№ 2а – 2187/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
гор. Волгоград 23 августа 2019 года
Тракторозаводский районный суд города Волгограда в составе:
председательствующего судьи Буланцевой О.Ю.,
при секретаре Ковалевой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ обратилась к ФИО1 о взыскании задолженности по требованию ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫS0117058220 от 09.01.2017г. по пене по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 01.01.2017г. в размере 245,41руб.; ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от 07.09.2017г. по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 01.01.2017г. в размере 3796,85 руб., по пене по страховым взносам на ОМС в размере 402,52 руб.; ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от 11.10.2017г. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 13901,61 руб., по страховым взносам на ОМС в размере 2726,85 руб., а всего на общую сумму 21073,24 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что в МИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ ФИО1 зарегистрирована как плательщик страховых взносов с 08.04.2004г. Инспекцией у налогоплательщика выявлена недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в связи с чем должнику было направлено требование об уплате недоимки. Требование налогоплательщиком в установленный срок не исполнено в полном объеме.
Вместе с тем, в связи с переходом в централизованное программное обеспечение у Инспекции отсутствовала техническая возможность формирования искового заявления и соответствующего перечня документов. Таким образом, инспекция просит принять вышеуказанное в качестве уважительной причины пропуска срок обращения в суд и восстановить срок на подачу административного искового заявления, взыскав суммы недоимки и пени.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
В судебное заседание административный ответчик ФИО1 не явилась, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом судебной повесткой. Причины неявки суду не известны.
Исследовав материалы дела, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Статьей 57 Конституции РФ на каждого возлагается обязанность платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу положений ст. ст. 44, 45 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требование об уплате налога.
Правовые отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 2017 года регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации.
В частности, в силу п. 3 ст. 8 НК РФ под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
В соответствии с положениями ст. 419 НК РФ индивидуальные предприниматели признаются плательщиками страховых взносов.
Согласно ч. 1 ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с ч. 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В связи с неуплатой страховых взносов в адрес ответчика Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ были направлены требования об уплате страховых взносов ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫS01160073711 от 24.03.2016г. об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 18610,80 руб., по пене по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 573,21 руб., по страховым взносам на ОМС в размере 112,44 руб.; ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫS01170058220 от 09.10.2017г. по пене по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1769,41 руб., по пене по страховым взносам на ОМС в размере 245,41 руб.; ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от 07.09.2017г. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 130275,60 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 19356,48 руб., по пене по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 12461,22 руб., по страховым взносам на ОМС в размере 3796,85 руб., по пене по страховым взносам на ОМС в размере 402,52 руб.; ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от 11.10.2017г. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 13901,61 руб., по страховым взносам на ОМС в размере 2726,85 руб., которые остались без исполнения.
В соответствии с пунктом 20 Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДАТА ИЗЪЯТА N 41/9 1999 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дел о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 сроки для обращения налоговых органов в суд.
По общему правилу, в силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
В то же время, согласно пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, начало течения срока определено законодателем именно днем вынесения определения об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов дела, определением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ - мировым судьей судебного участка №АДРЕС ИЗЪЯТ 26.07.2018г. отменен судебный приказ, вынесенный ДАТА ИЗЪЯТА о взыскании с ФИО1 недоимки по страховых взносам и пеням.
Принимая во внимание, что указанный судебный приказ был отменен ДАТА ИЗЪЯТА, истец был вправе в соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ обратиться в суд с заявлением о взыскании с ответчика указанной недоимки в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, то есть до ДАТА ИЗЪЯТА.
Судом установлено, что с настоящим административным исковым заявлением МИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ обратилось в суд лишь 08.07.2019г., то есть по истечении установленного законом шестимесячного срока, в связи с чем административный истец ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с данным иском.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 НК Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
Таким образом, из буквального толкования норм права о порядке взыскания налога, пени и штрафа, закрепленных в пунктах 2, 3 статьи 48 НК РФ, следует, что при пропуске установленных сроков судебная процедура взыскания недоимки не может быть реализована без восстановления срока для обращения в суд, для чего необходимо обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного по уважительной причине шестимесячного срока.
Пропуск процессуального срока административным истцом является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска согласно ч. 5 ст. 180 КАС РФ.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч. 4 ст. 289 КАС РФ)
Данные требования закона в полной мере распространяются и на обстоятельства по доказыванию уважительности причин пропуска установленного законом срока обращения в суд.
Доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин, препятствующих истцу обратиться в суд в установленный законом срок, суду не представлено.
Административный истец является профессиональным участником налоговых правоотношений, специально уполномоченным государственным органом на администрирование налоговых платежей, страховых взносов, в том числе, на их взыскание в принудительном порядке, что предполагает осведомленность инспекции о правилах обращения в суд с исками о взыскании задолженности и пени по страховым взносам.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ в восстановлении срока для подачи административного искового заявления к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени.
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Тракторозаводский районный суд города Волгограда в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья О.Ю.Буланцева
УИД 34RS0007-01-2019-002489-92