Судья Котликова О.П. Дело № 33а-1694/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 марта 2016 года г. Барнаул
Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Вегель А.А.
судей Зацепина Е.М., Новиковой Н.В.,
при секретаре Усачевой К.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Главного управления имущественных отношений Алтайского края на решение Алтайского краевого суда от 18 декабря 2015 года по делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Карьер» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
Заслушав доклад судьи Зацепина Е.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО «Карьер» обратилось в Алтайский краевой суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка, находящегося примерно в 1300 м от ориентира по направлению на северо-восток, почтовый адрес ориентира: <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равной <данные изъяты>. по состоянию на ДД.ММ.ГГ.
В обоснование требований указано, ООО «Карьер» является арендатором вышеуказанного земельного участка, кадастровая стоимость земельного участка утверждена в размере <данные изъяты>. и является завышенной. Результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца, поскольку размер кадастровой стоимости влияет на размер арендной платы. Действительная рыночная стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет <данные изъяты>., что подтверждается отчетом об оценке, выполненным ООО «Алтайский центр строительно-технической экспертизы», и положительным экспертным заключением НП СРОО «ЮСО» от ДД.ММ.ГГ. Ссылаясь на п.3 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации, просит установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости.
С учетом заключения судебной оценочной экспертизы административный истец уточнил заявленное требование, просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты>
Решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Карьер» о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, поданное ДД.ММ.ГГ, удовлетворено.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного примерно в 1300 м от ориентира по направлению на северо-восток, почтовый адрес ориентира: <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равной <данные изъяты>.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо Главное управление имущественных отношений Алтайского края просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на отсутствие у заявителя как арендатора, права на определение кадастровой стоимости земельного участка. Факт недостоверности сведений об объекте недвижимости истцом документально не подтвержден, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, указано, что суд не учел, что в случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, уполномоченными органами принимается решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу административный истец просит оставить решение суда без изменения.
Изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного истца М., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив дело в полном объеме в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в силу следующего.
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
ООО «Карьер» является арендатором вышеуказанного земельного участка на основании договора от ДД.ММ.ГГ, заключенного с Главным управлением имущественных отношений Алтайского края (т.1, л.д.11-19). По условиям данного договора (п.5.5.2) арендатор имеет исключительное право на приобретение земельного участка в собственность.
Таким образом, установление в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости имеет правовое значение для заявителя.
ООО «Карьер» соблюден досудебный порядок урегулирования спора путем обращения ДД.ММ.ГГ в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Алтайскому краю. Уведомлением от ДД.ММ.ГГ в рассмотрении заявления отказано со ссылкой на судебный порядок оспаривания результатов кадастровой оценки.
Согласно сведениям филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю земельный участок площадью 169461 с кадастровым номером ***, расположенный примерно в 1300 м от ориентира по направлению на северо-восток, почтовый адрес ориентира: <адрес>, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГ, кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет <данные изъяты> руб.
Информации о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений об установлении иной кадастровой стоимости земельного участка в суд не поступило.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Исходя из положений части 11 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (ред. от 08.03.2015г.), основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Судом была назначена судебная экспертиза с целью определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01 января 2009 года.
Согласно заключению эксперта ООО «ОЦЕНКА ПЛЮС», отвечающего требованиям ст.4 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2009 года составляет <данные изъяты> руб.
Исследовав заключение судебной оценочной экспертизы в совокупности с другими доказательствами по делу, суд пришел к обоснованному выводу, что данное доказательство является относимым, допустимым, достоверным, полученным в предусмотренном законом порядке, соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности, и на его основании, возможно установить рыночную стоимость земельного участка.
Поскольку доказательств, опровергающих изложенные в указанном заключении судебной экспертизы выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, заинтересованными лицами (административными ответчиками) в материалы дела не представлено, суд правомерно признал заявленные требования в части определения кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы жалобы Главного управления имущественных отношений по Алтайскому краю о том, что арендатору не принадлежит право на оспаривание результатов кадастровой стоимости объекта недвижимости, основано на ошибочном толковании норм права. Действующее законодательство не содержит ограничений, препятствующих арендатору объекта недвижимости как лицу, имеющему самостоятельный правовой интерес, обратиться в установленном законом порядке в суд в целях установления кадастровой стоимости такого объекта в размере, равном его рыночной стоимости.
Более того, в соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», прямо предусмотрено, что арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Утверждение в жалобе о том, что превышение рыночной стоимости объекта недвижимости его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов является основанием для отклонения заявления о пересмотре кадастровой стоимости, является несостоятельным, поскольку в соответствии с требованиями ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности юридическое лицо вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде и в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В данном случае заявитель воспользовался своим правом на судебную защиту, представив в обоснование своих требований соответствующие доказательства, которые не были оспорены в ходе судебного разбирательства ни одним из участников процесса. Суд первой инстанции, воспользовавшись дискреционным правом на оценку доказательств, предусмотренным статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оценив заключение оценочной экспертизы в совокупности с другими доказательствами, пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований и установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере рыночной стоимости. Оснований для переоценки имеющихся в деле доказательств судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Алтайского краевого суда от 18 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления имущественных отношений Алтайского края – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи