Дело № 33-744/2024 (33-21058/2023, 2-1865/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Екатеринбург 18.01.2024
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Кокшарова Е.В.,
судей Мурашовой Ж.А., Сорокиной С.В.,
при ведении протокола помощником судьи Рамзаевой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кругловой Елены Владимировны к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 25, Администрации Сысертского городского округа, Муниципальному казенному учреждению «Информационно-расчетный центр» о признании незаконным решения, признании права на назначение компенсации расходов по оплате жилого помещения,
по апелляционной жалобе ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 25
на решение Сысертского районного суда Свердловской области от 26.09.2023.
Заслушав доклад судьи Сорокиной С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Круглова Е.В. обратилась в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 25 (далее – Управление социальной политики № 25) о признании решения незаконным, признании права на назначение компенсации расходов на оплату жилого помещения.
В обоснование требований указано, что истец с 15.12.2021 переведена на должность медицинской сестры палатной ГАСУСОН СО «Щелкунский психоневрологический интернат». С 01.01.2022 истец являлась получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по категории «Медицинские, педагогические и иные работники государственной системы социальных служб». Ответчиком по результатам проверки установлено, что истцу неправомерно выплачивалась компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в связи с тем, что указанная в справке работодателя должность не соответствует перечню должностей, утвержденному постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 № 690-ПП, ввиду чего МКУ «Информационно-расчетный центр» в адрес истца направлено письмо с просьбой вернуть неправомерно полученные денежные средства за период с 01.01.2022 по 31.12.2022 в размере 46883,03 руб. Вместе с тем, указанный перечень должностей содержит наименование должности медицинская сестра, чьи должностные обязанности и требования тождественны, в связи с чем решение о признании отсутствующим права на получение компенсации незаконно.
На основании изложенного истец просила признать незаконным решение Управления социальной политики № 25, принятое на основании проверки от 05.05.2023 о признании должности медицинская сестра палатная не соответствующей перечню должностей, утвержденному постановлению Правительства Свердловской области от 26.06.2012 № 690-ПП; признать должность «медицинская сестра палатная» соответствующей перечню должностей, утвержденному постановлению Правительства Свердловской области от 26.06.2012 № 690-ПП; признать за Кругловой Е.В. право на назначение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на основании статьи 18 Закона Свердловской области от 03.12.2014 № 108-ОЗ «О социальном обслуживании граждан в Свердловской области» с 01.01.2022.
Судом в качестве соответчиков привлечены Администрация Сысертского городского округа и МКУ «Информационно-расчетный центр».
Решением Сысертского районного суда Свердловской области от 26.09.2023 заявленные требования удовлетворены частично, за истцом признано право на назначение компенсации расходов на оплату жилого помещении и коммунальных услуг на основании ст. 18 Закона Свердловской области № 108-ОЗ от 03.12.2014 начиная с 01.01.2022. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе ответчик Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 25 решение суда просит отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. Указывает на неверное применение судом норм материального права. В ст. 18 Закона Свердловской области № 108-ОЗ от 03.12.2014 указано, что меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг распространяются на работников организаций социального обслуживания Свердловской области, проживающих на территории Свердловской области, замещающих должности, перечень которых утверждается Правительством Свердловской области. Перечень должностей утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 № 690-ПП. В п. 2 указанного Перечня предусмотрена должность медицинская сестра (в том числе по диетическому питанию и кабинета физиотерапии). Указанная формулировка, по мнению ответчика, свидетельствует о закрытом характере Перечня, в связи с чем должность истца не соответствует требованиям действующего законодательства. Справки на получение компенсации были выданы работодателем с нарушением действующего законодательства. Полагает, что квалификационные требования истца, образование и деятельность не могут служить основанием для признания права на назначение компенсации.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, путем направления почтового извещения, по электронной почте, а также путем размещения информации на официальном сайте Свердловского областного суда), о наличии уважительных причин не явки судебную коллегию не уведомили, с ходатайством об отложении дела не обращались.
С учетом положений ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, согласно требованиям ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, установлено судом истец Круглова Е.В. принята на работу в ГАСУСО СО «Щелкунский психоневрологический интернат», расположенное в с. Щелкун Сысертского района Свердловской области с 25.06.2018 санитаркой психоневрологического отделения, 15.12.2021 переведена на должность медицинской сестры палатной.
21.01.2022 Круглова Е.В. обратилась в МКУ «ИРЦ» с заявлением о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Решением № 165 от 31.01.2022 Кругловой Е.В. была назначена ежемесячная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на период с 01.01.2022 без срока.
Истец являлась получателем компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг с 01.01.2022 по 31.12.2022 на основании справки № 38 от 20.01.2022, выданной ГАСУСО СО «Щелкунский психоневрологический интернат».
В соответствии с Приказом Управления социальной политики № 25 от 20.01.2023 № 126/3 проведена внеплановая проверка соблюдения Администрацией Сысертского городского округа порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг работникам организации социального обслуживания за период с 2016 по 2022 гг., в том числе соответствия должностей, указанных в справке работодателей. По результатам проверки выявлены лица, должности которых указанные в справках ГАСУСО «Щелкунский психоневрологический интернат» не соответствуют перечню должностей работников организаций социального обслуживания, утвержденному постановлением Правительства Свердловской области № 690-ПП. В числе таких лиц поименована Круглова Е.В., медицинская сестра палатная с 01.01.2022 по 31.12.2022.
В целях устранения выявленных в ходе проверки нарушений, решением № 596 от 30.03.2023 выплата компенсации расходов Кругловой Е.В. прекращена с 01.01.2023, с указанием причины «отсутствие права на получение компенсации».
18.05.2023 МКУ «ИРЦ» в адрес истца направлено уведомление о возврате неправомерно полученной суммы компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01.01.2022 по 31.12.2022 в размере 46883,03 коп.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями Постановления Правительства Свердловской области от 26.06.2012 N 690-ПП "О порядке назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям работников бюджетной сферы в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, расположенных на территории Свердловской области, и пенсионерам из их числа", Закона Свердловской области N 108-ОЗ "О социальном обслуживании граждан в Свердловской области", суд пришел к выводу, что Круглова Е.В. осуществляет трудовую деятельность в организации социального обслуживания Свердловской области в должности соответствующей требованиям, указанным в Постановления Правительства Свердловской области от 26.06.2012 N 690-ПП, следовательно, имеет право на предоставление мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в связи с действия ответчика по прекращению выплаты не основаны на законе.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, которые соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным обстоятельствам дела.
Согласно ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Порядок предоставления на территории Свердловской области мер социальной поддержки, устанавливается законами Свердловской области и иными нормативными правовыми актами Свердловской области.
Согласно ст. 18 Закона Свердловской области N 108-ОЗ "О социальном обслуживании граждан в Свердловской области" для замещающих должности, перечень которых утверждается Правительством Свердловской области, работников организаций социального обслуживания Свердловской области, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, работников, осуществляющих работу в обособленных структурных подразделениях организаций социального обслуживания Свердловской области, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, а также предоставляющих социальные услуги в форме социального обслуживания на дому получателям социальных услуг, проживающим в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, работников организаций социального обслуживания Свердловской области, расположенных в городах, настоящим Законом устанавливается мера социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг:
платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения в пределах нормы, установленной Правительством Свердловской области;
взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в пределах нормы, установленной Правительством Свердловской области, исходя из минимального размера такого взноса, установленного Правительством Свердловской области;
платы за коммунальные услуги в пределах нормативов, установленных Правительством Свердловской области.
Порядок предоставления на территории Свердловской области указанной меры социальной поддержки устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами Свердловской области.
Постановлением Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 года N 690-ПП "О порядке назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям работников бюджетной сферы в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, расположенных на территории Свердловской области, и пенсионерам из их числа" установлен механизм назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, порядок исчисления и перерасчета размера компенсации расходов, а также случаи и порядок прекращения выплаты компенсации расходов отдельным категориям граждан, проживающим на территории Свердловской области, имеющим право на предоставление меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе в соответствии с Законом от 03 декабря 2014 года N 108-ОЗ "О социальном обслуживании граждан в Свердловской области".
Назначение компенсации расходов осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, наделенными государственным полномочием Свердловской области по предоставлению меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по месту жительства (пребывания) граждан (далее - уполномоченный орган) на основании заявления о назначении компенсации расходов (далее - заявление) по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку и информации, необходимой для назначения компенсации расходов, предоставляемой органами и организациями различных форм собственности, содержащей необходимые сведения (п. 6 Порядка назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).
Постановлением Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 года N 690-ПП установлен перечень должностей работников организаций социального обслуживания граждан, находящихся в ведении Свердловской области, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, работников, осуществляющих работу в обособленных структурных подразделениях организаций социального обслуживания граждан, находящихся в ведении Свердловской области, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, а также предоставляющих социальные услуги в форме социального обслуживания на дому получателям социальных услуг, проживающим в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, работников организаций социального обслуживания граждан, находящихся в ведении Свердловской области, расположенных в городах, которым предоставляется компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Пунктом 2 указанного Перечня предусмотрены должности работников медицинской службы, среди которых медицинская сестра (в том числе по диетическому питанию и кабинета физиотерапии).
Законом Свердловской области от 19.11.2008 № 105-ОЗ органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенные на территории Свердловской области, наделены государственным полномочием Свердловской области по предоставлению отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 3 Закона Свердловской области от 19.11.2008 № 105-ОЗ органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, при осуществлении переданного им государственного полномочия по предоставлению компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в пределах их компетенций вправе возлагать на муниципальные учреждения реализацию отдельных функций, связанных с осуществлением органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования этого государственного полномочия.
Постановлением Администрации Сысертского городского округа от 26.12.2017 № 962 «О реализации в Сысертском городском округе законов Свердловской области о предоставлении гражданам мер социальной поддержки по плате жилого помещения и коммунальных услуг» уполномоченным органом местного самоуправления Сысертского городского округа, осуществляющим переданное государственное полномочие Свердловской области по предоставлению отдельным категориям граждан компенсации расходов на оплате жилого помещения и коммунальных услуг и переданное государственное полномочие на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и полномочия по предоставлению гражданам Сысертского городского округа субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является Администрация Сысертского городского округа.
Оценивая доводы жалобы ответчика о несогласии с вынесенным решением суда, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ГАСУСО СО «Щелкунский психоневрологический интернат» является учреждением социального обслуживания населения Свердловской области.
Согласно записи трудовой книжки Круглова Е.В. 25.06.2018 принята на работу в ГАСУСОН СО «Щелкунский психоневрологический интернат» санитаркой в психоневрологическое отделение, 15.12.2021 переведена на должность медицинской сестры палатной, 01.05.2023 переведена медицинской сестрой в психоневрологическое отделение, где работает по настоящее время.
Согласно штатному расписанию на 01.01.2023 г. в психоневрологическом отделении имеется 3 штатные единицы медицинской сестры палатной, 4 штатные единицы медицинской сестры процедурной, 1 единица медицинского психолога, 5 единиц старшей медицинской сестры.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции у наличии у истца права на получение оспариваемой меры социальной поддержки, приходя к выводу о том, что занимаемая истцом должность предусмотрена соответствующим Перечнем должностей.
Позиция ответчика, оспаривающего наличие у истца права на получение меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг сводится к тому, что должности «медицинская сестра» и «медицинская сестра палатная» являются самостоятельными должностями; должность «медицинская сестра палатная» Перечнем не предусмотрена.
Действующей в спорный период Номенклатурой должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной Приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н, в перечень должностей специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием (средний медицинский персонал) входят, в числе прочих: медицинская сестра; медицинская сестра - анестезист; медицинская сестра врача общей практики (семейного врача); медицинская сестра диетическая; медицинская сестра медико-социальной помощи; медицинская сестра палатная (постовая); медицинская сестра патронажная; медицинская сестра перевязочной; медицинская сестра по косметологии; медицинская сестра по массажу; медицинская сестра (фельдшер) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи; медицинская сестра приемного отделения; медицинская сестра процедурной; медицинская сестра по реабилитации; медицинская сестра стерилизационной; медицинская сестра участковая; медицинская сестра по физиотерапии; операционная медицинская сестра; старшая медицинская сестра.
Таким образом, должности «медицинская сестра» и «медицинская сестра палатная» являются самостоятельными должностями.
Между тем, судебная коллегия полагает, что законодатель, закрепляя круг лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки, предусмотрев в перечне должностей, в разделе работников медицинской службы должность медицинской сестры, указал общее наименование должности, без конкретизации трудовой функции. Иное толкование нормативно-правового акта, на котором настаивает ответчик, и в соответствии с которым право на получение меры социальной поддержки может быть предоставлено исключительно лицам, замещающим должности медицинской сестры, а лица, замещающие должности медицинских сестер палатных, перевязочных, операционных и т д., такого права не имеют, не может быть признано правомерным, поскольку фактически ставит данных лиц в неравное положение, создает преимущества для одних в отсутствие к тому обоснованных критериев для такой дифференциации.
Согласно разд. 3.1 Профессионального стандарта "Медицинская сестра/медицинский брат", утвержденного Приказом Минтруда России N 475н, обобщающая трудовая функция медицинских сестер - оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи населению по профилю "сестринское дело". Возможные наименования должностей, профессий: медицинская сестра, медицинская сестра участковая, медицинская сестра патронажная, медицинская сестра приемного отделения, медицинская сестра палатная (постовая), медицинская сестра перевязочной, медицинская сестра процедурная, медицинская сестра стерилизационной. К медицинской сестре предъявляются следующие квалификационные требования: среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности "Сестринское дело" или среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности "Лечебное дело" или "Акушерское дело" и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по специальности "Сестринское дело".
Соответствие истца указанным квалификационным требования подтверждается представленными в материалы дела документами, ответчиками не оспаривалось.
ГАСУСОН СО «Щелкунский психоневрологический интернат» оказывает социальные услуги в условиях стационара согласно постановлению Правительства Свердловской области от 18.12.2014 г. № 1149-ПП.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.11.2014 N 940н "Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений" разработаны рекомендуемые нормативы штатной численности работников в организациях социального обслуживания, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации.
Согласно приложению № 1 к Приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.11.2014 N 940н в штатную численность работников стационара входят: младшая медицинская сестра по уходу за больными, старшая медицинская сестра, медицинская сестра палатная (постовая), медицинская сестра патронажная, медицинская сестра диетическая.
В соответствии с должностной инструкцией медицинской сестры палатной, утвержденной директором ГАУ «Щелкунский психоневрологический интернат» 01.03.2021, Круглова Е.В. выполняет следующие должностные обязанности: оказание медицинской помощи, при вступлении на дежурство осуществляет прием информации о количестве проживающих, состоянии здоровья, осуществляет проверку и прием препаратов, инструментов, организует мероприятия по уходу за проживающими в соответствии с индивидуальным планом ухода, осуществляет расстановку персонала по уходу за проживающим, осуществляет контроль и обеспечение необходимого санитарно-гигиенического состояния в корпусах и отделениях, участвует в проведении реабилитационных мероприятиях, выполняет врачебные назначения, информирует врача обо всех изменениях в поведении, состоянии проживающих, осуществляет вызов бригады скорой помощи и оказании первой доврачебной помощи при острых состояниях, осуществляет сбор биологического материала для исследования, обеспечивает учет, хранение и использование сильнодействующих, обеспечивает правильное хранение, учет и списание лекарственных препаратов, осуществляет сбор и утилизацию медицинских отходов, ведет медицинскую документацию.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия полагает правомерным вывод суда первой инстанции о признании за истцом права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ст.18 Закона Свердловской области № 108-ОЗ от 03.12.2014, полагая, что представленными в материалы дела доказательствами подтвержден факт занятия истцом в спорный период должности в соответствии с Перечнем должностей, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 года N 690-ПП.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Иных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит. Ее содержание по существу повторяет позицию апеллянта в суде первой инстанции, которой судом дана соответствующая оценка, что основанием для отмены либо изменения решения суда явиться не может. Оснований для иной оценки установленных обстоятельств и представленных доказательств не имеется.
В целом доводы апелляционной жалобы ответчика, по сути выражают несогласие с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильной оценке фактических обстоятельств дела и толковании норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сысертского районного суда Свердловской области от 26.09.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 25 – без удовлетворения.
Председательствующий: Е.В. Кокшаров
Судьи: Ж.А. Мурашова
С.В. Сорокина