Решение по делу № 2-4323/2017 от 29.09.2017

Дело № 2-4323 (2017)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 ноября 2017 года Советский районный суд города Брянска в составе:

председательствующего судьи Хроминой А.С.

при секретаре Касиной Т.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исаева В.А. к Департаменту строительства Брянской области, Советской районной администрации города Брянска о признании распоряжения районной администрации в части незаконным, признании отказа в выдаче государственного жилищного сертификата неправомерным, обязании принять на жилищный учет с первоначальной даты, обязании выдать государственный жилищный сертификат,

У С Т А Н О В И Л :

Исаев В.А. обратился в суд к Департаменту строительства и архитектуры Брянской области, Советской районной администрации г. Брянска с указанным иском, ссылаясь на то, что относится к категории выехавших добровольно из зоны проживания с правом на отселение и имеет право на получение сертификата на улучшение жилищных условий в соответствии с постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006г. и в соответствии с ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Распоряжением Советской районной администрации от 06.10.2014г. № 327-р он принят на жилищный учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий, с 19.09.2014г., с составом семьи 1 человек. Решением жилищной комиссии районной администрации от 23.10.2014г. (протокол № 30) он признан участником подпрограммы «Выполнение государственных по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством». Включен в списки граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2017г.

Истец мотивирует требования тем, что распоряжением районной администрации от 15.09.2017г. № 307-р он был снят с жилищного учета в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ (выявление сведений, не соответствующих действительности). Письмом департамента строительства и архитектуры Брянской области от 22.09.2017г. № 5472-ДС ему отказано в выдаче государственного жилищного сертификата. Оба отказа мотивированы тем, что до момента постановки на жилищный учет (с 28.09.2010г. по 19.07.2014г.), а также некоторое время после постановки (28.11.2014г. по 27.06.2017г.) он проживал с матерью в принадлежавшей ей на праве собственности квартире, общей площадью 49,3 кв.м, по <адрес>. Поскольку на каждого человека приходилось выше учетной нормы, установленной в г. Брянске, специалисты районной администрации и департамента по строительству и архитектуры посчитали, что истец не является нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Истец ссылается на то, что заключал с матерью договоры найма жилой комнаты в указанной квартире, сохраняя, таким образом, нуждаемость в улучшении жилищных условий; проживал составом семьи 1 человек. Кроме того, в период с 20.11.2014г. по 30.06.2017г. его мать в данной квартире не проживала. С 27.06.2017г. он зарегистрирован у посторонних людей.

Полагая снятие с жилищного учета и отказ департамента строительства и архитектуры неправомерными, истец просит суд:

- признать распоряжение районной администрации в части снятие его с жилищного учета и исключения из подпрограммы на получение государственного жилищного сертификата незаконным;

- признать отказ департамента строительства и архитектуры Брянской области в выдаче государственного жилищного сертификата неправомерным;

- обязать районную администрацию принять его на жилищный учет с даты первоначальной;

- обязать департамент строительства и архитектуры Брянской области выдать ему государственный жилищный сертификат в 2017г.

Указом Губернатора Брянской области от 17.08.2017г. № 139 (в ред. Указа Губернатора Брянской области от 04.09.2017г. № 146) департамент строительства и архитектуры Брянской области переименован в департамент строительства Брянской области с 07.11.2017г.; утверждено Положение о департаменте строительства Брянской области.

В соответствии с п. 2.9 Указанного Положения к основным задачам департамента относится организация в пределах своей компетенции социальной защиты населения, пострадавшего вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также пострадавшего в результате иных радиационных воздействий, и реабилитации территорий Брянской области, подвергшихся радиоактивному загрязнению, в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", федеральными законами "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", Законом Брянской области "О дополнительных мерах социальной защиты населения Брянской области, подвергшегося радиационному воздействию".

Таким образом, надлежащим ответчиком по делу вместо Департамента строительства и архитектуры Брянской области является Департамент строительства Брянской области.

В судебном заседании истец Исаев В.А. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представители ответчиков Советской районный администрации г. Брянска Мозжов Д.Н., главный специалист сектора правового обеспечения территориальных органов правового управления Брянской городской администрации; и Департамента строительства Брянской области - Симонова Т.А., начальник отдела обеспечения жильем отдельных категорий граждан, исковые требования не признали, ссылаясь на законность и обоснованность принятых решений.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из дела следует, что Исаев В.А., <дата> рождения, уроженец <адрес>, относится к категории граждан, выехавших добровольно из зоны проживания с правом на отселение (г. Клинцы Брянской области, с 26.04.1986г. по 12.10.1990г.), что подтверждается удостоверением сер. АА №... от <дата>

Распоряжением Советской районной администрации г. Брянска от 06.10.2014г. № 327-р, на основании Жилищного кодекса РФ, документов, представленных гражданами и организациями, протокола заседания жилищной комиссии от 01.10.2014г. № 28, Исаев В.А., зарегистрированный <адрес>, признан нуждающимся и принят на жилищный учет с 19.09.2014г. по общей очереди, с составом семьи 1 человек.

На основании заявления истец решением жилищной комиссии был включен в состав участников подпрограммы и состоял в сводном списке граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», выразивших желание получить сертификат в 2017 году по Брянской области, под номером 722 с датой постановки на жилищный учет - 19.09.2014г.

Распоряжением Советской районной администрации г. Брянска от 15.09.2017г. № 307-р, на основании Жилищного кодекса РФ, документов, представленных гражданами и организациями, протокола заседания жилищной комиссии от 14.07.2017г. № 32, Исаев В.А. снят с жилищного учета, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ (выявление сведений, не соответствующих действительности).

В ответе департамента строительства и архитектуры Брянской области от 22.09.2017г. № 5472-ДС на обращение Исаева В.А. по вопросу улучшения жилищных условий указано, что он был обеспечен общей площадью жилого помещения и не нуждался в улучшении жилищных условий. В июле 2014г. он выписался из жилого помещения матери, тем самым совершил действие, приведшее к намеренному ухудшению жилищных условий перед постановкой на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Оценивая заявленные требования и возражения представителей ответчиков, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 13 Закона РФ N 1244-1 от 15.05.1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в числе других, граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.

Согласно ст. 22 Закона № 1244-1, гражданам, указанным в пункте11 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона.

В силу п. 7 ст. 17 Закона РФ N 1244-1 гражданам, добровольно выехавшим на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы, гарантируется, в том числе, обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.

Распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991г. N 237-р, постановлением Правительства РФ от 18.12.1997г. N 1582 на период проживания истца указанный населенный пункт (г. Клинцы Брянской области) был отнесен к зоне проживания с правом на отселение отселения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Истец относится к категории, предусмотренной п. 11 ч. 1 ст. 13 Закона N 1244-1, а именно к гражданам, постоянно проживающим в зоне с правом на отселение до их переселения в другие районы.

Таким образом, предусмотренная статьей 17 Закона мера социальной поддержки в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью, в отношении граждан, выехавших добровольно из зоны проживания с правом на отселение, может быть им предоставлена только при признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, оговорены законодателем в ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

Так, в соответствии с п.п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Положениями частей 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ установлено, что учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Постановлением Брянской городской администрации "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории города Брянска" от 25.05.2005г. № 1824-п, установлена учетная норма площади жилого помещения на территории г. Брянска в размере 14 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи, и установлен размер нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в зависимости от состава семьи.

Согласно ч. 3 и ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» (далее - подпрограмма), а также утвержденных Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (далее - Правила) в рамках реализации подпрограммы отдельным категориям граждан, состоящим на жилищном учете в органах местного самоуправления, предусмотрена выдача государственных жилищных сертификатов.

В соответствии с подп. "е" п. 5 указанных Правил одной из категорий имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы являются граждане РФ, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В рамках подпрограммы департамент строительства Брянской области (далее - департамент) оформляет государственные жилищные сертификаты на улучшение жилищных условий гражданам, вставшим на жилищный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Граждане, претендующие на получение жилищного сертификата по указанным выше основаниям, в соответствии с Правилами до 01 июля года, предшествующего получению сертификата, должны подать в орган местного самоуправления по месту проживания заявления о желании получить государственный жилищный сертификат в планируемом году. В этом случае они уже должны быть признаны нуждающимися в жилых помещениях и состоять на жилищном учете. С целью подтверждения оснований на получение жилищного сертификата граждане предоставляют в органы местного самоуправления, принявшие их на жилищный учет, установленные документы, которые органами местного самоуправления формируются в учетные дела. До 01 августа года, предшествующего получению сертификата, органы местного самоуправления формируют списки граждан, подавших заявления. Данные списки до 01 августа должны быть предоставлены в департамент. До 01 сентября отдел обеспечения жильем отдельных категорий граждан департамента формирует общий список по Брянской области.

Согласно п. 32 Правил участниками программы «Жилище» подпрограммы «Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан», порядок оформления и выдачи сертификатов определяется органами исполнительной власти, осуществляющими выдачу сертификатов.

В Брянской области органами исполнительной власти является департамент строительства Брянской области. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков участников подпрограммы на получение жилищного сертификата полученных из органов местного самоуправления, составляет сводный список граждан по Брянской области, изъявивших получить сертификат, который утверждается заместителем Губернатора Брянской области. Затем данный список направляется государственному заказчику ФКУ «Объединенная дирекция по реализации Федеральных инвестиционных программ» Минстроя России. Государственный заказчик на основании предоставленных списков формирует для каждого субъекта и для каждой категории граждан контрольные цифры, после доведения которых, департамент формирует и утверждает сводный список граждан - получателей сертификатов по дате постановки на жилищный учет, исходя из сведений о составе семьи участника программы. После этого органом исполнительной власти направляются Государственному заказчику заявки на выпуск сертификатов. Бланки жилищных сертификатов поступают в департамент в незаполненном виде. До заполнения лицевой стороны сертификата, в которой указывается установочные данные получателя и членов его семьи, положенные ему нормативы площади жилого помещения в рамках подпрограммы, а также стоимость норматива общей площади жилого помещения, исходя из стоимости, установленной Минстроем России для каждого региона. Перед оформлением сертификата департамент в обязательном порядке запрашивает из органов местного самоуправления надлежащим образом заверенные копии учетных дел граждан - получателей сертификатов. Каким образом и кем именно передаются копии учетных в департамент нормативно не урегулировано, также нормативно не предусмотрено их хранение. При поступлении копий учетных дел, они изучаются сотрудниками отдела обеспечения жильем отдельных категорий граждан департамента. При изучении указанных документов проверяется правомерность постановки на жилищный учет, а также удостоверение единого образца, позволяющее гражданину участвовать в подпрограмме. Если при изучении данных документов устанавливается неправомерность постановки на учет или включения в подпрограмму, то департамент рекомендует органу местного самоуправления рассмотреть на заседании жилищной комиссии вопрос об исключении гражданина из списка участников подпрограммы либо снятии с жилищного учета. В данном случае сертификат гражданину не выдается.

К членам семьи гражданина - участника подпрограммы относятся постоянно проживающие совместно с ним супруг (супруга), их дети, родители (п. 1 ст. 31 ЖК РФ и п. 17 Правил).

Исходя из руководящих разъяснений, данных в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего: а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Согласно копии учетного дела, представленной администрацией Советского района г. Брянска, при обращении в районную администрацию с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении истец был зарегистрирован <адрес>, по договору найма жилого помещения, зарегистрированного в ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" № 6-4/246 от 30.07.2014г.

28.09.2010г. истец заключил договор найма жилого помещения с И.Т., по условиям которого Наймодатель передает Нанимателю во владение и пользование жилое помещение, расположенное <адрес>, состоящее из одной комнаты, сроком на 5 лет.

Собственником указанной квартиры, общей площадью 49,3 кв.м, является И.Т., мать истца.

28.11.2014г. истец вновь заключил договор найма жилого помещения с И.Т., по условиям которого Наймодатель передает Нанимателю во владение и пользование жилое помещение, расположенное <адрес>, состоящее из одной комнаты, сроком на 5 лет.

Таким образом, Исаев В.А. проживал и был зарегистрирован до 19.07.2014г. вместе с матерью И.Т. в квартире, принадлежащей ей на праве собственности, общей площадью 49,3 кв.м, по <адрес>. На каждого проживающего приходилось по 24,65 кв.м, что выше учетной нормы по г. Брянску, которая составляет 14 кв.м на 1 человека.

Согласно представленных истцом 28.06.2017г. документам специалистами районной администрации установлено, что до постановки на жилищный учет (с 28.09.2010г. по 19.07.2014г.) и в период ожидания в очереди государственного жилищного сертификата по подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" (с 28.11.2014г. по 27.06.2017г.) истец был зарегистрирован с матерью И.Т.

В связи с чем, Исаев В.А. был обеспечен общей площадью жилого помещения и не нуждался в улучшении жилищных условий.

С 27.06.2017г. истец зарегистрирован <адрес>. 01.07.2017г. им заключен договор найма жилого помещения с А.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Суд соглашается с доводами представителей ответчиков о том, что истец не являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий до 27.06.2017г. и намеренно совершал действия для приобретения права состоять на жилищном учете. В связи с чем, в силу ст. 53 ЖК РФ истец может быть признан нуждающимся в жилом помещении и принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые истцом распоряжение районной администрации в части снятие его с жилищного учета и исключения из подпрограммы на получение государственного жилищного сертификата и отказ департамента строительства и архитектуры Брянской области в выдаче государственного жилищного сертификата законным, приняты в пределах компетенции соответствующих органов. А потому заявленные требования о признании распоряжения районной администрации в части снятие истца с жилищного учета и исключения из подпрограммы на получение государственного жилищного сертификата незаконным; признании отказа департамента строительства и архитектуры Брянской области в выдаче государственного жилищного сертификата неправомерным; обязании районной администрации принять его на жилищный учет с даты первоначальной; необоснованны и не подлежат удовлетворению.

Требования в части обязания департамента строительства и архитектуры Брянской области выдать истцу государственный жилищный сертификат в 2017г. также не подлежат удовлетворению в силу вышеизложенного.

На основании изложенного, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Исаева В.А. к Департаменту строительства Брянской области, Советской районной администрации города Брянска о признании распоряжения районной администрации в части незаконным, признании отказа в выдаче государственного жилищного сертификата неправомерным, обязании принять на жилищный учет с первоначальной даты, обязании выдать государственный жилищный сертификат отказать.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд города Брянска в течение месяца.

Председательствующий А.С.Хромина

Мотивированное решение

изготовлено 21 ноября 2017 года

2-4323/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Исаев В. А.
Ответчики
Департамент строительства и архитектуры Брянской области
Советская районная администрация г. Брянска
Суд
Севский районный суд Брянской области
Судья
Хромина Ася Семеновна
Дело на странице суда
sevsky.brj.sudrf.ru
29.09.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.10.2017Передача материалов судье
03.10.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.10.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.10.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.11.2017Судебное заседание
21.11.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.11.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее