Дело <№> декабря 2021 года
29RS0<№>-18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
Ломоносовский районный суд г. Архангельска в составе:
председательствующего по делу судьи Кочиной Ж.С.,
при секретаре судебного заседания Ершовой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краевой В. М. к государственному бюджетному учреждению социального обслуживания населения Архангельской области «Архангельский комплексный центр социального обслуживания» о признании приказа об отстранении от работы незаконным, взыскании утраченного заработка,
УСТАНОВИЛ:
Краева В.М. обратилась в суд с исковым заявлением к государственному бюджетному учреждению социального обслуживания населения Архангельской области «Архангельский комплексный центр социального обслуживания» о признании приказа директора учреждения от <Дата> <№>к об отстранении от работы незаконным, взыскании утраченного заработка в размере 29 754 рублей 31 копейки.
В обоснование исковых требований истцом указано, что работая в учреждении социальным работником приказом директора отстранена от работы в связи с отказом от профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции с <Дата> на период сохранения на территории Архангельской области неблагоприятной эпидемиологической обстановки в отношении коронавирусной инфекции либо до выполнения прививки без сохранения заработной платы на весь период отстранения. В перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, работа истца нее входит. В соответствии с ФЗ от <Дата> №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (ст. 33 ч.2) отстранение работников осуществляется от работы с выплатой пособий по социальному страхованию.
В судебное заседание истец Краева В.М. не явилась, по определению суда дело рассмотрено в ее отсутствие.
Представитель истца Костоломов П.С., действующий на основании доверенности, поддержал требования по основаниям и доводам, указанным в иске.
Представитель ответчика Надранчук Е.К., в судебном заседании не согласился с заявленными требованиями, мотивировав несогласие с требованиями отсутствием нарушенного права.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области Шишкина О.П., Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области Серебренникова А.А., действующие на основании доверенности, требования не поддержали, указав, что работодатель имеет право отстранить от работы в связи с отказом от проведения профилактической прививки без выплаты заработной платы.
Исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, и в силу ст.ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Конституция Российской Федерации признает право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37 часть 1), что не означает, однако, обязанности кого бы то ни было предоставить гражданину определенную должность или конкретную работу. Свобода труда проявляется, прежде всего, в его договорном характере, и вопрос о работе лица по определенной профессии, специальности, квалификации или должности решается именно в рамках трудового договора. Эта свобода, вместе с тем, предполагает обеспечение каждому возможности на равных с другими лицами условиях и без какой-либо дискриминации вступать в трудовые отношения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от <Дата> <№>-П и от <Дата> <№>-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от <Дата> <№>-О).
В соответствии со ст. ст. 5, 15 ТК РФ, трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Кроме того, согласно ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.
Согласно ч. 1 ст. 61 ТК РФ трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома и (или) по поручению работодателя, или его представителя.
Из диспозиции статьи 21 ТК РФ, согласно которой работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Установлено, что истец принят на работу в государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Архангельской области «Архангельский комплексный центр социального обслуживания» социальным работником <Дата>.
Уставом государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения Архангельской области «Архангельский комплексный центр социального обслуживания» установлено, что целью деятельности является социальное обслуживание граждан.
В должностные обязанности работника входит, в том числе, предоставление гражданам, признанным нуждающимся в получении социальных услуг, социального обслуживания в целях нормализации условий жизнедеятельности.
Приказом руководителя государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения Архангельской области «Архангельский комплексный центр социального обслуживания» <№>к от <Дата> истец отстранена от работы в связи с отказом от профилактической прививки против коронавирусной инфекции и в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача по Архангельской области от <Дата> <№> "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям".
<Дата> Всемирная организация здравоохранения присвоила эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), уровень международной опасности; объявлена чрезвычайная ситуация международного значения; <Дата> Всемирная организация здравоохранения, оценив ситуацию с распространением коронавируса COVID-19, объявила пандемию (распространение нового заболевания в мировых масштабах). Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> <№> утвержден перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих; начиная с <Дата>, в этот перечень заболеваний включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV) (Постановление Правительства Российской Федерации от <Дата> <№>).
Специальным нормативным правовым актом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является Федеральный закон от <Дата> № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ). Действие приведенного закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (преамбула).
Под чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера Федеральным законом № 68-ФЗ понимается сложившаяся обстановка, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.Начиная с <Дата> распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих, включено законодателем в число обстоятельств, которые влекут возможность возникновения чрезвычайной ситуации.
Абзацем 8 части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрена обязанность работодателя по отстранению от работы в случаях, предусмотренных Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Вопросы отстранения от работы в связи с отсутствием прививок регулируются законодательством об иммунопрофилактике.
Так, согласно письму Роспотребнадзора (письмо от <Дата> <№>) профилактические прививки проводятся гражданам в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний в соответствии со статьей 35 Федерального закона от <Дата> №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон №52-ФЗ).
Профилактические прививки против новой коронавирусной инфекции проводятся добровольно.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от <Дата> №157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Закон №157-ФЗ) отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок (далее - Перечень), утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> <№>.
При отсутствии осложненной эпидемиологической обстановки категория лиц, не предусмотренная Перечнем, имеет право на отказ от профилактических прививок (пункт 1 статьи 5 Закона №157-ФЗ). Отказ оформляется в письменной форме (пункт 3 статьи 5 Закона №157-ФЗ, пункт 7 статьи 20 Федерального закона от <Дата> № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Таким образом, при наличии отказа работника от вакцинации в плановом порядке (в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок, утвержденным Приказом Минздрава России от <Дата> <№>н) работодатель не вправе отстранить его от работы или принудить гражданина к проведению профилактических мероприятий.
При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Закона №52-ФЗ). В случае вынесения постановления Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителей о проведении профилактических прививок гражданам либо их отдельным группам граждане могут отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпиднеблагополучия.
Граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, статей 10 и 11 Закона №52-ФЗ.
Прививка от коронавируса не является плановой. При этом, в Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям прививка от коронавируса включена. При этом она становится обязательной, если в субъекте главным санитарным врачом вынесено постановление о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей). Если решение об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям принято и оформлено актом главного санитарного врача субъекта или его заместителя, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Архангельской области от <Дата> <№> (ред. от <Дата>) "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" в связи с продолжающейся угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, с целью достижения показателей вакцинации против новой коронавирусной инфекции не менее 60% от совокупного населения, руководствуясь пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от <Дата> №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от <Дата> №157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", пунктом 18.3 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/<Дата>-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от <Дата> <№>, приказом Минздрава России от <Дата> <№>н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и Календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям", постановлено осуществить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Архангельской области следующим категориям (группам) граждан, подлежащих обязательной вакцинации, в том числе: работникам медицинских организаций; работникам образовательных организаций, в том числе образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, дошкольных образовательных организаций, организаций дополнительного и дополнительного профессионального образования; работникам организаций социального обслуживания.
Следовательно, исходя из устава учреждения, должностных обязанностей истца, истец входит в перечень работников, подлежащих обязательной вакцинации с учетом эпидемиологической обстановки на территории Архангельской области.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по ... от <Дата> <№> предписано руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Архангельской области, установленную пунктом 1 настоящего постановления: 2.1. в срок до <Дата> организовать проведение профилактических прививок сотрудникам (работникам, проживающим, обучающимся) первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до <Дата> - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации; 2.2. Усилить информационно-разъяснительную работу среди сотрудников (работников, проживающих, обучающихся) по вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19), обратив особое внимание на необходимость проведения профилактических прививок. Пункт 1 настоящего постановления не распространяется на лиц, имеющих противопоказания (медицинское заключение об отводе от вакцинации) к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции в соответствии с Временными методическими рекомендациями Министерства здравоохранения Российской Федерации "Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19" и инструкциями по медицинскому применению вакцин против новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Материалами дела установлено, что противопоказаний на момент издания оспариваемого приказа истец не имела.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права (абзацы первый и второй части 1 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований, по которым работодатель обязан отстранить работника от работы, при этом с учетом абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, приведенный перечень исчерпывающим не является, отстранение работника от работы возможно в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Следовательно, действия работодателя соответствуют требованиям закона.
Требования истца о выплате утраченного заработка не подлежат удовлетворению в силу следующего.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой (часть 10 ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
Отказ от вакцинации в рассматриваемом случае влечет безусловное отстранение от работы без оплаты за время приостановления.
Положения ч. 2 ст. 33 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения на истца не распространяются, поскольку выплата пособий по социальному страхованию на период временного отстранения от работы производится лицам, являющимся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, если они могут явиться источниками распространения инфекционных заболеваний, к каковым она не относится.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Краевой В. М. к государственному бюджетному учреждению социального обслуживания населения Архангельской области «Архангельский комплексный центр социального обслуживания» о признании приказа об отстранении от работы незаконным, взыскании утраченного заработка, отказать.
Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска.
Председательствующий Ж.С. Кочина