Дело №
УИД 26RS0017-01-2023-004454-42
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 января 2024 года город-курорт Кисловодск
Кисловодский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Ивашиной Т.С.,
при секретаре судебного заседания Филатовой Т.В.,
с участием помощника прокурора города Кисловодска Федоровой Д.Д.,
истца Калмыкова Н.В.,
представителя ответчика Управления городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска Комовой О.Ю., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании с ведением аудиопротоколирования гражданское дело по иску прокурора города Кисловодска в интересах Калмыкова Николая Васильевича к Управлению городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
прокурор города Кисловодска в интересах Калмыкова Николая Васильевича обратился в суд с исковым заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ к Управлению городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска о взыскании компенсации морального вреда в размере 20000,00 руб. в пользу Калмыкова Николая Васильевича.
В обоснование заявленных исковых требований прокурор в исковом заявлении пояснил, что в прокуратуре города Кисловодска по обращению Ращупкиной М.Н. от 28.09.2023 в интересах Калмыкова Н.В., <данные изъяты>, и обращению Калмыкова Н.В. от 24.10.2023, проведена проверка исполнения должностными лицами администрации города-курорта Кисловодска и ее структурных подразделений требований законодательства об ответственном обращении с животными, по результатам который выявлены следующие нарушения.
Гарантированные ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации права на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду предполагают необходимость осуществления комплекса мер, направленных на устранение причин ухудшения здоровья населения, предотвращение эпидемических заболеваний.
Нормативное - правовое регулирование организации и проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных осуществляется в соответствии с Законом Ставропольского края от 6 октября 2015 г. № 90-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по организации на территории Ставропольского края мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» (далее Закон №90-кз), Порядком осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Ставропольского края, утвержденным Постановлением Правительства Ставропольского края от 13.02.2020 №71-п.
Согласно ст. 1 Закона № 90-кз организация и проведение мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных относится к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края.
В силу положений пп. 38 п. 2 ст. 45 Устава городского округа города- курорта Кисловодска, утвержденного решением Думы города-курорта Кисловодска от 27.03.2019 № 27-519, к полномочиям администрации города-курорта Кисловодска относится в том числе, осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории городского округа.
В соответствии с п. 1.1 Положения об управлении городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска, утвержденного решением Думы города-курорта Кисловодска Ставропольского края от 27.10.2021 № 23-621, Управление городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска (далее - УГХ) является отраслевым (функциональным) органом администрации города-курорта Кисловодска, иным органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа в области жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и строительства на территории городского округа города- курорта Кисловодска.
Согласно п. 3.1.11 Положения в целях реализации задач, указанных в разделе 2 указанного положения, УГХ организует выполнение работ по уборке и санитарной очистке городской территории, отлову безнадзорных животных и осуществляет контроль за выполнением таких работ.
Прокуратурой города по поступившим обращениям Ращупкиной М.Н. и Калмыкова Н.В. установлено, что согласно информации от 13.10.2023 исх. № 430, представленной ГБУЗ СК «Пятигорская межрайонная станция скорой медицинской помощи» Кисловодский филиал, 27.09.2023 гражданину Калмыкову Н.В., <данные изъяты> проживающему по адресу: г<данные изъяты>, была оказана скорая медицинская помощь. Пациент был доставлен в травмпункт ГБУЗ СК «Кисловодская городская больница» с диагнозом: «укушенные раны 1 пальца левой кисти, 3, 4, 5 пальцев правой кисти, области левого коленного сустава».
Согласно доводам обращения, а также в соответствии с информацией ОМВД России по г.Кисловодску от 16.10.2023 исх. № 25251, информацией УГХ от 16.10.2023 исх. № 2295, данная рана получена в результате нападения безнадзорной собаки в районе дома 41 по ул. Веселая города-курорта Кисловодска, чем пенсионеру Калмыкову Н.В. причинен вред здоровью, что свидетельствует о неисполнении ответственными должностными лицами возложенных на них обязанностей, и повлекло негативные последствия в виде причинения вреда здоровью пенсионеру.
Фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что принятые УГХ меры по отлову животных без владельцев недостаточны и неэффективны. Поскольку деятельность по обращению с животными без владельцев должным образом не осуществляется, не обеспечивается оперативное реагирование на поступающие сигналы о скоплении животных без владельцев, то имеется причинно-следственная связь между бездействием структурного подразделения органа местного самоуправления и нападением безнадзорной собаки на пенсионера Калмыкова Н.В.
В результате данного происшествия Калмыкову Н.В. причинены физические и нравственные страдания, который испытал психологическую травму, у него имеется чувство страха, испуг при виде собак, размер компенсации морального вреда им оценивается в 20000 рублей.
Настоящее исковое заявление подано прокурором города в защиту интересов Калмыкова Н.В., являющегося с 17.06.2012 пенсионером, имеющим первую группу инвалидности, на основании обращения о нарушении его прав в сфере охраны здоровья и окружающей среды.
В судебном заседании помощник прокурора города Кисловодска Федорова Д.Д. поддержала исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Истец Калмыков Н.В. в судебном заседании исковое заявления поддержал, просил удовлетворить его. В ходе рассмотрения дела пояснил, что является инвалидом 1 группы, пенсионером, ему 71 год. Около его дома, на стройке обитала бездомная собака — овчарка темного окраса. Собака напала на него, покусала за обе ноги, свалила на землю, на шум прибежал сосед и отогнал от него собаку. Затем вызвали скорую медицинскую помощь, его отвезли в ЦГБ г. Кисловодска, где обработали раны, сделали уколы, от дальнейшей госпитализации он отказался. В больницу приезжали сотрудники полиции, опрашивали его, а на следующий день на их улицу приехала съемочная группа и сотрудники администрации г.Кисловодска, собаку вывезли. Собака искусала обе ноги и руки, ему сделали в один прием три прививки, о лечился от укусов около двух недель, обрабатывал раны мазями и препаратами. До настоящего время раны болят, особенно в холодную погоду.
Представитель ответчика Управления городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований, представила суду возражения, изложенные доводы поддержала в полном объеме. В судебном заседании пояснила, что Законом Ставропольского края от 06.10.2015 № 90-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по организации на территории Ставропольского края мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» органы местного самоуправления муниципальных и городских округов в Ставропольском крае наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по организации на территории Ставропольского края мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
Администрация города-курорта и Управление действует в рамках Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В целях исполнения Закона № 90-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по организации на территории Ставропольского края мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» Управление заключает муниципальные контракты на оказание услуг по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в городе-курорте Кисловодске. В 2023 году управлением было заключено три муниципальных контракта № 3 е-п от 23.01.2023, № 5 от 21.03.2023, № 42 от 20.11.2023.
Все заявки передаются на исполнение в порядке очередности, где с животными проводится комплекс мероприятий, а именно: вакцинация, стерилизация (кастрация), чипирование животных, поиск новых хозяев и по истечению срока передержки, возврат животных в границах городского округа города-курорта Кисловодска согласно Постановлению администрации города-курорта Кисловодска №213 от 15.03.2023 «Об определении мест, на которые запрещается возвращать животных без владельцев, и перечня лиц, уполномоченных на принятие решений о возврате животных без владельцев на прежние места обитания на территории городского округа города-курорта Кисловодска».
В соответствии с условиями контракта по результатам выполненных работ составляются соответствующие акты выполненных работ. Таким образом, управление городского хозяйства администрации г.Кисловодска выполняет мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельца в полном объеме.
В соответствии со статьей 151 ГК РФ при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинён вред.
В материалы дела истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что укус был нанесен именно безнадзорной собакой, в связи с чем не установлена вина управления городского хозяйства администрации г.Кисловодска. Также в материалы дела истцом не представлено доказательств, подтверждающих факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий.
Представитель третьего лица администрации города-курорта Кисловодска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, о рассмотрении дела в отсутствие либо отложении судебного заседания не ходатайствовал.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя администрации города-курорта Кисловодска.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон №52-ФЗ) указанный Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно положениям ст. 1 Закона № 52-ФЗ безопасные условия для человека - это состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.
Гарантированные ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации права на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду предполагают необходимость осуществления комплекса мер, направленных на устранение причин ухудшения здоровья населения, предотвращение эпидемических заболеваний.
В силу ч. 2 ст. 2 Закона №52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» отношения в области обращения с животными регулируются данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.
Нормативно-правовое регулирование организации и проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных осуществляется в соответствии с Законом Ставропольского края от 06.10.2015 № 90-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по организации на территории Ставропольского края мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» (далее - Закон № 90-кз), Порядком осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Ставропольского края, утвержденным Постановлением Правительства Ставропольского края от 13.02.2020 №71-п.
Согласно ст. 1 Закона № 90-кз организация и проведение мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных относится к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края.
В силу положений пп. 38 п. 2 ст. 45 Устава городского округа города-курорта Кисловодска, утвержденного решением Думы города-курорта Кисловодска от 27.03.2019 № 27-519, к полномочиям администрации города-курорта Кисловодска относится в том числе, осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории городского округа.
В соответствии с п. 1.1 Положения об управлении городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска, утвержденного решением Думы города-курорта Кисловодска Ставропольского края от 27.10.2021 № 23-621, Управление городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска является отраслевым (функциональным) органом администрации города-курорта Кисловодска, иным органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа в области жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и строительства на территории городского округа города- курорта Кисловодска.
Согласно п. 3.1.11 указанного Положения в целях реализации задач, указанных в разделе 2 указанного положения, УГХ организует выполнение работ по уборке и санитарной очистке городской территории, отлову безнадзорных животных и осуществляет контроль за выполнением таких работ.
Статья 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав называет компенсацию морального вреда.
Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно п. 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», учитывая, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший наряд) с возмещением причиненного ему’ имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда. При этом следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается.
Как установлено в судебном заседании прокуратурой города по поступившим обращениям Рощупкиной М.Н. и Калмыкова Н.В. установлено, что согласно информации от 13.10.2023 исх. № 430, представленной ГБУЗ СК «Пятигорская межрайонная станция скорой медицинской помощи» Кисловодский филиал, 27.09.2023 гражданину Калмыкову Н.В., <данные изъяты>, проживающему по адресу: г<данные изъяты>, была оказана скорая медицинская помощь. Пациент был доставлен в травмпункт ГБУЗ СК «Кисловодская городская больница» с диагнозом: «укушенные раны 1 пальца левой кисти, 3, 4, 5 пальцев правой кисти, области левого коленного сустава».
Согласно доводам обращения, а также в соответствии с информацией ОМВД России по г.Кисловодску от 16.10.2023 исх. № 25251, информацией УГХ от 16.10.2023 исх. № 2295, данная рана получена в результате нападения безнадзорной собаки в районе дома 41 по ул.Веселая, города-курорта Кисловодска, чем пенсионеру Калмыкову Н.В. причинен вред здоровью, что свидетельствует о неисполнении ответственными должностными лицами возложенных на них обязанностей, и повлекло негативные последствия в виде причинения вреда здоровью пенсионеру.
Также нанесение телесных повреждений в результате нападения собаки подтверждается медицинской картой пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях № 129977/6295 от 27.09.2023, картой обратившегося за антирабической помощью № 377/6295 от 27.09.2023, направлением Кисловодского филиала ГБУЗ СК «Пятигорская МССМП» в травмпункт от 27.09.2023, первичным осмотром Калмыкова Н.В. лечащим врачом от 27.09.2023 на
В судебном заседании также установлено, что Управлением городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска заключаются муниципальные контракты на оказание услуг по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в городе-курорте Кисловодске. Так в 2023 году управлением было заключено три муниципальных контракта №3 е-п от 23.01.2023, №5 от 21.03.2023, №42 от 20.11.2023, что подтверждается копиями муниципальных контрактов, представленных ответчиками в материала дела, а также актами о возврате животных без владельцев в приют для животных от 24.04.2023,, протоколом отлова № 36 от 28.03.2023, актом №107 отлова и транспортировки без владельцев в приют для животных., актом №68 от 11.06.2023 отлова и транспортировки животных без владельцев в приют для животных, актом № 55-1 от 01.06.2023, актом №31 о возврате животных без владельцев в приют для животных от 20.04.2023, актом № 34 от 26.03.2023.
В ходе судебного заседания установлено, что фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том,, что принятые меры управлением городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска по отлову животных без владельцев недостаточны. Деятельность по обращению с животными без владельцев должным образом не осуществляется, не обеспечивается оперативное реагирование на поступающие сигналы о скоплении животных без владельцев. В данном конкретном случае усматривается причинно-следственная связь между бездействием структурного подразделения органа местного самоуправления и нападением безнадзорной собаки на истца Калмыкова Н.В.
С учетом исследованных в судебном заседании доказательств, обстоятельств получения физических и нравственных страданий истцом Калмыковым Н.В., характером и степенью наступивших последствий, личностных особенностей потерпевшего, являющегося пенсионером и инвалидом 1 группы, а также требований разумности и справедливости, суд считает исковое требование прокурора города Кисловодска в интересах Калмыкова Н.В. о взыскании в качестве компенсации причиненного морального вреда 20000 рублей обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 20000,00 ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 19.01.2024.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░