Дело № 2а-76/2022
УИД № 24RS0021-01-2021-001424-14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 января 2022 года г.Иланский
Иланский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Сасенко И.Е.,
при секретаре Гайковой А.А.,
рассмотрев административное дело по исковому заявлению Администрации Иланского района Красноярского края к ГУ УФССП по Красноярскому краю МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУФССП по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к ответчику об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указывая, что 19.10.2022 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ИНХ по г.Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю было возбуждено исполнительное производство, предметом которого является возложение обязанности по предоставлению Администрацией Иланского района Красноярского края Кондратьевой А.О. по договору найма специализированого жилья, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования Иланский район Красноярского края, соответствующее санитарным и техническим нормам, площадью не менее 22 кв.м. и не более 42 кв.м. В рамках исполнения данного решения судебным приставом-исполнителем было вынесено решение о взыскании с истца исполнительского сбора в размере 50 000 руб., в связи с неисполнением исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.
Истец указывает на отсутствие вины истца в несвоевременном исполнении решения суда, поскольку при недостаточности субвенций для целей обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Администрация г.Иланский не имеет возможности исполнить указанное решение по причинам, от нее не зависящим.
Административный истец в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд, изучив материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Суд вправе, с учетом степени вины должника, в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
В силу положений статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Согласно решению Иланского районного суда Красноярского края от 28.01.2021 года на Администрацию МО Иланский район Красноярского края была возложена обязанность по предоставлению Кондратьевой А.О. по договору найма специализированого жилья, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования Иланский район Красноярского края.
18.08.2021 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ИНХ по г.Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю было возбуждено исполнительное производство №-ИП.
В рамках исполнения данного решения судебным приставом-исполнителем 19.10.2021 года было вынесено постановление о взыскании с истца исполнительского сбора в размере 50 000 руб. в связи с неисполнением исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.
Также, как следует из материалов дела, Администрацией Иланского района Красноярского края, неоднократно направлялись запросы в Министерство образования Красноярского края о необходимости выделения денежных средств на приобретение жилья детям-сиротам, на основании решений судов.
Согласно представленным ответам было указано о том, что средства, выделенные на 2021 год, распределены органам местного самоуправления на приобретение такого жилья. 15.09.2021 года был предоставлен ответ о том, что Администрации Иланского района Красноярского края выделены денежные средства на приобретение жилья для 13 человек. Представлены также сведения о проведении электронных аукционов для приобретения жилья для детей-сирот.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Красноярского края, урегулированы Законом Красноярского края от 02.11.2000 года N 12-961 «О защите прав ребенка».
В соответствии со статьей 17 Закона Красноярского края финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется за счет средств краевого бюджета предоставляемых бюджетам муниципальных и городских округов края.
Судом также принимается во внимание, что приобретение жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что предполагает следование муниципального заказчика процедурам, установленным данным федеральным законом.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу, что должником по исполнительному производству представлены доказательства принятия мер, направленных на исполнение решения суда, неисполнение решения суда в установленный срок для добровольного исполнения не представляется возможным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-179 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Администрации Иланского района Красноярского края к ГУ УФССП по Красноярскому краю МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУФССП по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора – удовлетворить.
Освободить Администрацию Иланского района Красноярского края от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 руб., взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю от 19 октября 2021 года, по исполнительному производству №-ИП от 18.08.2021 года.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Иланский районный суд Красноярского края в месячный срок со дня его провозглашения.
Председательствующий: И.Е.Сасенко