Судья Санду Д.К. по делу № 33-4275/2023
Судья-докладчик Гуревская Л.С. УИД: 38RS0008-01-2022-000844-72
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 мая 2023 года г. Иркутск
Резолютивная часть апелляционного определения объявлена 17 мая 2023 года.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 мая 2023 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Рудковской И.А.,
судей Алсыковой Т.Д., Гуревской Л.С.,
при секретаре Макаровой Н. И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-84/2023 по иску прокурора Заларинского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «СибТеплоСервис» о понуждении устранить нарушения требований законодательства,
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «СибТеплоСервис» в лице генерального директора Ярощук В.В. на решение Заларинского районного суда Иркутской области от 30 января 2023 года,
заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Гуревской Л. С., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью «СибТеплоСервис» Степанец К.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Иркутской областной прокуратуры Кирчановой Е.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
установила:
в обоснование исковых требований прокурор Заларинского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц указал, что прокуратурой Заларинского района в рамках анализа исполнения ООО «СибтТеплоСервис» законодательства об охране атмосферного воздуха выявлены нарушения. В соответствии с концессионным соглашением Номер изъят от 22 октября 2019 года администрацией Заларинского МО ООО «Сибтеплосервис» переданы объекты теплоснабжения для осуществления деятельности по производству, передаче и распределению тепловой энергии с использованием объекта соглашения.
Согласно приложению № 1 к концессионному соглашению Номер изъят от 22 октября 2019 года перечень имущества, входящего в состав объекта соглашения состоит в том числе из котельной, общей площадью (данные изъяты) кв.м. инв.Номер изъят, лит А (котельная РПС), расположенная по адресу: <адрес изъят>.
При проведении в ходе указанной проверки визуального осмотра территории котельной установлен факт накопления отходов в местах (на площадках) накопления отходов, не соответствующих установленным требованиям. Навалом храниться золошлаковая смесь от сжигания углей. Все отходы (шлак) складированы на грунтовом покрытии, на не защищенном от воздействия атмосферных осадков и ветров месте. Указанное является нарушением пунктов 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 2 статьи 11, пункта 1 статьи 13.4 Федерального Закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Выявленные нарушения законодательства недопустимы и подлежат устранению.
Прокурор Заларинского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц просил обязать ООО «СибТеплоСервис» оборудовать котельную, общей площадью (данные изъяты) кв.м. инв.Номер изъят, лит. А (котельная РПС), расположенную по адресу: <адрес изъят> местом накопления отходов в соответствии с требованиями пункта 220 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Решением Заларинского районного суда Иркутской области от 30 января 2023 года исковые требования прокурора Заларинского района Иркутской области удовлетворены. Суд возложил обязанность на ООО «СибТеплоСервис» в срок до 1 сентября 2023 года оборудовать котельную, расположенную по адресу: <адрес изъят> местом накопления отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
В апелляционной жалобе ООО «СибТеплоСервис» поставлен вопрос об отмене решения по мотивам его незаконности и необоснованности, принятии нового решения об отказе в иске. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование доводов, заявитель, ссылаясь на судебную практику, указывает, что между ООО «СибТеплоСервис» и администрацией Заларинского МО было заключено концессионное соглашение Номер изъят от 22.10.2019 в отношении объектов теплоснабжения р.п. Залари Заларинского района Иркутской области. В соответствии с приложением № 1 к данному концессионному соглашению перечень имущества, входящего в состав объекта соглашения, состоит, в том числе, из спорной котельной. Указывает, что в соответствии с пунктом 4.2 концессионного соглашения задание и основные мероприятия, предлагаемые к реализации в рамках указанного соглашения, с описанием основных характеристик таких мероприятий, приведены в приложении № 2 к указанному соглашению, а в перечне мероприятий, предлагаемых к реализации в рамках концессионного соглашения, отсутствует мероприятие по оборудованию котельной местом накопления отходов. Кроме того, по тексту концессионного соглашения не установлена обязанность ООО «СибТеплоСервис» по оборудованию котельной местом накопления отходов. Считает, что такая обязанность лежит на администрации Заларинского МО. Также указывает, что в пункте 4.16 концессионного соглашения установлен предельный размер расходов на реконструкцию объекта концессионного соглашения, то есть на выполнение мероприятий, установленных в приложении № 2 к концессионному соглашению, в связи с чем предельный размер расходов не включает в себя выполнение указанного мероприятия. Ссылается на то, что для исполнения решения суда ООО «СибТеплоСервис» должно привлечь дополнительные денежные средства, не предусмотренные концессионным соглашением, в связи с чем нарушится баланс интересов сторон концессионного соглашения и ООО «СибТеплоСервис» понесет убытки. Кроме того указывает, что в целях устранения и предотвращения накопления отходов, ООО «СибТеплоСервис» заключило договор о захоронении отходов на полигоне в трех километрах юго-восточнее границы п. Залари (падь Хотхор) от Дата изъята Номер изъят, в связи с чем накопление отходов в настоящее время не происходит и необходимость оборудовать котельную местом накопления отходов отсутствует.
Относительно доводов апелляционной жалобы поступили письменные возражения от старшего помощника прокурора Заларинского района Иркутской области Васильевой Л.А., в которых содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, апелляционной жалобы – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Информация о движении дела размещена на официальном интернет-сайте Иркутского областного суда oblsud.irk@sudrf.ru.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел гражданское дело в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что
прокуратурой Заларинского района проведена проверка исполнения ООО «СибТеплоСервис» федерального законодательства в области охраны атмосферного воздуха, в ходе которой выявлены нарушения.
В соответствии с концессионным соглашением Номер изъят от 22 октября 2019 года администрацией Заларинского МО ООО «СибТеплоСервис» переданы объекты теплоснабжения для осуществления деятельности по производству, передаче и распределению тепловой энергии с использованием объекта соглашения.
Согласно приложения № 1 к концессионному соглашению Номер изъят от 22 октября 2019 года перечень имущества, входящего в состав объекта соглашения состоит в том числе из котельной, общей площадью (данные изъяты) кв.м. инв.Номер изъят, лит А (котельная РПС), расположенная по адресу: <адрес изъят>.
При проведении в ходе указанной проверки визуального осмотра территории котельной установлен факт накопления отходов в местах (на площадках) накопления отходов, не соответствующих установленным требованиям. Навалом храниться золошлаковая смесь от сжигания углей. Все отходы (шлак) складированы на грунтовом покрытии, на не защищенном от воздействия атмосферных осадков и ветров месте.
Таким образом, ООО «СибТеплоСервис» является производителем отходов, оказывает негативное воздействие на окружающую среду в процессе своей деятельности в виде образования отходов производства и потребления и их размещения.
По результатам проверки установлено, что ООО «СибТеплоСервис» допущены нарушения федерального законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Данные нарушения стороной ответчика не оспариваются, о чем было заявлено в судебном заседании генеральным директором ООО «СибТеплоСервис» Ярощук В.В.
11 октября 2022 года собрана комиссия в лице генерального директора ООО «СибТеплоСервис» Ярощук В.В., начальника отдела ЖКХ, благоустройства и общественной безопасности администрации Заларинского МО ФИО1, прокурора ФИО2, результатом чего явился акт осмотра, из которого следует, что при осмотре территории котельной установлен факт накопления отходов в местах (на площадках) накопления отходов, не соответствующих установленным требованиям. Навалом храниться золошлаковая смесь от сжигания углей. Все отходы складированы на грунтовом покрытии, на незащищенном от воздействия атмосферных осадком и ветров месте.
По указанным нарушениям прокуратурой района 11 ноября 2022 года в ООО «СибТеплоСервис» внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха.
В полном объеме представление (требование) прокурора не исполнено.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Статьями 34 и 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные объекты, на водосборные площади, в недра и почву. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Пунктами 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" регламентируются, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьей 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" закреплено, что собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу п. 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Пунктом 220 СанПиН 2.1.3684-21 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий") определено, что при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом); поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).
В силу п. 215 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" определены основные способы накопления и хранения отходов производства в зависимости от их физико-химических свойств: на производственных территориях на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах, емкостях); на производственных территориях предприятий по переработке и обезвреживанию отходов (в амбарах, хранилищах, накопителях, площадках для обезвоживания илового осадка от очистных сооружений), а также на промежуточных (приемных) пунктах сбора и накопления, в том числе терминалах, железнодорожных сортировочных станциях, в речных и морских портах; вне производственной территории - на специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения (хранения и захоронения) отходов (полигон, шламохранилища, в том числе шламовые амбары, хвостохранилища, отвалы горных пород).
Согласно п. 216 СанПиН 2.1.3684-21 накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям Санитарных правил.
Согласно п. 1.1 Концессионного соглашения от 22 октября 2019 года концессионер обязуется за свой счет реконструировать имущество, право собственности на которое принадлежит концеденту, и осуществлять деятельность по производству, передаче и распределению тепловой энергии с использованием объекта соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.
Предельный размер расходов на реконструкцию объекта соглашения, осуществляемых Концессионером в течение всего срока действия настоящего соглашения равен 2 811 235,00 рублей (п. 4.16).
Раздел 6 Концессионного соглашения от 22 октября 2019 года подробно регулирует право владения, пользования и распоряжения имуществом, предоставленным концессионеру.
Из содержания Концессионного соглашения от 22 октября 2019 года не усматривается, что на администрацию Заларинского МО (Концедента) возложена обязанность оборудовать место накопления отходов.
Накопительные отходы (шлак от сжигания углей) является результатом деятельности по владению, пользованию и распоряжению имуществом (котельной) и оборудование места хранения под отходы необходимо осуществить средствами и силами ООО «СибТеплоСервис».
Предельный размер расходов на реконструкцию объекта соглашения, по смыслу Концессионного соглашения, не входит в стоимость оборудования котельной местом накопления отходов. Устранение данных нарушений не является реконструкцией объекта.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному и правомерному выводу об удовлетворении искового заявления прокурора Заларинского района, обязав ООО «СибТеплоСервис» в срок до 1 сентября 2023 года оборудовать котельную, расположенную по адресу: <адрес изъят> местом накопления отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
Доводы заявителя апелляционной жалобы фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных судом. Оснований для переоценки доказательств у судебной коллегии в силу требований статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу частей 1 - 3 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, судом апелляционной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
определила:
решение Заларинского районного суда Иркутской области от 30 января 2023 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.А. Рудковская
Судьи Т.Д. Алсыкова
Л.С. Гуревская