Решение по делу № 8а-5393/2020 [88а-8762/2020] от 02.03.2020

№ 88а-8762/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Челябинск                                                                                                 28 мая 2020 г.

         Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Степанова П.В.,

судей Ермолаевой Л.П. и Загайновой А.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Стольникова Дмитрия Юрьевича на решение Центрального районного суда г.Челябинска от 28 марта 2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 18 ноября 2019 г. по административному делу № 2а-2518/2019 по административному исковому заявлению Стольникова Д.Ю. об оспаривании решений МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области об отказе в государственной регистрации транспортного средства и возложении обязанности произвести его регистрацию.

Заслушав доклад судьи Степанова П.В., объяснения представителя Стольникова Д.Ю. – Савинова А.Ю., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя ГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области Пенкина А.Н., Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

23 августа 2018 г. Стольников Д.Ю. заключил договор купли-продажи автомобиля Ford Transit VAN 350 MWB, V-2198, г/н <данные изъяты>, VIN <данные изъяты> c индивидуальным предпринимателем Ямченко С.Н., действующим от имени Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым на рамках реализации арестованного имущества должника ПАО «Государственный ощадный банк Украины» в ходе сводного исполнительного производства № <данные изъяты>.

Стольников Д.Ю. обратился с заявлением о государственной регистрации указанного автомобиля, по результатам рассмотрения которого письмом начальника МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области от 15.11.2018 сообщено, что в соответствии с пунктом пункта 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденных Приказом МВД России от 26 июня 2018 года N 399 не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами в случае, если представлены транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввезенные на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органам.

Кроме того указывал, что 20.12.2018 повторно состоялся устный отказ в постановке на учет указанного транспортного средства.

Стольников Д.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонному регистрационно-экзаменационному отделу Государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУ МВД России по Челябинской области, ГУ МВД России по Челябинской области о признании незаконным указанных отказов в государственной регистрации транспортного средства и возложении обязанности произвести его регистрацию, считая, что им были представлены все необходимые документы для осуществления данного регистрационного действия, а у органов ГИБДД отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемых решений.

Решением Центрального районного суда г.Челябинска от 28 марта 2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 18 ноября 2019 г. в удовлетворении административного иска отказано.

В кассационной жалобе, поданной в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене постановленных по административному делу судебных актов, как незаконных и вынесении нового решения об удовлетворении требований административного истца.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно неё, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

При рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.         Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 указанного Кодекса.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что судебными инстанциями такого рода нарушения не допущены.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения определены Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", согласно пункту 3 статьи 15 которого допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Из приведенной нормы закона усматривается, что государственная регистрация транспортных средств является обязательным условием для осуществления собственниками принадлежащих им прав на автомобили, а именно для использования в дорожном движении на территории Российской Федерации, и свидетельствует о принадлежности к Российской Федерации.

Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 17 декабря 1996 г. N 20-П, от 31 мая 2005 г. N 6-П и определениях от 7 декабря 2006 г. N 544-О, от 1 октября 2008 г. N 670-О-О, от 26 января 2010 г. N 124-О-О разъяснено, что реализация права собственности в отношении транспортных средств при их использовании по назначению имеет свои особенности, которые определены спецификой их правового режима, связанной с их техническими параметрами как предметов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья, имущества третьих лиц. Государственная регистрация транспортных средств направлена на защиту здоровья, прав и законных интересов как самих собственников, так и других лиц, в том числе права на обеспечение эффективного противодействия преступлениям и другим правонарушениям, связанным с использованием транспортных средств, а сами по себе регистрационные действия, осуществляемые подразделениями Госавтоинспекции, являются формой административного контроля с целью соблюдения конституционных прав граждан и гарантирования их имущественных интересов.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" предусмотрено, что регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов транспортных средств, паспортов самоходных машин и других видов техники или электронных паспортов транспортных средств со статусом "действующий", оформленных в системе электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств), а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23 июня 2005 года, паспорта транспортных средств и паспорта шасси транспортных средств предназначены для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств и шасси транспортных средств в Российскую Федерацию.

Выдача таможенными органами паспортов транспортных средств является дополнительной функцией таможенных органов, возложенной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 года N 477 "О введении паспортов транспортных средств" в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте.

Наличие паспортов транспортных средств, оформленных в порядке, установленном главой II названного Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.

В соответствии с пунктом 3 Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 26.06.2018 N 399 не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, в случае если представлены транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввезенные на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами;

Аналогичное основание закреплено в абзаце 3 пункта 24 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 07.08.2013 N 605.

Обнаружение указанных обстоятельств является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги (пункт 24 Административного регламента).

Судами установлено и из материалов дела следует, что спорный автомобиль на момент обращения в регистрирующий орган был зарегистрирован в соответствии с законодательством Украины за ПАО «Государственный ощадный банк Украины» (состоит на регистрационном учете в Симферопольском МРЭО ГАИ ГУ УМВД Украины в АРК), и принадлежащее указанному юридическому лицу транспортное средство под таможенные процедуры не помещалось, соответствующий паспорт транспортного средства таможенными органами не выдавался. Данное обстоятельство административным истцом не оспаривается.

Оспариваемыми решениями административному истцу было отказано в регистрации транспортного средства в связи с необходимостью проведения таможенных процедур и получения соответствующих документов, в том числе паспорта транспортного средства, в таможенных органах.

Согласно статье 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 данного Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Данная норма, как следует из ее содержания, предполагает учет существа отношений, затрагиваемых указанными правоустанавливающими документами, в том числе в части правового регулирования эксплуатации транспортных средств, что предусматривает возможность ориентироваться в этом вопросе на правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, которые определены Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", включая требование о государственной регистрации транспортных средств.

Для обеспечения в рамках указанного переходного периода стабильности правового положения граждан и реализации их прав Правительством Российской Федерации было принято постановление от 5 сентября 2014 года N 897, устанавливающее особенности регистрации автомототранспортных средств для граждан Российской Федерации, проживающих на названных территориях, в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и действующее до 1 января 2015 года. Впоследствии, по истечении данного срока Правительством Российской Федерации для реализации указанных целей было принято постановление от 27 апреля 2015 года N 399 "О некоторых вопросах государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации на территории Республики Крым и г. Севастополя", предусматривающее процедуру осуществления регистрационных действий в отношении автомототранспортных средств, находящихся во владении граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города Севастополя, приобретших гражданство в соответствии с Федеральным конституционным законом "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

Указанное постановление устанавливало особенности, действующие до 1 января 2018 г. регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, находящихся во владении граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и г. Севастополя, приобретших гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", и граждан Российской Федерации, которые на день вступления в силу указанного Федерального конституционного закона проживали на территории Республики Крым и г. Севастополя, а также юридических лиц, зарегистрированных на указанных территориях в соответствии с законодательством Украины до 18 марта 2014 г., не имеющих документов, подтверждающих их право собственности на транспортные средства, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации на территории Республики Крым и города Севастополя, заключающиеся в частности в том, что регистрационные действия, связанные с заменой регистрационных документов и государственных регистрационных знаков, совершались без выдачи паспортов транспортных средств на основании регистрационных документов и государственных регистрационных знаков, выданных на транспортные средства в соответствии с законодательством Украины до 18 марта 2014 г.

Одновременно положения указанного нормативного правового акта установили требования к собственникам транспортных средств из числа граждан, проживающих на территории Республики Крым и г. Севастополя, приобретших гражданство Российской Федерации, а также юридических лиц заменить в установленном порядке регистрационные документы и государственные регистрационные знаки, выданные на транспортные средства до 18 марта 2014 г. в соответствии с законодательством Украины.

При этом документы, выданные ранее в соответствии с законодательством Украины, остаются легитимными без ограничения срока их действия в качестве оснований для обмена их на аналогичные документы и государственные регистрационные знаки Российской Федерации.

Суды исходили из того, что административный истец не имеет право на регистрацию транспортного средства в упрощенном порядке, предусмотренном указанным постановлением, поскольку не является гражданином Российской Федерации, проживавшим на территории Республики Крым и г. Севастополя либо приобретшим гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а регистрация транспортного средства возможна при условии предоставления паспорта транспортного средства, выданного таможенными органами.

Оснований не согласится с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций не имеется.

Проанализировав приведенные положения нормативных правовых актов, суды пришли к правильному выводу, что обязательным условием регистрации и допуска к участию в дорожном движении приобретенного административным истцом транспортного средства является наличие паспорта транспортного средства, который им в органы ГИБДД не представлен.

Доводы административного истца сводятся к изложению обстоятельств дела, которые были предметом исследования и оценки судов, и не свидетельствуют о допущенных ими нарушениях норм материального и процессуального права.

Обжалуемые судебные акты вынесены с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены состоявшихся по административному делу судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,

определила:

решение Центрального районного суда г.Челябинска от 28 марта 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 18 ноября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Стольникова Дмитрия Юрьевича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8а-5393/2020 [88а-8762/2020]

Категория:
Гражданские
Истцы
Стольников Дмитрий Юрьевич
Ответчики
МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области
ГУ МВД России по Челябинской области
Другие
начальник МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области Косарев Николай Сергеевич
Министерство имущественных и земельных отношений р. Крым
УФССП по Р. Крым
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
7kas.sudrf.ru
29.04.2020Судебное заседание
28.05.2020Судебное заседание
28.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее