Решение по делу № 12-9/2019 от 03.12.2018

Дело № 12-9/2019 РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление об административном правонарушении

г.Йошкар-Ола 17 января 2019 года

Судья Йошкар - Олинского городского суда Республики Марий Эл Митькова М.В., с участием представителя МУП «РИА «Йошкар-Ола» Назаровой В.А., представителей Государственной инспекции труда в РМЭ Иванова И.Е., Черновой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу МУП «РИА» «Йошкар-Ола» на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл от 20 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, которым

МУП «Рекламно-информационное агентство «Йошкар-Ола» МО «Город Йошкар-Ола», расположенное по адресу: <адрес>, ИНН , ОГРН ранее к административной ответственности за однородное правонарушение не привлекавшееся,

привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл Чезгановой И.В. от 20 ноября 2018 года МУП «РИА «Йошкар-Ола» привлечено к административной ответственности и подвергнуто административному взысканию в виде штрафа в размере 32000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.

Согласно постановлению, в действиях МУП «РИА «Йошкар-Ола» имеется нарушение ст. ст. 136, 140 Трудового Кодекса РФ.

Не согласившись с данным постановлением, МУП «РИА «Йошкар-Ола» обратилось в суд с жалобой, в которой просило отменить указанное постановление и производство по делу прекратить, применив ст. 2.9 КоАП РФ. В обоснование жалобы указано, что нарушение сроков выплаты заработной платы, а также оплата отпускных работникам в нарушение установленных законом сроков были незначительны, обусловлены неперечислением дотаций УФК по Республике Марий Эл Управление культуры администрации ГО «Город Йошкар-Ола» на счет организации. Нарушение оплаты отпуска обусловлено также возможностью работников в связи с производственной необходимостью брать отпуск, отклоняясь от графика отпусков. Указанные действия не причинили ущерб неограниченному кругу лиц. При назначении наказания административным органом не было принято во внимание имущественное положение МУП «РИА «Йошкар-Ола», произведенная выплата денежных средств работникам в качестве компенсации за задержку заработной платы, выплат по отпускным.

В судебном заседании законный представитель МУП «РИА «Йошкар-Ола» Назарова В.А. доводы и требования жалобы поддержала, пояснила аналогично изложенному в жалобе, указав, что редакция имеет маленький штат, организация ведет предпринимательскую деятельность, которая является убыточной, просила учесть тяжелое финансовое положение предприятия, а также то, что допущенные нарушения были устранены сразу же после проведения проверки.

Представители Государственной инспекции труда в РМЭ Иванов И.Е., Чернова С.А. с доводами жалобы не согласились, считают постановление законным и обоснованным по доводам, изложенным в возражении.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.

В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Статья 22 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Согласно положениям статьи 136 Трудового кодекса РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором. Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.

В силу ст. 140 Трудового кодекса РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.

Согласно статье 20 Трудового кодекса РФ работодатель - физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

В соответствии со статьей 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Как следует из материалов дела, основным видом деятельности МУП «РИА «Йошкар-Ола» является издание газет, дополнительным видом деятельности – деятельность агентов, специализирующихся на оптовой торговле прочими товарами, не включенными в другие группировки; транспортная обработка грузов; деятельность рекламных агентств.

В ходе проведенной Государственной инспекцией труда в РМЭ в период с 18 октября 2018 года по 15 ноября 2018 года, 31 октября 2018 года с 14 часов 00 минут до 14 часов 30 минут, 13 ноября 2018 года с 13 часов 00 минут до 15 часов 30 минут плановой выездной проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в отношении МУП «РИА «Йошкар-Ола», установлены нарушения трудового законодательства.

Так, согласно материалам дела, в нарушение сроков выплаты заработной платы, установленных внутренним локально-нормативным актом организации 10 и 25 числа, заработная плата за вторую половину августа 2018 года, причитающаяся к выплате 10 сентября 2018 года, 11 работникам выплачена на 1 день позже. Денежная компенсация за нарушение срока выплаты заработной платы за вторую половину августа 2018 года работникам не начислялась и не выплачивалась. Оплата отпуска произведена с нарушением установленных законом сроков в отношении работников – ФИО6 на 3 дня позже, ФИО7 на 15 дней позже, ФИО8 на 5 дней позже, ФИО9 на 3 дня позже, ФИО10 на 4 дня позже, ФИО8 на 10 дней позже. Денежная компенсация за нарушение сроков выплаты отпусков работникам не начислялась и не выплачивалась. В ходе проверки также установлено, что выплата всех сумм, причитающихся при увольнении ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 произведена с нарушением установленных законом сроков. Так, выплата суммы при увольнении ФИО11 07 сентября 2018 года произведена 11 сентября 2018 года, пи увольнении ФИО12 07 сентября 2018 года произведена 24 сентября 2018 года, при увольнении ФИО13 11 апреля 2018 года произведена 08 мая 2018 года, при увольнении ФИО14 08 июня 2018 года произведена 09 июня 2018 года.

На основании указанной выше проверки МУП «РИА «Йошкар-Ола» административным органом вынесено предписание от 15 ноября 2018 года с требованием устранения указанных выше нарушений трудового законодательства в срок до 29 ноября 2018 года.

В соответствии с представленными документами, а также согласно письменному объяснению главного бухгалтера МУП «РИА «Йошкар-Ола» ФИО15, пояснениями в жалобе директора МУП «РИА «Йошкар-Ола» Назаровой В.А., заработная плата работникам организации выплачена с опозданием по причине того, что ДД.ММ.ГГГГ от Управления культуры администрации ГО «Город Йошкар-Ола» не поступила субсидия, в связи с этим у предприятия не было денежных средств для выплаты заработной платы за август 2018 года в срок. 11 сентября 2018 года денежные средства поступили, в этот же день задолженность по заработной плате перед сотрудниками была погашена. Компенсация за нарушение срока выплаты отпускных расчетов при увольнении в 2018 году работникам не начислялась и не выплачивалась. Данная компенсация была выплачена непосредственно после проведения проверки.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении МУП «РИА «Йошкар-Ола» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, и привлечения данного юридического лица к административной ответственности.

Вина МУП «РИА «Йошкар-Ола» в совершении им административного правонарушения подтверждается материалами дела, актом о результатах проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, протоколом об административном правонарушении, бухгалтерскими документами.

Данные документы в силу ст. 26.11 КоАП РФ судом оценены по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Поскольку в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства невозможности выполнения юридическим лицом требований трудового законодательства, равно как и доказательства принятия предприятием исчерпывающих мер, направленных на соблюдение действующих норм и правил, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления о привлечении МУП «РИА «Йошкар-Ола» к административной ответственности.

Доводы заявителя о нарушении сроков выплаты заработной платы и отпускных ввиду несвоевременного перечисления дотаций (субсидий) из бюджета городского округа «Город Йошкар-Ола» не свидетельствуют о наличии исключительных обстоятельств, отсутствие соответствующего финансирования из бюджета не является основанием для невыплаты заработной платы в установленный срок. Данное обстоятельство не освобождало работодателя от обязанности соблюдать трудовое законодательство, которое не признает правомерной задержку выплаты заработной платы по причине отсутствия денежных средств.

Вопрос о наличии вины МУП «РИА «Йошкар-Ола» в совершении вменяемого административного правонарушения исследовался административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в постановлении о привлечении к административной ответственности. Бездействие МУП «РИА «Йошкар-Ола» по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ квалифицировано верно.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Таким образом, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения, и может иметь место только при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Вместе с тем совершенное предприятием правонарушение посягает на право каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей необходимое для человека существование для него самого и его семьи. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении предприятия к исполнению своих обязанностей работодателя, возложенных на него трудовым законодательством, и к интересам работника, которому государством гарантируется создание условий беспрепятственного и своевременного получения заработной платы удобным для него способом.

Исходя из оценки фактических обстоятельств дела, принимая во внимание ведение предприятием предпринимательской деятельности и извлечение из нее прибыли, а также с учетом характера противоправного деяния, оснований для признания его малозначительным и освобождения организации от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.

Доводы предприятия об устранении выявленных нарушений не свидетельствуют об отсутствии события и состава административного правонарушения и не исключают вину юридического лица в его совершении.

Постановление о привлечении предприятия к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

В силу ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В данном случае следует учитывать характер совершенного административного правонарушения, выразившегося в нарушении конституционных прав работника на своевременную и полную оплату труда.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено в пределах санкции, предусмотренной ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, и является справедливым и соразмерным содеянному.

Существенные процессуальные нарушения, которые бы повлекли отмену либо изменение постановления, вынесенных по делу, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущены.

При таком положении оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл от 20 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, которым МУП «Рекламно-информационное агентство «Йошкар-Ола» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ, и назначения административного наказания в виде штрафа в размере 32000 рублей, оставить без изменения, жалобу МУП «Рекламно-информационного агентства «Йошкар-Ола» – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный Суд Республики Марий Эл, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья М.В. Митькова

12-9/2019

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Суд
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл
Судья
Митькова М.В.
Дело на странице суда
yoshkarolinsky.mari.sudrf.ru
17.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее