Дело № 2-159/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 февраля 2019 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Ратомской Е.В.,
при секретаре Павлюченя М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с применением систем видеоконференцсвязи гражданское дело по иску Примеровой Т.А. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сортавала Республике Карелия (межрайонное) о признании решения незаконным, включении периодов в стаж работы и назначении пенсии,
установил:
Иск заявлен по тем основаниям, что <Дата обезличена> истец обратилась в ГУ УПФ РФ в городе Сортавала Республике Карелия (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». В связи с отсутствием необходимого льготного стажа решением ГУ УПФ РФ в городе Сортавала Республике Карелия (межрайонное) <Номер обезличен> от <Дата обезличена> истцу отказано в назначении пенсии. В стаж педагогической деятельности был засчитан период работы 23 года 06 месяцев 25 дней, при этом не были учтены следующие периоды работы:
- курсы повышения квалификации и участие в методических объединениях: <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, <Дата обезличена> (1 месяц 18 дней);
- периоды работы в должности воспитателя в <Данные изъяты> с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> (1 год 6 месяцев), поскольку в указанные периоды истец работала в условиях неполной педагогической нагрузки (0,92 – 0,397 ставки).
В обоснование заявленных требований Примерова Т.А. ссылается на то, что в период нахождения на курсах повышения квалификации, на которые ее направлял работодатель, за ней сохранялось рабочее место и средняя заработная плата. Период работы в должности воспитателя в <Данные изъяты> она осуществляла трудовую деятельность на полную ставку, что следует из трудовой книжки, лицевых счетов с указанием количества отработанных помесячно дней и часов, расчетом отработанных часов на ставку, составленных заведующей <Данные изъяты> на основании табелей учета рабочего времени за 2001-2002 год; решением <Адрес обезличен> Совета от <Дата обезличена> «О снижении недельной нагрузки воспитателей дошкольных образовательных учреждений», которым была установлена сокращенная рабочая неделя продолжительностью 30 часов с <Дата обезличена> с сохранением установленных должностных окладов; решением <Адрес обезличен> Совета от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О норме учебной (педагогической) нагрузки за ставку заработной платы», которым была отменена сокращенная рабочая неделя.
Примерова Т.А. просит зачесть в стаж работы дающий право на назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» указанные выше периоды; обязать ответчика назначить страховую пенсию по старости и взыскать расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Истец Примерова Т.А. в судебном заседании на иске настаивала по основаниям, указанным в нем. Просила иск удовлетворить. Пояснила, что по её подсчетам на день обращения за назначением пенсии стаж работы составлял 25 лет и 6 месяцев.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, уведомлены надлежащим образом. Ранее возражали относительно заявленных требований по основаниям, указанным в решении об отказе в назначении пенсии. Полагают спорные периоды не подлежащими включению в педагогический стаж, поскольку периоды прохождения курсов повышения квалификации не поименованы в Правилах исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии. Периоды осуществления педагогической деятельности в <Данные изъяты> в 2001-2002 года не учтены в стаж в связи с работой в условиях неполной педагогической нагрузки. Просили в иске отказать.
Суд, выяснив позицию сторон, исследовав письменные материалы дела, материалы отказного дела, приходит к выводу, что иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 9 Международного пакта от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах» признается право каждого человека на социальное обеспечение. Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию - является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, устанавливаются законом.
Статьей 39 Конституции РФ предусмотрено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Судом установлено, что <Дата обезличена> истица принята воспитателем <Данные изъяты>
<Дата обезличена> Примерова Т.А. обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Сортавала Республики Карелия (межрайонное) с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости согласно п.п.19 п.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ответчика <Номер обезличен> от <Дата обезличена> истице отказано в установлении пенсии в связи с отсутствием необходимого для назначения страховой пенсии по старости льготного стажа работы (педагогической деятельности), поскольку льготный стаж работы, дающий право на назначение пенсии по старости составляет 23 года 06 месяцев 03 дня, что меньше требуемых 25 лет, при этом ответчик не включил в стаж педагогической деятельности следующие периоды работы:
- курсы повышения квалификации и участие в методических объединениях: <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, <Дата обезличена> (1 месяц 18 дней);
- периоды работы в должности воспитателя в <Данные изъяты> в условиях снижения нормы недельной нагрузки с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> (1 год 6 месяцев).
С указанным решением ответчика не согласна Примерова Т.А., полагая, что спорные периоды подлежат включению в стаж педагогической деятельности.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, в соответствии с которой основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781);
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее - Список N 1067), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
В силу п.4 Правил N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
С <Дата обезличена> воспитателям дошкольных образовательных учреждений, детских садов норма педагогической учебной нагрузки за ставку заработной платы установлена 36 часов в неделю.
Пунктом 2 ч.2 ст.31 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", действовавшим на момент спорных отношений, было установлено, что к исключительной компетенции в области образования органов местного самоуправления относится формирование местных бюджетов в части расходов на образование и принятие местных нормативов финансирования системы образования, а п.11 этой же статьи установлено, что к исключительной компетенции в области образования органов местного самоуправления относится установление дополнительных льгот, стимулирующих развитие образования.
<Дата обезличена> Олонецким районным судом Республики Карелия рассмотрены гражданские дела по искам ФИО5 и ФИО6, осуществлявших трудовую деятельность в <Данные изъяты>, о защите пенсионных прав.
Указанными судебными актами установлено, что на основании Закона «Об образовании» <Адрес обезличен> Совет <Дата обезличена> принял решение «О снижении недельной нагрузки воспитателей дошкольных образовательных учреждений до 30 часов в неделю с сохранением установленных должностных окладов при необходимых 36 часах. <Дата обезличена> <Адрес обезличен> Совет решением <Номер обезличен> отменил решение от <Дата обезличена> и принял Постановление, по которому с <Дата обезличена> норма часов была установлена 36 часов в неделю.
Вступившими в законную силу судебными актами суд, при включении истцам спорных периодов в стаж педагогической деятельности, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, исходил из нормы 30 часов в неделю, ссылаясь, что принятие решения <Адрес обезличен> Советом от <Дата обезличена> не зависело от волеизъявления работников, которые исполняли свои функциональные обязанности в полном объеме, что подтверждается, в том числе, лицевыми счетами; снижение нагрузки не повлекло уменьшения заработной платы, поэтому все удержания из заработка, в том числе в Пенсионный фонд РФ, должны были производиться в полном размере от полной ставки заработной платы без ограничения от нормы фактически отработанных часов.
Таким образом, периоды работы Примеровой Т.А. в должности воспитателя в <Данные изъяты> в условиях снижения нормы недельной нагрузки с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> (1 год 6 месяцев) подлежат выключению в стаж работы дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
В соответствии со ст. 196 ТК РФ, необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.
На основании статьи 187 ТК РФ, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата.
Кроме того, систематическое повышение профессионального уровня является обязанностью педагогического работника в силу действующего законодательства (ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
Несмотря на отсутствие в Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781, а также в Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. №516 прямого указания о включении курсов повышения квалификации и периодов участия в методических объединениях в стаж педагогической деятельности, периоды прохождения курсов повышения квалификации и периоды участия в методических объединениях могут подлежать зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.
Из материалов дела следует, что в период осуществления трудовой деятельности истица направлялась на курсы повышения квалификации:
<Данные изъяты>
<Данные изъяты>
<Данные изъяты>
<Данные изъяты>
Таким образом, материалами дела подтверждается, что в указанные периоды истица направлялась на курсы повышения квалификации работодателем, за ней сохранялось рабочее место, выплачивалась заработная плата и производились отчисления в пенсионный фонд, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что вышеуказанные периоды подлежат зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.
Доказательств, что в иные заявленные периоды нахождения на курсах повышения квалификации и методических объединениях за истцом сохранялась заработная плата и производились необходимые отчисления, истцом не представлено, в связи с чем исковые требования в данной части подлежат частичному удовлетворению, в педагогический стаж подлежат включению периоды с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена> ( 28 дней).
С учетом установленных обстоятельств, стаж работы Примеровой Т.А. дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом спорных периодов, составляет на момент обращения более 25 лет ( 24 года 9 месяцев 13 дней (23 года 06 мес.03 дня стаж, включенный ответчиком + 01 год 06 месяцев - спорный период + 28 дней)
Принимая во внимание, что стаж педагогической деятельности с учетом включения спорных периодов является достаточным для назначения Примеровой Т.А. пенсии, суд считает возможным возложить на ответчика обязанность по назначению истцу пенсии с даты подачи заявления о назначении пенсии, то есть с <Дата обезличена>.
Согласно ст.98 ГПК РФ, исходя из неимущественного характера заявленных требований, с учетом удовлетворения иска о нарушении пенсионных прав, с ответчика в пользу истицы подлежат взысканию расходы по уплаченной государственной пошлине в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сортавала Республики Карелия (межрайонное) включить Примеровой Т.А. периоды работы: с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена> в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сортавала Республики Карелия (межрайонное) назначить Примеровой Т.А. страховую пенсию по старости в соответствии с пп.19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с <Дата обезличена>.
В остальной части в иске отказать.
Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сортавала Республики Карелия (межрайонное) в пользу Примеровой Т.А. расходы по уплаченной государственной пошлине в сумме 300 руб.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Ратомская
Мотивированное решение изготовлено 26.02.2019