Дело № 2-182/2021г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П.Глушково 16 сентября 2021 года.
Глушковский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Родионовой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Буденной Н.А.,
с участием представителей истца Харламова А.В. – Харламовой Л.И., Аксенко Т.М.,
рассмотрев материалы гражданского дела по иску Харламова А.В. к администрации поселка Глушково Глушковского района Курской области, жилищной комиссии при администрации поселка Глушково Глушковского района Курской области о признании права на обеспечение жильем за счет федерального бюджета и возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, признании незаконным постановления администрации п.Глушково Глушковского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ. №,
установил:
Харламов А.В. обратился в суд с иском к администрации поселка Глушково Глушковского района Курской области в котором просит признать за ним право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; обязать ответчика принять его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий жилой площадью за счет средств федерального бюджета, как выехавшего добровольно из зоны отселения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и совершить действия по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы», а также Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», мотивировав свои требования тем, что является инвалидом второй группы общего заболевания бессрочно, а также пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС, так как с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год проживал и работал в селе <адрес> <адрес>, которое относится к зоне обязательного отселения в связи с аварией на Чернобыльской АЭС. В ДД.ММ.ГГГГ году приехал в <адрес>, и поселился в <адрес>, где проживала его мама Харламова Л.И. с ДД.ММ.ГГГГ года у своего дяди ФИО8 Они приехали из <адрес> Украины, им негде было жить, и мамины дядя и тётя разрешили матери проживать в этом доме и прописали её. Когда в ДД.ММ.ГГГГ. умер ФИО8, его дочь ФИО9 предложила ему с мамой оставаться проживать в этом <адрес> безвозмездно, оплачивать коммунальные услуги и присматривать за домом, так как он оставался без хозяина, никакого письменного договора найма они не составляли, договорились устно проживать на таких условиях. Как им стало известно, собственниками дома в равных долях являются внучка и правнучка ФИО8 - ФИО10 и ФИО11 Однако они в доме не проживали, поэтому он с мамой жили в этом доме, оплачивали коммунальные услуги, ухаживали за огородом. В 2020 году в дом переехала жить ФИО9 - мама и бабушка собственников жилого <адрес>, и сообщила им о том, что в дом желает вселиться её внучка - ФИО11, являющаяся собственником 1/2 доли жилого дома. Собственники жилого <адрес> просят их выселиться, так как жилая площадь не позволяет полноценно размещаться и проживать всем жильцам, не создавая помехи собственникам жилого помещения. В связи со сложившейся ситуацией ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию п. Глушково Курской области с заявлением о принятии на учёт, в качестве нуждающегося в жилом помещении. Однако постановлением Администрации посёлка Глушково от ДД.ММ.ГГГГ № ему было отказано в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с регламентом «Принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утверждённым постановлением Администрации посёлка Глушково Глушковского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ №, пунктом 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 г. Считает такой отказ не основанным на законе, нарушающим его право на жилище. Полагает, что у него имеется несколько оснований для признания нуждающимся в жилом помещении, в том числе в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Кроме того, сослался на ст.40 Конституции РФ, ч.1,2 ст.49, ст.51, ч.1, 2 ст.52, пп.3 и 7 ст.13, п.2,3 ч.1 ст.14, ч.4, 5 ст.50 ЖК РФ, абз. 14 раздела II подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации N 1050.
ДД.ММ.ГГГГ. определением суда к участию в деле были привлечены: в качестве соответчика жилищная комиссия при администрации п.Глушково Глушковского района Курской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований: Комитет строительства и архитектуры Курской области, ОКУ «Дирекция по реализации в Курской области программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан».
ДД.ММ.ГГГГ. Харламов А.В. дополнил исковые требования, наряду с ранее заявленными исковыми требованиями просил признать незаконным постановление администрации п.Глушково Глушковского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с регламентом «Принятие на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении», утвержденного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. №, ч.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004г.
В судебном заседании представители истца: Харламова Л.И., Аксенко Т.М. поддержали уточненные исковые требования Харламова А.В. и просили их удовлетворить в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.
При этом представитель истца Аксенко Т.М. указала, что истец Харламов А.В. проживает по адресу: <адрес>, и относится к категории гражданин, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и выехавших добровольно из зоны отселения. В собственности истец жилья не имеет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма не является. ДД.ММ.ГГГГ Харламов А.В. обратился в администрацию посёлка Глушково Курской области с заявлением о принятии на учёт, в качестве нуждающегося в жилом помещении, в чем ему было отказано оспариваемым постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. №.
Истец Харламов А.В. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоял, жилым помещением не обеспечивался, в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы (категория - граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и приравненные к ним лица) не участвовал и не получал социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома. Указала, что если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Жилые помещения государственного жилищного фонда предоставляются нуждающимся гражданам, чье право на получение жилых помещений предусмотрено отдельным законом. Харламов А.В. относится к категории граждан, которые в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Считает, что имеются основания для признания Харламова А.В. нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с чем он имеет право на улучшение жилищных условий за счет средств бюджета Российской Федерации, поскольку его право на такое обеспечение предусмотрено Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Собственники в данном жилом доме не проживают, но желают вселиться в помещение. Поскольку площадь помещения не позволяет разместиться для проживания собственникам, они вынуждены просить Харламовых выселиться. Для Харламова А.В. отгорожена отдельная комната, площадью не более 9 кв. м, где он проживает, другого помещения не имеет, его нельзя считать членом семьи собственников жилого дома, так как он вселён в данное помещение не собственниками, собственники в данном помещении не проживают, общего хозяйства он с ними не ведёт. Таким образом, поскольку он не является членом семьи собственника, на него не могут распространятся правила учёта нормы площади жилого помещения на каждого проживающего, поскольку это правило применяется только к членам семьи собственника. Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, подлежат включению в месте нового проживания в отдельные списки граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья.
В судебное заседание не явились надлежащим образом уведомленные о дне, месте и времени рассмотрения дела: истец Харламов А.В., представители ответчиков: администрации п. Глушково Глушковского района Курской области, жилищной комиссии при администрации п. Глушково Глушковского района Курской области в отзывах просили в удовлетворении заявленных Харламовым А.В. требований отказать в связи с необоснованностью; представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований: Комитета строительства и архитектуры Курской области, ОКУ «Дирекция по реализации в Курской области программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан» - просил дело рассмотреть в отсутствие его представителя, принять решение на усмотрение суда. Суд, с учетом ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Кроме того, в соответствии со ст.ст. 14 и 16 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информация о времени и месте рассмотрения настоящего дела была заблаговременно размещена на интернет-сайте Глушковского райсуда Курской области.
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно п.1 ст.11 ГК РФ защите подлежат нарушенные или оспоренные гражданские права.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно статье 1, пункту 11 части 1 статьи 13, частям 1 и 2 статьи 22 Закона N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.
К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
Гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона.
Гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение (за исключением граждан, указанных в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона) в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы.
Пунктом 7 статьи 17 Закона N 1244-1 гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
Поскольку Законом N 1244-1 не установлены порядок и условия признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, необходимо руководствоваться порядком, определенным в Жилищном кодексе Российской Федерации и соответствующими подзаконными нормативными правовыми актами.
Согласно частям 2 и 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Частью 2 названной статьи установлено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
При этом, если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно ч.3 ст.49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях указаны в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Согласно ст.54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; 1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.13 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей.
Согласно п.7 ч.1 ст.17 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, указанным в п.6 ч.1 ст.13 настоящего Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
В соответствии с подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы" утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050, правом на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153, формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно пп. «е» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской федерации: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска.
В судебном заседании установлено, что Харламов А.В. является лицом, выехавшим добровольно из зоны отселения, из с. <адрес> <адрес>, подвергшемуся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, где проживал с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается копией удостоверения АК №, выданного ДД.ММ.ГГГГ. Комитетом соцобеспечения Курской области, копией справки администрации ДП «Лен» Радомышльского района Житомирской области, копией справки, выданной Красноборским сельским советом Радомышльского района Житомирской области ДД.ММ.ГГГГ., копией трудовой книжки Харламова А.В., не оспаривалось сторонами по делу.
Кроме того, Харламов А.В. является инвалидом 2 группы по общему заболеванию бессрочно, согласно копии справки № №, выданной ДД.ММ.ГГГГ
Также судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ. Харламов А.В. зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.метров, принадлежащим на праве собственности с ДД.ММ.ГГГГ ФИО10, ФИО11, по ? доле каждой, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме Харламова В.А. в указанном жилом помещении в настоящее время зарегистрированы: Харламова Л.И. с ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 с ДД.ММ.ГГГГ., а также с ДД.ММ.ГГГГ. ФИО9, что подтверждается копией домовой книги, копией технического паспорта на жилой дом, копиями свидетельств о государственной регистрации права.
Как следует из представленных суду Администрацией п.Глушково Глушковского района Курской области материалов по заявлению Харламова А.В. о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, ДД.ММ.ГГГГ Харламов А.В. обратился в администрацию <адрес> с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как проживавшего и работавшего в с<адрес> <адрес>, которое относится к зоне обязательного отселения в связи с аварией на ЧАЭС, вместе с ним просил принять на учет членов его семьи: Харламову Л.И., ФИО11, приложив справку о данных лицах, как о членах его семьи; сведения о лицах, проживающих по месту его регистрации по адресу: <адрес>; сведения о собственниках данного жилого помещения, сведения об отсутствии у него, и у Харламовой Л.И. в собственности жилых помещений.
Как следует из протокола № дистанционного заседания жилищной комиссии при администрации п.Глушково Глушковского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ., было рекомендовано отказать Харламову А.В. в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий на основании п.1 ст.54 ЖК РФ от 29.12.2004г., поскольку на каждого члена семьи, зарегистрированного по адресу проживания Харламова А.В.: <адрес>, приходится площадь в размере ДД.ММ.ГГГГ кв.м., что превышает учетную норму жилья по муниципальному образованию «поселок Глушково», которая установлена в размере 13,0 кв. метров.
Постановлением заместителя Главы администрации поселка Глушково Глушковского района Курской области ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ. №, вышеуказанный протокол заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. № был утвержден, Харламову А.В. отказано в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий на основании п.1 ст.54 ЖК РФ от ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается копией постановления № от ДД.ММ.ГГГГ.
Оспаривая указанное постановление представитель истца Харламова А.В. – Аксенко Т.М. указывает, что для него отгорожена отдельная комната, площадью не более 9 кв.м, где он проживает, другого помещения не имеет, его нельзя считать членом семьи собственников жилого дома, так как он вселён в данное помещение не собственниками, собственники в данном помещении не проживают, общего хозяйства он с ними не ведёт. Таким образом, поскольку он не является членом семьи собственника, на него не могут распространятся правила учёта нормы площади жилого помещения на каждого проживающего, поскольку это правило применяется только к членам семьи собственника.
При этом данные доводы противоречат заявлению самого Харламова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ., в котором при обращении в администрацию <адрес> он указывает в качестве членов своей семьи, которых также просит поставить на учет: Харламову Л.И. и ФИО11
Кроме того, данные доводы стороны истца не могут быть приняты судом как состоятельные в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Данное разъяснение сделано применительно к ситуации наличия у собственника единственного жилого помещения для проживания. Вместе с тем, гражданину на праве собственности могут принадлежать несколько жилых помещений, и проживать он может в любом из них, а не только в том жилом помещении, в котором проживают вселенные им в качестве членов семьи другие лица.
Из приведенных нормативных положений жилищного законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что членами семьи собственника жилого помещения могут являться не только проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны и другие родственники независимо от степени родства при условии, что они вселены в жилое помещение собственником в качестве членов его семьи. Проживание собственника отдельно, в ином жилом помещении, само по себе не опровергает факт вселения им в принадлежащее ему жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.
Необходимым условием для принятия на учет администрацией п.Глушково Глушковского района Курской области в качестве нуждающихся в жилом помещении, согласно решения Главы п. Глушково Глушковского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ., является обеспечение наличие 13 и менее метров общей площади жилого помещения, что подтверждается копией данного решения от ДД.ММ.ГГГГ, административным регламентом предоставления администрацией п.Глушково Глушковского района Курской области муниципальной услуги «Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утвержденного постановлением Глывы п.Глушково Глушковского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ. №.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
По смыслу статьи 12 ГК РФ определение законом способов защиты гражданских прав направлено, в первую очередь, на максимальное восстановление нарушенного права. Перечень способов защиты гражданских трав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
Целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав. Выбор способа защиты, в итоге, предопределяется спецификой охраняемого права и характером его нарушения. Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и физические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспоренного права, поэтому при обращении с настоящими требованиями, стороны обязаны в порядке статей 56 ГПК РФ представить доказательства нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.
Суду не представлено доказательств, свидетельствующих об отсутствии у истца Харламова А.В. права пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, в котором он зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ, как у члена семьи собственника, наличия иных оснований проживания истца Харламова А.В. в указанном жилом помещении.
С учетом того, что истец Харламов А.В. был вселен в жилое помещение по адресу: <адрес>, с согласия собственника жилого помещения, что не оспаривается участниками процесса, в настоящее время проживает в указанном жилом помещении, зарегистрирован там по месту жительства, доказательств наличия иного соглашения при его вселении в жилое помещение суду не представлено, общая площадь жилого дома, с учетом зарегистрированном в нем лиц, превышает установленный на каждого норматив в размере 13 кв.м., суд приходит к выводу, что основания для возложения на орган местного управления обязанности по постановке Харламова А.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении отсутствуют, в связи с чем полностью отказывает Харламову А.В. в удовлетворении заявленных им уточненных исковых требований.
При этом судом не могут быть приняты как состоятельные доводы представителей истца Харламовой Л.И., Аксенко Т.М. в судебном заседании, высказанные в обоснование исковых требований Харламова А.В., поскольку они основаны на неправильном толковании норм законодательства, а показания в судебном заседании свидетеля ФИО9 не противоречат вышеуказанным выводам суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Харламову А.В. в удовлетворении уточненных исковых требований к администрации поселка Глушково Глушковского района Курской области, жилищной комиссии при администрации поселка Глушково Глушковского района Курской области о признании за ним права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий жилой площадью за счет средств федерального бюджета, как выехавшего добровольно из зоны отселения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и совершить действия по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы», а также Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», и признании незаконным постановления администрации п.Глушково Глушковского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с регламентом «Принятие на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении», утвержденного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. №, ч.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004г., полностью отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Глушковский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, с которым стороны могут ознакомиться ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья: Л.А. Родионова