Дело № 2-2582/2020
64RS0045-01-2020-003701-13
Решение
Именем Российской Федерации21 июля 2020 года г. Саратов
Кировский районный суд города Саратова в составе
председательствующего судьи Избаш М.В.,
при секретаре Абакарове И.М.,
с участием помощника прокурора г. Саратова Горин И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению первого заместителя прокурора г. Саратова в интересах Смирновой О.В. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, третье лицо – Министерство финансов Саратовской области, о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
установил:
Первый заместитель прокурора г. Саратова обратился в суд в интересах Смирновой О.В. с указанным иском к ответчику, мотивируя требования тем, что Смирновой О.В. имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области № от 28.12.2017 года Смирновой О.В.принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору найма. В связи с тем, что до настоящего времени ей не было предоставлено благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, прокурор просит суд обязать ответчика предоставить истцу благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области в границах <адрес> по норме предоставления жилого помещения не менее 30 кв.м. общей площади.
Истец Смирново О.В., извещенная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, причины неявки суду неизвестны.
Представитель ответчика Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, причины неявки суду неизвестны.
Третье лицо - министерство финансов Саратовской области, извещенное о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, причины неявки суду неизвестны.
Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Помощник прокурора г. Саратова Горин И.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить.
Суд, заслушав лица, участвующего в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу положений ст. 123 Конституции РФ и ст.ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст. 57 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанном на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах, содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказ родителей взять своих детей из воспитательных лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Согласно ст. 8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (п. 1). Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с п. 1 настоящей статьи, составляет пять лет. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7).
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8).
В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» настоящий закон вступил в силу с 01.01.2013 года. Действие положений ст. 8 вышеуказанного закона и Жилищного кодекса РФ в редакции настоящего закона, распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае если дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей – сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в частности, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 3 Закона Саратовской области от 02 августа 2012 года № 123-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области», вступившим в законную силу с 01 января 2013 года, Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если в соответствии со статьей 4 настоящего Закона их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного государственного жилищного фонда области по договорам найма специализированных жилых помещений при условии, что местом их жительства является Саратовская область.
В ст. 6 Закона Саратовской области от 23.04.2012 г. № 64-ЗСО определяется порядок предоставления жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда лицам, указанным в ч. 1 ст. 3 настоящего Закона, достигших возраста 18 лет, которые только обратились с заявлениями по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений ежегодно в срок не позднее 30 января формирует предварительный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленных на специализированный жилищный учет и достигших возраста 16 лет по состоянию на 1 января текущего года (далее - предварительный список), и направляет его не позднее 5 февраля в уполномоченный орган в сфере опеки и попечительства (ч. 4).
Уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений ежегодно в срок не позднее 1 апреля формирует выверенный список поставленных на специализированный жилищный учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет (далее - выверенный список) (ч. 7).
На основании уточненного списка и выверенного списка с учетом поступивших заявлений уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений: ежегодно в срок не позднее 1 мая формирует и утверждает единый сводный список (реестр) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет (далее - сводный список) (ч. 8).
В судебном заседании установлено и не оспаривается ответчиком, что Звонцова В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается решением о лишении родительских прав (л.д. 17-21).
В судебном заседании также установлено, что распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области № от 28.12.2017 года Звонцова В.В. принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д. 14).
При этом жилое помещение по договору социального найма из государственного жилищного фонда области Смирновой О.В. не предоставлено. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и никем не оспариваются.
В связи с чем, в силу ст. 6 Закона Саратовской области от 23.04.2012 г. № 64-ЗСО, которая закрепляет, что жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия Смирново О.В. должна быть обеспечена жилым помещением из специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения в границах <адрес>, общей площадью не менее 30 кв. м, которая предусмотрена Законом Саратовской области от 28.04.2005 г. № 39-ЗCO «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области».
Нахождение Смирновой О.В. в списках нуждающихся, который составляется ответчиком, нельзя расценивать как отсутствие нарушения прав указанной категории лиц, поскольку их право на обеспечение жилыми помещениями, как на момент достижения возраста 18 лет, так и на момент обращения в суд, не реализовано, жилое помещение не получено.
Льгота по обеспечению истца жилым помещением по договору найма специализированного жилого фонда, распространяется только на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Смирновго О.В обладает указанным статусом, в связи с чем, норма предоставления жилого помещения рассчитывается, как на одиноко проживающего гражданина - 30 кв. м.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о необходимости возложения на соответствующие органы обязанности предоставить Смирновой О.В. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
В соответствии с подпунктом 14.2 пункта 2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 № 184- Ф3 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Согласно ст. 3 п. 5 Закона Саратовской области от 2 августа 2012 года №123-3CO «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области», жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области для одиноко проживающего гражданина.
В соответствии с постановлением правительства Саратовской области от 14.05.2005 № 168-П (в редакции от 21.12.2007) «Вопросы министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области» уполномоченным органом по представлению жилых помещений государственного жилищного фонда области гражданам в пределах своей компетенции является министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области.
Анализируя представленные сторонами доказательства, исходя из вышеуказанных норм материального права, суд приходит к выводу о том, что требования истца о возложении на ответчика обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда в границах <адрес> по норме предоставления жилого помещения не менее 30 кв.м общей площади подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области предоставить Смирновой О.В. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области в границах <адрес> по норме предоставления площади жилого помещения не менее 30 кв. м. общей площади.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Кировский районный суд г. Саратова.
Срок изготовления мотивированного решения 29 июля 2020 года.
Судья М.В. Избаш