 ноября 2018 года мастеру муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания» Белоусовой, не содержит даты, времени и места проведения проверки, а содержит требование о необходимости самостоятельно ввести до 12 часов 03 декабря 2018 года полное ограничение режима потреблении электроэнергии.
Кроме того, судья принимает во внимание, что ограничение режима потребления электроэнергии принято в отношении девяти многоквартирных жилых домов, расположенных в разных населенных пунктах.
Учитывая территориальную расположенность объектов, в отношении которых введен режим ограничения потребления электроэнергии, судья полагает доводы защитника Мерзляковой Т.В. о невозможности установления представителем публичного акционерного общества «Сахалинэнерго» в одно время нарушений по всем девяти многоквартирным жилым домам, расположенным в с. Мицулевка, с. Троицкое и с. Ново-Троицкое Анивского района Сахалинской области обоснованными и соглашается с ними.
Принимая во внимание, что в акте указано одно время – 12 часов 00 минут, доводы представителя Гостехнадзора о том, что указанное время является началом составления акта, судья находится несостоятельными, поскольку в акте отсутствует время окончания составления процессуального документа.
На основании изложенного, судья приходит к выводу, что акт о необеспечении доступа представителей публичного акционерного общества «Сахалинэнерго» потребителем к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики, приборам учета при самостоятельном ограничении режима потребления электроэнергии от 03 декабря 2018 года составлен с существенными нарушениями пунктов 7(2), 13 Правил ограничения режима потребления электрической энергии, в связи с чем не может являться надлежащим доказательством несоблюдения введенного в отношении муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания» режима по самоограничению энергопотребления.
Иных относимых, допустимых и достаточных доказательств совершения должностных лицом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, материалы дела не содержат.
Протокол об административном правонарушении составлен на основании акта от 03 декабря 2018 года, признанного судом недопустимым доказательством в силу несоответствия его Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.
Таким образом, в ходе производства по делу порядок привлечения должностного лица к административной ответственности нарушен.
Анализ приведенных выше процессуальных требований свидетельствует о том, что составленные в ходе производства по делу об административном правонарушении акт от 03 декабря 2018 года, протокол об административном правонарушении №/Э от 11 января 2019 года, на которых основано постановление административного органа, не могут рассматриваться в качестве надлежащих доказательств по делу об административном правонарушении и служить основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности.
Изложенное выше позволяет сделать вывод о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление о привлечении должностного лица Дагаева Р.С. к административной ответственности, что исключает производство по настоящему делу об административном правонарушении.
Таким образом, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Жалобу Дагаева Руслана Сулимановича удовлетворить.
Постановление №/Э начальника отдела государственного энергетического надзора Сахалинского управления Ростехнадзора Тен Дон Хо от 16 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания» Дагаева Руслана Сулимановича отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания» Дагаева Руслана Сулимановича прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Анивский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения.
Судья
Анивского районного суда Н.Д. Невидимова