Дело № 2а-2099/2019
УИД: 42RS0009-01-2019-002217-20
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово в составе:
председательствующего судьи Курилова М.К.,
при секретаре Ривной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово
28 мая 2019 года
административное дело по административному исковому заявлению Тимофеева А.В. об оспаривании решения Инспекции ФНС по г.Кемерово о постановке на налоговый учет физического лица в качестве оценщика, занимающегося частной практикой,
У С Т А Н О В И Л:
Тимофеев А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Инспекции ФНС г.Кемерово о постановке на налоговый учет физического лица в качестве оценщика, занимающегося частной практикой.
Административные исковые требования мотивированы тем, что Тимофеев А.В. в период с **.**.**** по **.**.**** являлся членом саморегулируемой организации оценщиков "Российское общество оценщиков". В данный период он не осуществлял оценочную деятельность и не являлся частнопрактикующим оценщиком.
В вышеуказанный период членства в СРО "РОО" Тимофеев А.В. пытался трудоустроиться к юридическому лицу, соответствующему условиям, установленным статьей 15.1 №135-Ф3 от 29.07.1998, и осуществлять оценочную деятельность на основании трудового договора с ним в соответствии с п. 2 ст. 4 N 135-ФЗ от 29.07.1998, т.к. членство в саморегулируемой организации оценщиков является либо обязательным требованием при трудоустройстве, либо является преимуществом при выборе кандидатов работодателем. Однако, административному истцу так и не удалось найти работу по оценочной деятельности.
**.**.**** в личном кабинете на портале Госуслуги.ру Тимофеев А.В. обнаружил налоговую задолженность. Ему удалось выяснить, что налоговые органы применили в отношении него действие п. 2 ч. 1 ст. 419 НК РФ, согласно которому оценщики, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой признаются плательщиками страховых взносов.
В соответствии с п. 2 ст. 138 НК РФ административный истец пытался в досудебном порядке урегулировать данный вопрос. Руководствуясь ст. 139.2 НК РФ подавал жалобу по телекоммуникационным каналам и через личный кабинет налогоплательщика. От вышестоящего органа - ФНС России был получен ответ.
Административный истец считает, что налоговые органы не имели оснований для постановки его на учет как физического лица в качестве оценщика, занимающегося частной практикой по следующим основаниям.
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти -Росреестр. осуществляющий функции по контролю за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, руководствуясь п. 4.1 ст. 85 НК РФ не сообщал в налоговый орган сведения обо мне, как об оценщике, занимающимся частной практикой, т.к.: сводный реестр членов саморегулируемых организаций оценщиков, который формирует Росреестр, даже не предусматривает содержания информации "частнопрактикующий оценщик"; Росреестр, осуществляющий функции по контролю за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, руководствуясь п. 4.1 ст. 85 НК РФ, предоставляет сведения о членах саморегулируемых организаций оценщиков, внесенных в сводный реестр членов саморегулируемых организаций оценщиков, в форме и формате, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 10.10.2017 № ММВ-7-14/795@, приложения к которому также не содержат информации "частнопрактикующий оценщик", не содержат информации об оценщиках, занимающихся частной практикой, не содержат информации о дате начала либо прекращения оценщиком занятия частной практикой.
Сводный реестр членов саморегулируемых организаций оценщиков формируется Росреестром на основании Приказа Министерства экономического развития РФ от 23 июля 2015 г. № 497 «Об утверждении перечня сведений, включаемых в сводный реестр членов саморегулируемых организаций оценщиков, порядка формирования, ведения, опубликования сводного реестра членов саморегулируемых организаций оценщиков, порядка представления саморегулируемой организацией оценщиков в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение сводного реестра саморегулируемых организаций оценщиков, сведений о внесении изменений в реестр членов саморегулируемых организаций оценщиков и об основаниях внесения таких изменений», также не предусматривающего содержание информации "частнопрактикующий оценщик", не предусматривающего содержание информации об оценщиках, занимающихся частной практикой и не предусматривающего содержание информации о датах начала либо прекращения оценщиком занятия частной практикой.
Налоговые органы незаконно признают оценщиками, занимающимися частной практикой, плательщиками страховых взносов в соответствии с п. 2 ч.1 статьи 419 НК РФ в случае отсутствия в сводном реестре членов саморегулируемых организаций оценщиков сведений о юридическом лице, с которым оценщик заключил трудовой договор.
Из-за самовольной трактовки п. 2 ст. 4 N 135-ФЗ от 29.07.1998 Федеральная Налоговая служба РФ (ФНС РФ) самовольно считает плательщиками страховых взносов только тех оценщиков, у которых в сводном реестре членов саморегулируемых организаций оценщиков нет сведений о юридическом лице, с которым оценщик заключил трудовой договор.
На основании изложенного, с учетом уточнения административных исковых требований, просит суд признать постановку на налоговый учет физического лица Тимофеева А.В. в качестве оценщика, занимающегося частной практикой, плательщика страховых взносов, в период с **.**.**** по **.**.**** г. незаконной, освободить полностью от уплаты незаконно начисленной задолженности по страховым взносам и пени по ним. Признать недействительными (незаконным) требования ###, ###, ### об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).
Определением Центрального районного суда г.Кемерово от **.**.**** административные исковые требования Тимофеева А.В. в части оспаривания требований об уплате страховых взносов ###, ###, ### оставлены без рассмотрения поскольку административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования споров по данной категории дел.
В судебном заседании административный истец Тимофеев А.В. уточненные административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Санникова А.А., действующая на основании доверенности от **.**.****, административные исковые требования не признала.
Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно положениям статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии со ст. 4 Закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями данного Закона, осуществляющие оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным ст. 15.1 Закона N 135-ФЗ.
Как следует из пояснений административного истца, а также подтверждается письменными материалами дела Тимофеев А.В. в период с **.**.**** по **.**.**** являлся членом саморегулируемой организации оценщиков «Российское общество оценщиков».
Административный истец указывает, что налоговый орган незаконно произвел его постановку на налоговый учет в качестве оценщика, занимающегося частной практикой и плательщика страховых взносов. Кроме того Тимофеев А.В. указывает, что налоговой орган в нарушение не направлял ему уведомление о постановке на налоговый учет.
Согласно абц. 3 ч.6 ст. 83 НК РФ постановка на учет арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика и патентного поверенного осуществляется налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.
Как следует из ч.2 ст 84 НК РФ налоговый орган обязан выдать (направить): арбитражному управляющему, занимающимся частной практикой оценщику и патентному поверенному, медиатору - уведомление о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающее постановку на учет в налоговом органе физического лица в качестве соответственно арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора (уведомление о снятии с учета в налоговом органе).
В соответствии с п.4.1. ст. 85 НК РФ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, оценщиков, обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц об арбитражных управляющих, оценщиках, занимающихся частной практикой, - членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров, о прекращении оценщиком занятия частной практикой.
Согласно подпунктам 5.1.6, 5.1.8, 5.1.34 пункта 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение единого государственного реестрасаморегулируемых организаций оценщиков, надзор за исполнением
саморегулируемыми организациями оценщиков требований Федеральногозакона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РоссийскойФедерации» также формирование ведение сводного реестра членов саморегулируемых организаций оценщиков.
Вместе с тем, указанные положения в части порядка постановки на учет в налоговом органе частнопрактикующих оценщиков были введены ФЗ от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» и вступили в силу с 01.01.2017 года.
Исходя из смысла приведенных норма закона, до 01.01.2017 года обязанности у налогового органа по постановке на учет физического лица в качестве оценщика не существовало. Таким образом, налоговый орган фактически не производил постановку Тимофеева А.В. на налоговый учет в качестве оценщика, занимающегося частной практикой, поскольку его членство в саморегулируемой организации началось до вступления указанных положений в силу, а именно **.**.****. Соответственно уведомление о постановке на учет административному истцу не направлялось.
Вместе с тем, как следует из представленных документов, в отношении Тимофеева А.В., в рамках п. 4.1 ст. 85 НК РФ, 01.08.2018 в ИФНС по г.Кемерово поступили сведения о внесении **.**.**** в сводный реестр членов саморегулируемых организаций оценщиков сведений о постановке на учет физического лица - оценщика.
**.**.**** в ИФНС по г.Кемерово поступили сведения об исключении **.**.**** Тимофеева А.В. из сводного реестра членов саморегулируемых организаций оценщиков.
Согласно пункту 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Согласно пункту 1 статьи 430 НК РФ, плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, уплачивают: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; страховые взносы на обязательное медицинское страхование.
Соответственно, в период с **.**.**** по **.**.****. Тимофеев А.В. являлся плательщиком страховых взносов.
Согласно положениям статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога, страховых взносов является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, страхового взноса. В случае неуплаты или уплаты налогов, сборов, страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки налогоплательщик обязан выплатить пени, начисленные в порядке, установленном статьей 75 НК РФ.
В соответствии с Порядком формирования и ведения Журнала «Исчисление страховых взносов по плательщикам, не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам», утвержденным приказом ФНС России от 25.07.2018 № ММВ-7-11/468 @ «Об утверждении Журнала «Исчисление страховых взносов по плательщикам, не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам» исчисление страховых взносов производится в автоматическом режиме на основании сведений, в частности, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков.
В связи с чем, Тимофееву А.В. в рамках действующего законодательства, были начислены страховые взносы в фиксированном размере:
на обязательное пенсионное страхование:
- с **.**.**** по **.**.**** в сумме 23 400 руб.;
- с **.**.**** по **.**.**** в сумме 14 128,79 руб.;
на обязательное медицинское страхование:
- с **.**.**** по **.**.**** в сумме 4 590 руб.;
- с **.**.**** по **.**.**** в сумме 3 108,39 руб.
Административным истцом также заявлены требования об освобождении от уплаты начисленной задолженности по страховым взносам и пени по ним.
Согласно п. 7 ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в пп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за периоды, указанные в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также за периоды, в которых приостановлен статус адвоката и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов.
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства, что Тимофеевым А.В. подавалось в налоговый орган указанное заявление с приложением соответствующих документов.
На основании изложенного, оценивая доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что административные исковые требования Тимофеева А.В. об оспаривании решения Инспекции ФНС по г.Кемерово о постановке на налоговый учет физического лица в качестве оценщика, занимающегося частной практикой, плательщика страховых взносов, об освобождении от уплаты начисленной задолженности по страховым взносам и пеням подлежат оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Тимофеева А.В. в части требований о признании незаконной постановку на налоговый учет в качестве оценщика, занимающегося частной практикой, плательщика страховых взносов, в период с **.**.**** по **.**.****, об освобождении от уплаты начисленной задолженности по страховым взносам и пени – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 1 месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: М.К. Курилов
В окончательной форме решение изготовлено 01.06.2019 года.