Судья Богаевская Т.С. дело № 33-61 2016 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 января 2016 года г. Севастополь
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего – судьи Григоровой Ж.В.,
судей – Андрейченко А.А., Зотова В.С.,
при участии секретаря – Кондратовой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента архитектуры и градостроительства <адрес> на решение Нахимовского районного суда <адрес> от 15 октября 2015 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора <адрес> горда Севастополя в интересах Бояркин Ю,И. к Правительству <адрес>, Департаменту архитектуры и градостроительства <адрес> удовлетворить частично.
Обязать Департамент архитектуры и градостроительства <адрес> предоставить лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Бояркину Ю.И. благоустроенное применительно к условиям <адрес> жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В остальной части исковых требований прокурору отказать.
Заслушав доклад судьи Григоровой Ж.В., пояснения представителя Департамента архитектуры и градостроительства <адрес> – Андриановой Ю.В. (по доверенности), представителя Правительства <адрес> – Доденкова А.Ю. (по доверенности), представителя Департамента труда и социальной защиты населения <адрес> – Козлова А.Н. (по доверенности), поддержавших доводы жалобы, полагавших решение подлежащим отмене, пояснения прокурора – Ведмидь А.И., Бояркина Ю.И., возражавших против доводов жалобы, полгавших решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
<адрес> обратился в суд в интересах Бояркина Ю.И. и просил обязать Правительство <адрес> предоставить последнему благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что Бояркин Ю.И. относится к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом, он жильем не обеспечен, с 09.12.2009 г. он состоит на учете лиц, подлежащих обеспечению жильем. 11.06.2015 г. он обращался в Управление жилищной политики Департамента архитектуры и градостроительства <адрес> о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма, однако данный вопрос разрешен не был.
Определениями Нахимовского районного суда <адрес> от 31.08.2015 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент архитектуры и градостроительства Правительства Севастополя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора – Главное управление социальной защиты населения Севастополя Департамента социальной политики Правительства Севастополя.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Департамент архитектуры и градостроительства <адрес>, ссылаясь на незаконность решения суда первой инстанции, просит его отменить и постановить по делу новое, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование доводов жалобы указано, что суд неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем пришел к выводам, противоречащим действующему законодательству. Удовлетворив требования иска, суд предоставил Бояркину Ю.И. преимущественное право на жилье перед иными нуждающимися лицами, также включенными в льготную очередь на обеспечение жильем, тем самым нарушив их права.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. «ж» ч. 1 ст. 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ ( ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ).
В силу ст. 4 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 15 от 29.02.2012 г. действие положений ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159 от 21.12.1996 г. и Жилищного кодекса РФ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу указанного Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу этого Федерального закона.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159 от 21.12.1996 г. детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п. 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, законодательством четко определены основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159 от 21.12.1996 г.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
При этом, ни вышеуказанными нормами, ни иными законами установление очередности внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан не предусмотрено.
Содержащаяся в п. 3 ст. 8 вышеуказанного закона оговорка о формировании списка лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, само по себе не означает, что предоставление им жилых помещений должно осуществляться именно в соответствии с какой-либо очередностью.
По своей сути формирование субъектом РФ списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования, выделяемого на цели обеспечения жильем лиц указанной категории.
Органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Аналогичные нормы закреплены положениями Закона города Севастополя «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Севастополе» № 112-ЗС от 09.02.2015 г.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Бояркин Ю.И. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот возложена на Департамент архитектуры и градостроительства <адрес>.
Распоряжением Департамента труда и социальной защиты от 11.09.2015 г. Бояркин Ю.И. включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями согласно положениям Федерального закона № 159 от 21.12.1996 г. с датой включения в список 09.12.2009 г.
Вместе с тем, 11.06.2015 г. Бояркин Ю.И. обратился в Управление жилищной политики Департамента архитектуры и градостроительства <адрес> с заявлением о предоставлении ему благоустроенного жилого помещения специализированного типа, однако до настоящего момента его заявление не разрешено.
Анализируя указанные положения закона и установленные фактические обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о законности заявленных требований, о чем и постановил в обжалуемом решении.
Доводы апелляционной жалобы о том, что первоочередное обеспечение Бояркина Ю.И. жилым помещением законодательством не предусмотрено, поскольку будут нарушены конституционные права и свободы тех детей-сирот, которые зарегистрированы в числе очередников ранее, не могут повлечь за собой отмену либо изменение решения суда, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилья вне очереди лицу, имеющему указанное право, от предоставления жилья иным лицам, которые также обладают указанным правом. Гарантированное законом право Бояркина Ю.И., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилой площади, от каких-либо других условий. При этом отсутствие или нехватка денежных средств в бюджете не освобождает ответчика от предоставления жилья гражданам, имеющим право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения вне очереди.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в апелляционном порядке, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. ст. ст. 328, 329 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 15 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя – без удовлетворения.
Копия верна.
Судья: Ж.В. Григорова