Решение по делу № 33-1060/2023 от 21.02.2023

    ВЕРХОВНЫЙ СУД

    РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

УИД 04RS0014-01-2022-000594-93

номер дела № 33-1060/2023                                                                                                                    поступило ... года

судья Тахтобина О.П.

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    24 марта 2023 года                                              город Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Хаыковой И.К., Богдановой И.Ю., при секретаре Масловой А.Ю., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя военного прокурора Кяхтинского гарнизона Аблаева М.А. к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» о признании незаконными действий, взыскании недоплаченной заработной платы в пользу Паньковой О.П. по апелляционным жалобам представителя ответчика ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» по доверенности Шиндяевой Н.Н., представителя третьего лица Министерства обороны РФ по доверенности Оленникова В.В. на решение Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от 20 июня 2022 года, которым постановлено:

Исковые требования заместителя военного прокурора Кяхтинского гарнизона Аблаева М.А. к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» о взыскании недоплаченной заработной платы в пользу Паньковой О.П. – удовлетворить частично.

Признать действия ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю», связанные с включением премии, выплачиваемой Паньковой О.П. на основании приказа МО РФ от 26.072010 г. №1010, в состав минимального размера оплаты труда, незаконными.

Взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» в пользу Паньковой О.П. недоплаченную заработную плату (премию) за май и август 2021 года, всего в размере 2171 (две тысячи сто семьдесят один) рублей 85 копеек.

В удовлетворении искового требования о возложении обязанности начислять Паньковой О.П. заработную плату без учета премии, начисляемой на основании приказа МО РФ от 26.072010 г. №1010, в составе минимального размера оплаты труда – отказать.

    Заслушав доклад судьи Ивановой В.А., выслушав лиц, участвующих в деле, ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционных жалоб, возражений, судебная коллегия

    УСТАНОВИЛА:

Обращаясь в суд с иском к ответчику ФКУ «Управление финансового обеспечения» Министерства Обороны РФ по Забайкальскому краю, заместитель военного прокурора Кяхтинского гарнизона просил признать незаконными действия ФКУ «Управление финансового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю», связанные с включением премии, выплачиваемой на основании приказа Министерства обороны РФ № 1010 от 26.07.2010 года, в состав минимального размера оплаты труда, возложить на ответчика обязанность начислять Паньковой О.П. указанную премию без ее учета в составе минимального размера оплаты труда, взыскать недоплаченную заработную плату работнику Паньковой О.П. за май, август 2021 года в сумме 2 171,85 рублей.

Исковые требования мотивированы следующим. Военной прокуратурой Кяхтинского гарнизона по обращению делопроизводителя бронетанковой службы войсковой части 69647 Паньковой О.П. проведена проверка, по результатам которой установлено, что работодателем при начислении заработной платы истцу не соблюдаются требования положений ст. 133 Трудового кодекса РФ о том, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья), а согласно части второй статьи 133.1 этого же кодекса размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Так, при начислении заработной платы за февраль, март, апрель, май, июнь, ноябрь 2021 года в состав минимального размера оплаты труда были включены премии, выплачиваемые на основании Приказа Министра Обороны Российской Федерации № 1010 от 26.07.2010 г. - выплаты дополнительного стимулирования – дополнительные выплаты (премии) по результатам работы за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, при этом на основании п. 3 Порядка, расходы на дополнительное материальное стимулирование производятся за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в пределах доводимых Министерству обороны РФ лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала на соответствующий финансовый год. Между тем, данные выплаты не являются обязательной составной частью заработной платы гражданского персонала филиала, а является выплатой дополнительного материального стимулирования, в связи с чем военный прокурор полагает, что данная выплата подлежит начислению сверх заработной платы, при этом сама заработная плата не может быть ниже установленного в РФ минимального размера оплаты труда. Утвержденный Приказом № 1010 порядок не изменяет действующую систему оплаты труда, а определяет использование экономии средств, предусмотренных в федеральном бюджете на оплату труда гражданского персонала Вооруженных Сил РФ в виде дополнительного материального стимулирования, не предусмотренного системой оплаты труда.

Согласно расчетным листкам премия по Приказу № 1010 работнику Паньковой О.П. в указанные периоды начислялась. За обозначенный период работнику Паньковой О.П. не доплачена заработная плата в сумме 2 171,85 рублей, поскольку при начислении заработной платы работнику в состав минимального размера оплаты труда были включены суммы премий, выплачиваемых на основании Приказа № 1010.

По результатам прокурорской проверки в адрес командира войсковой части 69647 внесено представление, при этом, ответ на представление не содержит сведений о перерасчете заработной платы работнику, поскольку войсковая часть собственного финансового органа и лицевого счета не имеет, находится на финансовом обеспечении в ФКУ «Управление финансового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю».

В судебном заседании старший помощник военного прокурора Кяхтинского гарнизона Белобородов В.П. исковые требования поддержал.

Истец Панькова О.П. не явилась, извещена надлежаще.

Представитель ответчика ФКУ «Управление финансового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» по доверенности Шиндяева Н.Н. участия в судебном заседании не принимала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель Министерства обороны РФ и войсковой части 69647 в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены.

Судом первой инстанции постановлено решение о частичном удовлетворении заявленных исковых требований.

В апелляционной жалобе представитель ответчика ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю» по доверенности Шиндяева Н.Н. просит решение суда первой инстанции отменить и отказать в удовлетворении требований прокурора в полном объеме, указывая на то, что в соответствии с нормами трудового законодательства премии, выплачиваемые работодателем за счет экономии фонда оплаты труда, непосредственно связаны с оплатой труда гражданского персонала и являются вознаграждением ему за исполнение должностных обязанностей. Ссылаясь на Постановление Конституционного суда РФ от 26.03.2021 г. №8П, ответчик отмечает, что дополнительное материальное стимулирование, выплачиваемое в соответствии с приказом №1010 за счет средств фонда оплаты труда, и премии экономии фонда оплаты труда являются частью вознаграждения работника за труд и должны учитываться при сравнении размера месячной заработной платы работника с МРОТ. Действующее законодательство РФ не содержит императивных норм о том, что при сравнении начисленной заработной платы с МРОТ подлежат учету только гарантированные выплаты обязательного характера. Кроме того, судом не принято во внимание, что доплата до МРОТ также не предусмотрена системой оплаты труда, то есть при формировании фонда оплаты труда не учитывается, вместе с тем является составной частью системы оплаты труда. По мнению апеллянта, суд неправильно истолковал закон.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства обороны РФ по доверенности Оленников В.В. просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что во исполнение Указа Президента РФ от 26.12.2006 г. №1459 был издан приказ №1010. Премия по приказу №1010 подлежат налогообложению, относятся к доходам работника, получаемым за исполнение трудовых обязанностей. Следовательно, при решении вопроса о доплате работнику до размера МРОТ должны учитываться все выплаты, произведенные работодателем работнику в качестве вознаграждения за исполнение должностных обязанностей. Приказом Министерства Обороны РФ №545, приказом №1010, иными нормативными правовыми актами не предусмотрено начисление работнику выплат стимулирующего характера после доначисления заработной платы до размера МРОТ. По мнению ответчика при определении размера оплаты труда до уровня МРОТ применяются все виды вознаграждений за труд, а значит Паньковой начислена и выплачена заработная плата не менее установленного МРОТ, что не противоречит действующему трудовому законодательству. Апеллянт отмечает, что Конституционный Суд РФ (от 07.12.2017 г. №38-П, от 11.04.2019 г. №17-П и от 16.12.2019 №40-П) в своих определениях указал, что минимальная заработная плата работника должна быть не менее МРОТ, без учета выплат за сверхурочную работу, работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, за совмещение профессий. Реализация законодательства о МРОТ должна осуществляться с учетом вышеуказанных определений Конституционного суда РФ, которые не предполагают исключения из состава заработной платы при сравнении с МРОТ каких-либо выплат стимулирующего характера, в том числе указанных в исковом заявлении. Данная позиция подтверждена в письме Минтруда России от 13.04.2021 г. №14-1/10/П-2796. Ссылаясь на Постановление Конституционного суда РФ от 26.03.2021 г. №8П, ответчик отмечает, что денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, являясь формой оплаты труда представляет собой платеж, приравненный к заработной плате, что также применимо и для лиц гражданского персонала Министерства Обороны РФ. Ссылаясь на судебную практику, апеллянт полагает, что действия ответчика по включению дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом №1010, в состав заработной платы Паньковой О.П. для целей ее сравнения с МРОТ, являются законными и обоснованными.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчика военный прокурор Кяхтинского гарнизона Аблаев М.А. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от            26 января 2023 года состоявшееся по делу апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 16 ноября 2022 года, которым решение суда первой инстанции о частичном удовлетворении иска было отменено и по делу принято новое решение о частичном удовлетворении исковых требований, отменено и дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Определением от 26 октября 2022 г. судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции. К участию в деле в качестве ответчика привлечена войсковая часть 69647.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель военного прокурора Кяхтинского гарнизона Семашка А.П. исковые требования поддержал.

Истец Панькова О.П., будучи надлежаще извещенной о месте и времени рассмотрении дела, в заседание судебной коллегии не явилась.

ФКУ «Управления финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю». Министерства обороны РФ, войсковой части 69647, будучи надлежаще извещенными о месте и времени рассмотрении дела, представителей в заседание судебной коллегии не направили.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального     кодекса РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на жалобу, проверив законность решения суда в соответствии с положениями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно договору на обслуживание № 42 от 1 октября 2012 года, заключенному между командиром войсковой части 69647 и ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю», последнее осуществляет финансово-экономическое обеспечение войсковой части 69647 в пределах выделенных лимитов бюджетных ассигнований (л.д. 34-37, т.1)).

Панькова О.П. с 18 октября 2016 г. по настоящее время находится в трудовых отношениях с войсковой частью 69647 в качестве <...> с установлением ей должностного оклада 6160 руб. в месяц, надбавки за выслугу лет – 30 %, ежемесячных премиальных выплат – 25%, премии по итогам года – 100% (один раз в год), процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера – 30% и районного коэффициента – 1,3.

Коллективным договором между командованием и гражданским персоналом войсковой части 69647 на 2020-2023 годы установлено, что дополнительная выплата по Приказу Министра обороны РФ от 26.07.2010 года № 1010 не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда работнику и не может быть включена в состав средней заработной платы работника, в размере МРОТ не включается (л.д. 97).

Из имеющихся сведений в расчетных листках с февраля по декабрь 2021 г. следует, что Паньковой О.П. ежемесячно начислялась заработная плата, исходя из размера должностного оклада - 6160 руб.; надбавки за выслугу лет и стаж – 30 %; ежемесячной премии в размере 25 %, премиальных выплат 1 раз в год в размере 100 %, районного коэффициента – 1.3 и процентной надбавки - 1.3, кроме того, начислялась премия на основании приказа Министра обороны РФ № 1010 от 26.07.2010 года: в феврале – 6 600 руб., в марте 2778 руб., в апреле – 2400 руб., в мае – 2700 руб., в июне – 5210 руб., в июле – 1414 руб., в августе – 1200 руб., в сентябре 5 700 руб., в октябре – 3900 руб., в ноябре – 2043 руб., в декабре – 18 605 руб.

Итого, в 2021 г. Паньковой О.П. с учетом премий на основании приказа № 1010 получены суммы: в январе – 20467,20 руб., в феврале – 21919 руб., в марте – 17662,57 руб., в апреле 15 630,73 руб., в мае – 20892,25 руб., в июне – 39 568,93 руб. (с учетом отпускных – 26 565,24 руб.), в июле – 8029,37 (за 8 рабочих дней), в августе – 20467,20 руб., в сентябре - 33247,25 руб., в октябре – 21520,86 руб., в ноябре – 22925,25 руб., в декабре – 69 408 руб.

Указанная выплата - «премия № 1010», как ссылался прокурор и подтверждают представители ответчиков, является выплатой в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 г. № 1010, которая, по мнению прокурора, не является гарантированной выплатой обязательного характера и потому не может учитываться в составе заработной платы при ее сравнении с МРОТ.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что производимые истцу выплаты по приказу Министра обороны РФ № 1010 от 26.07.2010 г. не являются гарантированными выплатами обязательного характера, предусмотренными системой оплаты труда гражданского персонала ответчика, составной частью заработной платы признаны быть не могут, поскольку указанные выплаты осуществляются за счет экономии бюджетных средств в пределах доводимых на указанные цели Минобороны РФ лимитов, носящих разовый поощрительный характер, и зависят от усмотрения работодателя и результата работы сотрудника ответчика.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции относительно невозможности включения выплачиваемой на основании приказа Министра обороны РФ от 26.07.2010 г. № 1010 премии в состав заработной платы применительно к требованиям статьи 133 Трудового кодекса РФ не соответствующими нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и не может согласиться с ними по следующим основаниям.

Федеральным законом от 29.12.2020 № 473-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» внесены изменения, установлен минимальный размер оплаты труда с 1 января 2021 года в сумме 12 792 рубля в месяц.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (часть 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации).

Статьей 2 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Согласно части 2 статьи 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

В силу статьи 349 Трудового кодекса РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

Согласно части 1 статьи 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть 3 статьи 129 Трудового кодекса РФ).

Частями 4 и 5 статьи 129 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Из положений статьи 130 Трудового кодекса РФ следует, что в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются в том числе величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть 1 статьи 135 Трудового кодекса РФ).

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса РФ).

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (части 5 и 6 статьи 135 Трудового кодекса РФ).

Из положений статьи 144 Трудового кодекса РФ следует, что работодатель имеет право в предусмотренном порядке устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок.

Согласно части 1 статьи 22 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право поощрять работников за добросовестный эффективный труд.

При этом действующим трудовым законодательством не ограничено право работодателя на выбор способа и порядка дополнительного материального стимулирования работника.

В силу статьи 191 Трудового кодекса РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.

В соответствии со статьей 149 Трудового кодекса РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В этой связи трудовым законодательством допускается установление работникам окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы, в размере менее МРОТ при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не ниже установленного федеральным законом МРОТ, то есть работодатель освобожден от необходимости выдерживать соотношение размеров тарифных ставок, окладов и размера МРОТ, однако производимые работнику ежемесячные выплаты за полное отработанное время в сумме не могут быть менее МРОТ.

Согласно пункту 4.2 постановления Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2017 г. № 38-П в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (статья 37, часть 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой    статьи 133 Трудового кодекса РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.

Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.

В настоящее время размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации; условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации и порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации утверждены приказом Министра обороны РФ от 18.09.2019 № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее – Приказ Министра обороны РФ от 18.09.2019 № 545), изданным в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».

Пунктом 21 главы III Приложения № 2 к Приказу Министра обороны РФ от 18.09.2019 № 545 установлено, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы (пункты 24, 25, 67-70, 76, 79, 80, 82 и 83 настоящего приложения); выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет (пункты 26-37 настоящего приложения); премиальные выплаты по итогам работы (пункты 38-54 настоящего приложения).

Согласно пункту 22 указанного Приложения выплаты стимулирующего характера, зависящие от результатов труда гражданского персонала, устанавливаются с учетом показателей и критериев оценки эффективности деятельности.

Выплаты стимулирующего характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для осуществления выплат стимулирующего характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций (пункт 23 названного Приложения).

В силу пункта 38 главы III Приложения № 2 к Приказу Министра обороны РФ от 18.09.2019 № 545 гражданскому персоналу воинских частей и организаций за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы производится выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год). Выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год) осуществляется в пределах средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда. Экономия фонда оплаты труда в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы на условиях, предусмотренных положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами), направляется на премии и стимулирующие выплаты, не учитываемые при формировании фонда оплаты труда, установленные гражданскому персоналу воинских частей и организаций положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами).

При этом приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 г. № 1010, изданным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26.12.2006 г. № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти», которым в целях повышения эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов и обеспечения качественного выполнения возложенных на указанные органы функций и задач, руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы), утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие указанным лицам (далее - Порядок).

Согласно пункту 1 Порядка дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.

Пунктами 2 и 3 Порядка предусмотрено, что расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.

При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается.

В соответствии с пунктом 5 Порядка при формировании фонда оплаты труда учитываются: численность гражданского персонала воинских частей и организаций, предусмотренная штатами; должностные оклады (тарифные ставки) в размерах, установленных настоящим приказом (в расчете на год или количество месяцев содержания должностей); выплаты компенсационного характера (в расчете на год или количество месяцев содержания должностей), в том числе: за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; в местностях с особыми климатическими условиями; со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, с шифрами - в фактически установленном на 1 октября текущего года размере; выплаты стимулирующего характера (в расчете на год) по всем должностям (профессиям), включенным в расчет фонда оплаты труда: а) надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы - в фактически установленном размере по указанным в настоящем приказе должностям; б) надбавка за выслугу лет -          в размере 4 должностных окладов (тарифных ставок); в) премия по результатам работы: по должностям профессорско-преподавательского состава военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны - в размере 5 должностных окладов; по профессиям водителей автомобилей, занятых обеспечением деятельности центрального аппарата Министерства обороны, - в размере 4,5 тарифных ставок; по остальным должностям (профессиям) - в размере 3 должностных окладов (тарифных ставок); г) ежемесячная надбавка гражданскому персоналу суворовских военных, Нахимовского военно-морского и военно-музыкального училищ, кадетских (морских кадетских) корпусов, президентских кадетских училищ в размерах, установленных пунктом 70 приложения № 2 к настоящему приказу, из расчета должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок), учитываемых в расчете фонда оплаты труда; д) единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года - в размере двух должностных окладов (тарифных ставок); е) выплаты стимулирующего характера, установленные настоящим приказом (кроме выплачиваемых за счет средств экономии фонда оплаты труда).

Системное толкование приведенных правовых норм приводит к выводу о том, что заработная плата работникам, в том числе работникам, заключившим трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, иных организациях Вооруженных Сил РФ, определяется трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда, которая, включая размеры тарифных ставок, должностных окладов, доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, устанавливается нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя, содержащими нормы трудового права, а для работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях и иных организациях Вооруженных Сил РФ, также ведомственными нормативными правовыми актами, в частности, приказами Министра обороны РФ.

Таким образом, дополнительное материальное стимулирование лиц гражданского персонала воинских частей, производимое в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 г. № 1010, осуществляется за счет средств экономии фонда оплаты труда, является периодическим (ежемесячным), выплачивается в связи с исполнением непосредственных трудовых обязанностей и, хотя не отнесено непосредственно к составной части заработной платы, представляет собой элемент вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, объема, качества и условий выполняемой им работы, и, исходя из правовой природы этой выплаты, позволяет включить ее в состав той части заработной платы, которая не должна быть ниже МРОТ, как неотъемлемую составную часть заработной платы.

Из указанного следует, что премия, выплаченная истцу в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 № 1010 и премия экономии фонда оплаты труда выплачиваемая на основании Приказа от 18.09.2019 № 545, являются неотъемлемой составной частью заработной платы истца, а потому не могут не учитываться при разрешении вопроса о соответствии таковой установленному законом минимальному размеру оплаты труда.

Как следует из расчетных листков истца, в спорный период исчисление его заработной платы производилось работодателем, исходя из размера установленного дополнительным соглашением оклада по занимаемой должности, ежемесячной премии, процентной надбавки за выслугу лет, доплаты за ночное время, процентной надбавки за стаж в ОМ, премий по приказу Министра обороны РФ от 26.07.2010 г. № 1010.

При этом совокупный размер оплаты труда истца не был ниже установленного МРОТ, в том числе, без учета районного коэффициента и процентной ставки, начисляемой в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, а обеспечивался за счет соответствующих доплат.

Исходя из анализа приведенных выше норм в их взаимосвязи следует, что использование денежных средств федерального бюджета на оплату труда, высвободившихся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с Указом Президента Федерации от 26 декабря 2006 г. № 1459 и приказом Министра Обороны РФ № 1010 в виде выплаты премии лицам гражданского персонала, исходя из оснований и условий предоставления указанной выплаты, и особенностей регулирования труда лиц, работающих в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации, установленных статьей 349 Трудового кодекса РФ, позволяет признать ее составным элементом системы оплаты труда гражданского персонала воинской части, входящим в состав заработной платы, учитываемой при сравнении с МРОТ.

Таким образом, в испрашиваемый временной период заработная плата истца без районного коэффициента и северной надбавки работодателем установлена в размере не ниже гарантированного минимума заработной платы – МРОТ как это предусмотрено положениями статьи 133 Трудового кодекса РФ, из чего следует, что работодателем механизм расчета выплат, входящих в состав заработной платы, в том числе выплаты компенсационного и стимулирующего характера при определении заработной платы истца в спорный период применен в соответствии с действующим законодательством РФ.

Доводы стороны истца о том, что премия, начисленная истцу на основании приказа № 1010 не носит обязательного характера и зависит от усмотрения работодателя, а потому не может учитываться в составе заработной плате при сравнении с МРОТ, основан на неверном толковании вышеприведенных норм права, прямо предусматривающих, что такие выплаты являются составными элементами заработной платы при сравнении с МРОТ, тем более, что премия, установленная приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 № 1010, предусмотрена системой оплаты труда, то есть носит обязательный характер, выплачивается ежемесячно,    поэтому начисление истцу заработной платы с учетом такой премии соответствует требованиям закона. При этом, объективно совокупный размер оплаты труда истца за спорный период выплачивался не ниже минимального размера оплаты труда за счет включения в состав оплаты труда вышеуказанных выплат стимулирующего характера, выплаченных в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 №1010.

Таким образом, в спорный временной период размер заработной платы истца с начисленными премиями соответствовал размеру заработной платы не ниже предусмотренного законом МРОТ, что не было учтено судом первой инстанции при принятии обжалуемого решения.

С учетом допущенных судом первой инстанции нарушений процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, неправильным применении норм материального права к спорным отношениям, неверным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от 20 июня 2022 года отменить.

Принять по делу новое решение суда, которым исковые требования заместителя военного прокурора Кяхтинского гарнизона Аблаева М.А. к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» о признании незаконными действий, взыскании недоплаченной заработной платы в пользу Паньковой О.П. оставить без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3-х месяцев в Восьмой кассационной суд общей юрисдикции, расположенный в г. Кемерово, путем подачи кассационной жалобы через Кяхтинский районный суд Республики Бурятия.

        Председательствующий:

        Судьи коллегии:

33-1060/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
заместитель военного прокурора Кяхтинского гарнизона Аблаев М.А.
Панькова Ольга Петровна
Ответчики
ФКУ Управление финансового обеспечения МО РФпо Забайкальскому краю
Другие
Войсковая часть 69647
Министерство Обороны РФ
ФГКУ ВРУПО МО РФ
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Тахтобина Оюуна Пурбуевна
Дело на сайте суда
vs.bur.sudrf.ru
21.02.2023Передача дела судье
15.03.2023Судебное заседание
24.03.2023Судебное заседание
14.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.04.2023Передано в экспедицию
24.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее